среда, 25 января 2017 г.

Друзья живой природы Занятие в игровой форме

«ДРУЗЬЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ?»
Занятие в игровой форме для детей 8-12 лет
К теме «На что способен человек?», 
2-й год обучения
 по программе "Мир живой природы".

ЦЕЛЬ: воспитание экологической культуры;
            Воспитание нравственных качеств (эмпатийности, сочувствия).


ЗАДАЧИ:
1.        Разобраться в ситуации и правильно оценить поступок.
2.        Определить в предложенном эпизоде вред, наносимый животным и растениям.
3.        Пробудить в детях чувство вины за неправильные действия по отношению к живой природе.
4.        Вызвать умиление, уважение, жалость к живым существам, чувство сопереживания.
5.        Сравнить своё понимание ситуации с поступком другого ребёнка, проанализировать причины его поведения.
6.        Побудить задуматься над причинами поступков и возможными последствиями для живой природы.
7.        Развивать логическое мышление и побудить к поиску решения экологических проблем.
8.        Подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
9.        Повысить уверенность детей в своих силах, в своей правоте, как юных экологов.
10.     Обсудить нравственные понятия: ответственность, деликатность, уважение, жалость, предупредительность, милосердие, отзывчивость, сострадание…; равнодушие, эгоизм, упрямство, жестокость, жадность…
11.     Обсудить понятия – равновесие в природе, взаимозависимость…

МАТЕРИАЛ:
·          20 карточек с напечатанными ситуациями на эколого-нравственную тематику, об отношениях детей, животных, растений…;
·          чистые листы бумаги, карандаши или фломастеры;
·          плакаты «Что даёт человеку природа?» и «Влияние человека на окружающую среду».

ХОД ИГРЫ:
Вариант 1: Дети делятся на команды. Выбирается капитан.
Даётся задание: капитан выбирает три карточки (лежат тыльной стороной).
                   Прочитать текст, обсудить, ответить на вопросы:
                   А) согласны ли вы с действиями детей?
                   Б) в чём их ошибка? Дать название поступку.
                   В) пояснить: как надо делать правильно.
                   Время на обсуждение каждой ситуации – 1 минута.
Капитан вслух зачитывает текст одной карточки. Даёт ответ. 
Дети других групп вступают в дискуссию, соглашаются или предлагают
                   Своё решение проблемы.

Вариант 2: Дети делятся на группы по 2-3, по очереди вытягивают по карточке.
                   Советуются с группой и дают ответ.

Вариант 3: Если дети читать не умеют, ведущий зачитывает текст карточек.
                   Дети обсуждают и предлагают свои варианты ответов.

В игре использован материал наблюдений за детьми во время занятий, экскурсий в природу, ухода за животными за период с 1998 по 2001 год.(Имена изменены).

Весь прошедший месяц мы с вами говорили о человеке, обсуждали его способности, зависимость настроения, здоровья, удачи в делах, судьбы      от добрых или злых поступков, слов и даже мыслей.
Давайте вспомним:
1.        Что же нам необходимо, чтобы мы были счастливы, чтобы у нас было много друзей?
2.        Почему завистник самый несчастливый человек?
3.        Почему кому-то частенько «не везет» в жизни: падает на ровном месте, в автобусе непременно обидят, а то и снежная лавина упадёт на голову?
4.        Как избежать неожиданных неприятностей?
Прекрасно, вы во всём разобрались!

Все, кто занимается в «Живом уголке», несомненно, любят животных, природу. Каждый раз, приходя в «Живой уголок», общаясь и ухаживая за зверушками, вы проявляете свою доброту, ответственность, любознательность…
А всегда ли вы правильно поступаете по отношению к вашим подопечным?

Вы, конечно, знаете, как надо вести себя в лесу, в поле, почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рвать цветы, разорять птичьи гнёзда и муравейники…

Поэтому без труда сможете оценить поступки ваших коллег, таких же детей, как и вы; разберётесь в ситуациях, которые вам сейчас будут предложены. Представьте себя на их месте.

Итак, разделитесь на группы по 2-3. Вы теперь эксперты.
Каждой группе я предложу по 4 карточки с описанием конкретного случая на природе, в «Живом уголке». Вы вместе читаете, обсуждаете и постарайтесь ответить на вопросы:
1.        Согласны ли вы с действиями детей?
2.        В чём их ошибка? Дать название поступку.
3.        Пояснить: как надо делать правильно.

Время на обсуждение каждой ситуации 1 минута. По мере готовности, по очереди представитель каждой группы зачитывает вслух текст карточки и даёт ответ. Другие ребята высказывают своё мнение: соглашаются или предлагают своё решение проблемы. Стараемся говорить кратко и по существу.

1.        Ребята на прогулке в осеннем лесу. Собирают интересные ветки, листья… Серёжа сложил большой пушистый букет из веток маленькой сосенки. Особенно красиво в букете, свечкой, смотрелась вершинка сосны.
2.        В походе весной для костра спилили молодую берёзку. Когда чурочки бросали в огонь, капельки сока с шипением падали в огонь и слабо пахло горелым сахаром.
3.        Старое кострище оказалось замусорено, поэтому пришлось разводить костёр на новом месте.
4.        В дубовой роще собирали жёлуди для поделок. Хорошо ребята потрудились: много набрали, под дубками ничего не оставили.
5.        Мальчишкам нравится, когда от свежих хвойных веток в костре столбом валит дым, и уютно, весело потрескивает.

6.        Для костра нашли уютное местечко между четырёх елей. Развесистые ветви смыкались над головой, образуя шатёр
7.        Какого замечательного ежонка нашли на тропе! На ладошке умещается. Дома соорудили для него домик из коробки; свежего, тёплого молока налили…
8.        Следы привели к норе в земле. Чтобы узнать, за кем шли, пришлось глубоко разрыть ход. Но зверька так и не достали.
9.        Муравейник. Ребята наблюдают за работой муравьёв: кто травинку тащит, кто гусеницу... Осторожно разрывают дети один из ходов вслед за исчезнувшим муравьём с добычей. Обнаружили «ясли». Муравьишки бросились врассыпную, таща куколок.
10.     В подвале дома собака родила 4х щенков, девочки взяли над ней шефство: приносили еду, выгуливали щенков. А однажды, когда малышам было около месяца, три щенка исчезли. Последнего девчата перенесли в другое место и решили сами его вырастить.
1.        В «Живом уголке» уже неделю живёт голубь с раненым крылом. Ребята, стремясь поскорее приручить птицу, ловят её, гладят, пытаются кормить с руки семечками.
2.        Кате захотелось взять в гости маленькую морскую свинку. А на улице зима. Возвратившись в клетку свинка в течение часа отлёживалась на боку, не могла ступить на лапки (Катя несла зверька в кармане).
3.        Хомячка Краля в «Живом уголке» вдруг стала набрасываться на своих кормильцев, поэтому, чтобы взять у неё малышей приходилось кому-то её отвлекать.
4.        Ребятишки с восторгом слушают, как малыш морской свинки свистит и «уркает» у них в руках, забавно дрожит и пытается залезть в рукав.

5.        Оля неравнодушна к попугайчикам: непременно поймает, подержит в руках, посадит в маленькую клетку и подолгу любуется им.
6.        Из незакрытой клетки сбежала крыса и загрызла попугайчиков. За это преступление ребята приговорили крысу к «смертной казни» – отдали на съедение хонорику.
7.        Хонорик «задремал» у Оли на руках, и, когда рядом присела Нина с хомячком, хонорик стрелой бросился на зверька. Никакие ухищрения не помогли вырвать из пасти хищника добычу – хомячок погиб.
8.        Ребята в «Живом уголке» так любят животных, что не могут расстаться с ними даже на время занятия. А чтобы преподаватель их не ругал, прячут зверьков: кто в рукав, кто за пазуху.
9.        У крысы Принцессы, в «Живом уголке», детёныши ещё не открыли глаза, но уже ползали по клетке, тыкались носами в тарелку. Саше очень понравились такие слабые, беспомощные существа. Он взял одного домой, уверенный в том, что уж он-то выкормит малыша.
10.     Интересно наблюдать, как крыс Арчи подпрыгивает и пытается укусить палочку, которой Артём тычет в него через прутья клетки.


Хорошо! Вы сейчас показали свои лучшие качества: доброту, сопереживание, понимание происходящего, ответственность…

Я предлагаю вам взять по листку бумаги, карандаши или фломастеры. Нарисуйте, пожалуйста, как, по-вашему, должен поступать человек в самых различных ситуациях – это может быть на природе, в «Живом уголке», дома, на улице… Рисуйте схематично, не раскрашивая. Времени даётся одна минута.

Покажите, пожалуйста, что у вас получилось, – что вы хотели сказать своим рисунком?

А теперь давайте подведём итог. Ответьте на несколько вопросов:
1.        Как сохранить красоту того уголка природы, где мы отдыхаем?
2.        Как правильно обращаться с огнём?
3.        Как правильно собирать дары природы, не причиняя вреда природе?
4.        Почему неправильно говорить «вредные» и «полезные» животные?
5.        Почему необходимо бережно относиться к любому объекту природы?
6.        Почему нельзя брать маленьких детёнышей?
7.        Что произойдёт, если разрушить домик у мышей, когда там есть новорождённые?
8.        Можно ли после занятия бегать в «Живом уголке» и шуметь?
9.        Что чувствует морская свинка, когда вы от избытка чувств прижимаете её к себе и не спускаете с рук?
10.     Почему нельзя держать зверьков во время занятий за столами?
Вы во всём прекрасно разобрались.

В воскресенье у нас с вами к окончанию этой темы будет «Поэтический час доброты».

И в заключение я хочу зачитать вам стихотворение Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге».
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресс.

Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой.

Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…

Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце – чистейшей породы!
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

К воскресенью прошу вас найти стихи о животных, о взаимоотношениях людей и животных.

На сегодня всё. Какое у вас настроение? Что нового вы сегодня узнали?

Далее у нас репетиция, уход за животными и приборка.

Жду вас в пятницу на репетицию экологической сказки «Друзья по несчастью».

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1.        Ребёнку предлагается разбирать ситуацию «взгляд со стороны» (представь себе, что ты…), которая развивает умение и желание видеть реальность глазами других. У него постепенно развивается беспристрастный взгляд на поступки, умение быть объективным, развиваются элементы «экологической рефлексии».
2.        Способность человека встать на позицию другого живого существа, понять его, «влезть в его шкуру», увидеть ситуацию чужими глазами  является основой чувства сопереживания, сострадания, сочувствия (эмпатии).
3.        Работа в группах, дискуссия помогают коллективно найти правильное решение; осмыслить некоторые нравственные понятия.
4.        Развивается умение замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
5.        Готовность проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (человеку, животному, растению).
6.        Развитие логического мышления и речи, умения высказывать своё мнение, преодолевать смущение.
7.        Умение выслушать другого и уважать его мнение.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ:
1.        Проблемный.
2.        Игровой.
3.        Дискуссия.
4.        Самостоятельная работа.
5.        Творческий выбор.
6.        Проблемный.
ПРИЁМЫ:
1.        Сотворчество.
2.        Анализ.
3.        Сравнение.
4.        Эмоциональное сопереживание.
5.        Ситуация успеха.
6.        Обсуждение.
7.        Повторение.
8.        Обобщение.
9.        Постановка проблемы.
10.     Вопросы.
11.     Обращение к опыту детей.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1.        Групповая.
2.        Индивидуальная.
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ:
1.        Организационный момент.
2.        Повторение основных вопросов темы.
3.        Мотивация к игре-дискуссии.
4.        Игра-дискуссия.
5.        Закрепление – рисунок.
6.        Подведение итогов – проверочные вопросы.
7.        Домашнее задание.
8.        Рефлексия.

Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
и по частям (из-за большого объёма) в «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий