( Из «ИЗУЧЕНИЕ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА» )
ЦЕЛЬ: выявить склонность
к профессиям определенного типа.
ОБОРУДОВАНИЕ:    1. опросник
2. лист ответов
3. карандаш
ХОД РАБОТЫ. Школьник получает
опросник и лист ответов. Ему сообщается следующая инструкция: «Лежащий перед
вами опросник включает 20 вопросов. Каждый вопрос имеет как бы два «крыла»,
соединенные союзом «или». Как отвечать на вопросы? Нужно спросить себя:
«нравится ли мне занятие, которое стоит в первой половине вопроса? Если занятие
скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в листе ответов в
соответствующей клетке знак +. Если определенно нравится, то ++. Если очень
нравится, то +++. Если скорее не нравится, чем нравится, то ставим знак –. Если определенно не нравится, то – –.
Если очень не нравится, то – – –. Аналогично нужно оценить и то занятие,
которое упомянуто во второй половине вопроса. Основное требование к Ответам:
одно из двух занятий обязательно нужно предпочесть, т. е. нельзя одинаково
оценить оба занятия в предлагаемой паре».
ЛИСТ
ОТВЕТОВ «ДДО—М»
| 
1а | 
1б | 
2а | 
2б | 
3а | 
| 
3б | 
4а | 
4б | 
5а | 
5б | 
| 
6а |  | 
6б |  | 
7а | 
|  | 
7б | 
8а |  | 
8б | 
|  | 
9а |  | 
9б |  | 
| 
10а |  |  | 
10б |  | 
| 
11а | 
11б | 
12а | 
12б | 
13а | 
| 
13б | 
14а | 
14б | 
15а | 
15б | 
| 
16а |  | 
16б |  | 
17а | 
|  | 
17б | 
18а |  | 
18б | 
|  | 
19а |  | 
19б |  | 
| 
20а |  |  | 
20б |  | 
ОПРОСНИК ДДО – М
Предположим, что после
соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы
Вам пришлось выбирать только из двух возможных, что бы Вы предпочли?
| 
1а Ухаживать за животными | 
или | 
1б Обслуживать машины, приборы
  (следить, регулировать) | 
| 
2а Помогать больным людям, лечить
  их | 
или | 
2б Составлять таблицы, схемы,
  программы вычислительных машин.  | 
| 
3а Следить за качеством книжных
  иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 
или | 
3б Следить за состоянием,
  развитием растений | 
| 
4а Обрабатывать материалы (дерево,
  ткань, металл, пластмассу и т. д.)  | 
или | 
46 Доводить товары до потребителя
  (рекламировать, продавать)  | 
| 
5а Обсуждать научно-популярные
  книги, статьи  | 
или | 
56 Обсуждать художественные книги
  (или пьесы, концерты)  | 
| 
6а Выращивать молодняк (животных
  какой-либо породы) | 
или | 
6б Тренировать товарищей (или
  младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) | 
| 
7а Копировать рисунки, изображения
  (или настраивать музыкальные инструменты) | 
или | 
7б Управлять каким-либо грузовым
  (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором,
  тепловозом и т. п. | 
| 
8а Сообщать, разъяснять или людям
  нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.). | 
или | 
8б Художественно оформлять
  выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)  | 
| 
9а Ремонтировать вещи,  или изделия (одежду, технику), жилище  | 
или | 
9б Искать и исправлять ошибки в
  текстах, таблицах, рисунках | 
| 
10а Лечить животных | 
или | 
10б Выполнять вычисления, расчеты | 
| 
11a Выводить новые сорта растений | 
или | 
11б Конструировать, проектировать
  новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания,
  т. д.). | 
| 
12а Разбирать споры, ссоры между
  людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать | 
или | 
12б Разбираться в чертежах,
  схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить порядок) | 
| 
13а Наблюдать, изучать работу
  кружков художественной самодеятельности | 
или | 
13б Наблюдать, изучать жизнь
  микробов | 
| 
14а Обслуживать, налаживать
  медицинские приборы, аппараты | 
или | 
14б Оказывать людям медицинскую
  помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п. | 
| 
15а Составлять точные описания –
  отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 
или | 
15б Художественно описывать
  изображать события (наблюдаемые или представляемые) | 
| 
16а Делать лабораторные или
  анализы в больнице | 
или | 
16б Принимать, осматривать
  больных, беседовать с ними, назначать лечение | 
| 
17а Красить или расписывать стены
  помещений, поверхность изделий | 
или | 
17б Осуществлять монтаж зданий или
  сборку машин, приборов | 
| 
18а Организовывать культпоходы
  сверстников или Младших (в театры, музей), экскурсии, туристские походы и т.
  п. | 
или | 
18б Играть на сцене, принимать
  участие в концертах | 
| 
19а Изготовлять по чертежам
  детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 
или | 
19б Заниматься черчением,
  копировать чертежи, карты | 
| 
20а Вести борьбу с болезнями растений,
  с вредителями лесов, садов | 
или | 
20б Работать на клавишных машинах
  (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) | 
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Необходимо
подсчитать количество положительных и отрицательных оценок в каждой из пяти
колонок листа ответов и записать полученные суммы плюсов и минусов в
соответствующие пустые клетки внизу колонок. 1-я колонка соответствует
профессиям, связанным с природой; 2-я – профессиям, связанным с техникой; 3-я –
профессиям, заключающимся в работе с людьми; 4-я – профессиям, связанным со
знаковыми системами и 5-я – профессиям художественного типа. Далее необходимо
выбрать ту колонку, в которой у школьника получилось наибольшее количество
плюсов и наименьшее количество минусов. К этому типу профессий, следовательно,
испытывает склонность школьник. Вполне вероятно, что в преимущественном
положении окажется не одна, а две или три колонки. Это означает, что склонности
не однозначны.
ВЫВОД. Делается
заключение о профессиональных склонностях школьника.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога: 
И в
приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz 

 
Комментариев нет:
Отправить комментарий