ЦЕЛЬ: определение типа памяти
школьника.
НАБОР СЛОГОВ К ЭКСПЕРИМЕНТУ
1.
|
КАС
|
ТОБ
|
МИЛ
|
ВАК
|
БЫМ
|
РЯС
|
ЛЮР
|
2.
|
ЗОР
|
ТЫМ
|
ГИС
|
ВАГ
|
ДЯК
|
ЛЮБ
|
РЕЖ
|
3.
|
ШУК
|
ФАМ
|
СОП
|
ГИР
|
ДЮМ
|
ЛЫФ
|
БЕШ
|
4.
|
НУМ
|
ЧАГ
|
БИЛ
|
ЗЕН
|
ШОТ
|
ГЫР
|
ЦЕЖ
|
5.
|
ДЮВ
|
МОП
|
ВЕК
|
ЛЯХ
|
САБ
|
ХИД
|
ШЕС
|
6.
|
ЖИП
|
ПУС
|
НАГ
|
РЕХ
|
ТОЗ
|
ЗЕК
|
ФУД
|
7.
|
ТЫМ
|
ЛЫБ
|
НУМ
|
ЗЕН
|
ХИР
|
БЕВ
|
САШ
|
8.
|
НЕШ
|
БАГ
|
ЗУВ
|
ЧЕМ
|
ГЫР
|
ДЯХ
|
ТЮС
|
9.
|
ДИР
|
МЕК
|
ЛЕФ
|
ВОМ
|
СИХ
|
ДАХ
|
РИШ
|
10.
|
ПЫГ
|
НИП
|
РЕБ
|
ТОС
|
ЗАП
|
ФИМ
|
ШОН
|
ХОД
ЭКСПЕРИМЕНТА. В эксперименте перед школьником ставится задача запомнить ряд
слогов в любой последовательности. Экспериментатор зачитывает первый ряд слогов
со скоростью один слог в сек. После прочтения испытуемый записывает то, что
запомнил. Затем, зачитывается второй ряд и так далее.
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. В каждом
ряду проверяется правильность воспроизведения гласных и согласных звуков (не
слогов!). Результаты заносятся в таблицу.
ТАБЛИЦА
РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
№ ряда
|
количество
правильно воспроизведенных гласных звуков
|
количество
правильно воспроизведенных согласных звуков
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
4
|
|
|
5
|
|
|
6
|
|
|
7
|
|
|
8
|
|
|
9
|
|
|
10
|
|
|
ВСЕГО
|
|
|
2. Вычислить частость
правильного воспроизведения гласных звуков по формуле Мг=m/70, где Mr — искомая
частость, m —количество правильно воспроизведенных гласных.
3. Вычислить частость
правильного воспроизведения согласных звуков по формуле Мс=n/140, где
Mc—искомая частость, n - количество правильно воспроизведенных согласных.
4. Проводится
качественный анализ ошибок. В частности, подсчитывается, сколько раз школьник
перепутал согласные, близкие по звучанию, но различные по написанию. Например,
вместо «Г» написал «К», вместо «З» написал «С», вместо «Ж» – «Ш» и т. д. Затем
вычисляется частость перепутывания согласных по формуле Мп= R/88,где Мп искомая частость, R – количество
ошибок указанного вида. 88 – количество парных согласных в экспериментальном
материале.
ВЫВОД: Вывод о типе памяти школьника
делается на основе следующих показателей:
1.
Склонность
к воспроизведению гласных звуков свидетельствует о слуховом типе памяти.
2.
Склонность
к преимущественному воспроизведению согласных звуков свидетельствует о
зрительном типе памяти.
3.
Дополнительный
критерий. Если преобладает зрительная память, то человек не допускает ошибок
при воспроизведении согласных, близких по звучанию, но различных по
начертаниям.
4.
Дополнительный
критерий. Можно дать задание испытуемому произнести какие-нибудь слова в
обратном порядке. Быстрее с этим заданием справляются те, у кого преобладает
зрительная память, т. к. человек представляет это слово написанным или
напечатанным.
5.
Если
испытуемый шевелит губами при чтении про себя и воспоминании о прочитанном или
наблюдается равномерное раскачивание головы и туловища испытуемого в ходе
опыта, то это свидетельствует о преобладании моторного типа памяти.
6.
Тип
может быть как «чистым», так и комбинированным.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий