Личность – это
человек как носитель социальных (т.е. формирующихся и проявляющихся в общении)
качеств.
Что такое
«качества личности» и сколько их всего? В разговорном языке существует около
4,5 тысяч слов, используемых людьми для характеристики личностных качеств.
Число соответствующих понятий составит примерно 200.
В современной
психологии выделяют 5 главных характеристик личности.
«Большая
пятёрка» личностных качеств (разработана А.Г.Грецовым)
инструкция:
оцени применимость к себе каждого из приведённых ниже утверждений. Свои ответы
обозначай одной из трёх цифр:
0
– нет, это не обо мне.
1
– иногда это обо мне, иногда – нет.
2.
– да, это точно обо мне.
Пожалуйста,
отвечай искренне – «правильных» и «неправильных» ответов здесь нет, каждый из
них свидетельствует о твоей индивидуальности. Отвечай быстро, не задумываясь
слишком долго над вопросами; давай тот вариант, который первым приходит в
голову. Ответы записывай в бланк.
1.
Для меня лучший отдых – пообщаться в весёлой компании.
2.
Я иногда чувствую себя очень весёлым или печальным даже
без серьёзной причины.
3.
Меня очень интересует всё новое, что появляется вокруг.
4.
Я всегда осуществляю то, что запланировал.
5.
Когда я с кем-то в ссоре, то обычно сам делаю первый
шаг, чтобы помириться.
6.
Я часто нуждаюсь в друзьях, которые могли бы меня
поддержать и утешить.
7.
У меня легко меняется настроение.
8.
Мне кажется, что пословица «всё новое – это хорошо
забытое старое» неверна.
9.
Я умею рассчитывать своё время так, что успеваю сделать
всё нужное.
10. Меня
можно назвать человеком мягкосердечным.
11. Я
очень люблю ходить в гости.
12. Иногда
я волнуюсь так сильно, что не могу усидеть на месте.
13. Меня
можно назвать человеком очень любопытным.
14. Думаю,
что окружающие считают меня человеком очень ответственным.
15. Я
человек доверчивый.
16. Меня
часто тянет к приключениям, я люблю «встряхнуться».
17. Однообразие
мне очень быстро надоедает.
18. У
меня широкий круг интересов, разнообразные увлечения.
19. Я
аккуратен и осмотрителен в словах и делах.
20. Я
охотно откликаюсь на самые разнообразные просьбы друзей и знакомых.
21. Большинство
знаний я получаю из общения со сверстниками, а не из книг или школьных уроков.
22. Бывает,
я чувствую себя очень уставшим без всякой причины.
23. Я
легко ориентируюсь в неожиданных ситуациях.
24. Если
мои желания вступают в противоречия с потребностями, то я выбираю не то, что
хочу, а то, что должен делать.
25. Думаю,
что окружающие не считают меня эгоистом.
26. Я
человек разговорчивый.
27. Считаю,
что характеристики «неэмоциональный, спокойный» - точно не про меня.
28. Думаю,
что большинство окружающих считает, что я человек творческий, с богатым
воображением.
29. Полагаю.
Что назвать меня ленивым нельзя.
30. Я
предпочитаю сотрудничать с окружающими, а не вступать с ними в соперничество.
31. Мне
нравятся большие шумные компании.
32. Меня
часто одолевают сомнения по самым разным поводам.
33. Я
люблю размышлять над причинами и последствиями происходящих в моей жизни
событий.
34. Когда
я поставил перед собой цель, то готов преодолеть большие трудности на пути к
ней.
35. Думаю,
что я человек щедрый.
36. У
меня лучше получается работать в обществе других людей, а не в одиночестве.
37. Меня
легко развеселить или расстроить.
38. Мне
нравится узнавать всё новое – даже когда это идёт вразрез с моими знаниями и
убеждениями.
39. Прежде
чем сделать что-либо, я всегда задумываюсь о возможных последствиях.
40. мне
доставляет удовольствие помогать другим людям.
Б Бланк для
ответов.
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
7.
|
8.
|
9.
|
10.
|
11.
|
12.
|
13.
|
14.
|
15.
|
16.
|
17.
|
18.
|
19.
|
20.
|
21.
|
22.
|
23.
|
24.
|
25.
|
26.
|
27.
|
28.
|
29.
|
30.
|
31.
|
32.
|
33.
|
34.
|
35.
|
36.
|
37.
|
38.
|
39.
|
40.
|
Пояснение. В
верхней строке римскими цифрами обозначены номера столбцов. Ниже арабскими
цифрами обозначены номера вопросов, ответы на них записывай в соответствующих
клеточках.
А теперь посчитай
сумму баллов в каждом из столбцов. Полученные суммы свидетельствуют о
выраженности соответствующих качеств личности, входящих в «большую пятёрку».
Показатели
степени выраженности:
0-3: низкая.
4-6: ниже
среднего.
7-9: средняя.
10-12: выше
среднего.
13-16: высокая.
«Большая
пятёрка» качеств личности:
I.
Экстраверсия – интроверсия. Это направленность личности на внешний либо на
свой внутренний мир. В первом случае
человек общительный, оптимистичный, активный, любящий повеселиться, более
продуктивно выполняющий любую работу в компании, чем в одиночестве. Во втором –
сдержанный, трезво мыслящий, отчуждённый, ориентированный не на общение, а на
дело. Такому человеку сложнее в коллективе, по натуре он индивидуалист. Такие
люди находят себя в деятельности, не требующей интенсивного общения. Чем
выше показатель, тем ярче выражена экстраверсия.
II. Эмоциональная
устойчивость – нейротизм (повышенная эмоциональность реакций). Это
показатель эмоциональной стабильности. Устойчивые люди проявляют спокойствие и
уверенность, не склонны к бурному излиянию чувств, даже немножко «толстокожи».
У них повышенная стрессоустойчивость, они продуктивно работают в напряжённых
ситуациях. Те же, кому свойствен высокий нейротизм, бурно реагируют на любые
жизненные события, эмоциональны, менее устойчивы к стрессу. Но, в то же время,
это люди более чуткие, отзывчивые, динамичные. Высокие баллы свидетельствуют
о нейротизме.
III.
Открытость – закрытость к новому опыту. В первом случае человек легко
воспринимает всё то новое, что появляется вокруг, демонстрирует любопытство,
гибкость и готовность к изменениям, обычно склонен к творчеству. Но это может
оборачиваться некоторой «поверхностностью», неустойчивостью убеждений и
интересов. Во втором случае человек настороженно относится ко всему новому и
неожиданному, предпочитает стабильность, тяжело меняет свои принципы и
убеждения. Ему тяжело ориентироваться в неожиданных ситуациях, он любит
стабильность и стремится обеспечить её в своей жизни. Высокие баллы
свидетельствуют об открытости к новому опыту.
IV. Сознательность
– несобранность. Люди, проявляющие сознательность, характеризуются как
усердные, пунктуальные, целеустремлённые, надёжные, честолюбивые и
настойчивые. Но иногда это оборачивается
неоправданным упрямством, желанием всех
и всё контролировать, а также мучительным переживанием вины из-за своих
реальных или мнимых ошибок. Противоположный полюс – беспечность, небрежность,
слабоволие, лень и любовь к наслаждениям. Но в то же время такие люди обычно
более расслабленные, жизнерадостные, приятные в общении, легко переносящие
проблемы и неприятности. Чем выше показатель, тем ярче выражена
сознательность.
V. Доброжелательность
– враждебность. В первом случае человек благожелателен, доверчив, готов к
бескорыстной помощи. Такие качества помогают ему располагать к себе окружающих,
хотя иногда те начинают злоупотреблять бескорыстностью этого человека, «садятся
ему на шею». Во втором случае человек насторожен, недоверчив, склонен
воспринимать окружающих как конкурентов. Он «себе на уме», не даёт
злоупотреблять своим доверием, но нередко отталкивает от себя окружающих своими
бесконечными подозрениями, оказываясь в итоге одиноким. Высокие показатели
свидетельствуют о преобладании доброжелательности.
Из книги: Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и
родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Размышлялки» http://qps.ru/6rsG2
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий