Академик РАН Виктор ВАСИЛЬЕВ утверждает,
что задачи на IQ, популярные уже 60 лет, на самом деле не заслуживают доверия...
Тесты на TQ всегда вызывали у меня благоговение и страх. Того, кого
я видела с книжкой Айзенка в руках, автоматически возводила в ранг гения. Решить
320 задач - не все, хотя бы часть из них! - мне казалось по плечу только
высокоодаренным. Собственно, так считали все.
С тех пор как тест появился в 1945 году,
везде в Европе и США (в России отчасти) его стали использовать для отсева
«глупцов» при приеме в школу для необычайно талантливых или на работу в
серьезные компании. И до сих пор интеллектом меряются все: «У него низкий IQ» стало заменой вульгарному «Он дурак».
В Англии уже более 60 лет существует
организация «Менса», в которую вошли люди с высоким коэффициентом интеллекта.
Ее возглавлял до своей кончины писатель-фантаст Айзек Азимов. Сегодня в
организации - 110 тысяч человек из 100 стран. Цель «Менсы» - не только
общаться с равными себе, но и помогать талантливым детям. Хотя большинство
членов этого клуба в делах оказались вполне заурядны, они сильны лишь в умных
разговорах.
Сомнения в справедливости оценок тестов
Айзенка стали закрадываться уже в конце 1990-х у людей, многого добившихся в
жизни, но не набравших высоких баллов. Наблюдения психологов социологов тоже
обнаружили странный феномен. Те, кто щелкал задачки Айзенка, в жизни оказались
не лучше тех, кто и двух задачек из гениальной книжки не решил. Кстати, на
колкие вопросы аудитории вроде «А у вас самого какой IQ?» сам
Айзенк умело выкручивался: «Очевидно, высокий, раз я все это придумал». И
только сегодня популярному тесту на 1Q, видимо,
вынесен приговор. Все задачи в нем прорешал серьезный математик и нашел в них
грубейшие ошибки.
«Те, кто крякает, - тракторы»
Виктор Васильев - известный математик,
пленарный докладчик Всемирного математического
конгресса в Цюрихе. Сайт Bibliography of Vassiliev Invariants содержит ссылки на 639 научных статей и книг,
написанных специалистами едва ли не из всех стран. Какой 1Q может у него быть? (Напомню, что минимальный уровень IQ равен 70, а средний колеблется от 100 до 120 баллов.)
Однажды он купил книжку Айзенка «Супертесты IQ».
- Я потратил четыре часа на решение 8
тестов по 40 задач, но получил только по 32-34 плюса из каждых сорока
возможных, - признался мне при встрече Виктор Анатольевич.
- Высшая же оценка начинается с 36. То есть мой уровень
интеллекта - около 140. Это приличный результат, но не высший. Я расстроился и
решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не
совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии.
И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых
случаях испытуемому вообще остается лишь угадать ответ - на логику опираться
бессмысленно.
- Во всех логических задачах в качестве
условия даются несколько утверждений о наличии общих элементов у некоторых
довольно экзотически определяемых множеств или о том, что одно из этих множеств
является частью другого, - объясняет академик. - Затем заявляется, что еще
одно утверждение такого типа является следствием приведенных условий.
Испытуемый должен ответить на вопрос, верно ли последнее высказывание. Вот
примеры.
«Вариант 1, задача 11. Некоторые тракторы
- кувшины; а у большинства кувшинов оранжевые носы; все те, у кого носы
оранжевые, крякают; таким образом, некоторые из тех, кто крякает, - тракторы».
Не надо удивляться этим странным заявлениям:
по сути, это стандартная задача на алгебру и логику теории множеств. Просто
для обозначения каких-то абстрактных множеств используются забавные имена -
тракторы, кувшины, «те, кто крякает». Высказывание «некоторые тракторы - кувшины»
означает, что соответствующие множества пересекаются, то есть существуют
объекты, входящие и в то множество, и в другое.
Авторский ответ на данную задачу:
«Верно». На самом деле этот ответ неверен. На приведенной диаграмме (см.
ниже) Эйлера-Венна (это простейший инструмент работы с логическими
задачами на множества, изучаемый сейчас в школе) показан случай, когда все
условия выполнены, а вывод – нет.
Всего из 16 логических задач неправильно
решены 11. Итого, верное решение у Айзенка только в пяти задачах! Если
применить такую результативность к самому автору (используя его собственную
формулу вычисления IQ), то получается значение 106. С таким показателем (по
его градации) даже к должности клерка человека подпускать нельзя. А человеку,
правильно решившему все эти задачи (так, как посчитал Васильев. - С. К.), было бы зачтено только
восемь ответов из шестнадцати, и из них три - благодаря случайному совпадению,
что соответствует 118 баллам. А это уровень канцелярского работника, согласно
градации Айзенка.
Принцип голого короля
- Еще одна важнейшая грань интеллекта -
пространственное, геометрическое воображение, - продолжает Виктор Анатольевич.
- Вероятно, поэтому в каждый из тестов Айзенка включено по две задачи на
вращение игрального кубика. И в них я нашел ошибки.
«Задача 16-го раздела «Примеры». На каждой
грани куба - своя фигура (см. рис.). Мысленно вращая два куба, определите,
одинаковые они или разные?»
Прежде всего, этот вопрос некорректен по самой своей
постановке, поскольку, глядя только на три грани, никогда нельзя с уверенностью
утверждать, что кубики одинаковые: может быть, невидимые грани все портят.
Поэтому единственно корректный вопрос состоит в том, может ли быть, что эти
кубики одинаковые, а корректный ответ на приведенный выше вопрос - либо
«нет», либо «данных недостаточно». Однако в данном случае все еще хуже. Ответ Айзенка: «Одинаковые».
Этот ответ неверен: острие «сердечка» в одном случае направлено к середине
одного из ребер, ограничивающих грань куба, а в другом - в угол этой грани.
Очевидно, их невозможно совместить вращением, как предполагал автор, давая
свой ответ. В итоге из 17 геометрических задач на 11 даны ошибочные или
немотивированные ответы. Это безобразие.
- А вот задачи на «исключение лишнего», в
которых из нескольких слов нужно указать одно, по какому-либо признаку
отличающееся от остальных. Например, в другой книге «Know Your Own IQ» (в переводе «Классические IQ тесты») Айзенк просит подчеркнуть лишнее слово:
Испания, Дания, Германия, Франция, Италия, Финляндия. Его ответ: «Дания», -
поскольку здесь это единственное королевство. (Не спешим смеяться: оригинальное
издание книги вышло в 1962 году.)
- Если человек ответил так же, как и Айзенк,
то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю
и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек
сто раз задумается, прежде чем ответить. Например, в том году Испания была
среди этих стран единственной военной диктатурой, Германия единственной
расколотой страной, Финляндия - географически отрезана от всей остальной
группы... Существует несметное множество возможных решений каждой подобной
задачи.
Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше
решение не совпадет с авторским.
Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает
«правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усредненную систему образования
и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует
идеальную усредненность.
-
Виктор Анатольевич, но
специалисты - тестологи - высоко оценили эти тесты. Почему?
В этом таится какая-то загадка. Я не смог
придумать ответов, почтительных по отношению ко всем, кто с серьезным видом одобрял эти книжки. Они не заметили вопиющие
ошибки.
- А может, кто-то находил, но боялся
признаться?
- Возможно, что сработал принцип голого
короля – пугались, что они сами ошиблись. Ну а я не испугался, потому что за
мной - железные математические доказательства.
-
Может, взять и отменить
все тесты на IQ?
Нет, я в принципе не против тестирования интеллекта. Я всего лишь против использования
услуг таких «экспертов», как Айзенк. Мой рецепт (возможно, для кого-то
неприятный) таков. Если вы действительно хотите развить способность отличать
верное рассуждение от неверного, то занимайтесь математикой и физикой. Их
внутренняя логика и проверяемость сами покажут вам верный путь. Это занятие
отучает от нелогичных рассуждений с такой же надежностью, с какой плотницкое
ремесло приучает бить молотком по гвоздю, а не по пальцу.
-
Есть такой феномен:
школьные троечники с возрастом становятся начальниками, а отличники
оказываются их подчиненными, а то и вовсе не у дел. Почему?
-
Я не замечал такого правила. У нас в классе обычной
московской школы № 152 были 4 медалиста. Две девочки были стабильные отличницы.
Они не стали крупными деятелями, но на хороших должностях прилежно, как и в
школе, выполняют свои функции. И двое мальчиков - я и Егор Гайдар, не нуждающийся
в представлении. И был еще один лидер в классе - Юра Заполь, не дотянувший до
строгого «медального» регламента, но тоже с пятерочным средним баллом, он стал
президентом группы компаний «Видео Интернешнл». Трудно сказать, что мы были
«не у дел».
-
Как нужно тренировать
ум? Решение кроссвордов, компьютерные игры помогают?
-
Не знаю, я сам занимался математикой и
читал много хороших книг. Классическую литературу. Если молодым людям только
ограничиваться кроссвордами, то это вряд ли повысит их интеллект. А пожилым,
чтобы не впасть в маразм, может, они и полезны. А вот компьютерные игры не
развивают точно. Это сатанинское изобретение.
ИЗ ДОСЬЕ
«КП»
IQ звезд
А Сильвестр Сталлоне доказывает ложность
тестов Айзенка: разве с его IQ 54 он смог бы стать всемирно известной
мегазвездой?
Сильвестр Сталлоне - 54
Пэрис Хилтон - 70
Брэд Питт - 95
Дарья Сагалова - 97
Бритни Спирс - 98
Брюс Уиллис - 101
Алла Пугачева - 106
Джон Кеннеди - 117
Анджелина Джоли - 118
Барак Обама - 120
Джордж Буш (мл.) - 125
Джоди Фостер - 132
Арнольд Шварценеггер - 135
Билл Клинтон - 137
Хиллари Клинтон - 140
Мадонна - 140
Ричард Никсон - 143
Джессика Альба - 151
Шэрон Стоун - 154
Билл Гейтс - 160
Альберт Эйнштейн - 163
ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕСТА АЙЗЕНКА
Как бы решили вы эти задачи? Две задачи имеют
правильный ответ, а две - ошибочные, но исправленные академиком Васильевым.
Вариант 5, задача 13
Все ящики - гитары; все гитары - хорошие
борцы. У некоторых хороших борцов перепончатые лапы; следовательно, у
некоторых ящиков перепончатые лапы».
(ОТВЕТ
АЙЗЕНКА: Этот вывод верен.
ОТВЕТ
ВАСИЛЬЕВА: «Это заключение неверно» см. диаграмму).
Вариант 7, задача 25
Вставьте пропущенное число
4 7 6
8 4 8
6 5 ?
(ОТВЕТ АЙЗЕНКА верный: «2 (в каждой строке
третье число равно удвоенной разности первых двух числе)».
Вариант 6, задача 9
Вставьте слово, которое означало бы то же,
что и
слова, стоящие вне скобок
РОДНИК (...) ОТМЫЧКА
(ОТВЕТ АЙЗЕНКА верный: «КЛЮЧ»)
Вариант 6, задача 24
На каждой грани куба уникальная фигура.
Мысленно вращая два куба, определите, одинаковые они или разные?
ОТВЕТ АЙЗЕНКА: «Одинаковые».
ОТВЕТ ВАСИЛЬЕВА: «Этот ответ очевидно неверен.
Действительно, единственное движение, совмещающее левый кубик с правым,
которое могло бы перевести грань с ромбом в грань с ромбом, а грань с двойной
окружностью в грань с двойной окружностью, должно было бы перевести диагональ
верхней грани, содержащую длинную диагональ ромба, в диагональ, содержащую
короткую».
KP.RU/4355
Видеоинтервью с академиком – на сайте. Там
же – номера задач с ошибочными ответами и разбор решений:
http://www.mccme.ru/edu/index.php?ikey=vaassiliev)
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Виктор ВАСИЛЬЕВ - академик Российской
академии наук, доктор физико-математических наук, профессор, главный научный
сотрудник Математического института им. В. А. Стеклова РАН, заведующий
кафедрой геометрии и топологии факультета математики ГУВШЭ и президент
Московского математического общества.
Светлана КУЗИНА. «Комсомольская правда», 9-16 декабря,
2010.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий