пятница, 20 января 2017 г.

Союз с природой

 Здравствуйте! Если Вы работаете с детьми и ведёте с ними занятия о природе, или хотите воспитать у своих детей или внуков любовь к природе, или просто сами интересуетесь природой, информация на этой страничке может Вам пригодиться.


  
«СОЮЗ С ПРИРОДОЙ»  (Введение в тему)
ЦЕЛЬ: Развитие сопереживания и доброты в процессе заботы о животных.

Наедине с природой человек
Как будто озверел от любопытства:
В лабораториях и тайниках
Её пытал, допрашивал с пристрастьем, 
Читал в мозгу со скальпелем в руке,
На реактивы пробовал дыханье,
Старухам в пах вшивал звериный пол.
(Максимилиан Волошин)

Воспитание бережного отношения к природе, уважение к живому и забота о нём поможет и школе, и родителям растить в детях доброту, гуманность, умение заботиться о людях, прежде всего о близких, умение сопереживать им. Если и мы, в свою очередь, научимся сопереживать детям, то духовные связи родителей и детей, их взаимная забота приобретут прочность, которая выдержит любые испытания.

Известный наш педагог В.А.Сухомлинский утверждал и словом и делом, что природа – сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть.  

По мере развития цивилизации и роста городов, человек всё более отходил от природных условий жизни, всё больше «отчуждался» от природы и стал относиться к живым существам как к вещам, используя их для своего удобства, как пользуются вещами. Но даже с созданными им вещами, количество которых никогда не воспринималось как неисчерпаемое, человек обращался бережнее, чем с живой природой. Не увидев своего единства с окружающим миром живого, человек поставил себя над ним и стал бездумно и расточительно «покорять» природу, т.е. потреблятьеё, не считаясь с ней и её законами.

Особенно большую роль в новом понимании природы как единого организма – биосферы сыгшрал советский учёный академик Владимир Иванович Вернадский, которого с полным основанием называем Ломоносовым 20-го века.

Для наглядности мы можем сравнить единую биосферу с человеческим телом. Карл Маркс писал об этом ещё столетие назад: «Человек живёт природой – это значит, что природа есть его  тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть». 

Тело человека состоит из огромнейшего числа разнообразнейших клеток (их около 10 миллионов миллионов) – в какой-то мере самостоятельных живых существ. Клетки образуют множество специализированных тканей, из которых построены различные органы.
И всё это великое множество есть единый организм, где всё связано со всем и функционирует как единое целое. Всё на своём месте и несёт определённую функцию в общей  работе организма.

Если в нём нарушается какая-нибудь функция, весь организм стремится её исправить (и для того существует множество биохимических механизмов и специальных органов). Если нарушение исправить не удаётся, организм заболевает.

Биосфера Земли также единый  организм. Академик Вернадский показал, что атмосфера, вода, суша со всем населением – от микробов до человечества – представляют собой единую живую оболочку планеты. Со времени своего возникновения она существует в постоянном динамическом равновесии, обеспечивающем её жизнь.
Изменение сознания ведёт  к изменению поведения каждого из нас, а ведь все мы, являясь частицей биосферы, так или иначе связаны с ней отношениями взаимовлияния.

Природа же является в конечном итоге основой  эстетического аспекта нашей духовной жизни. Красота форм, гармония красок и звуков, их ритмические узоры с глубокой древности и по нынешний день и неизбежно в будущем имеют первичным источником природу.
Разумеется, человек всегда будет потреблять природу, всегда будет брать у неё необходимое для жизни и развития, но мы видим теперь, что должны научиться брать в такой форме, которая не вызовет разрушения природы, должны научиться не только брать, но и отдавать, и оберегать природу таким образом, чтобы она не только удовлетворяла наши нужды, но и сама совершенствовалась.

В последние два века уничтожено множество видов животных и растений, некоторые полностью. Человечество встревожено всем этим и ищет пути для установления гармоничных взаимоотношений с природой: создаются безотходные производства, ищутся новые источники энергии, ничем не вредя природе (строятся установки, которые используют энергию прибоя, солнечных лучей и т.п.).

Природа – живая. Её нельзя «любить» как вкусное блюдо или красивый и удобный зал для развлечений. От такой потребительской «любви» природа жестоко страдает и гибнет так же, как страдал бы и погибал в семье человек, которого бы «любили» как приятный и удобный объект для эксплуатации.

Всякому понятно, что любовь – это не стремление использовать в своих интересах, но сопереживание, сочувствие, стремление помочь, стремление способствовать радости и развитии.

Василий Александрович Сухомлинский разработал методы воспитания через природу, и они с большим и неизменным успехом применялись в его школе. Его опыт воспитания детей через союз с природой уникален. Необходимость общения детей с природой учитывали многие прекрасные педагоги Земли, но никто из них не создал и не разработал конкретную единую систему такого воспитания.

Потребности, мотивы и цели – основа наших отношений и нащих чувств. Вот почему чувства гораздо больше определяют наше поведение, чем логическое рассуждение.
Так, общение с природой проникнуто сопереживанием всему живому, носит характер творческого труда и формирует творческую мысль. Сопереживание связано с мыслью, ищущей пути для действенной помощи другому человеку или живому существу и завершается активной помощью, требующей труда.
Животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим.
Само собой разумеется, что ребёнок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности» животных.

Обычно, когда человек приходит на природу отдыхать и, как он считает, общаясь с ней, на самом деле он приходит брать, причём, как правило, не считаясь с природой, не считаясь с другими живыми существами, которым тоже нужны те же грибы или ягоды. Гребут ягоды и грибы, обрывают прекраснейшие цветы, ловят рыбу, а попутно распугивают звуками магнитофонов всё живое, шумят, поют, развлекаются, валяются, где попало, жгут костры и т.д. Немало и таких, которые развлекаются «охотой в миниатюре», гоняясь за бабочками. Родители не задумываются о том, какой вред это занятие приносит природе да и самому ребёнку, приучающемуся к бездумной жестокости. Некоторые даже утверждают, что ловля 
насекомых помогает детям изучать природу.

Нет, это не изучение. В природе изучение – это наблюдение за поведением той же бабочки, это глубокий и бережный интерес к её жизни, который нужно воспитывать, поддерживать, и благодаря которому ребёнок приходит к ощущению самоценности жизни.
В процессе анализа наблюдений за природой, за животными, перессказа увиденного, домысла, сочинения сказок у детей появляется вдохновение, улучшается устная и письменная речь.

Сказки, считал Сухомлинский, форма общения с природой. Благодаря ей природа становится ближе ребёнку, в сказке он может подняться до поэтических обобщений, постигает богатство лексики, научается выражать в словах свои мысли и чувства.
Почему сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства? Потому, объясняет Сухомлинский, что сказочные образы ярко эмоционально окрашены. Слово сказки живёт в детском сознании. Сердце замирает у ребёнка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. «Сказка неотделима от красоты, - утверждает педагог, - способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, состраданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах».
Все сказки составлялись на основе образов природы и о природе.

Изменяется отношение детей к природе – они не рвут цветов, не стучат палками по деревьям, не охотятся за майскими жуками, по собственной инициативе расчищают ручейки, ухаживают за деревьями в саду. 
Хотим ли мы видеть нашего ребёнка добрым? Казалось бы на такой вопрос следует ожидать однозначного ответа. Но это не так: нередко доводится слышать рассуждения родителей о том, что, желая своему ребёнку добра, они не хотели бы воспитать его добрым, так как доброму человеку плохо и трудно живётся.

Очевидно, чтобы разобраться в этом, прежде всего следует разобраться в самих понятиях «плохо» и «хорошо», «трудно» и «легко». Зачастую под «хорошей жизнью» подразумевается жизнь, прекрасно материально обеспеченная и не обременённая большим трудом. Но разве счастье человека заключается в изобилии вкусной пищи, нарядов, вещей и развлечений, в безделии?

Есть три круга потребностей человека: биологические, материальные и духовные.
Именно мотивы и цели, в основе которых лежат духовные потребности, являются преимущественным качеством человека сравнительно с животным. Животные отнюдь не лишены задатков духовных потребностей, таких, как потребность в дружбе, красоте и познании. 
Но это лишь задатки, Духовные же потребности в труде, творчестве, познании, красоте, любви, дружбе занимают в жизни человека огромное место, и именно они делают человека человеком. Лучшие представители человечества – это всегда люди, жизнь которых направляется высочайшими духовными потребностями. Эта жизни никогда не бывает лёгкой, и часто ей не сопутствует изобилие материальных благ. 

Ведь Джордано Бруно и Жанна д,Арк прожили яркую, интересную, отданную истине и благу людей жизнь. Они могли избежать смерти и обрести свободу – им стоило лишь отречься от того, что они считали истиной. Они предпочли костёр и умерли в счастливом сознании того, что не только их жизнь, но и их смерть служит истине и благу.
В Великую Отечественную войну тысячи людей, поставившие общее благо выше собственной жизни, оказались героями.

Счастье человеку даёт любимое дело, дружба, любовь, высокая радость приобщения к природе, искусству и творческий труд.
Имеет ли это счастье «легко» и «хорошо» живущий эгоист?  Нет, так как больше всего он любит себя и собственные удовольствия. И то, что у него нет ни истинной любви, ни преданных друзей, обязательно обнаружится при первой же жизненной неудаче. К тому же зачастую настроение и жизнь портит ему чувство зависти к чужим успехам, к лучшей, чем у него, шубе…

Психологи отметили: добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный. Последний «ломается», впадает в отчаяние. И это понятно: сосредоточенный на себе, он не способен найти ни в чём утешение. Добрый же, когда его постигает несчастье, находит поддержку, во всём прекрасном и светлом, в любимых друзьях и любимом труде.
Чёрствое сердце не спрячешь, и оно отталкивает людей. Доброе же сердце – магнит.
Добрый человек всегда окружён искренними друзьями, а это благо, не сравнимое ни с каким материальным. Как известно, искреннюю любовь и дружбу невозможно купить ни за какие деньги.

Так пожелаем же нашим детям доброты, открытости к людям, душевной щедрости, даже если это не сулит «лёгкой» жизни, отсутствие усилий.
В.А.Сухомлинский обучал доброте через сопереживание всему живому. Быть добрым – значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему, стремиться помочь. Весной – ставить скворечники, зимой – кормушки для птиц, куда не забывать регулярно насыпать корм., выкармливать «безнадзорных» птенцов, покалеченных птичек, больных котят и вообще держать зверьков, попавших в тяжёлое положение. Всех выздоровевших диких животных обязательно выпускать на волю.

В книге «Трудные судьбы» педагог делится опытом, как с помощью животных можно пробудить сердце ребёнка, казалось бы, совершенно безнадёжного, духовно глубоко искалеченного чудовищной жизнью
Ребёнок никого не любил и никому не верил. Поступив в школу Сухомлинского, он стремился всегда и всем делать зло, не верил никаким проявлениям доброты. Путь к сердцу этого духовно искалеченного ребёнка Василий Александрович нашёл через уход за птицами. Мальчик полюбил их, а делая им добро, поверил в его существование. Потом этот опыт любви и доверия удалось, постепенно расширив, перенести и на людей. Ребёнок преобразился.
Аналогичный случай….

Беззлобности птиц и зверька они поверили, полюбили их. У них появился опыт любви и доверия, опыт личных добрых поступков по отношению к своим питомцам, а этот опыт открыл дверь в их сознание, в их сердце, до этого наглухо запертое. 
Нужно всячески подчеркнуть необходимость действительной заботы и самостоятельного труда.
Без такой деятельности сопереживанию научиться невозможно. Ребёнок, окружённый в семье вниманием и любовью, может и не научиться сопереживать. Его могут окружать самые прекрасные примеры доброты и в жизни, и в книгах, но он может вырасти Эгоистичным, чёрствым, а порой и жестоким, если в его личной практике не было сочувствия другим, заботы о них, помощи им. Более того, даже если забота и помощь были, но касались только своей семьи, не распространяясь на других людей и другие живые существа, он также может вырасти эгоистом.

Вот где корень жестокости. Вот почему сопереживание, постоянное обучение умению ставить себя на место не только людей, но и зверей, птиц, растений, реально помогать им в их жизни было важнейшим принципом педагогической системы В.А.Сухомлинского.

Случай, рассказанный одним известным английским врачом. Как-то, играя с котёнком, он, забавляясь, сунул его в огонь камина и тут же вытащил обгорелого и смертельно перепуганного. Увидевший это отец в гневе схватил руку сына и сунул её в огонь. И сын вполне понял тогда страх и боль котёнка и именно потому выбрал специальность врача, что с теп пор чужие страдания глубоко трогали его, и он стремился облегчить их.

Разумеется, нельзя рекомендовать подобный чрезмерно «наглядный» способ обучения. Но необходимо, чтобы с детства человек научился уважать чужую жизнь.

В силу вековой традиции люди привыкли считать, что всё живое существуем лишь им на потребу, что в природе они владыки жизни и смерти всего сущего.
Между тем мы не владыки биосферы, и природа – не наша раба. Мы – её порождение, часть её, старшие братья всего, порождённого ею. И призваны мы быть не жестокими, жадными потребителями, но мудрыми друзьями и руководителями.

Разумеется, нужно стремиться к тому, чтобы дикие животные доверяли человеку. В Таллине, в парке Кадриорг, когда вы спокойно сидите на скамейке, к вам на плечо может сесть синичка или прибежит белка и даже залезет в ваш карман в поисках лакомства. В подмосковном санатории в Подлипках дикие птицы и белки также доверяют людям и берут корм из рук. Здесь лечатся сердечники, и врачи, хорошо зная, какое благотворное влияние на состояние сердца оказывают положительные эмоции, прописывают больным прогулки с кормлением белок и птиц в качестве лечебной процедуры.
Но всё-таки здесь животные не переходят целиком на иждивение человека, подобно домашним, и продолжают добывать корм самостоятельно. Таким образом, экологическое равновесие не нарушается, а животные остаются деятельными и самостоятельными.

Но в последние годы, когда так много говорится об охране природы, что побуждает часто горожан к заботе о животных, сверхопеке над ними, мы чаще сталкиваемся с сообщениями о том, что то там, то здесь дикие перелётные птицы зимуют на городских прудах, целиком перейдя на иждивение человека. Иногда появляются в сибирских районах медведи-шатуны, не зимующие в берлоге, но бродящие вокруг города в поисках поживы, а порой даже вламывающиеся ночью в продуктовые магазины.

Это всё уже нарушение экологического равновесия, вредное и для самих животных, и для биоценоза, в который они входят, и для людей.
Очевидно одно – мы должны относится с уважением к жизни животных и стремиться к максимально возможной гуманности в обращении с ними.

В книге свердловского писателя Б.С.Рябинина «О любви к живому» есть глава «Обвиняю родителей»,  где автор с полным основанием обвиняет родителей пусть в невольном воспитании в детях жестокости.

Если родители на глазах ребёнка жестоки с животными, то пример и опыт жестокости формирует душу так же, как пример и опыт доброты.
Ребёнку позволяют относиться к животному как к игрушке – тискать кошку, таскать за уши и хвост собаку. Для забавы летом на дачу берут для него котёнка или щенка, а потом, уезжая осенью в город, оставляют его погибать голодного в пустом доме или выбрасывают на улицу жившее в доме животное, почему-то ставшее неудобным, пинают, бьют. Когда ребёнок пытается приласкать бездомное животное – его отгоняют и ругают.
По этому поводу в книге говорится: «…Пусть лучше ребёнок запачкает руки, приласкав бездомное животное, чем запачкает душу, равнодушно пройдя мимо…»
Домашние животные – большая помощь в воспитании многих положительных качеств ребёнка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными и самого ребёнка, и родителей. Лишь тогда сформируется доброта, ответственность, чувство долга и т.п.

Мы отвечаем за живое – и за животное, и за растение – перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.
И первое правило содержания домашних животных и растений – это стремление, чтобы им было хорошо, чтобы они вели полноценную жизнь.
Так же, как нельзя обзаводиться ребёнком для собственного удовольствия, так же нельзя обзаводиться домашними животными и растениями, не думая об их благе. А понять, в чём для них заключается благо, ребёнку поможет сопереживание, умение поставить себя на место другого существа.

В сельской местности, если животное содержится не на привязи, оно живёт полноценной жизнью. Но в больших городах жизнь домашних животных в высшей степени неполноценна. Огромный дог где-нибудь в квартире на 10-м этаже, весь день ожидающий в одиночестве, без движения хозяев, по существу, несчастен. В этих условиях даже кошка, которую вовсе не выгуливают, как выгуливают собак, несчастна. Нас радует преданность и любовь четвероногих. По существу, ради нашей радости мы лишаем их деятельности, превращая в скучающих паразитов, ради удовольствия иметь любящее существо заключаем его в тюрьму и превращаем в лодыря.

Я убеждена, что мы развели слишком много несчастных животных. Держать в доме можно только тех, кому в доме хорошо (тропических рыбок, попугаев, канареек) или деятельность которых ограничена и в естественной жизни (например, улиток).
Так или иначе необходимо, чтобы было животное, которое бы ребёнок любил, берёг, за которым бы ухаживал и которому сопереживал.

Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек не может воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в обществе. Но человек не полноценен и не способен к созиданию, к творчеству и тогда, когда не развит его ум, интеллект, когда он не стремится к познанию. Первые ступени школы мышления ребёнок опять же должен проходить в природе. Знания, приобретаемые  не только из книг, но основанные на личном опыте, неизмеримо глубже, вызывают несравненно больший интерес, способствуют развитию интеллекта и росту духовных потребностей. Связь мысли с её первоисточником – окружающим миром – самое важное условие активного умственного труда.

Сухомлинский в одной из книг приводит пример воспитания сердечной отзывчивости. После встречи восхода солнца один из учеников написал такое сочинение:
«Когда я был маленький, от нас ушёл отец. Почему ушёл, я не знаю. Но мама много плакала. А потом редко радовалась. Я всё думал, что сделать, чтобы мама стала чаще улыбаться. Отца вернуть я не смог. У него другая семья. Когда я с учительницей встречал восход солнца, я понял, что это то, что я искал.

Я просил маму пойти со мной встречать солнышко, но она отказывалась, говорила, что каждый день его встречает. Я всё-таки упросил её, и мы пошли с ней на холм, где были всем классом. Солнышко всходило чудесно,  как и в первый раз. Мама сидела и слушала, а я ей рассказывал так, как учительница нам, тихо и сказочно. Когда солнышко взошло, мама встала и сказала: «Ты у меня самый умный и самый добрый. Приноси всем радость, как и мне». После этого мама стала весёлая и называет меня «мой солнечный лучик».
Я никогда не видел такой красивой улыбки у мамы, какую ей подарило солныщко».
Любя детей, мы самоотверженно заботимся о них, порой не замечая или не придавая значения тому, что они с нами отнюдь не самоотверженны, что принимают заботы как должное, и не видят ни наших трудностей, ни печалей, занятые своими делами.

Детям необходимы наша любовь и забота, но им так же необходима их собственная любовь и забота по отношению к нам. Иначе они вырастают эгоистичными, неспособными на полноценную жизнь.
Если ребёнок умеет сопереживать, если в нём развиты душевная тонкость и сердечная отзывчивость, он сумеет быть чутким к заботам и тревогам близких и постарается им помочь, в чём сможет.

При появлении  у ребёнка подопечного зверька, будь то дома или в «Живом уголке» важно сразу же объяснить, что животных нужно уважать и что им так же неприятно, если их гладят и тискают, когда они этого не хотят. Гораздо интереснее наблюдать, как свободно ведёт себя животное в естественных условиях, не ожидая в каждую секунду быть схваченным, когда оно доверяет нам и радуется нашему появлению.

Важно то, как проводить прогулки в природу, как обучать заботе, как учить наблюдать и делать самостоятельные умозаключения.
Если всё это делается с позиции сопереживания, чуткой бережности в обращении с живым, внимательности к нему, то в детях естественно развиваются доброта, чуткость, ответственность и самостоятельность.

По книге Елены Кондратьевны Андреевой «Союз с природой», «Знание»,М.,1985.

Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.
Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий