( Из «ИЗУЧЕНИЕ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА» )
ЦЕЛЬ: выявить склонность
к профессиям определенного типа.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. опросник
2. лист ответов
3. карандаш
ХОД РАБОТЫ. Школьник получает
опросник и лист ответов. Ему сообщается следующая инструкция: «Лежащий перед
вами опросник включает 20 вопросов. Каждый вопрос имеет как бы два «крыла»,
соединенные союзом «или». Как отвечать на вопросы? Нужно спросить себя:
«нравится ли мне занятие, которое стоит в первой половине вопроса? Если занятие
скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в листе ответов в
соответствующей клетке знак +. Если определенно нравится, то ++. Если очень
нравится, то +++. Если скорее не нравится, чем нравится, то ставим знак –. Если определенно не нравится, то – –.
Если очень не нравится, то – – –. Аналогично нужно оценить и то занятие,
которое упомянуто во второй половине вопроса. Основное требование к Ответам:
одно из двух занятий обязательно нужно предпочесть, т. е. нельзя одинаково
оценить оба занятия в предлагаемой паре».
ЛИСТ
ОТВЕТОВ «ДДО—М»
1а
|
1б
|
2а
|
2б
|
3а
|
3б
|
4а
|
4б
|
5а
|
5б
|
6а
|
|
6б
|
|
7а
|
|
7б
|
8а
|
|
8б
|
|
9а
|
|
9б
|
|
10а
|
|
|
10б
|
|
11а
|
11б
|
12а
|
12б
|
13а
|
13б
|
14а
|
14б
|
15а
|
15б
|
16а
|
|
16б
|
|
17а
|
|
17б
|
18а
|
|
18б
|
|
19а
|
|
19б
|
|
20а
|
|
|
20б
|
|
ОПРОСНИК ДДО – М
Предположим, что после
соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы
Вам пришлось выбирать только из двух возможных, что бы Вы предпочли?
1а Ухаживать за животными
|
или
|
1б Обслуживать машины, приборы
(следить, регулировать)
|
2а Помогать больным людям, лечить
их
|
или
|
2б Составлять таблицы, схемы,
программы вычислительных машин.
|
3а Следить за качеством книжных
иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
|
или
|
3б Следить за состоянием,
развитием растений
|
4а Обрабатывать материалы (дерево,
ткань, металл, пластмассу и т. д.)
|
или
|
46 Доводить товары до потребителя
(рекламировать, продавать)
|
5а Обсуждать научно-популярные
книги, статьи
|
или
|
56 Обсуждать художественные книги
(или пьесы, концерты)
|
6а Выращивать молодняк (животных
какой-либо породы)
|
или
|
6б Тренировать товарищей (или
младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
|
7а Копировать рисунки, изображения
(или настраивать музыкальные инструменты)
|
или
|
7б Управлять каким-либо грузовым
(подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором,
тепловозом и т. п.
|
8а Сообщать, разъяснять или людям
нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.).
|
или
|
8б Художественно оформлять
выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
|
9а Ремонтировать вещи, или изделия (одежду, технику), жилище
|
или
|
9б Искать и исправлять ошибки в
текстах, таблицах, рисунках
|
10а Лечить животных
|
или
|
10б Выполнять вычисления, расчеты
|
11a Выводить новые сорта растений
|
или
|
11б Конструировать, проектировать
новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания,
т. д.).
|
12а Разбирать споры, ссоры между
людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать
|
или
|
12б Разбираться в чертежах,
схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить порядок)
|
13а Наблюдать, изучать работу
кружков художественной самодеятельности
|
или
|
13б Наблюдать, изучать жизнь
микробов
|
14а Обслуживать, налаживать
медицинские приборы, аппараты
|
или
|
14б Оказывать людям медицинскую
помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
|
15а Составлять точные описания –
отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
|
или
|
15б Художественно описывать
изображать события (наблюдаемые или представляемые)
|
16а Делать лабораторные или
анализы в больнице
|
или
|
16б Принимать, осматривать
больных, беседовать с ними, назначать лечение
|
17а Красить или расписывать стены
помещений, поверхность изделий
|
или
|
17б Осуществлять монтаж зданий или
сборку машин, приборов
|
18а Организовывать культпоходы
сверстников или Младших (в театры, музей), экскурсии, туристские походы и т.
п.
|
или
|
18б Играть на сцене, принимать
участие в концертах
|
19а Изготовлять по чертежам
детали, изделия (машины, одежду), строить здания
|
или
|
19б Заниматься черчением,
копировать чертежи, карты
|
20а Вести борьбу с болезнями растений,
с вредителями лесов, садов
|
или
|
20б Работать на клавишных машинах
(пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
|
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Необходимо
подсчитать количество положительных и отрицательных оценок в каждой из пяти
колонок листа ответов и записать полученные суммы плюсов и минусов в
соответствующие пустые клетки внизу колонок. 1-я колонка соответствует
профессиям, связанным с природой; 2-я – профессиям, связанным с техникой; 3-я –
профессиям, заключающимся в работе с людьми; 4-я – профессиям, связанным со
знаковыми системами и 5-я – профессиям художественного типа. Далее необходимо
выбрать ту колонку, в которой у школьника получилось наибольшее количество
плюсов и наименьшее количество минусов. К этому типу профессий, следовательно,
испытывает склонность школьник. Вполне вероятно, что в преимущественном
положении окажется не одна, а две или три колонки. Это означает, что склонности
не однозначны.
ВЫВОД. Делается
заключение о профессиональных склонностях школьника.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий