ЦЕЛЬ: Изучение индивидуальных
различий в скорости переключения внимания с одного ряда действий на другой.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Специальный бланк –
таблица (см. приложение № 2) 2. Секундомер или часы с секундной стрелкой.
ХОД РАБОТЫ: Эксперимент проводится в
три серии. В первой серии испытуемый отыскивает числа крупного шрифта в порядке
их убывания (от 74 до 11 включительно) и указывает соответствующие клетки
таблицы карандашом. Во второй серии испытуемый должен отыскать и указать в
таблице числа мелкого шрифта в порядке их возрастания (от 11 до 74
включительно). В третьей серии испытуемый попеременно отыскивает числа крупного
шрифта в порядке убывания и мелкого шрифта в порядке возрастания, указывая
соответствующие клетки таблицы карандашом. Например, 74 крупное, 11 мелкое, 73
крупное, 12 мелкое, 72 крупное, 13 мелкое и т.д.
Экспериментатор во всех трех сериях
фиксирует время выполнения задания по секундомеру, а также количество
допускаемых испытуемым ошибок, причем сразу указывает на ошибку, требуя ее
исправления.
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
1. Но результатам эксперимента
составляется следующая таблица:
показатели
|
1 серия
|
2 серия
|
3 серия
|
1+2 серии
|
3сер.—(1+2 сер.)
|
Время
|
|
|
|
|
|
Ошибки
|
|
|
|
|
|
2. Полученные количественные
показатели имеют следующее Психологическое содержание. Работа, выполненная
испытуемым в 1-ой и 2-ой сериях совместно равна работе, выполненной в третьей
серии. Однако, время выполнения третьей серии не равно сумме времен выполнения
первых двух серий, т. к. в третьей серии какое-то время затрачивается на
переключение внимания. Следовательно, разница между показателями – это время
переключения внимания данного школьника при выполнении данного задания.
3. Наличие или отсутствие ошибок в
третьей серии эксперимента служит дополнительным показателем трудности или
легкости переключения внимания.
ВЫВОД
Для того, чтобы результаты
проведенного эксперимента педагог мог использовать в своей практической
деятельности, необходимо:
1. Сделать вывод о
том, быстро, медленно или со средней скоростью происходит переключение внимания
у данного школьника в условиях учебной деятельности. Чтобы вывод был достаточно
обоснованным и достоверным, необходимо сравнить показатели времени переключения
внимания данного испытуемого со средними по группе (например, по классу) при
выполнении этого же эксперимента. Кроме того, более высокую достоверность
выводов может обеспечить проведение с данным испытуемым дополнительных
экспериментов, аналогичных по целям, но отличающихся по процедуре (см. методику
«Нарисуй треугольники» в данном пособии).
2. знать, в чем состоит специфика
индивидуального подхода к школьникам с быстрой, средней и медленной скоростью
переключения внимания.
ПРИМЕЧАНИЕ
Ввиду определенной сложности данная
методика рекомендуется для проведения со старшеклассниками и старшими
подростками. Для экспериментов с младшими школьниками и младшими подростками
вместо таблицы с большими и малыми числами лучше использовать черно-красные
таблицы (см. «Практические занятия по психологии» под ред. А. В. Петровского,
М.: Просвещение, 1972.С. 58—59).
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий