ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные
особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания.
ХОД РАБОТЫ
Экспериментатор
выдает испытуемому бланк корректурной пробы или газетный текст и сообщает
инструкцию: «Просматривай слева направо каждую строчку в бланке, Вы должны
вычеркивать вертикальной чертой буквы «р» и «к». Задание следует выполнять
быстро, точно. Кроме того, по моему сигналу «Черта!» Вы должны будете
проставлять вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, а
потом продолжить выполнять задание до следующего сигнала. И так далее до конца
бланка»:
Эксперимент
проводится в течение четырех минут. Через каждые 30 секунд экспериментатор
произносит слово «Черта!». На второй и четвертой минуте опыта экспериментатор,
не предупреждая испытуемых, вводит помехи, называя вслух какие-либо буквы
алфавита.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1.
Проверить
правильность выполнения задания.
2.
Для
каждого временного промежутка (а их должно быть 8 по 30 сек) подсчитывается
следующий показатель:
а) количество
правильно подчеркнутых букв (m),
б) количество
пропущенных букв (р),
в) количество
неправильно подчеркнутых букв (r),
г) общее количество
подчеркнутых букв (N).
N=m+r
3.
Вычислить
показатели скорости выбора сигнала (S) Для каждого временного Промежутка в
отдельности (S1, S2, ..., S8) По формуле: S= m/T, где Т=ЗО сек.
4. Вычислить коэффициенты точности
выполнения задания (А) для каждого временного промежутка (A1, A2,...., A8) no
формуле: A=(N-r)/(N+r)
5. Все найденные
показатели занести в таблицу:
Временные
промежутки 30 сек.
|
Фон
|
Ответы
испытуемого
|
Характернее
внимания
|
|||
|
|
m
|
r
|
p
|
S
|
А
|
1.
|
Без
помех
|
|
|
|
|
|
2.
|
Без
помех
|
|
|
|
|
|
3.
|
С
помехами
|
|
|
|
|
|
4.
|
Без помех
|
|
|
|
|
|
5.
|
Без помех
|
|
|
|
|
|
6.
|
Без помех
|
|
|
|
|
|
7.
|
С помехами
|
|
|
|
|
|
8.
|
Без помех
|
|
|
|
|
|
6. Построить график динамики
устойчивости внимания, для чего по оси абсцисс отложите все 30-ти секундные
отрезки времени (T1,Т2,...,Т8), а по оси ординат – скорости выбора (S1, S2,
.... S8)
7. Вычислить условный показатель
концентрации внимания по формуле: К=Aп/Абп где А3+А7 Ап —
точность выполнения задания на фоне помех Ап= (А3+А7 )/2
Абп — точность выполнения задания
без помех.
Абп= (A1+A2+A4+A5+A6+A8)/6
АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ
1. Необходимо качественно
проанализировать график динамики устойчивости внимания. Если скорость выбора на
протяжении всего эксперимента была стабильной, то внимание, следовательно, было
устойчивым. Возрастание или
снижение скорости выбора свидетельствует о колебании внимания в сторону
повышения или снижения концентрации соответственно.
2. Сравните показатель концентрации
внимания данного испытуемого со среднегрупповыми показателями и сделайте вывод
об индивидуальных особенностях концентрации внимания. Если индивидуальный
показатель выше среднегрупповых то внимание данного испытуемого является высоко
концентрированным, если наоборот – концентрация низкая.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий