ЦЕЛЬ: оценить индивидуальные
различия в уровне развития логичности мышления у школьников.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. бланк задания (образец см. ниже),
2. чистый лист бумаги,
ручка.
ХОД РАБОТЫ: Испытуемому выдается
бланк, на котором дано 20 заданий. Каждое из заданий представляет собой
умозаключение, состоящее из 2-х посылок и вывода. Часть умозаключений верны,
часть заведомо ложны. Испытуемому сообщается следующая инструкция: «Вы получили
бланк с 20-ю заданиями. Каждое из заданий представляет собой умозаключение,
состоящее из 2-х взаимосвязанных суждений и вытекающего из них вывода.
Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На чистом
листе вы должны написать номера заданий и рядом с каждым номером одно слово:
«верно»,«неверно».
БЛАНК ЗАДАНИЙ К МЕТОДИКЕ
«ЛОГИЧНОСТЬ»
1.
Вес
металлы проводят электричество. Ртуть –
металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.
2.
Все
арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.
3.
Некоторые
капиталистические страны — члены НАТО. Япония - капиталистическая страна.
Следовательно, Япония — член НАТО.
4.
Все
Герои Советского Союза награждаются орденом Ленина.
5.
Иванов
награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза.
6.
Все
сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь, «Медный всадник» – сочинение
Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.
7.
Лица,
занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Л.
мошенничеством не занимался. Следовательно, Л. не привлечен к уголовной
ответственности.
8.
Все
студенты высшей школы изучают логику. Смирнова изучает логику. Следовательно,
Смирнова – слушатель высшей школы.
9.
Некоторые
студенты МГУ – бывшие военнослужащие. Петров – студент МГУ. Следовательно,
Петров – бывший военнослужащий.
10. Все колхозы Московской области
выполнили план хлебозаготовок. Колхоз «Восход» не является колхозом Московской
области. Следовательно, колхоз «Восход» не выполнил план хлебозаготовок.
11. Некоторые работники 2-го управления
– юристы. Фомин – юрист. Следовательно, он работник 2-го управления.
12. Все граждане Советского Союза имеют
право на труд. Иванов – гражданин Советского Союза. Следовательно, Иванов имеет
право на труд.
13. Все металлы куются. Золото – металл,
Следовательно, золото куется.
14. 1З. Все коренные жители Конго –
негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.
15. Все студенты Ленинградского
университета изучают историю КПСС. Н. изучает историю КПСС. Следовательно, Н. –
студент Ленинградского университета.
16. Когда идет дождь, крыши домов
мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.
17. Некоторые капиталисты стремятся к
развязыванию войны. Н. Рассел – капиталист. Следовательно, Н. Рассел стремится
к развязыванию войны.
18. Все студенты III-го курса выполнили
норму ГТО II ступени. В. выполнил норму ГТО II ступени. Следовательно, В. –
студент 3-го курса.
19. Все коммунисты выступают против
войны. Б. Джонс выступает против войны. Следовательно, Б. Джонс – коммунист.
20. Некоторые капиталистические страны
входят в состав Общего рынка. Австрия – капиталистическая страна.
Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.
21. Все ученики третьего «Б» класса отличники.
Петя Смирнов – отличник. Следовательно Петя Смирнов – ученик третьего «Б».
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. По ключу проверяется правильность
выполнения задания школьником.
КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «ЛОГИЧНОСТЬ»
Ответы «верно»: 1,11,12.
Ответы «неверно»: все остальные.
2. Подсчитывается количество
правильных ответов.
ВЫВОД. Для того, чтобы оценить
уровень развития логичности мышления изучаемого школьника, необходимо провести
этот эксперимент с группой учеников одного возраста, получить и обработать
результаты и сравнить результаты изучаемого школьника со сроднегрупповыми.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий