ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные
различия в уровне развития мыслительных операций обобщения и отвлечения.
2. чистый лист бумаги,
ручка.
ХОД РАБОТЫ: Испытуемому выдается
бланк задания и сообщается следующая инструкция: «Вы получили бланк, на котором
написаны серии слов. Каждая серия состоит из пяти слов. Четыре из них являются
в некоторой мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для
них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть
исключено.
Вы должны просмотреть каждую серию, найти слово, подлежащее
исключению и выписать его на своем листочке под соответствующим номером.
Например, даны 5 слов: «Кирпич, глина, камень, известь, дом». Первые четыре
слова можно объединить одним понятием «строительные материалы», а последнее
слово лишнее. Нужно записать: «№ 1
– дом». И так по порядку нужно решить все 17 серий».
БЛАНК ЗАДАНИЯ К МЕТОДИКЕ «ИСКЛЮЧЕНИЕ
ПОНЯТИЙ»
1. дряхлый, старый, изношенный,
маленький, ветхий.
2. смелый, храбрый, отважный, злой.
решительный.
3. Василий, Федор, Семен, Иванов,
Порфирий.
4. молоко. сливки, сыр, сало,
сметана.
Б. скоро, Быстро, поспешно,
постепенно, торопливо.
6. глубокий, высокий, светлый,
низкий, мелкий.
7.лист, почка, кора, дерево, сук.
8. лом, сарай, изба, хижина, здание.
9.береза, сосна, дерево, дуб, ель.
10. ненавидеть, презирать,
негодовать, возмущаться, наказывать.
11. темный, светлый, голубой, яркий,
тусклый.
12. гнездо, нора, курятник, берлога,
сторожка.
13. неудача, крах, провал,
поражение, волнение.
14. молоток, гвоздь, клещи, топор,
долото.
15. минута, секунда, час, вечер,
сутки.
16. грабеж, кража, землетрясение,
поджог, нападение.
17. успех, победа, удача,
спокойствие, выигрыш.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
1.
По
ключу проверяется правильность исключения слов.
КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ
ПОНЯТИЙ.
1. маленький
|
2. злой
|
3. Иванов
|
4. сало
|
5. постепенно
|
6. светлый
|
7. дерево
|
8. сарай
|
9. дерево
|
10.
наказывать
|
11. голубой
|
12. Сторожка
|
13.
волнение
|
14.гвоздь
|
15. вечер
|
16.
землетрясение
|
17.спокойствие
|
|
2.
На
основе проверки подсчитывается количество правильно исключенных слов. Это
количественный показатель.
3.
Проводится
беседа с испытуемым с целью выяснения причин объединения в одну группу 4-х слов
в каждой серии. Делается вывод, существенные или несущественные признаки положены
в основу объединения. Это качественный показатель.
ВЫВОД. На основе количественного и
качественного показателей делается вывод об уровне развития у данного школьника
мыслительных операций обобщения и отвлечения. Оценка уровня развития
производится на основе сопоставления результатов данного испытуемого со
среднегрупповыми результатами, полученными путем экспериментального изучения
группы школьников одного возраста.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий