воскресенье, 2 сентября 2018 г.

МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ» (Из «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»)


МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ» (Из «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»)


ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные различия школьников в развитии процессов анализа и обобщения.


ОБОРУДОВАНИЕ:       1. набор из 9 пар слов, подлежащих сравнению,
2. чистый лист бумаги, ручка.

ХОД РАБОТЫ: До начала эксперимента экспериментатор заготавливает бланк задания. Для этого нужно выбрать из предложенных трех наборов по 9 пар слов только один (любой) и выписать эти 9 Пар слов на отдельный лист бумаги. Во время эксперимента экспериментатор выдает испытуемому бланк задания, чистый лист бумаги, ручку и сообщает ему следующую инструкцию: «На бланке записано 9 пар слов. По каждой паре слов укажите как можно больше признаков сходства и различия. Задание выполняйте письменно, в том порядке, в каком даны пары слов». При проведении эксперимента экспериментатору следует особое внимание обратить на поведение испытуемого, когда он начинает сравнивать первую несравнимую пару понятий (№ 4 в наборе). 

Если школьник затрудняется в сравнении этих слов, выражает удивление, растерянность, то экспериментатор тут же дает пояснение: «Встречаются такие пары слов, которые несравнимы. В этом случае нужно написать:
«Их сравнивать нельзя». Если же школьник сразу начинает сравнивать эту пару, то ему дают возможность записать ответ по этой паре, а потом делают пояснение относительно «несравнимых».

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ НАБОР ПАР СЛОВ К ЭКСПЕРИМЕНТУ
1.
Корова—лошадь
1.
Воробей—курица
1.
Ворона —воробей
2.
Трамвай—автобус
2.
Поезд—самолет
2.
Сани —телега
3.
Утро—вечер
3.
Дождь—снег
3.
Вечер —-утро
4.
Река—птица
4.
Ось — оса
4.
Стакан —петух
5.
Яблоко—вишня
5.
Дуб — береза
5.
Озеро —река
6.
Обман—ошибка
6.
Голод —жажда
6.
Сказка –песня
7.
Корзина—сова
7.
Волк — луна
7.
Ветер — соль
8.
Летчик—танкист
8.
Учитель —врач
8.
Золото –серебро
9.
Маленькая девочка— большая кукла
9.
Картина —портрет
9.
Молоко —вода

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:
1. Подсчитывается количество признаков сходства и различия по каждой паре и в целом по заданию. Это количественный показатель.
2. Проводится качественный анализ выделенных признаков. Каждый из признаков по содержанию может быть отнесен к одной из трех групп Тих название см. ниже, в таблице протокола).

Заполняется таблица. В таблице указывается количество признаков сходства и различия по каждой паре (в целом и по каждой из трех групп отдельно). ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦЫ К МЕТОДИКЕ СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Сравниваемые пары понятий
количество признаков сходства
одинаковые компоненты и сходство в размере цвете, форме
функциональное сходство
относятся к одному классу (одному родовому понятию
количество признаков различия

различие в размере, цвете, форме
функциональные различия
Относятся к различным родовым понятиям
1








2








3








4








5








6








7








8








9








Всего признаков

ПРИМЕЧАНИЕ: Признаки 1-ой группы являются несущественными, признаки 2-ой группы и 3-ей существенные.

ВЫВОД: Чем больше существенных признаков сходства и различия, называет испытуемый, тем лучше у него развиты процессы анализа и обобщения.



К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.

Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2  
 «Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH 

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий