суббота, 15 сентября 2018 г.

Методика «ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ АНКЕТА»


Методика «ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ АНКЕТА»
Цель: Изучить основную жизненную ориентацию испытуемого как пока­затель направленности личности.


Ход работы: Выдать испытуемому анкеты и листы ответов. Сообщить следующую инструкцию: "на каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А,В,С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде.

Букву Вашего ответа /А,В,С/ напишите на листе для ответов в скобках против номе­ра вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите дальше всего стоящий от Вашей точки зрения, наименее ценный для Вас или менее всего соответствующий правде. Соответствую­щую букву напишите против номера вопроса, но в рубрику "Меньше всего". Для каждого вопроса используют только две буквы. Оставшийся ответ не записывайте нигде.

Над вопросами не думайте слишком долго: первый, выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени контролируйте себя: правильно ли Вы записываете ответы - в те столбцы, во всех ли скобках проставлены буквы, если обнаружена ошибка, исправьте её, но так, чтобы исправление было чётко видно.
В самой, методике пометок никаких не делайте».

Затем дать указание приступить к работе.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ АНКЕТА
1.            Больше всего удовлетворения в жизни даёт:
A. Оценка работы.
B. Сознание того, что работа хорошо выполнена.
C. Сознание, что находишься среди друзей.

2.            Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
A.  Тренером, который разрабатывает тактику игры.
B.  Известным игроком.
C.  Выбранным капитаном команды.

3.            Лучшими преподавателями являются те, которые:
  1. Имеют индивидуальный подход.
  2. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.
C.  Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.

4.            Сотрудники оценивают как самых плохих руководителей, которые:
A.       Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны.
B.       Вызывают у всех дух соревнования.
C.       Производят впечатление, что дело, которым они занимаются, их не интересует.

5.            Я рад, когда мои друзья:
A.        Помогают другим, когда для этого представляется случай.
B.        Всегда верны и надёжны.
С.    Интеллигенты и у них широкие интересы.

6.            Лучшими друзьями считаю тех:
A.   С которыми хорошо складываются взаимоотношения.
  1. Которые могут больше, чем я.
  2. На которых можно положиться.

7.            Я хотел бы быть известным, как те:
A.  Кто добился жизненного успеха.
  1. Кто может сильно любить.
  2. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8.            Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
A.  Научным работником.
  1. Начальником отдела.
  2. Опытным лётчиком.

9.            Когда я был ребёнком, я любил:
A.  Игры с друзьями.
  1. Успехи в делах.
  2. Когда меня хвалили.

10.         Больше всего мне не нравится, когда я:
A.   Встречаю препятствия при выполнении возложенной, на меня задачи.
B.   Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.
C.  Когда меня критикует мой начальник.

11.         Основная роль института должна бы заключаться в:
A.   Подготовке к работе по специальности.
B.   Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.
C.   Воспитании качеств, благодаря которым мы Могли бы уживаться с людьми.

12.  Мне не нравятся коллективы, в которых:
A.       Недемократическая система.
B.       Человек теряет индивидуальность в общей массе.
C.       Невозможно проявление собственной инициативы.

13.  Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
А.  Для общения с друзьями.
В.  Для любимых дел и самообразования.
С. Для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное тогда, когда:
  1. Работаю с симпатичными людьми.
  2. У меня работа, которая меня удовлетворяет.
C.   Мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю когда:
  1. Другие ценят меня.
  2. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.
C.   Приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали газеты, мне хотелось бы, чтобы:
A.          Отметили дело, которое я выполнил.
B.          Похвалили меня за мою работу.
C.          Сообщили о том, что меня выбрали депутатом.

17. Лучше всего я работал бы,когда руководитель:
A.       Имел ко мне индивидуальный подход.
B.       Стимулировал меня на более интенсивный труд.
C.       Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:
A.       Оскорбление личного достоинства.
B.       Неуспех при выполнении важной задачи.
C.       Потеря друзей.

19. Больше всего я ценю:
A.       Личный успех.
B.       Общую работу.
C.       Практические результаты.

20.  Очень мало людей, которые:
A.       Действительно радуются выполненной работе.
B.       С удовольствием работают в коллективе.
C.       Выполняют работу по-настоящему хорошо.

21        Я не переношу:
A.       Конфликты.
B.       Отметание всего нового.
C.       Людей, ставящих себя выше других.

22.      Я хотел бы:
A.        Чтобы окружающие считали меня своим другом.
B.        Помогать другим в общем деле.
C.        Вызывать восхищение других.

23.      Я люблю начальство, когда оно:
  1. Требовательно.
  2. Пользуется авторитетом.
C.   Доступно.

24.      На работе я хотел бы:
A.   Чтобы решения принимались коллективно.
B.   Самостоятельно работать над решением проблемы.
C.  Чтобы начальник признал мои достоинства.

25.    Я хотел бы прочитать книгу;
A.       Об искусстве хорошо уживаться с людьми.
B.       О жизни известного человека.
C.       Типа "Сделай сам".

26.      Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:
A.       Дирижёром.
B.       Солистом.
C.       Композитором.

27.      Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:
A.  Смотря детективные фильмы.
B.  В общении с друзьями.
C.  Занимаясь своим увлечением /хобби/.

28.      При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:
A.       Подал бы идею об организации новто дела.
B.       Добился бы успеха в нём.
C.       Сам бы организовал дело щ руководил им.

29.      Для меня важнее знать:
A.   Что я хочу сделать.
B.   Как достичь цели.
C.   Как привлечь других к достижению моей цели.

30.           Человек должен вести себя так, чтобы:
  1. Другие были довольны им.
  2. Выполнить, прежде всего, свою задачу.
C.  Работать так, чтобы не нужно было укорять его за работу.
РИС.1
Больше  всего
Меньше
всего
Больше  всего
Меньше
всего
Больше  всего
Меньше
всего
Больше  всего
Меньше
всего
1

9

16

24

2

10

17

25

3

11

18

26

4

12

19

27

5

13

20

28

6

14

21

29

7

15

22

30

8



23







БВ


МВ


НС


-



= + 30 =

ВД


-



= + 30 =

НЗ


-



= + 30 =


РИС. 2.

Расположение букв в  ключе
НАПРАВЛЕННОСТЬ НА
Себя /HС/
Взаимодействие /ВД/
Задачу /НЗ/
1.А       11.В       21.С
1.С         11.С          21.А
1.В         11.А         21.В
2.В         12.В          22.С
2.С         12.А          22.А
2.А         12.С         22.В
3.А         13.С          23.В
3.С         13.А          23.С
3.В         13.В         23.А
4.А         14.С          24.С
4.В         14.А          24.А
4.С         14.В         24.В
5.В         15.А          25.В
5.А         15.С          25.А
5.С         15.В         25.С
6.С         16.В          26.В
6.А         16.С          26.А
6.В         16.А         26.С
7.А         17.А          27.А
7.С         17.С          27.В
7.В         17.В         27.С
8.С         18.А          28.В
8.В         18.С          28.С
8.А         18.В         28.А
9.С         19.А          29.А
9.А         19.В          29.С
9.В         19.С         29.В
10.С       20.С          30.С
10.В       20.В          30.А
10.А       20.А         30.В

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
При обработке материалов обследования пользуются специальным «ключом» /рис.2/. Если указанная в «ключе» буква /А,В,С/ занесена в руб­рику "Больше всего", то испытуемому приписывается 2 балла по дан­ному виду направленности. Если же она расположена под индексом "мень­ше всего", то ему даётся 0 баллов.

Затем подсчитывается количество двоек и записывают их внизу бланка для ответов рядом с индексом НС, БД, НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался. Коли­чество двоек пишут под индексом БВ /больше всего/.

Также подсчитыва­ется количество нулей, которое записывается под индексом МВ /меньше всего/. Из количества двоек вычитается количество нулей и к этой разности прибавляется 30. Эта сумма характеризуется как уровень по данно­му виду направленности. Следует лишь иметь в виду, что если количест­во нулей превышает количество двоек, то разность между ними вычитает­ся из числа 30.

Общая сумма баллов по трём видам направленнос­ти должна быть равна 90. В противном случае нужно искать ошибку, допущенную при счёте.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Данная методика обоснована на словесных реакциях испытуемого в предпо­лагаемых ситуациях, связанных с работой и с участием в ней других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. У человека создаётся впечатление, что с помощью этой методики получают "ориентировочную информацию" о нём самом /отсюда название "Ориентировочная анкета"/. На деле же испытание позволяет изучить основную жизненную ориентацию.

Выделяются три вида направленности: личную, коллективистическую, деловую.

ЛИЧНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ /направленность на себя - НС/ создаётся преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя: игнорирует сотрудни­ков или работу, которую он должен выполнить. В работе видят прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от других сотрудников.


НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ВЗАИМНЫЕ ДЕЙСТВИЯ /ВД/ имеет место тогда, когда поступки человека опре­деляются прежде всего потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но не способствует успешному выпол­нению задания: нередко его действия даже затрудняют выполнение группо­вой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

ДЕЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / направленность на задачу - НЗ /отражает преобладание мотивов, порождаемых самой
деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стрем­ление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, ко­торую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Было установлено, что лица с направленностью на себя имеют такие черты:
-больше заняты собой, своим чувствами и проблемами,
-делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в конфликтах и дискуссиях,
-пытаются навязать свою волю другим,
-окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно,
-не чувствуют, когда нужно говорить, а когда молчать и слушать,
-нельзя понять, любят ли они людей.

Лица с направленностью на взаимные действия:
-избегали прямого решения проблемы,
-уступали давлению партнёра,
-не высказывали оригинальных идей и вообще нелегко было понять, что такой человек хочет выразить,
-не работали интенсивно сами и не помогали другим подойти к сути вопроса,
-не принимали на себя руководства, когда речь шла о выборе задач,
-не помогали отдельным членам группы выражать свои мысли и мало содействовали достижению цели.

Лица, получившие наибольшее число баллов по д е л о в о й направленности:
-помогали отдельным членам группы выражать свои мысли,
-поддерживали группу, чтобы она достигла поставленной цели,
-помогали группе дойти до сути вещей, имели хорошие идеи относитель­но того, как продолжать работу,
-легко было понять, что такой человек хочет выразить,
-могли составлять хорошие отчёты,
-брали в свои руки руководство, когда речь шла о выборе задач,
-работали интенсивно,
-правильно оценивали, когда нужно говорить, а когда промолчать,
-в их присутствии все чувствовали себя свободно и непринуждённо,
-не уклонялись от непосредственного решения проблем.

С помощью оа можно предсказать успешность в тех областях деятель­ности, которые требуют упорства, высокого уровня исполнения. Вместе с тем, она указывает на лиц с более высокой направленностью на взаим­ные действия.

Необходимо иметь в виду, что все три вида направленнос­ти личности не разделяются строго, а всегда сочетаются. Вероятно, наи­более эффективна деятельность лиц, у которых в одинаковой мере выра­жена направленность на задачу и на взаимные действия.

БЛАНК ОТВЕТОВ К МЕТОДИКЕ «ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ АНКЕТА»
ФИО____________________ __________      ВОЗРАСТ_____ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ________

БОЛЬШЕ ВСЕГО
МЕНЬШЕ ВСЕГО
БОЛЬШЕ ВСЕГО
МЕНЬШЕ ВСЕГО
1


16


2


17


3


18


4


19


5


20


6


21


7


22


8


23


9


24


10


25


11


26


12


27


13


28


14


29


15


30



К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.

Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2  
 «Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH 

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz


Комментариев нет:

Отправить комментарий