( Из «ИЗУЧЕНИЕ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА» )
ЦЕЛЬ: изучение уровня и адекватности
самооценки школьника.
ХОД РАБОТЫ. Эксперимент проводится в
виде свободной беседы. Экспериментатор проводит на чистом листе бумаги длинную
вертикальную линию и говорит: «Допустим, на этой линии расположились все
ученики твоего класса: вот здесь вверху (показ) – самые высокие, а здесь внизу
(показ) – самые низкие. Как ты думаешь, где твое место среди одноклассников по
росту? Поставь этим карандашом отметку – черту в том месте, где, как ты
думаешь, ты находишься».
Затем рядом проводится еще одна такая же черта и
предлагается аналогичная задача: «Представь, что на этой линии расположились
люди всего мира по уму. Вверху пусть будут самые умные (талантливые), внизу
самые глупые, а в середине – средние. Где бы ты определил свое место? Отметь
карандашом. А цветными карандашами отметь положение на этой шкале своего соседа
по парте и своего учителя».
На третьей линии таким же образом располагают всех
одноклассников школьника по характеру:
«Наверху расположены твои
одноклассники с самым хорошим характером, внизу – с самым плохим. Укажи свое
место на этой линии». Четвертая линия – распределение всех одноклассников по
счастью: наверху – самые счастливые, внизу – несчастные.
ОБРАЗЕЦ
рост ум характер счастье
Ѕ Ѕ Ѕ Ѕ
Затем следует наиболее
интересный и ответственный этап спровоцированной беседы. Экспериментатор
беседует с испытуемым относительно всех его оценок, начиная с 4-ой шкалы; затем
№№ 2, 3. Шкала № 1 не анализируется.
Испытуемому задают
различные вопросы в зависимости от его самооценки. Цель вопросов – выяснить
критерии оценок школьника.
Например, по вопросу о
счастье: каких людей он считает несчастливыми (если сам он счастлив) ? что он
понимает под счастьем? что ему не хватает для полного счастья? от чего зависит
счастье?
Осторожно ведут опрос
самооценки по уму: каких людей считает самыми умными, каких – самыми глупыми,
какими качествами своего ума недоволен.
Опрос по характеру имеет целью
выяснить, какими чертами у себя не доволен какие черты считает самыми плохими,
какие самыми хорошими
ВЫВОД. Делается заключение об уровне
самооценки (высокая, низкая) и, по возможности, о ее адекватности (адекватная,
завышенная, заниженная).
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий