понедельник, 30 января 2017 г.

Мнение о самом себе

Мнение о самом себе
Формирование адекватной 
самооценки у детей
      
В процессе своего развития ребёнок не просто подвергается различным внешним воздействиям, он взаимодействует со всем, что его окружает.
      

Научить ребёнка взаимодействовать с окружением требует длительного времени. Ребёнку необходим опыт, чтобы он мог правильно сориентироваться в той или оной жизненной ситуации.
      
Мнение о самом себе, о своих возможностях и способностях, сильных и слабых сторонах своего характера формируется у ребёнка в течение всего детства. 

Это мнение опирается в основном на три составляющие:
- результат сравнения себя с другими детьми,
- на собственные достижения,
- на оценки, даваемые значимыми взрослыми.
      
Очень многое зависит от родителей и учителей. Кем в будущем станет ребёнок? Как он будет к себе относиться? Будет ли он ощущать себя «неудачником» или «победителем».
      
Самооценка регулирует поведение человека, влияет на его развитие, на взаимоотношения с другими людьми. От неё зависит требовательность к себе, к событиям жизни. Самооценка может характеризоваться по уровню (высокая и низкая) и по отношению с реальностью (адекватная или неадекватная, то есть заниженная или завышенная).
      
Конечно же, очень хорошо, когда достаточно высокая самооценка человека сочетается с адекватной оценкой им своих качеств, возможностей, поступков, достижений. К этому надо стремиться. Можно провести с детьми несколько несложных заданий, которые помогут определить, насколько позитивно ребёнок относится к себе. Дети с радостью и удовольствием выполняют эти упражнения. Для них это игра, творчество, фантазия. Они полностью открываются в своих рисунках. Всё, что их тревожит, напрягает или, наоборот, что их радует, что они любят, о чём мечтают и т.д. Всё становится ясным и понятным в такой момент.
      
Для начала ребёнку можно дать лист бумаги, на котором нарисована лестница из 10 ступенек. Дети ставят точку на той ступеньке, на которой хотели бы стоять.
      
4-, 5-, 6-, 7-я ступеньки говорят об адекватной самооценке. Для этих детей характерны активность, находчивость, желание общаться. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, когда проигрывают, и не смеются над другими в случае выигрыша. Такие дети понимают, что участие также почётно, как и победа.
      
1 – 3-я ступеньки говорят о заниженной самооценке. Эти дети пассивны, мнительны. Для них характерна высокая эмоциональная чувствительность. Они часто не могут общаться с другими детьми, участвовать в играх, так как боятся оказаться проигравшими, почувствовать себя хуже других. Они часто обижаются и принимают близко к сердцу свои неудачи.
      
Дети с завышенной самооценкой (8 – 10-й ступеньки) стремятся во всём быть лучше остальных. Такой ребёнок часто может быть агрессивным по отношению к сверстникам, особенно к тем, кто тоже претендует на роль лидера.
      
Одним из самых любимых заданий у детей является рисование на тему «несуществующее животное». Дети с восторгом придумывают, рисуют, дают имена своим творениям. Как правило, на одном рисунке они не останавливаются и хотят нарисовать ещё.
      
О нормальной самооценке будет говорить рисунок, выполненный на вертикально расположенном листе, в центре листа и среднего размера.
      
Если рисунок в верхней части листа – это уже завышенная самооценка. А если в нижней части листа или на горизонтально расположенной бумаге, то заниженная.
      
Как правило, штриховка говорит о напряжении или переутомлении ребёнка. Зубы, кости, шипы – об агрессивности. Панцирь, шляпки – в желании спрятаться от кого-то.
      
Есть ещё один очень полезный для детей рисунок – автопортрет. Но в данном случае, прежде чем дети начнут рисовать себя, предложите им нарисовать плохого и хорошего человека. Причём плохого рисовать, используя только чёрный и коричневый карандаши. И чем хуже, по мнению ребёнка человек, тем меньше должен быть рисунок. 
      
А хорошего человека рисовать красным и зелёным цветами. И, соответственно, чем лучше человек, тем он больше.
      
А уж потом пусть ребёнок рисует себя, используя все четыре цвета. По размеру и цвету рисунка можно сделать выводы о его самооценке.
      
Что же делать, если полученные результаты оказались не лучшими? Попробуйте для начала проводить с ребёнком побольше времени. Поиграйте с ним. Есть множество игр, помогающих нормализовать самооценку, раскрыть себя и научиться понимать других. Например, такие:

1. Игра «Кто я?»

          Нужно придумать как можно больше ответов на этот вопрос.
2. Игра «Назови сильные стороны своего характера».
          Особенно полезна для детей с низким мнением о себе.

3. Игра «Повторюшки» (то есть повторять за взрослыми или за другим ребёнком движения).

4. Упражнение «Зеркало».
Полезно не только для детей, но и для взрослых. Нужно подойти к зеркалу и рассказать, кого там увидели.

5. Задание «Что мне нравится в себе?»
Ребёнок думает и говорит 2-3 качества, которые ему в себе нравятся, которые он считает своими достоинствами. Кроме того, ребёнок может подумать: а как эти качества помогают ему в жизни?
          
Осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим.

6. Есть ещё одна замечательная игра, о которой хочется рас-
сказать. Она называется «Волшебный стульчик».  Эта игра приятна любому ребёнку. Но особенно полезна она для детишек с заниженной самооценкой. Хорошо играть в неё, когда много детей. Но если нет такой возможности, то поиграйте внутри семьи или когда у вас гости.
      
Напротив всех людей ставится стульчик. Человеку, сидящему на таком стуле, можно говорить только хорошее о нём самом, о его достоинствах. Взрослые могут даже воспользоваться одним психологическим приёмом – похвалить заранее (особенно если ребёнок к чему-то стремится, а у него пока не получается).
      
Таким образом внутренние установки ребёнка, осознанно или не осознанно внушаемые ему, влекут за собой формирование его отношения к себе и окружающим. Однако самооценка человека, в особенности ребёнка, достаточно нестабильна и может изменяться стечением времени. Каждое наше обращение к ребёнку, каждая оценка достигнутых им результатов, наше отношение к его успехам и неудачам оказывают влияние на его отношение к самому себе.
      
Вот несколько несложных психологических советов, реализация которых способствует формированию адекватной самооценки у ребёнка:

Не стремитесь решать за детей все их проблемы и задания, пусть сами выполняют доступные поручения и получают от этого удовольствие.
Ставьте перед ребёнком реальные цели.
Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала, так же, как и порицание, должны быть соизмеримы с важностью поступка.
Поощряйте инициативу. Пусть сам ребёнок будет инициатором всех своих начинаний.
Подчёркивая при ребёнке достоинства и успехи других людей, не забывайте отметить, что при желании и определенных условиях и он может достигнуть такого же результата.
Оценивайте поступок ребёнка. Не надо ставить диагноз. Например: «Ты плохо поступил», а не «Ты плохой».
Старайтесь не сравнивать ребёнка с другими детьми. Лучше сравните его с самим собой, с тем, каким он был вчера, и, возможно, будет завтра.
      
И потом: нужно постоянно учить своих детей.
Учить чувствовать себя самодостаточными. Это разовьёт в них независимость, уверенность в себе, самостоятельность. Нужно учить их правильно относится к успеху. Дети должны знать, что любая попытка – это уже успех. Любое усилие рано или поздно ведёт к победе. Причём участие не менее почётно, чем победа.

Старайтесь учить их, что все люди разные. Быть особенным не значит быть лучшим. У каждого человека свой путь – не лучший, просто другой.
     
Учите своих детей не с помощью слов, а своими поступками. Не путём обсуждения, а показывая пример. Дети подражают нам, тому, что мы делаем. Поэтому всегда нужно помнить золотое правило общения: «Относитесь к окружающим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе» и постоянно применять его в повседневной жизни. И тогда ваши дети вырастут такими, какими бы вы хотели их видеть.

Другие статьи  на моём блоге в рубриках:    
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
«Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 
«Самопознание»   http://qps.ru/qTVSu
И в других рубриках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий