пятница, 20 января 2017 г.

Тренинг ОБЩЕНИЯ


                 ГРЕЦОВ А. «ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ»
Личность – это человек как носитель социальных (т.е. формирующихся и проявляющихся в общении) качеств.
Что такое «качества личности» и сколько их всего? В разговорном языке существует около 4,5 тысяч слов, используемых людьми для характеристики личностных качеств. Число соответствующих понятий составит примерно 200.
В современной психологии выделяют 5 главных характеристик личности.
«Большая пятёрка» личностных качеств (разработана А.Г.Грецовым)

инструкция: оцени применимость к себе каждого из приведённых ниже утверждений. Свои ответы обозначай одной из трёх цифр:
0 – нет, это не обо мне.
1 – иногда это обо мне, иногда – нет.
2. – да, это точно обо мне.

Пожалуйста, отвечай искренне – «правильных» и «неправильных» ответов здесь нет, каждый из них свидетельствует о твоей индивидуальности. Отвечай быстро, не задумываясь слишком долго над вопросами; давай тот вариант, который первым приходит в голову. Ответы записывай в бланк.

1.        Для меня лучший отдых – пообщаться в весёлой компании.
2.        Я иногда чувствую себя очень весёлым или печальным даже без серьёзной причины.
3.        Меня очень интересует всё новое, что появляется вокруг.
4.        Я всегда осуществляю то, что запланировал.
5.        Когда я с кем-то в ссоре, то обычно сам делаю первый шаг, чтобы помириться.
6.        Я часто нуждаюсь в друзьях, которые могли бы меня поддержать и утешить.
7.        У меня легко меняется настроение.
8.        Мне кажется, что пословица «всё новое – это хорошо забытое старое» неверна.
9.        Я умею рассчитывать своё время так, что успеваю сделать всё нужное.
10.     Меня можно назвать человеком мягкосердечным.
11.     Я очень люблю ходить в гости.
12.     Иногда я волнуюсь так сильно, что не могу усидеть на месте.
13.     Меня можно назвать человеком очень любопытным.
14.     Думаю, что окружающие считают меня человеком очень ответственным.
15.     Я человек доверчивый.
16.     Меня часто тянет к приключениям, я люблю «встряхнуться».
17.     Однообразие мне очень быстро надоедает.
18.     У меня широкий круг интересов, разнообразные увлечения.
19.     Я аккуратен и осмотрителен в словах и делах.
20.     Я охотно откликаюсь на самые разнообразные просьбы друзей и знакомых.
21.     Большинство знаний я получаю из общения со сверстниками, а не из книг или школьных уроков.
22.     Бывает, я чувствую себя очень уставшим без всякой причины.
23.     Я легко ориентируюсь в неожиданных ситуациях.
24.     Если мои желания вступают в противоречия с потребностями, то я выбираю не то, что хочу, а то, что должен делать.
25.     Думаю, что окружающие не считают меня эгоистом.
26.     Я человек разговорчивый.
27.     Считаю, что характеристики «неэмоциональный, спокойный» - точно не про меня.
28.     Думаю, что большинство окружающих считает, что я человек творческий, с богатым воображением.
29.     Полагаю. Что назвать меня ленивым нельзя.
30.     Я предпочитаю сотрудничать с окружающими, а не вступать с ними в соперничество.
31.     Мне нравятся большие шумные компании.
32.     Меня часто одолевают сомнения по самым разным поводам.
33.     Я люблю размышлять над причинами и последствиями происходящих в моей жизни событий.
34.     Когда я поставил перед собой цель, то готов преодолеть большие трудности на пути к ней.
35.     Думаю, что я человек щедрый.
36.     У меня лучше получается работать в обществе других людей, а не в одиночестве.
37.     Меня легко развеселить или расстроить.
38.     Мне нравится узнавать всё новое – даже когда это идёт вразрез с моими знаниями и убеждениями.
39.     Прежде чем сделать что-либо, я всегда задумываюсь о возможных последствиях.
40.     мне доставляет удовольствие помогать другим людям.
Б Бланк для ответов.

I
II
III
IV
V
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Пояснение. В верхней строке римскими цифрами обозначены номера столбцов. Ниже арабскими цифрами обозначены номера вопросов, ответы на них записывай в соответствующих клеточках.
А теперь посчитай сумму баллов в каждом из столбцов. Полученные суммы свидетельствуют о выраженности соответствующих качеств личности, входящих в «большую пятёрку».
Показатели степени выраженности:
0-3: низкая.
4-6: ниже среднего.
7-9: средняя.
10-12: выше среднего.
13-16: высокая.

«Большая пятёрка» качеств личности:
I. Экстраверсия – интроверсия. Это направленность личности на внешний либо на свой внутренний мир.  В первом случае человек общительный, оптимистичный, активный, любящий повеселиться, более продуктивно выполняющий любую работу в компании, чем в одиночестве. Во втором – сдержанный, трезво мыслящий, отчуждённый, ориентированный не на общение, а на дело. Такому человеку сложнее в коллективе, по натуре он индивидуалист. Такие люди находят себя в деятельности, не требующей интенсивного общения. Чем выше показатель, тем ярче выражена экстраверсия.
IIЭмоциональная устойчивость – нейротизм (повышенная эмоциональность реакций). Это показатель эмоциональной стабильности. Устойчивые люди проявляют спокойствие и уверенность, не склонны к бурному излиянию чувств, даже немножко «толстокожи». У них повышенная стрессоустойчивость, они продуктивно работают в напряжённых ситуациях. Те же, кому свойствен высокий нейротизм, бурно реагируют на любые жизненные события, эмоциональны, менее устойчивы к стрессу. Но, в то же время, это люди более чуткие, отзывчивые, динамичные. Высокие баллы свидетельствуют о нейротизме.
IIIОткрытость – закрытость к новому опыту. В первом случае человек легко воспринимает всё то новое, что появляется вокруг, демонстрирует любопытство, гибкость и готовность к изменениям, обычно склонен к творчеству. Но это может оборачиваться некоторой «поверхностностью», неустойчивостью убеждений и интересов. Во втором случае человек настороженно относится ко всему новому и неожиданному, предпочитает стабильность, тяжело меняет свои принципы и убеждения. Ему тяжело ориентироваться в неожиданных ситуациях, он любит стабильность и стремится обеспечить её в своей жизни. Высокие баллы свидетельствуют об открытости к новому опыту.

IVСознательность – несобранность. Люди, проявляющие сознательность, характеризуются как усердные, пунктуальные, целеустремлённые, надёжные, честолюбивые и настойчивые.  Но иногда это оборачивается неоправданным упрямством, желанием всех  и всё контролировать, а также мучительным переживанием вины из-за своих реальных или мнимых ошибок. Противоположный полюс – беспечность, небрежность, слабоволие, лень и любовь к наслаждениям. Но в то же время такие люди обычно более расслабленные, жизнерадостные, приятные в общении, легко переносящие проблемы и неприятности. Чем выше показатель, тем ярче выражена сознательность. 

VДоброжелательность – враждебность. В первом случае человек благожелателен, доверчив, готов к бескорыстной помощи. Такие качества помогают ему располагать к себе окружающих, хотя иногда те начинают злоупотреблять бескорыстностью этого человека, «садятся ему на шею». Во втором случае человек насторожен, недоверчив, склонен воспринимать окружающих как конкурентов. Он «себе на уме», не даёт злоупотреблять своим доверием, но нередко отталкивает от себя окружающих своими бесконечными подозрениями, оказываясь в итоге одиноким. Высокие показатели свидетельствуют о преобладании доброжелательности.

Изучение стратегий преодоления жизненных проблем (методика Д.Амирхан; модификация А.Г.Грецова)
Инструкция. В методике приведён ряд утверждений, описывающих различные способы, с помощью которых люди решают встающие перед ними жизненные проблемы. Отметь, пожалуйста, применимо ли каждое из этих утверждений к тебе в ситуациях, когда ты сталкиваешься с серьёзными проблемами. Свои ответы обозначай одной из трёх цифр:
0 – нет, это не про меня.
1 – иногда это про меня, иногда – нет.
2 – да, это точно про меня.
Правильных и неправильных ответов здесь нет, каждый вариант свидетельствует о твоей индивидуальности. Отвечай быстро, не задумываясь слишком долго над вопросами; давай тот вариант, который первым приходит в голову.
Итак, «при возникновении проблемы я …»:
1.        Делюсь с переживанием с другом.
2.        Стараюсь сделать всё от меня зависящее, чтобы наилучшим образом решить проблему.
3.        Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-либо предпринять.
4.        Пытаюсь отвлечься от проблемы на что-нибудь другое.
5.        Жду, что кто-нибудь проявит сочувствие ко мне.
6.        Делаю всё возможное, чтобы не дать окружающим возможности заметить, что мои дела плохи.
7.        Обсуждаю ситуацию с людьми, так как это обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше.
8.        Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справиться с ситуацией.
9.        Очень тщательно взвешиваю все возможности решить эту проблему.
10.     Мечтаю, фантазирую о лучших временах.
11.     Пытаюсь различными способами разрешить проблему, пока не найду наиболее подходящий.
12.     Доверяю свои переживания другу или родственнику.
13.     Больше времени, чем обычно, провожу в одиночестве.
14.     Рассказываю людям о своей проблеме, так как только её обсуждение помогает мне прийти к её решению.
15.     Всё время думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение.
16.     Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы.
17.     Обдумываю про себя план действий.
18.     Смотрю телевизор дольше, чем обычно, - это помогает мне отвлечься от переживаний.
19.     Прошу кого-нибудь помочь мне.
20.     Проявляю упорство и борюсь за то, что мне нужно делать в этой ситуации.
21.     Избегаю общения с людьми, замыкаюсь в себе.
22.     Переключаюсь на свои увлечения или занимаюсь спортом, чтобы отвлечься от проблемы.
23.     Иду к другу, чтобы он помог мне лучше понять ситуацию.
24.     Иду к другу за советом, как исправить ситуацию.
25.     Принимаю сочувствие друзей и знакомых, у которых такая же проблема.
26.     Сплю больше обычного.
27.     Фантазирую о том. Что всё могло быть иначе.
28.     Представляю себя героем книг или кино, который  преодолевает все трудности.
29.     Пытаюсь решить проблему всеми способами, которые знаю.
30.     Хочу, чтобы люди оставили меня одного.
31.     Принимаю помощь от друга или родственника.
32.     Ищу успокоение у тех, кому доверяю.
33.     Пытаюсь тщательно планировать своё поведение, а не действовать под влиянием эмоций.
Интерпретация результатов
Баллы суммируются отдельно по каждой из трёх шкал.
Шкала «разрешение проблемы»: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.
Шкала «поиск поддержки других людей»: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.
Шкала «избегание проблемы»: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.
Если по какой-либо шкале набрано 6 и меньше баллов – это низкий показатель,
7-10 – ниже среднего,
11-14 – средний.
15-18 – выше среднего,
19 и больше – высокий.


Защитные механизмы как раз и обеспечивают избегание проблем. Чем выше показатели по этой шкале, тем о большей склонности к ним это свидетельствует.


«ОБЩЕНИЕ И УМЕНИЕ СЛУШАТЬ»
(Грецов А. «Тренинг общения для подростков»)
 Задачи занятия: сформировать представление об общении как о психологическом явлении. Продемонстрировать искажения информации при её передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.
Структура занятия:
1.      Разминка «Привет себе».
2.      Упражнение «Испорченный телефон».
3.      Информационный блок «Психология общения».
4.      Упражнение «Рисование по инструкции».
5.      Анкета «Умеете ли вы слушать».
6.      Упражнение «Слушание в разных позах».

РАЗМИНКА «ПРИВЕТ СЕБЕ».
Описание упражнения. Группа встаёт в круг, спинами к его центру, и начинает неспешно вращаться. Участник, начинающий игру, шёпотом передаёт соседу справа какое-нибудь сообщение из одного-двух предложений, которое он сам хотел бы услышать. Например, задание можно сформулировать так: «Прошепчите соседу тот привет, который сами хотели бы сегодня услышать». Сосед шёпотом передаёт это сообщение следующему участнику, тот – следующему и т.п., пока оно не вернётся к отправителю. Каждый следующий участник тем временем отправляет своё сообщение, когда послание отойдёт от него на 2-3 человека, а не дожидаясь пока оно пройдёт весь круг. Упражнение лучше выполнять под музыку, громкость которой подобрать с таким расчётом, чтобы сказанную шёпотом фразу мог расслышать только тот подросток, которому она непосредственно адресована.  

Психологический смысл упражнения. При выполнении этого упражнения включается эффект «испорченного телефона и «послания» зачастую приходят в почти неузнаваемом виде. Это позволяет продемонстрировать искажения информации при её передаче от человека к человеку и выйти на беседу об эффективности общения. Кроме того, игра вносит оживление.

Обсуждение. Что чувствовали участники, когда получали собственное послание? Насколько приходящее сообщение было похоже на исходное? Что привело к искажению? А что можно было сделать, чтобы эти искажения уменьшились?

Упражнение «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН».
Описание упражнения. Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передаёт в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для участников.

Пример сообщения.
В нашу школу купили новые компьютеры. Через месяц в помещении, где сейчас находится библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в пустующий кабинет на первом этаже. По вечерам в компьютерном классе можно будет   играть тем, кто отработает 30 минут после уроков на благоустройстве пришкольной территории.    

Получивший сообщение участник зовёт в кабинет следующего и передаёт сообщение ему, тот – следующему и т.д. Весьма вероятно, что приведённое выше сообщение дойдёт до последнего участника примерно в следующем виде: «Купили компьютеры, мы можем резаться на них во что хотим».

Очень полезно заснять это упражнение на видеокамеру или хотя бы записать его на диктофон, чтобы при обсуждении иметь возможность воспроизвести и проанализировать ход передачи и искажения информации. Это упражнение можно проводить непосредственно в кругу, тогда следует упростить текст сообщения  и передавать его шёпотом. Можно передавать одновременно два сообщения, одно по часовой стрелке, второе – против. Если позволяет время, полезно провести это упражнение дважды: с обратной связью (при получении информации можно задавать уточняющие вопросы) и без таковой, после чего сравнить результаты.  Передаваемые сообщения должны быть примерно одинаковыми по сложности, но разными по содержанию.

Психологический смысл упражнения. Упражнение помогает очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.

Обсуждение. Что вызвало искажения сообщения при его передаче от участнику к  участнику? Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? А насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третьи руки» (типа «Он мне говорил, что она рассказала, что Петя обозвал тебя нехорошим словом»)?

По окончании упражнения ведущий рассказывает подросткам о том, как в психологии понимается сущность общения, для чего оно нужно и от чего зависит его эффективность (10-15 минут). Вот план подобного информационного блока.

Информационный блок «Психология общения».
1.                      Общение: единство процессов обмена информацией, взаимодействия и восприятия друг друга.
2.                      Функции общения:
·         Обмен информацией, необходимой для совместных действий людей;
·         Объединение людей;
·         Передача эмоций, переживаний;
·         Инструмент передачи опыта от поколения к поколению.
3.                      Непосредственное и опосредованное общение. Возрастание роли общения, опосредованного техническими средствами (телефон, телевидение, интернет-чаты), его возможности и ограничения.
4.                      Факторы, определяющие успешность общения: искренний интерес к партнёру; умение внимательно слушать его, при необходимости задавать уточняющие вопросы; восприятие не только того,  что партнёр говорит, но и того, что он при этом чувствует, переживает («эмпатия»); умение понимать значение не только слов, но и жестов, выражений лица и т.п.; учёт ситуации, в которой происходит общение, разборчивая и грамотная речь.
5.                      Обратная связь в общении. Более высокая эффективность диалога по сравнению с монологом. Описанное ниже упражнение позволит продемонстрировать это на практике.

Упражнение «Рисование по инструкции».
Описание упражнения. Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением, подобным приведённым на рисунке. Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести её изображение.

Упражнение проводится в двух вариантах:
·         С обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы;
·         Без обратной связи – никакие вопросы задавать нельзя.
Потом производится сравнение результатов, полученных в первом и во втором случаях. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.

Психологический смысл упражнения.  Развитие умений чётко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы.

Обсуждение. Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим?

Анкета «Умеете ли вы слушать?».
Инструкция. Перед вами 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».
  1. Часто ли вы с нетерпением ждёте, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?
  2. Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймёте суть проблемы?
  3. Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?
  4. Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?
  5. Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли?
  6. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?
  7. Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения?
  8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?
  9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?
  10. Перебиваете ли вы собеседника?
  11. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?
  12. Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить своё слово за него, опередив его собственные выводы?
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество ответов «нет».
10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие люди любят общаться с вами.
8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнёра. Даже если вы чем-то недовольны, всё равно стараетесь дослушать партнёра до конца. Если же партнёр вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы всё же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить своё «веское слово».
Менее 8 баллов. К сожалению, вы ещё не научились слушать своих партнёров по общению. Вы перебиваете их, не даёте высказаться до конца. Если вам не нравится то, что говорит человек, перестаёте слушать его.
Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьёзное психодиагностическое исследование, её основная задача – продемонстрировать подросткам 12 признаков плохих слушателей. Ведь известно, что отрицательные примеры, «вредные советы» запоминаются лучше положительных.

Упражнение «Слушание в разных позах».
Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре является говорящим, второй – слушающим. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чём угодно. Через минуту по команде ведущего из взаиморасположение меняется – говорящий встаёт, слушающий продолжает сидеть. Ещё через минуту следует новое изменение – теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняются, упражнение повторяется.

Психологический смысл упражнения. Участники убеждаются, что эффективность слушания и производимое на собеседника впечатление зависят не только от слушания как такового, но и от взаимного расположения собеседников.

Обсуждение. При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Занятие по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.
Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz
Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2
«Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak


И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz


Комментариев нет:

Отправить комментарий