воскресенье, 2 сентября 2018 г.

«ТЕСТЫ НА ИНТЕЛЛЕКТ СОСТАВЛЕНЫ С ОШИБКАМИ!»


«ТЕСТЫ НА ИНТЕЛЛЕКТ СОСТАВЛЕНЫ С ОШИБКАМИ!»
Академик РАН Виктор ВАСИЛЬЕВ утверждает, что задачи на IQ, популярные уже 60 лет, на самом деле не заслуживают доверия...


110 тысяч яицеголовых
Тесты на TQ всегда вызывали у меня благо­говение и страх. Того, кого я видела с книж­кой Айзенка в руках, автоматически возво­дила в ранг гения. Ре­шить 320 задач - не все, хотя бы часть из них! - мне казалось по плечу только высокоодарен­ным. Собственно, так считали все.

С тех пор как тест появился в 1945 году, везде в Евро­пе и США (в России отчасти) его стали ис­пользовать для отсева «глупцов» при приеме в школу для необычайно талантливых или на ра­боту в серьезные ком­пании. И до сих пор интеллектом меряются все: «У него низкий IQ» стало заменой вульгар­ному «Он дурак».

В Ан­глии уже более 60 лет существует организа­ция «Менса», в которую вошли люди с вы­соким коэффициентом интеллекта. Ее возглав­лял до своей кончины писатель-фантаст Ай­зек Азимов. Сегодня в организации - 110 ты­сяч человек из 100 стран. Цель «Менсы» - не только общаться с равными себе, но и по­могать талантливым детям. Хотя большин­ство членов этого клуба в делах оказались впол­не заурядны, они силь­ны лишь в умных раз­говорах.

 Шерон Стоун опровергла самый устойчивый миф про глупых блондинок: её iQ - 15.

Сомнения в справед­ливости оценок тестов Айзенка стали закрадываться уже в конце 1990-х у людей, много­го добившихся в жиз­ни, но не набравших высоких баллов. Наб­людения психологов социологов тоже об­наружили странный феномен. Те, кто щелкал задачки Ай­зенка, в жизни оказа­лись не лучше тех, кто и двух задачек из гени­альной книжки не ре­шил. Кстати, на колкие вопросы аудитории вроде «А у вас самого какой IQсам Айзенк умело выкручивался: «Очевидно, высокий, раз я все это приду­мал». И только сегодня популярному тесту на 1Q, видимо, вынесен приговор. Все задачи в нем прорешал серьез­ный математик и на­шел в них грубейшие ошибки.

«Те, кто крякает, - тракторы»
Виктор Васильев - известный матема­тик, пленарный док­ладчик Всемирного математического конгресса в Цюрихе. Сайт Bibliography of Vassiliev Invariants со­держит ссылки на 639 научных статей и книг, написанных специали­стами едва ли не из всех стран. Какой 1Q может у него быть? (Напомню, что минимальный уро­вень IQ равен 70, а сред­ний колеблется от 100 до 120 баллов.) Однаж­ды он купил книжку Айзенка «Супертесты IQ».

- Я потратил четыре часа на решение 8 тестов по 40 задач, но получил только по 32-34 плюса из каждых сорока возможных, - признался мне при встрече Виктор Анатольевич.

- Высшая же  оценка начинается с 36. То есть мой уровень интеллекта - около 140. Это приличный резуль­тат, но не высший. Я расстроился и решил изучить тесты без спеш­ки, тем более что их от­веты систематически не совпадали с моими в за­дачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что боль­шинство решений авто­ра тестов неверно. А в некоторых случаях ис­пытуемому вообще ос­тается лишь угадать от­вет - на логику опирать­ся бессмысленно.

- Во всех логических задачах в качестве усло­вия даются несколько утверждений о наличии общих элементов у не­которых довольно экзотически определяемых множеств или о том, что одно из этих множеств является частью друго­го, - объясняет акаде­мик. - Затем заявляется, что еще одно утвер­ждение такого типа является следствием приведенных условий. Испытуемый должен ответить на вопрос, верно ли последнее высказывание. Вот примеры.

«Вариант 1, задача 11. Некоторые тракторы - кувшины; а у большинст­ва кувшинов оранжевые носы; все те, у кого носы оранжевые, крякают; та­ким образом, некоторые из тех, кто крякает, - тракторы».

Не надо удивляться этим странным заявле­ниям: по сути, это стандартная задача на алгеб­ру и логику теории мно­жеств. Просто для обо­значения каких-то абст­рактных множеств ис­пользуются забавные имена - тракторы, кув­шины, «те, кто кряка­ет». Высказывание «некоторые тракторы - кув­шины» означает, что со­ответствующие множе­ства пересекаются, то есть существуют объек­ты, входящие и в то множество, и в другое.

Авторский ответ на дан­ную задачу: «Верно». На самом деле этот ответ неверен. На приведен­ной диаграмме (см. ниже) Эйлера-Венна (это простейший инст­румент работы с логи­ческими задачами на множества, изучаемый сейчас в школе) показан случай, когда все условия выполнены, а вывод – нет.


Всего из 16 логических задач неправильно ре­шены 11. Итого, верное решение у Айзенка толь­ко в пяти задачах! Если применить такую результативность к самому автору (используя его собственную формулу вычисления IQ), то по­лучается значение 106. С таким показателем (по его градации) даже к должности клерка чело­века подпускать нельзя. А человеку, правильно решившему все эти зада­чи (так, как посчитал Ва­сильев. - С. К.), было бы зачтено только восемь ответов из шестнадцати, и из них три - благодаря случайному совпаде­нию, что соответствует 118 баллам. А это уро­вень канцелярского ра­ботника, согласно града­ции Айзенка.

Принцип голого короля
- Еще одна важней­шая грань интеллекта - пространственное, геометрическое воображе­ние, - продолжает Вик­тор Анатольевич. - Вероятно, поэтому в каж­дый из тестов Айзенка включено по две задачи на вращение игрального кубика. И в них я нашел ошибки.

«Задача 16-го раздела «Примеры». На каждой грани куба - своя фигура (см. рис.). Мысленно вращая два куба, определите, одинаковые они или разные?»


Прежде всего, этот во­прос некорректен по самой своей постанов­ке, поскольку, глядя только на три грани, никогда нельзя с уве­ренностью утверждать, что кубики одинако­вые: может быть, неви­димые грани все пор­тят. Поэтому единст­венно корректный воп­рос состоит в том, мо­жет ли быть, что эти ку­бики одинаковые, а корректный ответ на приведенный выше во­прос - либо «нет», либо «данных недостаточно». Однако в данном случае все еще хуже. Ответ Ай­зенка: «Одинаковые». Этот ответ неверен: ост­рие «сердечка» в одном случае направлено к се­редине одного из ребер, ограничивающих грань куба, а в другом - в угол этой грани. Очевидно, их невозможно совмес­тить вращением, как предполагал автор, да­вая свой ответ. В итоге из 17 геометрических задач на 11 даны оши­бочные или немотиви­рованные ответы. Это безобразие.

- А вот задачи на «ис­ключение лишнего», в которых из нескольких слов нужно указать од­но, по какому-либо признаку отличающее­ся от остальных. На­пример, в другой книге «Know Your Own IQ» (в переводе «Классиче­ские IQ тесты») Ай­зенк просит подчерк­нуть лишнее слово: Испания, Дания, Гер­мания, Франция, Ита­лия, Финляндия. Его ответ: «Дания», - по­скольку здесь это единственное королев­ство. (Не спешим сме­яться:       оригинальное
издание книги вышло в 1962 году.)

- Если человек отве­тил так же, как и Ай­зенк, то он тем самым всего лишь демонстри­рует стандартность сво­его мышления, быст­рую и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть ме­нее плоский человек сто раз задумается, пре­жде чем ответить. На­пример, в том году Испания была среди ­ этих стран единст­венной военной диктатурой, Германия единственной расколотой стра­ной, Финляндия - географически от­резана от всей ос­тальной группы... Существует несмет­ное множество воз­можных решений каждой подобной задачи.
Чем вы ум­нее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским.

Практический смысл здесь только в одном: тому, кто да­ет «правильный» от­вет по тесту, будет легче вписаться в ус­редненную систему образования и об­щаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усредненность.

-              Виктор Анатолье­вич, но специалисты - тестологи - высоко оценили эти тесты. Почему?
В этом таится ка­кая-то загадка. Я не смог придумать от­ветов, почтительных по отношению ко всем, кто с серьезным видом  одобрял эти книжки. Они не заме­тили вопиющие ошибки.

- А может, кто-то находил, но боялся признать­ся?
- Возможно, что сработал принцип голого короля – пугались, что они сами ошиблись. Ну а я не ис­пугался, потому что за мной - железные ма­тематические доказа­тельства.

-              Может, взять и от­менить все тесты на IQ?
Нет, я в принципе не против тестирования интеллекта. Я все­го лишь против ис­пользования услуг та­ких «экспертов», как Айзенк. Мой рецепт (возможно, для кого-то неприятный) таков. Если вы действительно хотите развить способ­ность отличать верное рассуждение от невер­ного, то занимайтесь математикой и физи­кой. Их внутренняя логика и проверяе­мость сами покажут вам верный путь. Это занятие отучает от не­логичных рассуждений с такой же надежностью, с какой плотниц­кое ремесло приучает бить молотком по гвоз­дю, а не по пальцу.

«Гайдар и я были отличниками»
-              Есть такой феномен: школьные троечники с возрастом становятся начальниками, а отлич­ники оказываются их подчиненными, а то и вовсе не у дел. Почему?
-              Я не замечал такого правила. У нас в классе обычной московской школы № 152 были 4 медалиста. Две девочки были стабильные отличницы. Они не стали крупными деятелями, но на хороших должно­стях прилежно, как и в школе, выполняют свои функции. И двое мальчиков - я и Егор Гайдар, не нуждаю­щийся в представле­нии. И был еще один лидер в классе - Юра Заполь, не дотянувший до строгого «медально­го» регламента, но тоже с пятерочным средним баллом, он стал прези­дентом группы компа­ний «Видео Интер­нешнл». Трудно ска­зать, что мы были «не у дел».

-              Как нужно трениро­вать ум? Решение кросс­вордов, компьютерные игры помогают?
-              Не знаю, я сам зани­мался математикой и читал много хороших книг. Классическую литературу. Если моло­дым людям только ограничиваться кросс­вордами, то это вряд ли повысит их интеллект. А пожилым, чтобы не впасть в маразм, может, они и полезны. А вот компьютерные игры не развивают точно. Это сатанинское изобретение.


ИЗ ДОСЬЕ «КП»
IQ звезд
А Сильвестр Сталлоне доказывает ложность тестов Айзенка: разве с его IQ 54 он смог бы стать всемирно известной мегазвездой?
Сильвестр Сталлоне - 54
Пэрис Хилтон - 70
Брэд Питт - 95
Дарья Сагалова - 97
Бритни Спирс - 98
Брюс Уиллис - 101
Алла Пугачева - 106
Джон Кеннеди - 117
Анджелина Джоли - 118
Барак Обама - 120
Джордж Буш (мл.) - 125
Джоди Фостер - 132
Арнольд Шварценеггер - 135
Билл Клинтон - 137
Хиллари Клинтон - 140
Мадонна - 140
Ричард Никсон - 143
Джессика Альба - 151
Шэрон Стоун - 154
Билл Гейтс - 160
Альберт Эйнштейн - 163

ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕСТА АЙЗЕНКА
Как бы решили вы эти задачи? Две задачи име­ют правильный ответ, а две - ошибочные, но ис­правленные академиком Васильевым.

Вариант 5, задача 13
Все ящики - гитары; все ги­тары - хорошие борцы. У не­которых хороших борцов пе­репончатые лапы; следова­тельно, у некоторых ящиков перепончатые лапы».
(ОТВЕТ АЙЗЕНКА: Этот вывод верен.
ОТВЕТ ВАСИЛЬЕВА: «Это заключение неверно» см. диаграмму).
 

Вариант 7, задача 25
Вставьте пропущенное число
4 7 6
8 4 8
6 5 ?
(ОТВЕТ АЙЗЕНКА верный: «2 (в каждой строке третье число равно удвоенной разности первых двух числе)».

Вариант 6, задача 9
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и
слова, стоящие вне ско­бок
РОДНИК (...) ОТМЫЧКА
(ОТВЕТ АЙЗЕНКА верный: «КЛЮЧ»)

Вариант 6, задача 24
На каждой грани куба уникальная фигура. Мысленно вращая два куба, опреде­лите, одинаковые они или  разные?
ОТВЕТ АЙЗЕНКА: «Одинаковые».
ОТВЕТ ВАСИЛЬЕВА: «Этот ответ очевидно неверен. Действительно, единствен­ное движение, совмещаю­щее левый кубик с правым, которое могло бы перевести грань с ромбом в грань с ромбом, а грань с двойной окружностью в грань с двой­ной окружностью, должно было бы перевести диаго­наль верхней грани, содер­жащую длинную диагональ ромба, в диагональ, содер­жащую короткую».

KP.RU/4355
Видеоинтервью с академиком – на сайте. Там же – номера задач с ошибочными ответами и разбор решений:
http://www.mccme.ru/edu/index.php?ikey=vaassiliev)
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Виктор ВАСИЛЬЕВ - академик Российской академии наук, док­тор физико-математических наук, профессор, главный научный сот­рудник Математического институ­та им. В. А. Стеклова РАН, заведу­ющий кафедрой геометрии и то­пологии факультета математики ГУВШЭ и президент Московского математического общества.

Светлана КУЗИНА. «Комсомольская правда», 9-16 декабря, 2010.



К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.

Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2  
 «Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH 

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий