(Литературно-музыкальная композиция)
Составитель
Пасынкова Н.С.
(Информация
из интернета. Статья СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ, Лидия Иванова)
2015 г.
ЦЕЛЬ: развитие познавательного
интереса, общительности, двигательной активности.
Содержание
/ Игра
|
Фонограмма / реквизит
|
||
1
|
(ПРИ
ОБЗОРЕ ПЕСНИ ВОСПРОИЗВОДЯТСЯ ПО ОДНОМУ КУПЛЕТУ. ПОЛНОСТЬЮ ЗВУЧАТ ПО ЖЕЛАНИЮ СЛУШАТЕЛЕЙ,
КОГДА ОНИ ХОТЯТ ПЕТЬ ВМЕТЕ С ИСПОЛНИТЕЛЕМ)
Подъем
советской песни в 60-е годы связан с переменами в духовной атмосфере страны.
Это было время вступления человечества в космическую эру. Литература и
искусство ищут выразительные средства для воплощения современности,
отмеченной активным движением научно-технической мысли, возрастанием
интеллектуального уровня людей.
«Песня остается с человеком» (слова С.
Острового) — одно из ярких откровений песенной лирики 60-х годов. Не случайно
это сочинение стало постоянной музыкальной эмблемой ежегодного песенного
телефестиваля.
|
«Песня остается с
человеком»
|
|
2
|
Разоблачение
культа личности Сталина на XX съезде КПСС (1956) всколыхнуло общественное
сознание, вызвав приток книг, кинофильмов, спектаклей, остро, по-новому
ставивших вопросы отношения человека к действительности. Отметен
догматический взгляд, приравнивавший людей к винтикам огромного
государственного механизма. И художественное творчество всячески заостряет
мысль о неповторимости каждой человеческой судьбы.
Следуя
ведущим тенденциям литературы и искусства, песня все чаще обращается ко
внутреннему миру человека. В песенный жанр проникли образы, раскрывающие
духовные идеалы общества через помыслы и чувства отдельной личности.
Восприняла песня и подсказанные современным искусством демократизм,
исповедальность тона. Теперь она адресуется не столько ко всем, сколько к
каждому человеку в отдельности, высказываясь от имени одного человека.
|
«Стань таким»
|
|
3
|
Весьма
заметным становится предпочтение, которое авторы песен отдают лирике, как
признанному в искусстве средству духовного самовыражения. Не случайно для
уточнения жанровых характеристик используются понятия, подчеркивающие
личностное начало, такие, как песня-монолог, песня-размышление,
песня-признание, песня-мольба и т. п.
|
«Позови меня»
|
|
4
|
«Соберём
название песни!»
Участники
получают крупные буквы:
А, Е, Ё, И,
О, У, Ы, Я – 8,
Б, В, Г, Д,
Н, П, Р, С, Т, Ш - 10.
Включается
песня «А снег идёт» в исполнении Тамары Миансаровой. Пока звучит песня,
игроки с буквами должны встать так, чтобы получилось название песни.
Затем звучат
другие песни, так же складываются их названия:
- «Два
берега», Майя Кристаллинская,
- «Не спеши»,
Анна Герман,
- «Ты
погоди», Лариса Мондрус,
- «Песня о
друге», Владимир Высоцкий.
|
Буквы:
А, Е, Ё, И,
О, У, Ы, Я – 8,
Б, В, Г, Д,
Н, П, Р, С, Т, Ш - 10
|
|
5
|
Можно
с точностью назвать время рождения новой разновидности, получившей
впоследствии название песен-манифестов. Это 1958 год.
Композитор Э. Колмановский написал песню «Я люблю тебя, жизнь» на стихи К. Ваншенкина. Этот
истинно лирический гимн устами обыкновенного человека воспевает то вечное и
непреходящее, что существует в повседневном круговороте жизни.
|
«Я люблю тебя, жизнь»
|
|
6
|
К
песням-манифестам близко примыкают песни-баллады. Друг с другом их роднят
высокая гражданственная сущность и острый эмоциональный накал, свойственный
публицистическому высказыванию. Отличительная примета баллад состоит в том,
что они строятся на сюжетной основе, либо воспроизводят конкретную жизненную
ситуацию. Активное развитие жанр баллады получил в творчестве О.
Фельцмана. К этому жанру принадлежит популярная в 60-е годы
песня «Огромное небо», которую Фельцман написал в содружестве с поэтом Р.
Рождественским (о подвиге летчиков, ценою собственной жизни сумевших
отвести гибель от города).
|
«Огромное небо»
|
|
7
|
«Прошлое
глазами настоящего» — таков замысел баллады «Красная гвоздика» А.
Островского — Ошанина. В песне безошибочно угадываются традиции пролетарских
гимнов борьбы.
|
||
8
|
Традиция
жизнеутверждающих гимнов, посвященных теме труда (достаточно вспомнить
мажорные «Мы — кузнецы» и «Наш паровоз»), получила современную
интерпретацию в песнях «Руки
рабочих» Баснера (стихи Матусовского) и «Мир всем, кто трудится» Баснера и
Петрова (слова Матусовского).
|
«Мир всем, кто трудится»
|
|
9
|
Тема
Родины — непреходящая в песенном искусстве. Ее трактовка в эти годы
обнаруживает преобладание лирического начала. Появляется много песен об
отчем доме, родных улицах, о верной мальчишеской дружбе. Высокое обобщение
тех самых слагаемых, что служат залогом патриотизма, несет песня «С чего начинается Родина?» (1966) Баснера — Матусовского.
|
||
10
|
«Покажи песню!»
Игрокам выдаются текст песни из репертуара Аиды Ведищевой,
другие не должны видеть, что у соседей. Участники игры по очереди, не говоря
ни слова, объясняют – какую песню они представляют.
1.
«Лесной
олень».
2.
«Смешной
паренёк».
3.
«Всё равно ты будешь мой».
4.
«Песенка
о медведях». Трек – 27
|
Тексты песен,
в исполнении Аиды Ведищевой
|
|
11
|
Повышенную
этическую нагрузку обретает вечная образная параллель — человек и природа. В
песнях этих лет живет Время, чувство причастности ко всему, что происходит на
родной земле. Именно такое чувство роднит человека с его поколением, с
поколениями предшествующими и будущими. Вот почему выражение сокровенного
наполняется также и общественным смыслом.
Такова «Течет Волга» Фрадкина
— Ошанина. Основная идея лирико-эпического образа — жизнь человека на фоне
великой русской реки — сконцентрирована в припеве песни. Ощущение
необъятности волжских далей передано здесь удивительно точно, со свойственной
Фрадкину мелодической щедростью.
|
||
12
|
В
песне Я. Френкеля — И. Гофф «Русское
поле» первая же фраза задает настроение и определяет характер всего
дальнейшего повествования. Так бывает, когда человек хочет рассказать о
чем-то очень дорогом его сердцу. Задумавшись, собираясь с мыслями, он
повторяет какое-то слово. Необычно долго длится слово «поле». Оно здесь —
поэтический символ Отчизны, знак нерасторжимой связи человека с землей,
дарящей силу, терпение и доброту своим сыновьям
|
«Русское поле»
|
|
13
|
Из
появившихся в эти годы песен о городах и краях наибольшую популярность
завоевали «Песня о Тбилиси» Р.
Лагидзе (стихи П. Грузинского, перевод М. Квалиашвили), «Карелия» А.
Колкера — К. Рыжова.
|
«Песня о Тбилиси»
|
|
14
|
ПЕСНИ О ГОРОДАХ. Разделились на две команды и по очереди
вспомните песни о городах: куплет поёт одна команда, потом другая команда
поёт другую песню. И так, пока не надоест, или песни кончатся.
|
||
15
|
Почти
два десятилетия мирной жизни предшествовали появлению новой волны
песен-воспоминаний о Великой Отечественной. Песни-воспоминания, призванные
сберечь память о прошлом страны, ведут свое начало от баллад 30-х годов,
посвященных героике гражданской войны. В 60-е годы тема памяти обретает
новые черты. Песни этих лет с особенной силой доносят идею нерасторжимой
связи времен, рассказывая о прошлом, которое живет в сегодняшнем дне.
Мужеством
и драматизмом наполнена «Баллада
о солдате» Соловьева-Седого — Матусовского. Это сочинение послужило
началом нового интереса к жанру песни-воспоминания.
|
«Баллада о солдате»
|
|
16
|
К
лучшим из песен военной памяти принадлежит песня Я. Френкеля — Р.
Гамзатова (перевод на русский язык Н. Гребнева) «Журавли». Поэтический образ
журавлиной стаи символизирует идею бессмертия солдат, павших на поле брани.
Есть своя особенность в прочтении композитором стихотворения «Журавли».
Потребность в сопереживании передается здесь интонациями живой речи,
обращенной к кому-то находящемуся рядом.
|
«Журавли»
|
|
17
|
Среди
лирических песен, посвященных памяти не вернувшихся с войны, выделяется
песня Эшпая «Москвичи» на
слова Е. Винокурова («Сережка с Малой Бронной и Витька с
Моховой»).
|
«Москвичи»
|
|
18
|
На
высоком холме болгарского города Пловдива возвышается гранитная фигура
юноши-солдата, названного ласковым русским именем Алеша. Поэт Ваншенкин посвятил этому памятнику стихи.
Позже появилась песня Колмановского.
|
«Алеша»
|
|
19
|
Суровый «Бухенвальдский набат» (1959)
Мурадели — А. Соболева — эпитафия жертвам второй мировой войны и
одновременно призыв к интернациональному единению народов.
|
«Бухенвальдский
набат»
|
|
20
|
В
тоне откровенной, искренней беседы по душам решена песня «Хотят ли русские войны»
Колмановского — Е. Евтушенко.
|
«Хотят ли русские войны»
|
|
21
|
Песни
о мире выразили важнейшую идею современного гуманистического искусства —
моральную причастность каждого человека к делу сохранения мира. В отличие от
гимнов 40-х годов, провозглашающих волю миллионов, песни этих лет говорят от
имени одного человека. Такова песня «Если
бы парни всей земли» (1957) Соловьева-Седого и Долматовского.
Это яркий символический образ всемирной солидарности.
|
«Если бы парни всей земли»
|
|
22
|
Всемирную известность завоевала
песня «Пусть всегда будет солнце» Островского — Ошанина. Впервые идею мира провозглашала детская
мечта: «Пусть всегда...».
|
||
23
|
В
ином плане другая песня Островского и Ошанина — «Голос земли». Это
неистовая, наполненная экспрессией тревоги мольба о спасении планеты.
|
||
24
|
Продолжим
вспоминать песни 60х лет на следующей встрече.
На прощанье,
чтобы вы унесли с собой хорошее настроение, танцы под ваши любимые песни.
Лариса
Мондрус «Всё равно ты будешь мой», «Проснись и пой».
Аида Ведищева
«Смешной паренёк», «Песенка о медведях».
|
«Всё равно ты
будешь мой», «Проснись и пой»
«Смешной
паренёк», «Песенка о медведях»
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ПУНКТ
10:
Все
равно ты будешь мой
Можешь на любовь не ответить
Обмануть мои сны Только не забудь, что на свете Есть еще колдуны Я тебя давно опоила Колдовскою травой Где бы ты ни бегал там Что бы ты ни делал там Все равно ты будешь мой Никуда не денешься Влюбишься и женишься Все равно ты будешь мой Я луне взойти помешаю Дождь накличу в саду Только ту, о ком ты мечтаешь Уведу, уведу ПРИПЕВ Над землей звезда загорится Тронет ветер листву И решишь ты сам покориться Моему колдовству ПРИПЕВ |
Белые
медведи
Где-то на белом свете, там где
всегда мороз
Трутся спиной медведи о земную ось Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря Трутся об ось медведи, вертится земля Припев: Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, вертится быстрей земля 2 раза Крутят они стараясь, вертят земную ось Что бы влюбленным раньше встретиться пришлось Что бы однажды утром, раньше на год иль два Кто-то сказал кому-то главные слова Припев В след за весенним ливнем раньше придет рассвет И для двоих счастливых много много лет Будут сверкать зарницы, будут ручьи звенеть, Будет туман клубиться, белый как медведь |
Лесной
олень
Осенью в дождливый серый день
Проскакал по городу олень. Он летел над гулкой мостовой Рыжим лесом пущенной стрелой. Припев: Вернись, лесной олень, По моему хотенью, Умчи меня, олень, В свою страну оленью, Где сосны рвутся в небо, Где быль живёт и небыль, Умчи меня туда, лесной олень! Он бежал, и сильные рога Задевали тучи-облака. И казалось, будто бы над ним Становилось небо голубым. Припев. Говорят, чудес на свете нет, И дождями смыт оленя след. Только знаю, он ко мне придёт, - Если веришь, сказка оживёт. Припев. |
Смешной
паренек
У нас в переулке, над самой рекой
Жил парень вихрастый и очень смешной. Сидел под окошком до самой зари И песенки мне, как ромашки, дарил. Про жаркий день, про яркий снег, Про ночь, про солнце, про расcвет, Про то, что жить нам вечно И про любовь, конечно. Однажды увидев того паренька, Сказала: «Из песен не свяжешь венка. Они поэтичны и очень нежны, Но мне эти песни совсем не нужны." Про жаркий день, про яркий снег, Про ночь, про солнце, про расcвет, Про то, что жить нам вечно И про любовь, конечно. Смешной паренек покраснел до волос Он песни свои в букете унес И день стал печален, и мрачен, и тих Остался от песенок только мотив Пара-пам-пайру-пара-рам Пара-пам-пайру-пара-рам Пара-пам-пайру-пара-рам Пара-пам-пайру-пара-рам И дни, словно годы тянулись, пока Не встретила снова того паренька "Меня - говорю - хоть ругай и брани Возьми мое сердце, а песни верни!" Про жаркий день, про яркий снег, Про ночь, про солнце, про расcвет, Про то, что жить нам вечно И про любовь, конечно. Пара-пам-пайру-пара-рам Пара-пам-пайру-пара-рам Про то, что жить нам вечно И про любовь, |
Аида Ведищева
Песня О Морском Дьяволе
Нам
бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно,
Там бы, там бы, там бы, там бы пить вино,
Там, под океаном, мы трезвы или пьяны -
Не видно всё равно!
Эй, моряк, ты слишком долго плавал,
Я тебя успела позабыть!
Мне теперь морской по нраву дьявол,
Его хочу любить!
С якоря сниматься, по местам стоять.
Эй, на румбе, румбе, румбе, так держать.
Дьяволу морскому возьмём бочонок рому,
Ему не устоять!
Эй, моряк, ты слишком долго плавал.
Я тебя успела позабыть!
Мне теперь морской по нраву дьявол,
Его хочу любить!
Там бы, там бы, там бы, там бы пить вино,
Там, под океаном, мы трезвы или пьяны -
Не видно всё равно!
Эй, моряк, ты слишком долго плавал,
Я тебя успела позабыть!
Мне теперь морской по нраву дьявол,
Его хочу любить!
С якоря сниматься, по местам стоять.
Эй, на румбе, румбе, румбе, так держать.
Дьяволу морскому возьмём бочонок рому,
Ему не устоять!
Эй, моряк, ты слишком долго плавал.
Я тебя успела позабыть!
Мне теперь морской по нраву дьявол,
Его хочу любить!
Список из 35 сценариев в
программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев
в электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v
Несколько сценариев разнообразной
тематики в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по
ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти
электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание на моём блоге в рубриках:
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий