воскресенье, 2 сентября 2018 г.

«ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА» Введение


«ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА» Введение
Настоящие рекомендации предназначены для школьных психологов и студентов пединститута, проходящих педагогическую практику в школе и выполняющих задание по изучению личности школьника.
Школьному психологу, а также студенту – практиканту следует начать свою работу с установления контакта с классным руководителем.

Объектом изучения обычно становятся учащиеся, которые требуют к себе особого педагогического внимания и индивидуального подхода.

Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является психологическое наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы, Школьный психолог — практикант ведет дневник наблюдения за учеником, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, и дает им психологическую интерпретацию. На основе накопленного материала составляется характеристика учащегося.

Для того, чтобы осуществить глубокое и всестороннее изучение личности, необходимо использовать разнообразные методы изучения. Кроме наблюдения к ним относятся:
1.          Беседы с учеником о каких-то проблемах, прочитанных книгах, просмотренных спектаклях и т. д. Беседы с его товарищами и друзьями по классу, спортивной секции, кружку. Беседы с классным руководителем и другими учителями об ученике. Беседы с его родителями.
2.          Метод обобщенных характеристик.
3.          Психолого-педагогический эксперимент.
4.          Метод изучения объективных результатов деятельности учащегося.
5.          Анкетирование.
6.          Социометрия.

Характеристика должна носить не описательный, а аргументированный характер. В характеристике не должно быть «голых» обобщений, неизвестно каким путем добытых, Обобщения должны опираться на факты, зафиксированные в дневнике наблюдений. Совершенно недостаточно составить простой перечень тех или иных особенностей ученика.

Написать характеристику — это значит:
а) установить внутреннюю связь и зависимость этих особенностей от условий жизни и воспитания ребенка;
б) показать, как они проявляются в поведении школьника;
в), выделить ведущие, т. е. главные и наиболее устойчивые особенности;
г) показать перспективы воспитательной работы с данным учеником.

Психолого-педагогическая характеристика школьника оформляется в Отдельной тетради и обязательно содержит, помимо текста характеристики, приложения (к приложениям относятся протоколы всех методик и дневник наблюдения за учеником). (Приложение № 7).
Текст характеристики включает 13 разделов, подробное описание которых дано в следующем параграфе. Здесь же мы дадим только перечень методов, на основе которых может быть написан каждый раздел.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ
Методы: 1. Изучение личного дела учащегося.
2. Наблюдение за особенностями внешнего вида учащегося.
II.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Методы: 1. Беседа со школьным фельдшером или медсестрой.
2. Оценка соответствия физического развития возрастным нормам по таблице
(См. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплуновнч И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов М„ 1988.С. 134—136).
III. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА.
Методы: 1. Посещение семьи, беседа с родителями.
2. Беседа с классным руководителем.
3. Методика «Мои близкие».
IV. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА, ЧЛЕНОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕНИК
Методы: 1. Анализ текущей и итоговой успеваемости.
2. Наблюдение за классом в различных учебных и внеучебных ситуациях,
3. Беседа с классным руководителем, учителями – предметниками.
V. ПОЛОЖЕНИЕ УЧЕНИКА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОТНОШЕНИЙ С УЧИТЕЛЯМИ
Методы: 1. Анализ общей успеваемости по журналу.
2. Наблюдение за выполнением общественного поручения, за стилем общения, за реакциями на оценки, за соблюдением дисциплины.
3. Беседа с официальными лидерами класса, с друзьями школьника, с учителями.
4. Социометрия.
5. Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников.
VI. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Методы: 1. Анализ активности ученика при проведении политинформации.
2. Сравнительный анализ динамики оценок по различным предметам.
3. Беседа с учеником на политические и нравственные темы, о прочитанных книгах, об увлечениях, будущей профессии и т. д.
4. Определение уровня нравственной воспитанности школьника по шкале.
5. Оценка степени развития нравственного самосознания по предлагаемой шкале.
6. Наблюдение за проявлением коллективистической или индивидуалистической направленности по приведенной программе.
7. Оценка уровня развития трудолюбия по предлагаемой шкале.
8. Методика изучения, мотивов учебной деятельности.
9. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?».
10. Методика «Как поступить?»
11. Изучение направленности школьника в экспериментальной ситуации.
12. Анкета интересов.
13. Опросник «ДДО-М»
VII. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКА
Методы: 1. Наблюдение за проявлением скромности (высокомерия) по приведенной программе.
2. Методика изучения уровня притязаний в учебной деятельности.
3. Методика изучения самооценки.
VIII. УРОВЕНЬ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗТИТИЯ ШКОЛЬНИКА
Методы: 1. Анализ устных ответов и письменных работ ученика.
2. Наблюдение за способами самоорганизации учебной деятельности.
3. Беседа с учеником о затруднениях в учебе, о рациональных приемах организации учебы.
4. Методики изучения внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, речи.
IX. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА
Методы: 1. Наблюдение за учеником в ситуациях, вызвавших эмоциональную реакцию;
2. Беседа с учителями, родителями, друзьями ученика.
X. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА
Методы: 1, Наблюдение за особенностями поведения ученика, в том числе по приведенной для некоторых черт программе (выдержка, настойчивость);
XI. ТЕМПЕРАМЕНТ
Методы: 1. Наблюдение за жизненными проявлениями свойств темперамента по приведенной программе.
2. Самооценка темперамента.
XII. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
Методы: 1. Наблюдение; сопоставление результатов наблюдения с приведенным описанием возможных акцентуаций характера.
XIII. ВЫВОДЫ
Заключительная часть характеристики пишется на основе материалов, характеризующих историю развития школьника, полученных из бесед с родителями и классным руководителем. Заключительная часть должна быть краткой, хороша аргументированной и показывать динамику развития личности ученика. Она должна «проектировать личность» и указывать, что следует развивать, что сглаживать, а что искоренять в структуре личности школьника. В тех случаях, когда ученик требует к себе особого внимания, заклю­чительная часть может быть более подробной.

2. СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКА

ХАРАКТЕРИСТИКА
на____________________________________________ученика(цу) ________________ класса
школы №______________г. (района)№________________ за период с_________ по ________

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ:
Возраст, пионер или комсомолец, был ли в детском саду, сколько лет? Менял ли класс? Если да, то почему?
Внешний вид (словесный портрет).
II. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1.         Общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний. состояние органов зрения.
2.         Рост, вес. Соответствие физического развития возрастным нормам.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА
1.           Состав семьи: возраст каждого члена семьи, профессия, об­разование, место работы и должность взрослых членов семьи.
2.           Жилищные условия. Какие условия имеет ученик в квартире (отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места занятий и т. д.).
3.           Материальная обеспеченность семьи.
4.           Общая атмосфера взаимоотношений в семье (наличие конфликтности, антипатий, дружелюбия, согласия и т. д.).
5.           Отношение членов семьи к школьнику (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность, оказание помощи в учебной деятельности, проявление внимания к духовному развитию ребенка и т. п.)
6.           Отношение школьника к членам семьи (уважение, желание поддержать, заботливость, вежливость, послушание, эгоизм, капризность, упрямство, негативизм, деспотизм, пренебрежение и т. д.).
IV. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА, ЧЛЕНОМ КО­ТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕНИК.
1.         Количественный и половой состав.
2.         Общая характеристика успеваемости, дисциплинированности, общественной активности, психологического климата в классе.
V. ПОЛОЖЕНИЕ УЧЕНИКА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОТНОШЕНИИ С УЧИТЕЛЯМИ
1.               Официальный статус ученика (успеваемость, дисциплинированность, какие общественные поручения выполняют?).
2.               Как выполняет общественные поручения (хорошо, удовлетворительно, плохо, с энтузиазмом, с удовольствием, не выполняет.?).
3.               Какое положение занимает в классе (лидер, популярный, принятый, изолированный, отверженный).
4.               Какую роль играет в общественной работе, играх со сверстниками (инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель?).
5.               Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно?).
6.               Общительность, широта и постоянство контактов с одноклассниками, наличие или отсутствие близких друзей среди одноклассников, причины дружбы, проявление товарищеских качеств (взаимопомощь, взаимовыручка, надежность или способность к предательству и т. д.). Если ученик одинок в классе, то где, с кем и на основе каких интересов он общается?
7.               Характер взаимоотношений со сверстниками противоположного пола (активные дружеские связи или неспособность установить контакт, сдержанность или развязность и т. д.).
8.               Характер взаимоотношений с учителями (наличие или отсутствие конфликтов, проявление грубости, реакция на оценки и замечания и т. д.).

VI. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
1.         Степень сформированности идейно-политической направленности личности (проявляет ли интерес к политическим событиям в стране, к периодической печати, к остро дискуссионным молодежным телепередачам? Глубина и широта информированности по политическим вопросам. Сформированность личностной позиции),
2.         Преобладает индивидуалистическая или коллективистическая направленность?
3.         Нравственные убеждения ученика (например, его представление честности, справедливости, принципиальности, порядочности, доброте и т. д.). Содержание, степень сформированности и устойчивости нравственных убеждений. Единство знания и поведения. Идеалы ученика (их содержание, степень влияния на поведе­ние и самовоспитание).
4.         Отношение к труду (общественно-полезный труд и школе и дома, уроки труда). Уважает ли труд или относится к нему с пренебрежением? Проявляет добросовестность, трудолюбие, аккуратность в труде или противоположные качества? Какие трудовые навыки (в том числе и навыки по самообслуживанию) сформированы? Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям?
5.         Преобладающие мотивы учебной деятельности (ради чего, почему учится?). Какое отношение проявляет к различным учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, добросовестное, безразличное, отрицательное). Укажите причины сформировавшихся отношении. Какую активность проявляет на уроках (высокую, среднюю, низкую, не проявляет?). Как выполняет свои учебные обязанности (аккуратно, небрежно, регулярно, не регулярно, испытывает затруднения в работе, не выполняет) ?
6.         Проявляет ли интерес к искусству, спорту, технике и т. д.? Устойчивость, глубина, широта, действенность интересов. Культурный кругозор; Участвует ли в работе (если да, то в какой и где) кружка, секции, факультатива? Каковы читательские интересы школьника (их содержание, устойчивость) ? Положительно или от­рицательно влияют не учебные интересы на учебные и наоборот? Приведите примеры.
7.         Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (если да, то кем хочет быть)? К какому типу профессий имеет склонность (человек – человек, человек – природа, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ)? Имеет ли достаточно полное представление о будущей профессии (да, частично, нет)? Осуществляет ли самостоятельную подготовку к будущей профессии? Соответствуют ли способности ученика его профессиональным намерениям? (Наличие той или иной способности проявляется в успешном выполнении соответствующей деятельности, в сравнительно быстром и прочном усвоении знаний).
VII. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКА
1.           Оценка уровня притязаний (высокий, средний, низкий). Он проявляется в тех целях, которые ученик хочет достичь в учебе и будущей работе, в том положении, которого он добивается в классном коллективе.
2.           Характеристика самооценки (адекватная или неадекватная, последняя может быть завышенной и заниженной). Приведите примеры ситуаций, в которых проявился характер самооценки ученика. Адекватная самооценка проявляется в способности ученика объективно оценить свои успехи и неудачи в учебе или другом виде деятельности, в умении видеть и признавать свои ошибки, в критическом отношении к недостаткам своего характера и т, д. Завышенная самооценка порождает такие особенности поведения, как эгоизм, самовлюбленность, зазнайство, высокомерие, стремление к лидерству, пренебрежение мнением окружающих, некритическое отношение к себе и очень высокие требования к окружающим. Заниженная самооценка у школьника проявляется в неуверенности в своих силах, пассивности, отчужденности, высокой тревожности, подавленности, болезненной чувствительности и ранимости, ощущении своей неполноценности по сравнению с окружающими.
VIII. УРОВЕНЬ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА-
1.          Степень сформированности общеучебных умений и навыков (умение выделять главное, планировать учебную работу, читать и писать в нужном темпе, самостоятельно работать с книгой, осуществлять самоконтроль).
2.          Особенности внимания. Оцените, насколько развита способность ученика управлять своим вниманием (иными словами, сформирование ли произвольное внимание и соответствует ли его развитие возрастным закономерностям?). Проявляются ли у ученика недостатки внимания, в какой форме («хлестаковская» или «профессорская» рассеянность)? Опишите особенности развития отдельных свойств внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).
а) Характеризуя устойчивость, следует, во-первых, отметить, является ли внимание ученика устойчивым, как правило, на протяжении всего урока или же ученик может быть сосредоточенным лишь какой-то промежуток времени (указать, какой: 5, 10, 15 мин. ... В начале, в середине, в конце урока). Во-вторых, указать, проявляется ли неустойчивость внимания примерно одинаково на всех уроках или существенно зависит от интересов школьника.
б) О степени концентрации внимания ученика свидетельствует его реакция на отвлекающие раздражители. Чем более сильный раздражитель требуется для отвлечения внимания школьника, тем концентрированнее его внимание. И, наоборот, если школьник легко отвлекается па незначительные посторонние раздражители, то концентрация внимания низкая.
в) О высоком развитии распределения внимания свидетельствует способность ученика одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности, Приведите примеры проявления этого качества.
г) О высокой скорости переключения внимания свидетельствует легкость включения в работу в начале урока; легкость перехода от одного вида учебной деятельности к другому (например, от усвоения нового материала к ответам по домашнему заданию); Учтите, что переключаемость внимания тесно связана с типом темперамента. У подвижных типов темперамента (сангвиники, холерики) это качество, как правило, развито сильнее, чем у малоподвижных типов темперамента (флегматики, меланхолики).
3.          Особенности восприятия (тип восприятия, степень развития наблюдательности).
4.          Особенности памяти (Скорость заучивания, длительность сохранения, точность воспроизведения. Тип памяти по оптимальному способу заучивания. Сравнительное развитие смысловой и механической памяти. Сравнительное развитие образной и словесно-логической памяти. Владение рациональными приемами заучивания).
а) Разным школьникам требуется разное количество повторений для того, чтобы запомнить одно и то же стихотворение, формулу, правило и т. д. Память школьников в этом случае различается по скорости заучивания.
б) Существование индивидуальных различий в длительности сохранения материала иллюстрирует следующий пример: один ученик легко вспоминает материал, заученный несколько месяцев (лет) назад, а другой не может вспомнить материал, усвоенный несколько дней назад.
в) характеризуя индивидуальные особенности памяти школьника по точности воспроизведения, нужно отметить, насколько полно ученик обычно воспроизводит учебный материал, допускает ли фактические ошибки и т. д.
г) При определении типа памяти следует помнить, что различают зрительный, слуховой, моторный и комбинированный типы Памяти. Тип памяти определяется по наиболее оптимальному для данного человека способу запоминания информации любого содержания. Он может быть установлен на основе наблюдений, самоотчета школьника, а также экспериментальных исследований.
д) О высоком развитии механической памяти свидетельствует например, легкость заучивания цифрового материала, стихотворений, а также дословная передача учебных текстов О высоком развитии смыслового запоминания свидетельствует передача учебных текстов своими словами, легкость использования запомненной информации для решения различных задач.
е) О высоком развитии образной памяти свидетельствует, например, хорошая память на лица, голоса друзей, картины природы, музыкальные мелодии, запахи и т. д. О высоком развитии словесно-логической памяти свидетельствует легкость запоминания текстов различного содержания, математических формул и т. д.
ж) К рациональным приемам заучивания можно отнести: смысловую группировку текста, распределенное во времени повторение, использование мнемотехнических приемов и т. д.
5.          Особенности мышления
а) Какой тип мышления является преобладающим у данного школьника? (предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное). Если ученик проявляет склонность к решению технических, конструкторских, организаторских задач, то у него развит предметно-действенный вид мышления.
Если при изучении математики ученик легче решает геометрические задачи, чем алгебраические; если при изучении истории, например, легче усваивает факты, характеристики отдельных исторических деятелей, детали событий, склонен к эмоциональному изложению, то у ученика преобладает образное мышление.
Если ученик легче решает задачи, требующие отвлеченных рассуждении, легко делает обобщения, при изложении материала де­лает акцент на основных закономерностях и связях событий, то у него преобладает абстрактное мышление.
б) Оцените, в какой степени у ученика развиты следующие качества ума:
          гибкость (умение находить новые способы решения задач, умение понять мнение другого человека и стать на его точку зрения и т. д.) Противоположное качество называется инертностью;
          умение логично, доказательно, обоснованно излагать своп мысли;
          глубина (умение проникнуть в сущность сложных вопросов, видеть причины и следствия явлении и т. д.);
          находчивость, сообразительность (умение в короткий срок разобраться в сложных ситуациях). Противоположное качество называется замедленностью мышления;
          самостоятельность в рассуждениях (умение выработать свое мнение, аргументировать свою точку зрения);
          критичность (способность объективно оценивать свои и чужие мысли).
в) Оцените уровень сформированности у данного ученика (в сравнении с одноклассниками и со взрослыми) следующих умений:
          проводить анализ учебного текста, условия задачи, художественного произведения и т. д.;
          проводить сравнение понятий;
          давать определение понятий;
          приводить примеры и факты, иллюстрирующие и подтверждающие какие-либо правила и законы;
          проводить классификацию понятий, явлений.
6.          Особенности речи (словарный запас, правильность, выразительность, образность, эмоциональность речи, умение выражать свои мысли в устной и письменной речи).
IX. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА
1.           Преобладающий эмоциональный тонус: какое настроение наиболее типично для школьника (жизнерадостное, оптимистичное, веселое, бодрое, спокойное, серьезное, легкомысленное, вялое, подавленное, грустное, раздражительное, возбужденное, встревоженное, пессимистичное и т. д.)?
2.           Устойчивость эмоциональных состояний. Она может быть большой (проявляется в редкой смене настроений, такого человека трудно взволновать, он не скоро успокаивается и т. д.) или малой (противоположные проявления).
3.           Степень эмоциональной возбудимости. Возбудимость может быть повышенной (такого человека легко удивить, обрадовать, обидеть, разгневать; он по малейшим поводам приходит в волнение, впечатлителен и т. д.) или пониженной (противоположные проявления).
4.           Характер протекания эмоций (бурное, яркое выражение, горячность, вспыльчивость, склонность к аффектам или сдержанность, владение собой).
5.           Типичная для ученика форма реакции на стрессовую ситуацию: агрессивная или депрессивная? Например, когда ученика оскорбляют или обижают, как он реагирует: грубит, озлобляется, дерется или плачет, впадает в отчаяние, испытывает неуверенность в себе? Как ведет себя в ответственной ситуации (на экзамене, соревновании, публичном выступлении): мобилизуется и показывает более высокие результаты, чем обычно или наоборот?
X. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА
 Оцените, насколько развиты у ученика такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание, смелость, самостоятельность, дисциплинированность, организованность внушаемость, упрямство.
XI. ТЕМПЕРАМЕНТ
Какой тип высшей нервной деятельности (по силе — слабости, уравновешенности, подвижности нервных процессов) характерен для ученика? Черты какого типа темперамента преобладают (холерического, сангвинического, флегматического, меланхолического)?
Какой тип высшей нервной деятельности (по преобладанию левого или правого полушария) проявляется у учащегося (мыслительный или художественный тип)?
XII. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
В этом разделе следует указать, является характер школьника по степени выраженности «средним» или у него наблюдается акцентуация характера, т. е. некоторые черты характера резко усилены. В последнем случае можно предположительно определить тип акцентуации на основе приведенных описаний различных акцентуаций характера. Для каждого типа акцентуации характерно наличие «слабого звена» или «места наименьшего сопротивления». Это те строго определенные ситуации, в которых тип характера проявляет свою слабость.
XIII. ВЫВОДЫ
1.           Правильно ли развивается личность школьника? Какие ка­чества личности (интересы, черты характера, способности) надо бы воспитать у ученика для его всестороннего развития? Какие недостатки личности необходимо исправить?
2.           Какие условия жизни, воспитания в семье и школе способствовали развитию положительных черт личности и какие привели к отрицательным?
3.           Каким должен быть индивидуальный подход к данному учащемуся со стороны отдельных учителей, классного руководителя, пионерской и комсомольской организации для улучшения их воспитательного воздействия?

 Методики изучения личности школьника
ШКАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫХ СВОЙСТВ
ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКА
При определении уровня нравственной воспитанности школьника используется три критерия:
а) наличие у человека нравственных знаний, т. е. понимание того, что значит быть нравственным;
б) отношение к нравственным нормам: положительное или отрицательное, устойчивое или неустойчивое, активное или пассивное;
в) особенности нравственного поведения: как отношение к нравственным нормам реализуется в конкретных поступках и действиях.
В соответствии с этими критериями выделяются 4 уровня нравственной воспитанности школьников:
1 уровень. Неясное, расплывчатое представление о нравственных нормах.
2 уровень. Знание нравственных норм, составляющих суть нравственных качеств. Но эти нормы не стали мотивами поведения личности, отношение к ним либо отрицательное, либо неопределенное (неустойчивое).
3 уровень Четкое и правильное представление о нравственных нормах, активно-положительное отношение к ним со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление нравственного качества в поведении.
4 уровень. Устойчивое проявление в поведении хорошо осознаваемых нравственных норм.
ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ
В развитии нравственного самосознания выделяют 5 уровней. Они характеризуются следующими показателями:
1 уровень. Не задумывается над своими поступками.
2 уровень. Задумывается лишь после критики..
3 уровень. Иногда анализирует свои поступки по собственной инициативе.
4 уровень. Почти всегда анализирует свое поведение.
5 уровень. Постоянно анализирует свое поведение.
ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОЛЮБИЯ
1 уровень. Избегает участия в трудовых делах.
2 уровень. Иногда участвует, но работу выполняет плохо.
3 уровень. Участвует, но при отсутствии контроля работу не выполняет.
4 уровень. Одинаково хорошо выполняет любую работу.
5 уровень. Работает увлеченно, не допускает небрежности.
ПРОГРАММЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ НАПРАВЛЕННОСТИ, ХАРАКТЕРА, ТЕМПЕРАМЕНТА ШКОЛЬНИКА
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЙ (ИНДИВИДАЛИСТИЧЕСКОЙ) НАПРАВЛЕННОСТИ
1.           Активен ли школьник в решении задач группы?
2.           Охотно ли он откликается на предложение участвовать в об­щественной работе?
3.           Когда он проявляет большую активность:
а) при личной заинтересованности;
б) когда заинтересован не он лично, а коллектив?
4.           Помогает ли школьник товарищам в классе?
5.           Замечает ли сам, когда нужна его помощь?
6.           Может ли поступиться своими интересами ради интересов коллектива?
7.           Умеет ли подчиняться требованиям товарищей?
8.           Радуют ли его успехи коллектива?
9.           Огорчают ли его неуспехи коллектива?
10.       Как он относится к тем, кто не помогает решению общих за­дач и к тем, кто остается в стороне, когда товарищу нужно помочь?
11.       Терпим ли к критике в свой адрес и способен ли высказать товарищам неодобрение, если те поступают плохо?
12.       Чуток или безразличен к людям?
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ СКРОМНОСТИ (ВЫСОКОМЕРИЯ)
Скромность как отношение человека к самому себе проявляется в следующих особенностях поведения:
1.          Человек не стремится к превосходству над другими.
2.          Не рекламирует себя, не рассказывает о своих успехах, не рисуется.
3.          Не стремится быть в центре внимания.
4.          Стремится не обидеть другого.
5.          Испытывает неприязнь к людям, афиширующим свои успехи и достоинства.
6.          Требователен к себе, стремится к самоусовершенствованию.
7.          Адекватно оценивает свои недостатки.
8.          В ситуации неуспеха винит себя, а не других.
9.          Умеет видеть в своих успехах заслуги других.
10.      Способен в присутствии других людей дать себе низкую оценку, если она заслужена.
11.      В поведении прост, естествен.
12.      Обладает чувством собственного достоинства.
13.      Неприхотлив, умерен в запросах.
14.      Не стремится к яркому, броскому оформлению своей внешности.
Противоположные проявления в поведении свидетельствуют о высокомерии
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ ВЫДЕРЖКИ
1.          Как школьник реагирует на критику, особенно На резкие я некорректные замечания в его адрес?
2.          Как реагирует на ситуации успеха и неуспеха в деятельности, значимой для него?
3.          Умеет ли в споре спокойно, разумно, настойчиво отстаивать свое мнение?
4.          Умеет ли до конца выслушать собеседника?
5.          Всегда ли контролирует внешнее выражение своих эмоциональных переживаний?
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ НАСТОЙЧИВОСТИ
1.          Всегда ли доводит начатое дело до конца, особенно если оно неинтересно, монотонно?
2.          Может ли выложиться полностью для достижения поставленной цели, мобилизовать внутренние резервы?
3.          Может ли в процессе борьбы за достижение цели перебороть чувство боли, усталости, общую слабость?
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИЗНЕННЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА
ЦЕЛЬ: 1. Выявление степени выраженности свойств темперамента.
2. Определение типа темперамента, представляющего собой различные сочетания закономерно связанных между собой отдельных свойств темперамента.
изучаемое св-во темперамента
Жизненные (внешние) проявления свойств темперамента
1
2
Эмоциональная возбудимость

