Применение рисуночных техник для исследования личности
ребёнка особенно распространено в зарубежных странах. В нашей стране только в
последние годы начали больше обращать внимание на рисунок как средство познания
личности.
Диагностическая
процедура.
Для исследования необходимы: лист белой бумаги(21-29см),
шесть цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый),
резинка.
Ребёнку
даётся инструкция: « «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».
Время не ограничивается.
При выполнении задания следует
отмечать в протоколе:
А) последовательность рисования
деталей;
Б) паузы более 15 сек.;
В) стирание деталей;
Г) спонтанные комментарии
ребёнка;
Д) эмоциональные реакции и их
связь с изображаемым содержанием.
Задаются ребёнку следующие
вопросы:
1. Скажи,
кто тут нарисован?
2. Где
они находятся?
3. Что
они делают?
4. Им
весело или скучно? Почему?
5. Кто
из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто
из них самый несчастливый? Почему?
При
опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребёнка:
чувства
к отдельным членам семьи;
почему
ребёнок не нарисовал кого-то из членов семьи (если так произошло);
что
значит для ребёнка определённые детали рисунка (птицы, зверушки).
Следует –избегать прямых
вопросов;
- настаивать на ответе.
После опроса ребёнку предлагается
решить 6 ситуаций:
1. Представить
себя, что ты имеешь 2 билета в цирк. Кого ты бы позвал идти с собой?
2. Представь,
что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома.
Кто он?
3. Ты
строишь из конструктора дом и тебе не везёт. Кого ты позовёшь на помощь?
4. Ты
имеешь несколько билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную
кинокамеру. Кто останется дома?
5. Ты
попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты
получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним
человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Для интерпретации также нужно
знать:
а) возраст ребёнка;
б) состав его семьи, возраст
братьев и сестёр;
г) если возможно, иметь сведение
о поведении ребёнка в семье, детском саду или школе.
Интерпретация методики «Рисунок семьи»
(Гинтарас Теодорович Хоментаускас)
Интерпретацию рисунка
условно разделим на 3 части:
- Анализ
структуры «рисунка семьи»;
- Интерпретация
особенностей графических презентаций членов семьи;
- Анализ
процесса рисования.
1. Анализ структуры «Рисунка семьи».
Нарисована -эмоциональное благополучие в семье
полная семья
Искажение -эмоциональный конфликт,
недовольство семейной ситуацией
реального состава
Крайние
варианты представляют рисунки, в которых:
а) вообще не изо- -а)
травматические переживания, связанные с семьёй
бражены люди
б) изображены -б)
чувство отверженности, покинутости
только не связанные -в)
аутизм
с семьёй люди -г)
чувство небезопасности
-д) плохой
контакт психолога с исследуемым ребёнком
Уменьшение -они
менее эмоционально привлекательны ребёнку. С ним
состава семьи, могут быть конфликты у ребёнка
«забытые» члены
Отсутствие - в семье существуют
ситуации конкуренции. Ребёнок таким
братьев, сестёр образом
монополизирует недостающую любовь и внимание родителей
Вместо реальных - этим ребёнок старается
уменьшить их влияние
членов семьи изо-
бражены маленькие
зверушки, птицы
(наиболее часто
это брать, сёстры)
Ребёнок не рисует - отсутствие чувства общности
себя или вместо
семьи рисует только
себя. В обоих случаях
рисующий не включает
себя в состав семьи.
Отсутствие «Я» - ребёнок чувствует
отвержение, неприятие
Презентация в
рисунке только «Я»
Увеличение состава - неудовлетворённые психологические потребности в семье
семьи
Большое количест- - говорит об эгоистичности, истероидных чертах характера
во деталей, тела,
цветов, большая
величина фигуры
Маленькая величина, - говорит о чувстве отверженности, покинутости
схематичность, создан
негативный эмоциона-
льный фон
2. Расположение членов семьи.
Сплочённость -объединённость
членов семьи в общей деятельности.
семьи, рисование Психологическое
благополучие
членов семьи с
соединёнными
руками
Разобщенность -низкий
уровень эмоциональных связей в семье
членов семьи
Часть семьи распо-
ложена в одной
группе, а одно или
несколько лиц-
отдельное
Если отделено -
это указывает на чувство невключённости, отчуждённости
ребёнок рисует
себя
Отделение других -
негативное отношение ребёнка к этому члену
членов семьи
Группировка - помогает выделить психологические микроструктуры членов семьи семьи,
коалиции
Отделение - слабость позитивных межперсональных связей в
семье
членов семьи
объектами,
ячейками
Позитивная кон- -у
ребёнка хорошие эмоциональные взаимоотношения с
центрация рисова- этим
человеком
ния, она отражается
в большом количесве
деталей тела, декорирова-
нии, использовании раз-
нообразных цвеов
И наоборот -негативное
отношение к человеку
Ребёнок рисует -
ребёнок выражает своё превосходство, значимость, домини-
себя выше и шире рование.
Это говорит о его эгоистичности
своих родителей
Выделение других -
говорит об их доминировании
членов семьи
Ребёнок рисует -
Этот ребёнок:
себя во много раз а)
чувствует свою незначительность, ненужность;
меньше всех других б)
требует опеки, заботы со стороны родителей.
членов семьи
Ребёнок рисует -
это часто связано с его агрессивными желаниями
себя с поднятыми
руками, с длинными
пальцами
Иногда такие - стремление ребёнка компенсировать свою слабость, желание
рисунки рисуют быть
сильным, властвовать над другими
внешне спокойные,
покладистые дети.
Добавляют к этому
широкие плечи,
символы «мужест-
венности» и силы
Ребёнок «забывает» -
может быть связано с чувством бессилия, собственной
нарисовать руки незначительности
в семье
себе, тогда как у
всех членов семьи
они есть
Член семьи -
ребёнок ограничивает его активность
без рук
Пропуск частей -
серьёзные нарушения в сфере общения отгороженность,
лица (глаза, рот) аутизм
Пропуск головы, -
конфликтное отношение с данным лицом, враждебное
Черт лица, заштри- отношение
к нему
ховка лица у члена
семьи
Улыбка всех -
говорит о шаблонности
членов семьи
Концентрация -
говорит о хорошей половой идентификации
на рисовании
лица, фигур жен-
ской и мужской
Презентация -
ребёнок склонен к оральной агрессии
зубов, выделение
рта.
Анализ процесса рисования.
При анализе
следует обращать внимание на:
- последовательность
рисования деталей;
- последовательность
рисования членов семьи;
- стирание;
- возвращение
к уже нарисованным объектам;
- паузы;
- спонтанные
комментарии.
Первым ребёнок - кто доминирует в семье.
Кто для ребёнка стоит на
рисует того, первом плане
затем по нисходя-
щей линии осталь-
ных членов семьи
Ребёнок последней - негативное отношение
ребёнка к ней
рисует мать
Первая фигура - это наиболее
любимый член семьи, на которого
нарисована тща- ребёнок хочет быть похож
тельно, декори-
рована
Сначала ребёнок -
неблагополучная семейная ситуация, но это может
рисует различные быть так же последствие
плохого контакта психолога
объекты, а затем, с ребёнком
приступает к изо-
бражению людей,
как бы отодвигает
неприятное ему
задание во времени
Воображение к -указывает на их
значимость для ребёнка
рисованию тех же
членов семьи
Паузы перед рисо- - связано с конфликтным
отношением
ванием определён-
ных деталей,
членов семьи
Стирание нарисо- - можно судить о
конфликтном отношении ребёнка
ванного, если это к этому человеку
не привело к лучшей
графической пре-
зентации
Спонтанные комментарии часто
проявляют смысл рисуемого содержания, поэтому к ним надо внимательно
прислушиваться.
Цветовой тест отношений.
Разработка
интерпретации исследования валидности и оценка диагностических возможностей ЦТО
включает 3 этапа:
1. Доказательство
того, что каждый из используемых цветов обладает определённым и устойчивым
эмоциональным, и описание этих значений.
2. Изучение
закономерностей переноса эмоциональных значений цветов на стимулы с которыми
они ассоциируются.
3. Опыт
применения ЦТО в различных клинических ситуациях.
С некоторыми факторами можно
достоверно связать определённый цвет:
Жёлтый - удивление
Красный - радость
Серый - утомление
Красный
и чёрный - гнев
Серый
и синий - грусть
Синий
и зелёный - интерес
Оппозиция - связано с активами блага – зла –
здоровья – болезни -
белого и чёрного удачи – неудачи
Видимо
чувствительность анализатора в эмоциональном состоянии повышается именно к тем
цветам, которые выбираются как подходящие к этому состоянию в ассоциативном
акте.
Люди
закономерно статически значимо связывают цвета с эмоционально – личными
характеристиками:
Красный - значение активности, экстроверсии,
высокой силы
Синий - с ним
связаны характеристики с высокой моральной
оценкой
Зелёный - воспринимается как
доминантный
Жёлтый - очень активный при низкой моральной оценке.
Высокая
активность и низкая сила
Фиолетовый - характеризуется эгоизмом и неискренностью. Низкая
сила
и низкая активность
Коричневый - символизирует слабость и отношение зависимости
Чёрный - отвергаемый цвет, которому приписываются
Разнообразные
негативные характеристики
Высокая
сила и низкая активность.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!»
психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
«Размышлялки» http://qps.ru/6rsG2
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий