воскресенье, 2 сентября 2018 г.

МЕТОДИКА «УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ» ( Из «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА» )


МЕТОДИКА «УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ»
( Из «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА» )
ЦЕЛЬ: Изучение уровня притязаний школьника.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. набор карточек с написанными на них номерами от 1 до 10 (15).


2. набор задач различной степени трудности. Содержание задач может быть различным в зависимости от Возраста школьников. Это могут быть математические задачи, головоломки, ребусы и т, д. Главное – создать заинтересованность у школьника в решении задач. Кроме того, однотипные по содержанию задачи должны различаться по степени сложности. Количество задач может быть 10 – 15, Возможные варианты заданий можно найти в книге: «Практические занятия по психологии», ред. Петровский А. В. М., 1972, С, 18 – 27.                                                    
ХОД РАБОТЫ:
Карточки с номерами раскладываются перед испытуемым по порядку возрастания номеров. Затем испытуемому сообщается инструкция: «Перед вами лежат номера задач различной трудности. № 1, 2, 3 – самые легкие, далее следуют задачи немного труднее, а №№ 14, 15 самые трудные. Задачи на карточках не написаны, задачу я дам вам после того, как вы выберете номер. На решение каждой задачи дается некоторое время, которое вам неизвестно. Я слежу за временем по секундомеру. Если вы не успеете за отведенное время написать ответ, задача будет считаться нерешенной. Выбирайте, пожалуйста, сами, какой номер задачи вы хотите решать».

После объяснения инструкции испытуемый выбирает номер задачи. Экспериментатор фиксирует номер выбора, дает испытуемому задачу, соответствующую выбранному номеру, одновременно включает секундомер. Время для решения каждой задачи экспериментатор может регулировать произвольно, тем самым искусственно(!), создавая ситуацию успеха или неуспеха. Реальные успехи испытуемого в данном опыте не играют никакой роли, важна только его реакция на (не) успех. 

О результатах решения каждой задачи испытуемому сообщается сразу: «решил» или «не решил». После этого испытуемый по собственному желанию выбирает номер следующей задачи и т. д. Количество выборов может быть различным, ориентировочно 6 – 8. Перед -последним выбором испытуемый предупреждается о том, что выбор последний. В ходе эксперимента тщательно протоколируются все высказывания испытуемого и фиксируются все особенности поведения.
ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА
№ выбираемой задачи
решение («+» или «—»)
высказывания, поведение






ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.           По результатам строим график
№№ выбранной карточки
2.           Для оценки уровня притязаний наиболее информативны первый и последний выборы, а также общая тенденция к выбору легких или трудных задач.
3.           Об адекватности уровня притязаний можно судить на основе анализа влияния предыдущего результата на последующий выбор:
4.           Если под влиянием успеха выбирает более трудную; а под влиянием неуспеха – более легкую задачу, то уровень притязаний адекватный.
5.           Переход к легким задачам после неудач и наоборот, переход к трудным после успехов, может быть резким или плавным. Резкие переходы свидетельствуют об эмоциональной неустойчивости испытуемого.
ВЫВОД. Делается заключение об уровне притязаний (очень высокий, высокий, средний, низкий) и степени его адекватности.



К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.

Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2  
 «Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH 

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий