МЕТОДИКА
ЛАЧИНСА (Из «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»)
ЦЕЛЬ: Выявить индивидуальные
особенности проявления ригидности (т. е. костности) и подвижности мышления (т.
е. пластичности).
2.ручка
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА. Экспериментатор
выдает испытуемому бланк и сообщает инструкцию: «На Вашем бланке имеется десять
задач, для решения которых Вам необходимо выполнить элементарные арифметические
операции. Прямо на бланке записывайте арифметические действия, использованные
Вами для решения каждой задачи. Решайте задачи последовательно от 1-ой до
10-ой. Последовательность решения задач изменять нельзя. Если вы не можете
решить какую-либо задачу, пропустите ее и решайте следующую. Время решения не
ограничено».
БЛАНК К МЕТОДИКЕ ЛАЧИНСА
N 1. Даны три сосуда, емкость
которых 37, 21 и 3 л. — как отмерить 10л.?
№ 2. Даны три сосуда: 37, 24, 2л. —
как отмерить 9 л.?
№ 3. Даны три сосуда: 39, 22, 2л. —
как отмерить 13 л.?
№ 4. Даны три сосуда: 38, 25 и 2 л.
— как отметить 9 л.?
№ 5. Даны три сосуда: 29, 14 и 2 л.
— как отмерить 11 л.?
№ 6. Даны три сосуда: 28, 14, 2л. —
как отмерить 10 л.?
№ 7. Даны три сосуда: 27, 12 и 3 л.
— как отмерить 9 л.?
№ 8. Даны три сосуда: 30, 12 и 3 л.
— как отмерить 15 л.?
№ 9. Даны три сосуда: 28, 7 и 5 л. —
как отмерить 12 л.?
№ 10. Даны три сосуда: 26, 10 и 3 л.
— как отмерить 10 л.?
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Экспериментатор проверяет
правильность и рациональность решений испытуемого. Первые пять задач имеют
только одно решение. Они могут быть решены только путем последовательного
вычитания обоих меньших чисел из большего, например, задача № 1: 37–21–3–3=10.
Задачи № 6–8 и 10 имеют два решения: сложное (в три или два арифметических
действия) и простое (в два, одно или ноль действий). Задача № 9 может быть
решена только одним способом: 7+5=12.
2. Следует обратить особое внимание
на рациональное решение задач № 6–10. Если большинство этих задач испытуемый
решил нерациональным способом под влиянием стереотипа, выработанного при
решении задан № 1–5, то, следовательно, у него проявляется ригидность мышления.
Об этом же свидетельствует отсутствие решения задачи № 9. О высокой
пластичности, подвижности мышления свидетельствуют обратные результаты, а
именно: использование рациональных приемов при решении задач № 6–10.
ВЫВОД: Следует указать особенность
мышления испытуемого, которая проявилась в данном эксперименте: ригидность или
пластичность (подвижность).
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий