( Из «ИЗУЧЕНИЕ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА» )
ЦЕЛЬ: Изучение
индивидуальных особенностей объема внимания и точности восприятия простейших
объектов.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Набор из 15-ти
карточек (см. приложенный образец, приложение № 1). На каждой карточке
нарисована квадратная сетка из 16-ти равных клеток. В каждой сетке – несколько
точек (от 2-х до 8-ми), расположенных в случайном порядке.
2. Бланк, на котором 15 пустых
сеток, таких же, как на карточках.
ХОД РАБОТЫ. До начала эксперимента
испытуемый получает бланк. Экспериментатор сообщает испытуемому следующую
инструкцию: «Сейчас я буду показывать Вам на очень короткое время карточки. На
каждой карточке по несколько точек, по-разному расположенных. (Для примера
показать любую карточку). Ваша задача – запомнить, сколько точек на карточке и
как они расположены.
После того как будет показана первая карточка, Вы на
бланке в первой квадратной сетке отметьте расположение точек. Если запомнили
количество точек, но не помните расположения некоторых из них, то ставьте
крестики около сетки. Например, Вы помните, что точек 8 и помните расположение
6-ти из них. Ставьте 6 точек в соответствующих клетках сетки и два крестика
рядом с сеткой.
После показа второй карточки точки будете ставить во второй
сетке и т. д. Вопросы есть? Приготовьтесь. Внимание!» После команды:
«Внимание!» экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому на короткое
время (около 0,1 с) каждую из 15-ти карточек. Порядок предъявления карточек
случайный.
ОБРАБОТКА
И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.
По
каждой карточке определяется, правильно ли названо количество точек. Если
правильно, то соответствующая квадратная сетка в бланке помечается знаком «+»,
если неправильно – знаком «–»
2.
Показателем
объема внимания данного испытуемого является число точек на карточке, при
котором начинаются ошибки в указании их количества. Например, испытуемый
правильно воспроизвел все карточки с пятью точками и меньше, но из карточек с
шестью точками правильно воспроизвел только одну. В этом случае его объем
внимания равен 5-ти единицам.
3.
Показатель
точности восприятия пространственного расположения точек получают следующим
образом:
а) по каждой карточке подсчитывается
процент правильно размещенных точек;
б) затем по всей серии – среднее
арифметическое процентов.
ВЫВОД. Делая вывод, следует указать
следующее:
1.
Объем
внимания данного испытуемого составляет столько-то единиц.
2.
Объем
внимания ниже, выше или соответствует возрастным нормам. (Показатели возрастной
нормы объема внимания найдите в учебной литературе).
3.
Узкий,
средний или широкий объем внимания у данного испытуемого сочетается с высокой,
низкой или средней точностью восприятия.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий