воскресенье, 2 сентября 2018 г.

МЕТОДИКА «СООТНОШЕНИЕ ПОСЛОВИЦ И ФРАЗ» (Из «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»)


МЕТОДИКА «СООТНОШЕНИЕ ПОСЛОВИЦ И ФРАЗ» (Из «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»)


ЦЕЛЬ: изучить индивидуальные различия в уровне развития абстрактного мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Набор из 10 карточек, на каждой из которых написан текст одной пословицы (возможный вариант текстов см. ниже).
1. Куй железо, пока горячо.
2. Цыплят по осени считают.
3. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
4. Не красна изба углами, а красна пирогами.
5. Лучше меньше, да лучше.
6. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
7. Тише едешь, дальше будешь.
8. Не в свои сани не садись.
9. Не все то золото, что блестит.
10. Семь раз отмерь, а один отрежь.
ТЕКСТЫ ФРАЗ К ЭКСПЕРИМЕНТУ
1.   Материал разрезают ножницами.
2.   Зимой ездят на санях, а летом на телеге
3.   Каждое утро овец выгоняют за деревню.
4.   Не всегда то, что нам кажется хорошим, действительно хорошо.
5.   Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.
6.   Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
7.   Если уж поехал куда-нибудь, то с полдороги возвращаться поздно.
8.   Цыплята вырастают к осени.
9.   О деле судят по результатам;
10.Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.
11.Если не знаешь дела, не берись за него.
12.Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.
13.Чтобы сделать работу лучше, нужно о ней хорошо подумать.
14.Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.
ХОД РАБОТЫ: Экспериментатор раскладывает на столе слева от испытуемого карточки с пословицами одну под другой, столбиком, текстом вверх. Затем экспериментатор дает испытуемому в пере­мешанном виде пачку таблиц с фразами и предлагает: «Положите рядом с каждой пословицей соответствующую ей по смыслу фразу. 
Учтите, что не ко всем пословицам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной пословице». Затем испытуемый выполняет задание, а экспериментатор параллельно фиксирует его ответы в протоколе. После выполнения задания экспериментатор просит испытуемого дать объяснение по каждой подобранной паре, в чем их сходство, в чем их общая идея.
ФОРМА ПРОТОКОЛА
пословицы
подобранные фразы
объяснения













ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:
1. По ключу проверяется правильность выполнения задания испытуемым.

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «СООТНОШЕНИЕ ПОСЛОВИЦ И ФРАЗ»

N пословицы
№ соответствующей фразы
1
2
9
3
6
4
5
10
6
7
7
12
8
11
9
4
10
13
2. Путем качественного анализа проверяется правильность объяснения решения.
ВЫВОД: Чем больше у испытуемого правильных ответов, тем более сформировано понимание переносного смысла и тем выше, следовательно, уровень развития абстрактного мышления.

К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.


Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz
Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2  
 «Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH 

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий