ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные
различия школьников в развитии процессов анализа и обобщения.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. набор из 9 пар слов, подлежащих
сравнению,
2. чистый лист бумаги,
ручка.
ХОД РАБОТЫ: До начала эксперимента
экспериментатор заготавливает бланк задания. Для этого нужно выбрать из
предложенных трех наборов по 9 пар слов только один (любой) и выписать эти 9
Пар слов на отдельный лист бумаги. Во время эксперимента экспериментатор выдает
испытуемому бланк задания, чистый лист бумаги, ручку и сообщает ему следующую
инструкцию: «На бланке записано 9 пар слов. По каждой паре слов укажите как
можно больше признаков сходства и различия. Задание выполняйте письменно, в том
порядке, в каком даны пары слов». При проведении эксперимента экспериментатору
следует особое внимание обратить на поведение испытуемого, когда он начинает
сравнивать первую несравнимую пару понятий (№ 4 в наборе).
Если школьник
затрудняется в сравнении этих слов, выражает удивление, растерянность, то
экспериментатор тут же дает пояснение: «Встречаются такие пары слов, которые
несравнимы. В этом случае нужно написать:
«Их сравнивать нельзя». Если же
школьник сразу начинает сравнивать эту пару, то ему дают возможность записать
ответ по этой паре, а потом делают пояснение относительно «несравнимых».
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ
НАБОР ПАР СЛОВ К ЭКСПЕРИМЕНТУ
1.
|
Корова—лошадь
|
1.
|
Воробей—курица
|
1.
|
Ворона —воробей
|
2.
|
Трамвай—автобус
|
2.
|
Поезд—самолет
|
2.
|
Сани —телега
|
3.
|
Утро—вечер
|
3.
|
Дождь—снег
|
3.
|
Вечер —-утро
|
4.
|
Река—птица
|
4.
|
Ось — оса
|
4.
|
Стакан —петух
|
5.
|
Яблоко—вишня
|
5.
|
Дуб — береза
|
5.
|
Озеро —река
|
6.
|
Обман—ошибка
|
6.
|
Голод —жажда
|
6.
|
Сказка –песня
|
7.
|
Корзина—сова
|
7.
|
Волк — луна
|
7.
|
Ветер — соль
|
8.
|
Летчик—танкист
|
8.
|
Учитель —врач
|
8.
|
Золото –серебро
|
9.
|
Маленькая девочка—
большая кукла
|
9.
|
Картина —портрет
|
9.
|
Молоко —вода
|
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:
1.
Подсчитывается количество признаков сходства и различия по каждой паре и в
целом по заданию. Это количественный показатель.
2. Проводится качественный анализ
выделенных признаков. Каждый из признаков по содержанию может быть отнесен к
одной из трех групп Тих название см. ниже, в таблице протокола).
Заполняется
таблица. В таблице указывается количество признаков сходства и различия по
каждой паре (в целом и по каждой из трех групп отдельно). ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦЫ К
МЕТОДИКЕ СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Сравниваемые пары понятий
|
количество признаков сходства
|
одинаковые компоненты и сходство в
размере цвете, форме
|
функциональное сходство
|
относятся к одному классу (одному родовому
понятию
|
количество признаков различия
|
различие в размере, цвете, форме
|
функциональные различия
|
Относятся к различным родовым
понятиям
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего признаков
|
ПРИМЕЧАНИЕ: Признаки 1-ой группы
являются несущественными, признаки 2-ой группы и 3-ей существенные.
ВЫВОД: Чем больше существенных
признаков сходства и различия, называет испытуемый, тем лучше у него развиты
процессы анализа и обобщения.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий