пятница, 6 января 2017 г.

Мои впечатления о работе с людьми пожилого возраста

Я хочу поделиться своими наблюдениями, эмоциями, полученными  от общения с людьми пожилого, а в некоторых случаях и преклонного возраста.

Вспоминается один из эпизодов: я проводила ЛФК, в большом зале пенсионеры и пенсионерки делают упражнения, кто стоя, кто сидя, в зависимости от своего состояния. 


Старушка Ираида Георгиевна, скрюченная на один бок, всегда участвовала в этом мероприятии. Причём не сидя делала упражнения, что в её преклонном возрасте и состоянии вполне оправдано, а стоя, опираясь на пианино.  

Вторая часть комплекса – это упражнения с палкой на месте и в движении по залу. И вот, каждый раз она подходила ко мне за помощью – надо было «закинуть» палку ей на плечи, «закрепить» руки на этой палке… 
И она шла со всеми по кругу, делая как могла всё, что полагается. 


Почему-то её недолюбливали, считая то-ли недалёкой, то-ли полусумасшедшей, то-ли чудаковатой, в общем, не любили ей помогать, избегали общения с ней. 
На внешний вид она всегда была чистенькая, аккуратная, в ажурной, белоснежной блузке, …  

Меня она привлекала именно своей настойчивостью, преодолением себя,  стремлением участвовать во всех мероприятиях,  желанием не отставать от других, которые и моложе, и крепче, и здоровее. 

Окружающие «бабули», бывало и ворчали, высказывали мне, чего, мол, я с ней вожусь…  

Ираида Георгиевна всю войну, до Берлина прошла с войсками санитаркой. И, конечно же, те физические, эмоциональные, психические нагрузки сказались на её здоровье. У меня эта пожилая женщина вызывала огромное уважение. И я поддерживала её, как могла. 

Когда я уже не работала культорганизатором, Ираида Георгиевна перестала посещать КЦСОН: у неё начались серьёзные проблемы с головой, она днём и ночью стремилась уйти из дома и не куда-нибудь, а к нам … Сыну пришлось запирать её в квартире, а она звонила и жаловалась, что её к нам не пускают. Через какое-то время мне сказали, что она умерла. 

Трудно описать на бумаге, какие эмоции я испытала…  Я считаю, что такие люди, пережившие столько горя, страданий,  лишений, видевшие смерть и увечья, возможно, дорогих и близких им людей, отдавшие свою молодость Родине, и не потерявшие своего лица, своего достоинства, заслуживают не просто уважения, а на склоне лет более трепетного, снисходительного отношения. Мне было очень жаль, что я больше не увижу её, стоящей у пианино…


(Ираида Георгиевна крайняя справа)


Проходило у нас спортивное мероприятие, одно из многих. В этот раз была эстафета с препятствиями. И, как всегда, объясняя правила, я предупредила, что делать упражнения можно   и нужно в пределах своих возможностей, что вполне естественно. 

Одним из препятствий был овальной формы журнальный стол на колёсиках. Его можно было обойти или обежать, или сесть на него, перекинув ноги на другую сторону, или перелезть. И что вы думаете? Юлия Яковлевна, лет 80ти с хвостиков, не худенькой комплекции, идущая первой, решила его перелезть, а за ней и другие… 

И все упражнения делались с таким азартом! Все смеялись, подшучивали друг над другом, подтрунивали, подгоняли… Столько положительных эмоций!
Юлия Яковлевна - первая в шеренге
      
Этим летом я смотрела репортаж с Паралимпиады… Какой силой воли обладают эти люди! Они достойны восхищения. Вот у кого надо учиться быть сильными!

Большинство из нас считают инвалидов и пожилых людей ни на  что не годными, обузой… относятся со снисхождением, в лучшем случае. Старикам отводится лишь одна роль – няньчиться с внуками.

А вот, когда видишь их во внедомашней обстановке, да в коллективе, да с соответствующим напутствием и верой в их возможности… Они «такие классные», как сказала про них новая заведующая Дневным отделением, кстати, совсем ещё молодая женщина. Разглядеть потенциал в других вопреки общему мнению – это не каждому дано. 


Приготовили мы с Ниной Гавриловной, заведующей отделением, зал в народном стиле (печь у стены с крынками, дрова на деревянных салазках, ухват, половики домотканные, рушники вышитые, стол под кружевной скатертью с самоваром и деревянными ложками) к завтрашнему мероприятию. У стола на двух стульях юбки и шали.

Утром обсуждаем, кто из женщин способен сходу, без подготовки сыграть сценку, с которой начинается всё мероприятие. Заранее никого не подготовили, чтобы сюрприз был для всех. 

Рабочий день только начался, вдруг открывается дверь, и в кабинет входят две бабули уже в костюмах. Вот вам и выступать! И всё прекрасно получилось! У всех восторг был от зала: заходят после завтрака, и мы слышим только «Ах!» да «Вот это да!». Конечно же, ещё до начала мероприятия «зал  был разогрет», поэтому и равнодушных и пассивных зрителей не было, участвовали все и с большим воодушевлением.
___________________   
Пожилых людей надо хвалить, подбадривать, как и детей, и объяснять важность каждого задания. В отличие от детей, пожилые люди оценивают - насколько полезно то или иное упражнение, соотносят свои возможности и трудность задания, как они будут выглядеть со стороны своих коллег при неудаче. Поэтому и на занятиях ЛФК, и во время игровых мероприятий надо было озвучивать цель и конечный результат действий. Важно не быть пассивными зрителями: эмоциональный отклик, поддержка других участников, так же даёт положительный приток энергии, как и активное участие.

На одно из первых занятий клуба «Советская песня» пришла дама (строгая, уверенная в себе, со скептически сжатыми губами и с некоторым высокомерием к происходящему). Она постоянно интересовалась: для чего это мы делаем? А это упражнение что даёт? И, вообще, зачем всё это нужно?!  Я, конечно, объясняла – и про профилактику болезни Альцгеймера, и о значении развития логического мышления, и про то, что музыка улучшает настроение,   оздоравливающе влияет на организм (под классическую музыку  даже коровы дают больше молока, а куры больше яиц откладывают), а песни нашей молодости, особенно те, которые связаны с положительными переживаниями,  будят воспоминания о том состоянии, которое мы испытали тогда, давно-давно, когда были молоды и здоровы, и наш сегодняшний организм испытывает те же ощущения, идёт прилив сил, энергии, бодрости,..

Но вот как-то мои объяснения не казались этой женщине убедительными… Скептицизм не хотел уходить. И вот во время очередного игрового момента я с искренним восторгом говорю ей: «У Вас же всё замечательно получается! А Вы боялись.. Вы прекрасно справились! Молодец!». Вы бы видели – как изменилось её лицо! Глаза засверкали, скептические морщины около рта расправились, она заулыбалась…  И никакая она не старая ворчунья, а очень даже симпатичная, милая женщина. И вопросы её сменились – а какие песни мы будем вспоминать в дальнейшем?...

Это и есть самый главный результат нашей работы – помочь скинуть маску, именно маску; маску, иногда, высокомерия над более молодыми и неопытными; иногда  равнодушия, мол, мне уже ничего не нужно – у меня всё есть; иногда просто пожилого, степенного человека,…  Надо помочь этим людям раскрепоститься, ведь в душе мы все намного моложе своего тела, было бы только кому это увидеть.

Но свою душу мы можем раскрыть только в кругу своих друзей, которым мы доверяем, которые не посмеются над ошибками, не осудят, а поддержат и присоединятся к тебе.

Большинство из стариков ворчат «из пущей важности» - по статусу положено; кто-то от одиночества и недопонимания, нехватки внимания; от желания быть нужным, востребованным, полезным хотя бы советом, хотя бы словом.

Трудно пожилым людям смириться с тем, что их жизненный опыт, их знания и умения не успевают за быстро меняющейся, развивающейся цивилизацией. Сейчас не только технологии, но и отношения между людьми другие. Ценности у молодёжи «сдвинуты» в сторону материального благополучия (деньги, достаток, выгода, внешний блеск,…), а нравственные качества… - надо соответствовать своему окружению!... Страшно и опасно для здоровья и жизни в наше время быть «белой вороной», сколько по интернету «гуляет» видеозаписей с издевательствами, наказаниями за то, что кто-то не такой как надо и кем-то положено.

Вернёмся к пенсионерам.  Конечно, очень далеко, не сразу всё хорошо у меня получалось. Когда я пришла на работу в ОДП, «бабушки» и «дедушки» долго ко мне присматривались. Я и заявление на увольнение писала – не получается у меня, нет контакта, с места никого добровольно поднять невозможно. Не встают, не хотят участвовать, не хотят выступать перед остальными, стесняются.

Например, «не пошли» у меня с ними игры-экспромты. Дом культуры  проводит – все участвуют, смеются…

Как-то было задание с шуточными двусмысленными вопросами. Осуждающий шепоток, поджатые губы… как будто в зале дети… Ну я им предложила театрализованные сказки. 


Тема сказок пошла на «ура». Как «бабушки» и «дедушки» разыгрывали в лицах басни Крылова! Перевоплощение, азарт!

Во время детского лагеря разыгрываем с детьми театрализованные сказки: дети выхватывают карточки с ролями, кричат «ещё, ещё»…



Несколько тише, несколько спокойнее, сдержаннее, но очень похоже происходило действие и со старшими участниками подобных мероприятий. Мне приходилось искать, придумывать такие сказки с максимальным количеством ролей, чтобы все смогли участвовать, хотя бы деревом постоять.

Во время спортивных мероприятий спортивные задания перемежались с вопросами, за правильные ответы – жетоны, а обладатели жетонов – участники следующего конкурса. И, конечно же, каждый ответ, выполнение каждого упражнения, и обязательные похвала, подбадривание, восхищение их способностями, азартом…
 
Дальше-больше. Пожилые люди мне поверили, поверили в мою искренность. «Непередаваемое очучение», когда на энергетический посыл чувствуешь ответную волну! Это здорово!

Например, меня впечатлил один из эпизодов. Я предложила из большого мешка вытянуть, не глядя, какую-либо вещь (юбки, платки, шляпы, предметы,..), надеть на себя и не снимать до конца мероприятия. В мешке остались вещи, когда он уже обошёл весь круг.

Во время следующих заданий я увидела, что мешок пуст. О чём это говорит?
Одно дело, когда оппоненты действуют по указке, чуть ли не по принуждению. И, совсем другое, когда по своей инициативе. Это меня очень растрогало. Значит пошёл внутренний отклик, прошло стеснение, пришли азарт, раскрепощённость, доверие друг другу.




Несколько лет назад видела фрагмент передачи – отбор певцов по какому-то проекту. Юноша спел оперным голосом (на мой взгляд, просто здорово), а его отсеяли. Экзаменаторы  говорили ему, что он поёт замечательно, что голос красивый, хорошо поставлен, и на сцене он держится уверенно. Ему говорили, что он уже состоявшийся певец, зачем ему этот проект…    

Показали обсуждение участников конкурса «за кулисами»: мало иметь чистый, звонкий голос и красивую внешность; важны искренность, внутренний посыл, излучаемая энергия…

-----------------------------------------------------------


Пренебрежительное отношение молодёжи к старшему поколению существует у них потому, что они видят пожилых людей  на диване с вязанием или с газетой, на скамеечке у подъезда,..     

Было бы  где людям «третьего возраста» показать себя! Вот они какие, когда есть сфера приложения своих возможностей…
   

   

   

   

    

     

  




Порадуйтесь вместе с нами. Спешите  делиться этой радостью, положительными эмоциями с другими. Помогайте людям видеть в жизни возможности для самореализации в любом возрасте!
А я хочу поделиться своим опытом общения с людьми пожилого возраста, опытом работы культорганизатором в системе Социального обслуживания.

Я предлагаю сценарии мероприятий: праздничных, спортивных, познавательных, игровых,... Со списком сценариев и некоторыми из них Вы можете ознакомиться в моём блоге. 

Буду рада сотрудничать. Жду откликов.

6 комментариев:

  1. Наталья, это удивительно. Вы занимаетесь полезным и очень важным делом. Ведь сейчас так мало уделяется внимания старшему поколению... Как-то хотела провести нестандартное мероприятие на работе (был юбилей у одного из сторожил), и представляете, в интернете так и не могла ничего найти подходящего... почему я не увидела вашего предложения раньше?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина! Мой блог ещё "младенец". Если Вас заинтересует какая-то конкретная тема, или сценарий, обращайтесь. Помогу, чем смогу.

      Удалить
  2. Здравствуйте Наталья! Совершенно случайно набрела на ваш блог, и вы меня сразу очаровали! Я нашла ЕДИНОМЫШЛЕННИЦУ!!! Работаю уже более 20 лет в Социальной сфере, в отделении дневного пребывания для пожилых людей (хотя сама тоже пенсионерка сейчас)в Кемерово. Ваши рубрики--это и мои рубрики, я так обрадовалась, что наконец-то !!! нашелся ЧЕЛОВЕК, который так интересно и творчески подходит к досугу пожилых! Кроме основной группы, у меня 4 клуба. Свой БЛОГ я еще не создала, но вы меня воодущевили на это. Материалов очень много. Сама я муз.работник. Огромное вам СПАСИБО! Надеюсь на дружбу!

    ОтветитьУдалить
  3. Очень рада, что есть люди, увлечённые своей работой, особенно с детьми и пожилыми людьми, что, на мой взгляд, почти равноценно. Те и другие очень ранимы и зависимы от более "взрослых" и сильных. Тем и другим необходимы внимание и забота окружающих. Я уже не работаю - на пенсии, но мои разработки могут быть кому-то полезны. Удачи в работе! Дарите радость своим подопечным!

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья. А вы не дадите свои контакты. Я тоже начин работать с пожилыми людьми и очень волнуюсь.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Дарья! Чем я могу Вам помочь? Вы можете меня найти в ОК, в Контакте. Заходите, познакомимся.

    ОтветитьУдалить