Об эмоциональной возбудимости судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции (положит. или отриц.) и с какой скоростью она возникает.
Эмоциональная возбудимость тем выше, чем:
а) быстрее и выразительнее (изменение выражения лица, жестикуляции и пр.) реагирует на поддержку теплым словом, дисциплинарное воздействие; б) легче вызвать улыбку, смех, оживление какой-либо шуткой;
в) быстрее и ярче выражает чувство радости и удовлетворения, когда удается овладеть каким-либо учебным навыком.

Темп реакции


Под темпом реакции понимается скорость протекания различных психических процессов и реакций (движение, речь, находчивость, быстрота ума и т; п.).
Темп реакции тем выше, чем:
а) быстрее и энергичнее движение;
б) быстрее, оживленнее говорит;
в) быстрее отвечает на вопросы, вспоминает что-то
Активность

Активность — свойство темперамента, о котором, мы судим по тому, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении целей, сосредоточенность внимания в длительной работе и т.д.
Активность тем выше, чем:
а) наиболее энергичен при преодолении трудностей и препятствий на пути к достижению цели;
б) дольше сохраняет бодрость и не «опускает руки» в трудных условиях;
в) больше склонность доводить начатое дело до конца.
Реактивность

Реактивность как. свойство темперамента проявляется в степени непроизвольной реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критические замечания, угрозы, резкий и неожиданный звук и т. п.). О человеке с высокой реактивностью говорят: «Вначале сделает, а потом подумает», а с низкой: «Семь раз отмерит и только потом отрежет».
Реактивность тем выше, чем:
а) больше готов отвечать, не подумав, на любой вопрос и потому часто отвечает невпопад
б) легче и чаще в досаде и раздражении «выходит из себя», проявляет вспыльчивость, вступает в конфликт;
в) быстрее, увлекшись чьим-либо рассказом, приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями, проявляет нетерпеливость.
1
2
Экстравертирован-ность – интровер
тированность

Экстраверсия — направленность личностивовне: к деятельности побуждают впечатления, имеющие место в данный момент, Интроверсия — направленность личности во внутрь: к деятельности побуждают впечатления, имеющие место в прошлом или мысли о будущем. Другими словами, воздействие окружающей в данный момент обстановки, внешние впечатления, все то, что происходит в данный момент и в данном месте в большей степени определяют поведение экстраверта. Поведение же интроверта в большей степени зависит от его внутреннего мира: чувств, мыслей, образов о том, что с ним было и что 6у дет; человек как бы погружен в себя, в прошлое и будущее.
Экстравертированность тем выше, чем:
а) с большим интересом следит за тем, что происходит вокруг него в данную минуту; меньше склонен погружаться в воспоминания, «уходить» вовнутрь себя;
б) больше любит выполнять работу «живую» (с кем-то о чем-то договориться, кому-то что-то показать, объяснить и т. п.);
в) легче запоминает лица людей, детали и подробности чьей-либо биографии, различные дела, случаи, происходящие в коллективе; хуже – смысл чего-либо (теории, формул и т.д.)
Ригидность — пластичность
Ригидность — пластичность — свойство темперамента, проявляющееся в том, насколько легко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения (ригидность).
Ригидность проявляется тем больше, чем:
а) с большим трудом привыкает к новым людям (например, после того, как впервые пришел в класс, в новый для него коллектив) я с большим трудом отвыкает от прежних друзей, товарищей по учебе (долго вспоминает, рассказывает о них);
б) медленнее отвыкает от прежних жизненных условий, окружающих предметов; с большим трудом расстается со своими вещами (письмами, фотографиями, привычной одеждой), не любит менять расположение мебели в квартире, предметов на своем рабочем месте и т. п.;

в) труднее и медленнее происходит переключение с одних действий на другие, труднее «сдвинуть» с места; но после того, как
привык к новому действию, новой работе, способен к длительному ее выполнению, даже если эта работа абсолютно ему не интересна (люди — «паровозики»);
г) труднее вырабатываются двигательные навыки;
д) медленнее и труднее происходит переключение с одних эмоций и чувств на другие.
Тревожность
Тревожность как свойство темперамента — это склонность человека переживать самые различные ситуации, как чем-то ему угрожающие, и испытывать при этом неопределен­ный страх и беспокойство, не направленные на какой-либо определенный предмет или явление. Тревожность тем выше, чем:
а) больше думает о возможной личной неудаче в ответственных делах, чем о самом деле;
б) выше стремление избегать различных жизненных ошибок, даже незначительных; отсюда, например, склонность неоднократно перепроверять результаты своих действии (может вернуться домой с половины дороги, проверить, выключены ли свет и газ, закрыта ли дверь и т. п.);
в) хуже переносит различные ожидания: в очередях, транспорте и т. п.;
г) больше неуверен в себе и в своих действиях, легче впадает в уныние, более мнителен; отсюда, например, склонность заблаговременно выполнять учебные задания, повышенная ответственность и даже известное «занудство» при общественных поручениях и т. п.

Общительность

Общительность как свойство темперамента — это относительно независимое от содержания и ситуации общения психическое свойство, которое определяет в нем (в общении) динамическую сторону активности человека: частоту установления контактов с людьми, легкость их протекания, широту круга знакомств и т. д. Человек тем общительнее по темпераменту, чем:
а) легче и быстрее знакомится с новыми людьми;
б) больше предпочитает говорить сам, чем слушать других;
в) больше друзей и приятелей, с которыми он регулярно общается.

Резистентность

Под резистентностыо психической деятельности понимается степень сопротивления утомлению, тем или иным неблагоприятным условиям труда (например, стрессу), работоспособность.
Резистентность тем выше, чем:
а) выше степень сопротивляемости утомлению, выше работоспособность в течение учебного дня;
б) меньше поддается отвлекающим от занятий факторам;
в) меньше сказываются на деятельности колебания настроения;
г) больше сопротивляемость стрессу (психическому напряжению).

ИНСТРУКЦИЯ к выполнению ПРОГРАММЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИЗНЕННЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА
Оценка каждого свойства темперамента производится по 5-бальной шкале: чем
ярче выражено то или иное свойство, тем более высоким баллом оно оценивается:
«5» – данное свойство выражено очень ярко и очень часто проявляется в самых разнообразных ситуациях;
«4» – выражено менее ярко, проявляется довольно часто, иногда наблюдаются проявления противоположного свойства;
«3» – нет основания говорить о преобладании данного или противоположного ему свойства: например, экстравертированности или интровертированности, общительности или замкнутости и т. д.
«2» – проявляется довольно часто противоположное свойство;
«1» – ярко выражено противоположное свойство, оно очень часто проявляется в самых разнообразных жизненных обстоятельствах.
В качестве примера возьмем «общительность». Допустим, изучаемый школьник по пункту «а» оценен нами баллом «4», т. е. по результатам наблюдения, довольно легко и быстро знакомится с новыми людьми; по пункту «б» его оценка равна «5» баллам, по пункту «в» — «3» балла. Вычисляем с точностью до десятой среднеарифметическую оценку:
4+5+3=12; 12:3=4,0

Помещаем полученное число на шкалу:
Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––
                  1               2                3                4                5
Необщительность,                                        Общительность,
замкнутость                                   разговорчивость

Психологический диагноз: данный школьник характеризуется довольно высоким уровнем общительности по темпераменту.
Подобным образом определяется степень выраженности других свойств.
Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––
                  1               2                3                4                5
Низкий уровень эмоциональной возбудимости
Низкий темп реакций
Низкий уровень активности
Низкая реактивность
Интровертированность
Пластичность
Высокий уровень активности
Высокая реактивность
Экстравертированность
Ригидность
Низкий уровень тревожности
Необщительность (замкнутость
Низкая резистентность
Высокий уровень эмоциональной возбудимости
Высокий темп реакций
Высокий уровень тревожности
Общительность (разговорчивость)
Высокая резистентность
Последний этап – определение типа темперамента по таблице.
ТАБЛИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА
Свойства темперамента

Тип темперамента


сангвинический
холерический
флегматический
меланхолический
эмоциональная возбудимость
повышенная (на положительные воздействия)
повышенная
пониженная
повышенная
(на негативные воздействия)
Темп реакции
ускоренный
ускоренный
замедленный.
замедленный
Активность
высокая
высокая
высокая
низкая.
Реактивность
высокая (примерно равна активности)
высокая
(преобладает над активностью)
низкая
невысокая.
Экстраверсия — интроверсия
экстравертирован-ность
экстравертирован-ность
интровертирован-ность
интровергирован-ность.
Ригидность — пластичность
пластичность
ригидность
ригидность
ригидность
Тревожность
низкая
низкая
низкая
высокая.
Общительность
высокая
высокая
низкая
низкая
Резистентность
высокая
высокая
высокая
низкая

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ               

 ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП   
Подростки; относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой Шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато не достает чувства дистанции в отношении к взрослым: В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их неугомон­ность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности.

В подростковом возрасте главная черта – почти всегда хорошее, приподнятое настроение. Оно сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей анергией. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле, Такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость.

На гиперпротекцию со стороны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повседневной опекой, наставлениями и нравоучениями реагируют крайне бурно. Плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим. В необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют ловчить и изворачиваться. К правилам и законам относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным.

Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому – роли вожака и заводилы. В выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в сомнительной компании. Любят приключения, риск, авантюры,

Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое дело до конца, непрестанно меняют «хобби»; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда. Аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть. Склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но не способны надолго выбить из колей. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.

Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь.
Свои способности и возможности обычно переоцениваются, хотя большинство особенностей своего характера гипертимные подростки знают и не скрывают.

ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП     
В детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением подросткового возраста может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется – сперва дни, 1 – 2 недели, с возрастом. они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться.

В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и просто, теперь требует больших усилий. Труднее становится учиться. Общество окру­жающих людей начинает тяготить, компаний избегает, приключе­ния и риск теряют привлекательность. Подростки в эти дни становятся вялыми домоседами. Мелкие неприятности и неудачи, неред­кие в этот период из-за падения работоспособности, переживаются тяжело. Хотя на замечания и укоры часто отвечают раздражением, грубостью, но в глубине души впадают в еще большее уныние. Чувства безысходной тоски обычно не бывает. Больше жалуются на скуку. Однако, если в эти дни выпадают нарекания или большие Неудачи, особенно если они унижают самолюбие, легко могут возникнуть мысли о собственном безволии, неполноценности, никчемности, могут быть спровоцированны острые аффектные реакции с суицидными попытками.

В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.
Местом наименьшего сопротивления является коренная ломка жизненного стереотипа (например, переход от опекаемой школьной учебы к относительной свободе высшего учебного заведения). Такая ломка может затянуть субдепрссивную фазу. В этой фазе появляется избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям – ко всему, что способствует возникновению идеи самообвинения и самоунижения.

Группирование со сверстниками отмечается во время подъемов, а в субдепрессивной фазе блекнет. Хобби отличаются неустойчивостью: в субдспрсссйвной фазе их забрасывают, а в период подъема возвращаются к ним или находят новые. Побеги из дома, токсикоманнческое поведение несвойственны. Алкоголизируются в компаниях только в периоды подъема.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

В детстве не отличаются от сверстников. Главная черта в подростковом возрасте – крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа без каких-либо серьезных неприятностей и неудач. И наоборот, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но мало реальные перспективы способны вселить жизнерадостность и веселость, и даже отвлечь от реальных неприятностей, пока те чем-нибудь не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть то готовые навернуться на глаза слезы, то радостную улыбку. От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и восприятие прошлого, будущего и настоящего.


Маломотивированные смены настроения могут создать впечатление поверхностности и легкомыслия. Однако, лабильных подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Привязанности сохраняются несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты переносятся тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба. Предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен утешить, отвлечь, при нападках – защитить, а в минуты подъема разделить радость и веселье. Любят компании, смену обстановки, но в отличие от гипертимных подростков ищут в них не поле деятельности, а только новые впечатления. Чуткость ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям, которые доставляют искреннюю радость, не сочетается ни с заносчивостью, ни с самомнением.

Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприятная семейная обстановка. Тяга к группированию со сверстниками целиком зависит от на­строения. В хорошие минуты ищут компании, а в плохие избегают общений. В группе сверстников на роль вожака не претендуют,охотно довольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Хобби ограничивается пустой многочасовой болтовней, иногда художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными (особенно привлекательна собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций при перепадах настроения). Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями.

Своеобразная избирательная интуиция позволяет таким подросткам сразу чувствовать, как к ним относятся окружающие, при первом контакте определяя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток утаить его.
Самооценка отличается искренностью и умением отметить черты своего характера.
«Слабым звеном» данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, разлука с ними.
 
AСTЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП
С детства выделяются признаки: плохой сон, аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, заикание и т. п.
В подростковом возрасте главными чертами является утомленность, раздражительность, склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях, в обстановке соревнований. Раздражительность ведет к внезапным аффектным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу. Раздражение, зачастую изливаемое на случайно попавших под руку, легко сменяется раскаянием и слезами. Склонность к ипохондризации может быть особенно сильной. Такие подростки внимательно прислушиваются к малейшим телесным ощущениям, охотно лечатся, укладываются в постель. Наиболее частым источником ипохондрических переживании у мальчиков становится сердце.

Алкоголизация не свойственна. Реакция эмансипации ограничивается маломотивированными вспышками раздражения в отношении родителей, воспитателен, старших вообще. К сверстникам тянутся, ищут компании, но быстро от нее устают и предпочитают одиночество или общение с близким другом. Самооценка обычно прежде всего отражает заботу о здоровье.

СЕНСИТИВНЫЙ ТИП
С детства пугливы и боязливы. Часто страшатся темноты, сторонятся животных, боятся оставаться одни, быть запертыми дома. Чуждаются бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке. Не склонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может оставлять ложное впечатление о замкнутости и отгороженности от окружающих. На самом деле такие дети достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с ними увереннее и спокойнее. К родным и близким привязаны, даже при холодном и суровом обращении с ними. Слывут «домашними» детьми. Школа их пугает шумом, возней и драками на переменах. Учатся обычно старательно. Страшатся всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стес­няются отвечать у доски. Боятся прослыть выскочкой. Привыкнув к одному классу, и даже страдая от преследований со стороны не­которых одноклассников, крайне неохотно переходят в другой.

Начало подросткового возраста обычно проходит без особых осложнений. Трудности начинаются в старшем подростковом возрасте, с момента вступления в самостоятельную жизнь. Тогда выступают две главные черты этого типа: чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качеств. К родным сохраняется детская привязанность. Опеке близких охотно подчиняются. Упреки и наказания с их стороны вызывают слезы и отчаяние. Рано формируется чувство долга, ответственности, чрезмерные моральные требования к себе и окружающим.

Ищут утверждения себя не там, где могут раскрыться их способности, а именно в той области, где чувствуют свою слабость. Робкие и стеснительные натягивают на себя личину веселости, развязности, даже заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасуют. При доверительном контакте за спавшей маской «все нипочем» открывается жизнь, полная самобичеваний, тонкая чувстви­тельность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное сочувствие может сменить браваду на бурно хлынувшие слезы.

От сверстников не отгораживаются, стремятся к ним, но в выборе друзей разборчивы, а в дружбе привязчивы. Близкого друга предпочитают шумной компании. Увлечения таких подростков бывают двоякого рода. Одни носят интеллектуально-эстетический характер (искусство, музыка, рисование, домашние цветы, певчие птицы и т. д.), причем удовольствие доставляет сам процесс этих занятий, к особо высоким результатам вовсе не стремятся.

Другой род увлечений вызван стремлением преодолеть собственную неполноценность. Здесь важен достигаемый результат и признание со стороны. Мальчики пытаются преодолеть «слабоволие» занятиями силовыми видами спорта (борьба, гантельная гимнастика и т. д.), а девочки стремятся преодолеть робость и застенчивость, устремляясь на общественные посты, где обычно тщательно выполняют формальную часть порученной функции, оставляя фактическое лидерство другим.

Сексуальное влечение усиливает застенчивость и переживания собственной неполноценности. В силу гиперкомпенсации признания в любви могут быть столь решительными и неожиданными, что пу­гают и отталкивают. Отвергнутая любовь утверждает в мыслях о собственной неполноценности. Могут возникнуть суицидные намерения.

Склонности к алкоголизации не наблюдается. Сензитивные юноши не курят. В алкогольном опьянении вместо эйфории можно наблюдать депрессивные переживания.
Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют. Отказ отвечать предпочитают неправде.
Ударом по «слабому звену» обычно оказывается ситуация, где подросток становится объектом недоброжелательного внимания окружающих, насмешек или подозрений в неблаговидных поступках, когда на репутацию падает тень или когда подвергается несправедливым обвинениям.
ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП
В детстве, наряду с некоторой робостью и пугливостью, рано проявляется моторная неловкость, склонность к рассуждательству и не по возрасту «интеллектуальные» интересы. Иногда проявля­ются боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, страх остаться за закрытой дверью.

Критическим периодом, когда психастенические черты начинают раскрываться во всей полноте, обычно бывают первые классы школы, когда безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности. Необходимость отвечать за себя и особенно за других представляет один из самых чувствительных ударов для людей этого типа.

В подростковом возрасте резких обострении психастении обычно не бывает.
Главными чертами психастенического типа являются нерешительность, склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность в виде опасений за будущее - свое и своих близких, любовь к самоанализу, самокопанию и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий. Опасения адресуются к возможному, даже к маловероятному, в будущем. Невзгоды, уже случившиеся, пугают их гораздо меньше. Мальчикам бывает особенно свойственна тревога за мать: как бы она не заболела, не попала под транспорт и т. п.

Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся выдуманные приметы и ритуалы. Например, выходя из дома, переступать порог только левой ногой, на экзамены надевать одну и ту же «счастливую» рубашку. Другой защитой является специально выработанные педантизм и формализм, которые питаются мыслью, что если все заранее предусмотреть и не уклоняться от намеченно­го плана, то ничего плохого не случится.

Нерешительность особенно проявляется в долгих и мучительных колебаниях, когда надо сделать самостоятельный выбор. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено, при этом обнаруживается поразительная нетерпеливость. Нерешительность иногда маскируется самоуверенными и безапелляционными высказываниями, утрированной решимостью и скоропалительностью действий в моменты, когда как раз требуется осмотрительность и осторожность.

Физическое развитие обычно оставляет желать лучшего. Все ручные навыки и занятия спортом даются плохо. Исключение составляют лишь те виды спорта, при занятиях которыми нагрузка падает на ноги (бег, лыжи, велосипед). В них иногда достигаются лучшие результаты.

Подростковая реакция эмансипации выражена слабо и нередко замещена чрезмерной привязанностью к кому-либо из близких. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах. Увлечения, как правило, ограничиваются интеллектуально-эстетическим хобби.

Сексуальное развитие зачастую превышает общее физическое. Подростковые нарушения поведения (побеги из дома, алкоголиза­ция) не присущи.
Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается полнотой и правильностью.

Психастенические черты резко усиливаются в условиях «повышенной моральной ответственности», когда взрослые перекладывают на детские плечи заботы по уходу и надзору за малышами или беспомощными членами семьи. «Повышенная ответственность» может быть связана со слишком большой надеждой родителей на выдающиеся успехи ребенка и подростка в учебе, занятиях музыкой и т. д. Склонный к психастении подросток чутко улавливает Надежды родителей и страшится их не оправдать, чтобы не утратить всей полноты родительской любви.
ШИЗОИДНЫЙ ТИП
С детских лет такие дети любят играть одни. Они мало тянутся к сверстникам, избегают шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушая их беседы между собой. К этому может добавляться какая-то недетская сдержанность и даже холодность.

В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Прежде всего бросаются в глаза замкнутость и отгороженность. Иногда духовное одиночество мало тяготит подростка, который живет своими, необычными для других, интересами и увлечениями. Чаще же неспособность устанавливать контакты тяжело переживается. Неудачные попытки найти себе друга по душе, быстрая истощаемость в контакте («не знаю, о чем еще говорить») побуждают к еще большему уходу в себя.

Замкнутость сочетается с недостатками интуиции – неумением догадаться о несказанном другими вслух, почувствовать чужие переживания, неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение. К недостатку интуиции примыкает недостаток сопереживания – неумение откликнуться на радость или печаль другого, понять обиду и волнение. Слабость интуиции и сопереживания создает впечатление холодности и черствости. Некоторые поступки могут показаться жестокими, но они связаны с неспособностью вчувствоваться в страдания других, а не с желанием получить садистское наслаждение.

Внутренний мир почти всегда закрыт для посторонних и зачастую бывает заполнен фантазиями и увлечениями. Шизоидные подростки могут раскрываться неожиданно и обычно перед человеком малознакомым и даже случайным, но чем-то импонирующим их прихотливому выбору. В то же время их внутренние переживания могут навсегда оставаться скрытыми от близких людей.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают неожиданными и непонятными для других многие поступки, ибо весь ход предшествующих переживаний и мотивов остается скрытым.

Подростковая реакция эмансипации обычно проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может терпеть мелочную опеку в быту и даже не замечать ее, подчиняться установленному распорядку и режиму, но готов реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без дозволения в мир его увлечений, фантазий, интересов. Кроме того, она может проявляться в форме негодования по поводу существующих социальных правил и порядков, насмешек над распространенными идеалами, злопыхательством по поводу «отсутствия свободы». Подобные суждения могут подолгу скрытно вынашиваться и неожиданно для всех реализовываться в решительных действиях или публичных выступлениях.

Реакция группирования со сверстниками внешне выражена слабо. Замкнутость затрудняет контакты, а неподатливость общему влиянию не позволяет полностью слиться с группой. Иногда шизоидные подростки подвергаются насмешкам и преследованиям сверстников, иногда же, благодаря сдержанности и неожиданному умению постоять за себя, внушают уважение и заставляют соблю­дать дистанцию. Но успех среди сверстников может быть предметом сокровенных фантазий шизоидного подростка. Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и постоянством. Чаще встречаются интелектуально-эстетические хобби: В спорте предпочитают индивидуальные занятия, но не коллективные игры.

Сексуальная активность для окружающих обычно остается незамеченной. Однако, внешняя «асексуальность», презрение к по­ловой жизни могут сочетаться с яркими эротическими фантазиями. Болезненно чувствительные в компаниях, неспособные на флирт, ухаживания, не умеющие добиться сексуальной близости в ситуа­циях, где она возможна, шизоидные подростки могут внезапно для других проявлять сексуальную активность в самых грубых и даже извращенных формах.
Алкоголизация встречается редко. Опьянение обычно не сопровождается эйфорией. Уговорам и питейной атмосфере компаний легко противостоят. Однако у некоторых небольшие дозы крепких напитков облегчают установление контактов и устраняют чувство неестественности во время общений. Тогда алкоголь может регулярно использоваться в качестве своеобразного «коммуникативно­го допинга». С той же целью легко могут быть начаты приемы наркотиков. Опасность токсикоманического поведения у шизоидов больше, чем алкоголизации.

Групповые правонарушения не свойственны. Однако преступления могут совершаться «во имя группы», чтобы группа «признала своим».
Самооценка шизоидов отличается избирательностью. Хорошо отдают отчет в своей замкнутости, трудности контактов, непонимании окружающих. Противоречия в своем поведении не замечаются или им не придается значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

Ударом «по слабому звену» шизоидной акцентуации является ситуация, в которой необходимо быстро и легко вступить в неформальные контакты (формальные даются относительно легко, в отличие от сензитивных подростков). Непереносимым является также грубое насильственное вторжение в интимный мир фантазий и увлечений. Другие психические травмы переносятся иногда удивительно стойко. В целом шизоидная акцентуация по миновании подросткового возраста обычно не препятствует хорошей социальной адаптации.
ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП
Лишь в части случаев черты этого типа проступают еще в детстве, Такой ребенок может часами плакать и его невозможно успо­коить, ни отвлечь, ни приструнить. Наряду с этим, могут выявиться садистские склонности, дети любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. Отмечается также недетская бережливость по отношению к одежде, игрушкам, всему «своему» и крайне злобная реакция на тех, кто собирается покушаться на их собственность. В школе обнаруживается мелочная аккуратность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства.

В большинстве случаев черты этого типа становятся очевидными только в подростковом возрасте. Главной из них является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами, реже днями, постепенно начинаясь и медленно ослабевая. С ними часто связана аффективная взрывчатость. Вспышки возбуждения лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Аффект накипает долго и постепенно. Повод для взрыва может быть ничтожным, сыграть роль последней капли. Аффекты не только сильны, но и продолжительны, долго не наступает успокоения. В аффекте могут отмечаться безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности объекта нападения и неспособность учесть его превосходящую силу.

Инстинктивная жизнь отличается большим напряжением. Сильное сексуальное влечение может сочетаться с садистскими и мазохистскими наклонностями. Любовь почти всегда окрашена мрачными красками ревности.

Алкогольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью и драками. В пьяном виде могут быть совершены поступки, о которых потом не остается воспоминаний. Тем не менее нередкой бывает склонность напиваться «до отключения».
Реакция эмансипации нередко протекает тяжело. Oт родных требуют не только «свободы», по и «прав», доли имущества, материальных благ. Перед начальством склонны к угодничеству, если ждут каких-либо преимуществ. Реакция группирования со сверстниками сопряжена со стремлением к властвованию. В группе желают устанавливать порядки, выгодные для себя. Власть в руках эпилептоидного подростка может быть ударом по его «слабому звену». Упоенный властью, он теряет контроль над собой, настолько угнетает и подавляет попавших под его зависимость, что против него зреет всеобщий бунт, который лишает его былых преимуществ.

Среди увлечений должна быть отмечена склонность к азартным играм. Страсть к обогащению очень легко просыпается. Коллекционирование привлекает прежде всего материальной ценностью соб­ранного. В спорте заманчивым кажется то, что позволяет развить физическую силу. Музыкой и пением охотно занимаются наедине, получая от этого особое чувственное наслаждение.

Общими чертами являются также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, что откладывает отпечаток на всем – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Мелочная скурпулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий всех педантизм могут выступать как способ компенсации собственной инертности. Большое внимание к своему здоровью, бережное соблюдение собственных интересов сочетается со злопамятностью, несклонностью прощать обиды, озлоблением при малейшем ущемлении интересов.

В самооценке отмечают у себя такие черты, как склонность к периодам мрачного расположения духа («на меня находит»), осмотрительность, приверженность к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью, даже склонность к ревности.
Ударом по «слабому месту» являются ситуации конфликтов по поводу ущемления интересов, возможность проявить деспотическую власть и алкогольное опьянение.
 
ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП
Главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие. На худой конец, предпочитают даже негодование и ненависть в отношении себя, но только не перспективу остаться незамеченным. Все остальные качества определяются этой чертой. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей личности с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание. Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой выразительности, театральности переживаний, при склонности к  рисовке и позерству.

Все эти черты нередко намечаются с детских лет. Такой ребенок не выносит, когда при нем хвалят других детей, другим уделяют внимание. Игрушки ему быстро надоедают и часто служат лишь предметом хвастовства перед другими малышами. Насущной потребностью рано становится привлечение к себе взоров, выслушивание восторгов и похвал. Для этого дети с истероидными чертами охотно декламируют стихи, танцуют, поют.

В подростковом возрасте, с этой же целью привлечь к себе внимание, прежде всего товарищей, могут использовать нарушения поведения. Они сводятся к прогулам, нежеланию работать и учиться, т. к. «серая жизнь» их не удовлетворяет, а занять в учебе и труде престижное положение, которое бы тешило их самолюбие, у них не хватает ни способностей, ни, главное, настойчивости. Тем не менее, безделье и праздность сочетаются с очень высокими, фактически неудовлетворимыми претензиями в отношении будущей профессии. Склонны к вызывающему поведению в общественных местах. Более тяжких нарушений поведения обычно избегают.

Побеги из дома могут начинаться с детских лет. Убежав, дети или подростки стараются быть там, где их будут искать, или обратить на себя внимание милиции (это демонстративные побеги, име­ющие целью вернуть себе утраченные позиции кумира семьи и т. д.). Склонны преувеличивать свою алкоголизацию: прихвастнуть огромным количеством выпитого. Иногда такие подростки готовы изобразить из себя наркоманов.

Если ничем другим не удается привлечь к себе внимание, то в ход могут пускаться мнимые болезни, ложь и фантазии. Последние всегда предназначены для окружающих. Выдумывая, легко вживаются в роль, вводят в заблуждение доверчивых людей.

Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления – громогласные требования свободы, конфликты и т. п. На самом деле настоящей свободы и самостоятельности вовсе не ищут, от внимания и забот близких вовсе не жаждут избавиться.

Реакция группирования со сверстниками сопряжена с претензиями на лидерство или исключительное положение в группе. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения в группе, еще только назревающих в ней стремлений, желаний, событий, истероидные подростки становятся их первыми выразителями, застрельщиками. В порыве, воодушевленные обращенными на них взорами, могут повести за собой, даже проявить отвагу.

Но всегда оказываются вожаками на час, так как перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взглядов, сразу теряют весь задор. Пытаются также возвыситься в среде сверстников, «пуская им пыль в глаза», росказнями о своих былых «удачах» и «похождениях». Товарищи вскоре распознают за внешними эффектами внутреннюю пустоту. Поэтому истероидные подростки не склонны подолгу задерживаться в одной группе сверстников и охотно устремляются в новую, уверяя, что «разочаровались в прежних приятелях».

Увлечения целиком питаются эгоцентризмом. Для этого может выбираться и художественная самодеятельность, и гимнастика йогов, и модные философские течения и многое другое, если оно не требует упорного труда и позволяет покрасоваться перед другими.

Сексуальное влечение не отличается ни силой, ни напряженностью. В сексуальном поведении также много театральной игры. Юноши чаще скрывают свои сексуальные переживания, уходят от бесед па эти темы, чувствуя, что среди товарищей они легко могут оказаться не «на высоте». Девочки, наоборот, склонны афишировать свои действительные и выдумывать несуществующие связи, способны на самооговоры, могут разыгрывать роль проституток, наслаждаясь ошеломляющим впечатлением на собеседника.

Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент можно скорее всего обратить на себя внимание. Удары по эгоцентризму являются самыми чувствительными для истероидной натуры. Неспособность занять видное положение, разоблачение приукрашивания вымыслов с перспективой быть осмеянным и низвергнутым с пьедестала, крах надежд при высоком уровне притязаний, утрата внимания со стороны значимых лиц – вес это может повести к острым аффективным реакциям, к демонстративным нарушениям поведения, к суицидальной демонстрации и т. д.
 
КОНФОРМНЫЙ ТИП
Главная черта — постоянная чрезмерная конформность к сво­ему непосредственному привычному окружению. Жизненное пра­вило — думать «как все», поступать, «как все», стараться, чтобы все было «как у всех». При этом под «всеми» подразумевается привычное окружение. От него стараются ни в чем не отстать, но и не любят забегать вперед. Это особенно проявляется на отношении к модам одежды. Когда появляется какая-либо новая мода, то нет ее больших хулителей, чем представители конформного типа. Но как только их среда осваивает новую моду, они сами облачаются а эту одежду, забыв о том, что говорили ранее.

Стремясь всегда соответствовать окружению, совершенно не могут ему противостоять. Поэтому в хорошем окружении становятся хорошими людьми, исполнительными работниками. Попав в дур­ную среду, со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения. Хотя адаптация к новой среде происходит медленно и первое время тяжело, но, когда она уже осуществилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, каким раньше была прежняя. Конформные подростки «за компанию» легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.

Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное окружение, все, что приносят привычные каналы информации – это и есть истина.

Консерватизм идет рука об руку с конформностью. Новое не любят, потому что не могут к нему приспособиться. Но на словах могут выражать положительное отношение к новому. На деле же предпочитают раз и навсегда установленный порядок. Нелюбовь к новому прорывается наружу беспричинной неприязнью к чужакам. Это касается и просто новичка, появившегося в «своей группе», и особенно представителя другой среды, другой манеры держать себя, другой национальности.

Опекаемое взрослыми детство не дает чрезмерных нагрузок на конформный тип и проходит без нарушений. Этот тип проявляется только в подростковом возрасте. Учеба с ее четкой регламентацией и стабильным режимом не представляет чрезмерных трудностей.

Конформные подростки очень дорожат местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Нередко решающим в выборе профессии или в избрании места, где продолжить учебу, является то обстоятельство, что в то или иное учебное заведение поступает большинство товарищей. Если привычная подростковая группа почему-то отвергает конформного подростка, то это воспринимается как одна из самых тяжелых психических травм. Реакция эмансипации проявляется ярко только тогда, когда родители или воспитатели отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, когда они противодействуют его стремлению быть «как все», перенять распространившиеся подростковые моды и увлечения.

Слабое место в конформном характере – непереносимость крутых перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества может послужить причиной острых переживаний.
Самооценка конформных подростков может быть неплохой. Большая часть из них довольно правильно отмечает основные чер­ты своего характера.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП 
С детства отличаются непослушанием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить.

С первых классов школы нет желания учиться. Нехотя подчиняются при строгом контроле, но всегда ищут случай отлынивать от занятий. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ним взрослые.
Рано выявляется повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые товарищами, могут ради компании убежать из дома. Охотно подражают и подчиняются тем, чье поведение сулит наслаждение, веселье и смену легких впечатлений. Готовы все дни проводить в уличных компаниях. Еще детьми начинают курить. Легко идут на мелкие кражи.

Когда становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, теперь уже не забавляют. Ищут более острых и сильных ощущений – в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, проявляется интерес к наркотизации.
Нарушения поведения прежде всего обусловлены желанием поразвлечься. Выпивки начинаются рано (иногда с 12 – 14 лет) и всегда в компании асоциальных товарищей.

Глубокой любви к близким они никогда не питают. К семейным бедам и заботам относятся с равнодушием. Родные для них прежде всего источник средств для развлечений. Реакция группирования проявляется в раннем тяготении к уличным асоциальным компаниям. Неспособные сами занять себя, плохо переносят одиночество и в этих компаниях прежде всего ищут места для развлечений. Трусость и недостаточная инициативность приводят к тому, что неустой­чивые подростки легко становятся орудием таких групп. В групповых правонарушениях им приходится таскать каштаны из огня, а плоды пожинают другие члены группы.

Все увлечения, требующие какого-то труда, для них непостижимы. Отсюда многочасовая болтовня со случайными приятелями, азартные игры, детективно-приключенческие интересы – все это питается жаждой впечатлений, новой легкой информацией, не требующей никакой интеллектуальной переработки. Знакомства предпочитают такие же легкие, как получаемая информация, и они нужны только, чтобы ею обмениваться. Веселая компания всегда важнее преданного друга. Полученные сведения всегда легко забываются, в подлинный их смысл не вникают, никаких выводов не делается. К занятиям спортом испытывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл представляются заманчивыми как источники наслаждения бешеной скоростью за рулем в руках. Но упорные занятия и здесь отталкивают. Предпочитают угон машин и мотоциклов с целью показаться.

Сексуальное влечение не отличается силой, но пребывание в уличных группах ведет к раннему сексуальному опыту, включая знакомство с извращениями. Сексуальная жизнь становится таким же источником развлечений, как выпивки и хулиганские похождения. Романтическая влюбленность проходит мимо неустойчивых подростков, чувство влюбленности для них остается незнакомым.

Учеба легко забрасывается. Никакой труд не привлекает. Работают только в силу крайней необходимости. Поражает равнодушие к своему будущему – не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Живут только настоящим, желая извлечь из него максимум удовольствия. От трудностей, неприятностей, испытаний стараются убежать. Самооценка обычно необъективна: себе приписывают гипертимные или конформные черты. Главное «слабое звено» неустойчивой акцентуации – остаться без пристального надзора, быть предоставленным самому себе.

СМЕШАННЫЕ ТИПЫ.
Это различные комбинации указанных акцентуаций.

К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.


Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2  
 «Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH 

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий