Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнёров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр.
Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Данная важная и обязательная составная часть общения получила название перцептивной стороной общения. Так, наблюдая за своим собеседником и замечая, скажем, различные «почёсывания» головы, шеи, мы можем предположить, что он испытывает затруднение, нерешительность; обратив внимание на пальцы, сведённые кончиками вместе, - стыд, покорность, смирение.
Когда говорят о перцептивной стороне общения, то имеют в виду особенности восприятия не физических, а социальных объектов, к которым относятся формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д.
Однако каждый из собеседников сопоставляет себя с другим, уподобляет себя другому. (возможно даже присвоение другому своих чувств, мыслей и т.п.)
Представление о другом человеке зависит от уровня развития самосознания, представления о собственном «Я» (Я-концепция). Поэтому чем богаче, интереснее наш внутренний мир, тем интереснее и привлекательнее кажутся нам окружающие люди. У тех же, у кого внутри «пустота», кто совершенно не задумывается о себе, своём поведении, наполненности своего внутреннего мира, будет скудное представление об окружающих. Люди излишне самоуверенные, самонадеянные, считающие себя непогрешимыми, в меньшей степени задумываются о своих собеседниках, рассматривая их как приемников и исполнителей своих сверхценных идей.
На восприятие и оценку людьми друг друга влияют самые различные факторы. Так, исследованиями установлено, что дети и взрослые сильно отличаются по особенностям своей социальной перцепции. Дети больше, чем взрослые, ориентированы на восприятие внешности (одежда, причёска, наличие отличительных признаков: униформа, очки и др.). Они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам. Было установлено, что учителя замечают и оценивают в своих учениках иные качества и черты, чем те же ученики и студенты у своих педагогов. Аналогичное несовпадение имеет место при восприятии и оценке руководителями подчинённых и наоборот.
Значительно влияет на процесс восприятия профессия наблюдателя. Так, при оценке людей педагоги в значительной степени ориентированы на особенности речи воспринимаемых; милиционеры – на их внешний вид, а спортивные тренеры прежде всего замечают физическое сложение человека.
Сами установки имеют три измерения: когнитивное, аффективное и поведенческое.
Когнитивное измерение включает мнения и убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных предметов и людей, которые позволяют нам судить, что, на наш взгляд, является истинным, правдоподобным или возможным.
Аффективное измерение составляют положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они придают установке эмоциональную окраску и ориентируют действие, которое мы собираемся совершить.
Это действие и есть поведенческое измерение установки, которое предполагает реакцию человека, соответствующую его убеждениям и переживаниям.
Так, например, если учитель кажется мне слишком строгим (когнитивная составляющая установки), а я не люблю, когда меня заставляют что-либо делать (аффективная составляющая), то очень вероятно, что я редко буду посещать его занятия, где меня может ждать принуждение (поведенческая составляющая).
Точно так же, если девушка кажется мне образованной (когнитивная составляющая), а мне нравится обсуждать те темы, в которых она, похоже, разбирается (аффективная составляющая), я, наверное, буду искать её общества (поведенческая составляющая).
Социальная перцепция – это сложный процесс, включающий в себя ряд простых: восприятие, понимание и объяснение поступков другого человека.
ПОСМОТРИ НА МЕНЯ ВНИМАТЕЛЬНО! (внешний вид)
Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Источником информации о роли, состоянии, свойствах личности и намерениях собеседника служат внешность партнёра по общению, его речь, его поступки и особенно невербальное поведение.
Большое влияние на первое впечатление о человеке оказывает его внешний вид. Психологи провели интересный эксперимент. Одного и того же человека, одетого по-разному, показали в группах испытуемых и попросили написать его характеристику. Оказалось, что, помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, были также названы черты характера, на которые явно указывала его одежда.
Например, когда человек был в тренировочном костюме, ему приписывались такие качества, как настойчивость, упорство, трудолюбие; в военной форме – дисциплинированность, аккуратность; женщины в деловом костюме оценивались обладающими такими качествами, как упорство, деловитость, строгость, трудолюбие, и, наоборот, если та же женщина была одета в короткое платье яркой расцветки, то говорили о том, что ей присуща весёлость, открытость по отношению к другим людям, беззаботность и свобода в проявлении чувств.
Поэтому, зная «секреты» одежды, мы можем создать определённый образ у нашего партнёра по общению, повысить свой престиж, доказать свою значимость. В принципе это явление ничем не отличается от желания папуасов иметь как можно более яркие и длинные перья, обладатель которых пользуется наибольшим уважением у соплеменников.
Итак, прежде чем одеваться, вы должны решить, зачем, для кого или для чего вы это делаете. Предположим, вам предстоит официальная встреча с деловым партнёром. В помощью правильно подобранной одежды вы можете создать благоприятное впечатление, вызвать доверие к себе, к вашей честности и надёжности.
В первую очередь задумайтесь над силуэтом вашего костюма. «Высокостатусным» - как для женщин, так и для мужчин - считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчёркнутыми углами, а «низкостатусным» и, следовательно, вызывающим меньшее доверие – приближающийся к шару. Надо отметить, что в ситуациях неофициального, неформального общения существует обратная тенденция: на дружеской вечеринке мягкий пуловер воспринимается лучше, чем строгий пиджак.
Вторым фактором в одежде, отмеченным как признак статуса, является её цвет. Символические значения цветов отличаются в разных культурах, но в европейской одежде признаком высокого статуса (независимо от веяния моды) считается ахроматические цвета (чёрно-бело-серые оттенки) и натуральная гамма с преобладанием светлых тонов, а чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем ниже предполагаемые статус.
И, наконец, цена одежды тоже немаловажный фактор в формировании «статусного» впечатления. Цену мы и окружающие вычисляем, видя качество одежды. Зная частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и её соотношение с модой, мы тоже можем судить о цене одежды.
Все три фактора важны не сами по себе, а во взаимодействии. Так, если предполагаемая высокая цена одежды сочетается с неподходящим и нелепым силуэтом, то его «носитель» будет признан высокостатусным деятелем искусств, а если высокая цена «просматривается» в яркой разноцветной одежде, то, как показывают исследования, у вашего партнёра возникает впечатление, что вы совсем недавно улучшили своё материальное положение. Вызовет ли это доверие – решать вам.
Надо сказать и несколько слов о влиянии на первое впечатление таких деталей, как украшения. Массивные золотые перстни у мужчин, огромные бриллиантовые кольца у женщин хотя и подчеркнут большие финансовые возможности своих «носителей», но иногда могут вызвать неожиданный эффект: вашему партнёру вдруг может показаться, что вы хитры и неискренни, что вы стремитесь доминировать и претендуете на большее внимание. А небольшое обручальное кольцо на безымянном пальце будет свидетельством вашей надёжности, жизненного опыта и создаст более высокий статус в глазах вашего партнёра.
Оказалось также, что кроме одежды на впечатление, которое формируется у нас о данном человеке, существенно влияет его поза. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как идёт, как сидит, в какой позе засыпает. В обыденном сознании сложилось, например, мнение, что люди высокомерные чаще наклоняют корпус назад, выпячивая грудь, отбрасывая голову назад. Подхалим весь наклоняется вперёд, взгляд заискивающий, хотя в уголках глаз едва заметен хитрый смех, на лице широкая подобострастная улыбка.
Результаты экспериментов показали, что люди нравятся окружающим больше, если сидят на стуле свободно, наклонив корпус немного вперёд. если человек садился ровно или слегка отклонялся назад, то такие мужчины и женщины вызывали негативное отношение. Такое же отношение наблюдалось, если испытуемый сидел с перекрещенными руками или ногами.
А вот как характеризуют женщин по позе, в которой они сидят на стуле, современные характерологи. Если женщина предпочитает сидеть на краешке стула, сжав колени, то она очень активна, жизнерадостна, непоседлива. Постоянно хватается за всё, не доводя начатое до конца. Слишком нетерпелива, но зато вовлекает в любое начинание даже тех, кому та или иная работа не по душе. Положение крест-накрест в области колен, ноги выдвинуты вперёд, лежащие на коленях руки – тип эгоистичных, самодовольных, самовлюблённых натур. Такая женщина любой ценой старается привлечь к себе внимание и стремится показать себя умнее других во всех вопросах. Если это ей не удаётся, она становится агрессивной или же уединяется. Вытянутые вперёд ноги, одна чуть впереди другой, «говорят» о неустойчивом, неуживчивом характере. Эти женщины считают, что они знают всё, и лишь в исключительных случаях признают свои ошибки. Их упорство и желание убедить собеседника в собственной правоте быстро надоедает. Вопреки этому аргументы их нередко неотразимы, и во многих вопросах логика на их стороне.
Не менее важным фактором, определяющим наше восприятие других людей, является их окружение. Безусловно, если вас увидят в компании симпатичных, подстриженных и аккуратно одетых ребят, то вы произведёте более благоприятное впечатление, чем если бы рядом с вами были разухабистые, грязные, растрёпанные и неряшливые спутники.
Наши истолкования и оценки внешнего мира чаще всего основываются на установках, создающихся у нас на протяжении всей жизни. Установки – это те ориентиры, которые позволяют нам в любой момент предстать перед тем или иным человеком, событием или сообщением в «полной готовности». При кратковременных контактах обычно опираются на сложившиеся эталоны восприятия. Сравнивая собеседника с определённым эталоном, мы приписываем ему одновременно и множество других черт, которые, по нашему опыту, обычно встречаются у людей такого типа.
Негативное отношение других людей к какому-то человеку заставляет и нас отнестись к нему настороженно, видеть при первой встрече «фальш», «агрессию» и т.п.
В некоторых фирмах нередко можно встретить людей, равноценно выполняющих одну и ту же работу. Они разделяют свои функции следующим образом: то один принимает клиента, вникает в его проблемы, а потом заявляет, что это сложное дело, с которым может справиться только второй, специалист именно по этим вопросам. Приглашается второй, которому уже создан соответствующий «ореол», и все его слова воспринимаются клиентом значительно весомее. Со следующим посетителем работники меняются ролями.
Близким к эффекту ореола является эффект проекции, который возникает тогда, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки. Совершенно справедливо утверждение: «Мы верим тому, чему хотим верить». Такая проекция получила название атрибутивной.
Другим видом проекции является защитная. Защитная проекция заключается в том, что импульсы и чувства, неприемлемые, неприятные данному человеку, приписываются им другим людям. Поэтому неграмотный человек очень внимателен к ошибкам других, трус радуется сомнениям и неудачам смелых, а излишне озабоченный какими-либо проблемами находит эти же проблемы и у окружающих.
Особенно часто зеркальная проекция наблюдается в конфликтных ситуациях. Обе стороны приписывают сходные добродетели самим себе и пороки – своим противникам.
Иногда слишком активное общение (предложение что-то сделать или отстоять своё мнение в споре) приводит к обратному результату. Этот феномен получил название эффект бумеранга.
Людям свойственно подсознательно оказывать противодействие сильному давлению извне, в чём бы оно ни выражалось, так как воспринимается оно как покушение на их право свободного выбора. Например, реклама по телевидению: «Вас ещё не знают на мировом рынке? Не беда! Зато знают нас! Только у нас вы найдёте то, что вам нужно!»
Оценивая другого человека, мы обычно избегаем крайних суждений и определений. Подобная тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего получила название эффекта средней ошибки. Возможно, поэтому мы верим, что даже отпетый негодяй имеет в себе что-то хорошее и может исправиться, а внутри вполне благопристойного человека живут чёрные мысли.
Если информация о человеке оказывается противоречивой, то мы сталкиваемся с эффектом первичности и новизны. Оказывается, что после встречи с незнакомыми людьми больший вес, значение придаётся данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми мы, наоборот, больше доверяем последним сведениям.
Если мы слышим то. что уже знаем, то зачастую просто не обращаем внимания на сообщение. Поэтому, когда в класс приходит новенький, нам интересно в нём всё: как говорит и учится, во что одевается и откуда приехал, с кем дружит и может ли за себя постоять. Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию, первая информация оказывается сильнее последующей. Это явление психологи назвали эффектом первичности.
Отсюда понятно, почему столь важно при встрече с новым человеком сразу произвести благоприятное впечатление. Американский психолог Э. Берн советует особое внимание обращать на первые 10 с общения, потому что человек ещё не знает, какую «роль» с нами играть, и является тем, кто он есть на самом деле.
О ребятах же, с которыми уже столько лет просидели в одном классе, мы, как нам кажется, знаем всё, поэтому изменить отношение к ним может только новая, внезапная информация, переворачивающая всё наше миропонимание, изменяющая сложившиеся установки. Если ученица, которую иначе как «синий чулок» никогда не называли, вдруг придёт в красивом модном платье – разговоров будет на целую неделю.
Полностью избежать указанных ошибок не может никто, но каждому вполне по силам разобраться с особенностями восприятия, его эффектами и научиться корректировать свои ошибки.
СТЕРЕОТИПЫ
Другой феномен, не менее часто встречающийся в работах, посвящённых восприятию и пониманию людьми друг друга, - это стереотипизация. СТЕРЕОТИП – устойчивый (и в то же время упрощённый) образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Стереотип – как бы уже привычный нам взгляд, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с этим явлением. Каждый стереотип имеет свою сферу социального применения: используется при оценке групповой, национальной или профессиональной принадлежности человека.
Такие «житейские обобщения» исследовал психолог Гордон Олпорт. Например, в вашем классе есть дети, которые носят очки. И учителя, и все школьники воспринимают их как более умных, прилежных и трудолюбивых. То же самое относится к людям, имеющим высокий лоб. Эта ассоциация возникает потому, что считается, будто дети, носящие очки, могли повредить зрение, если с детства читали много книг, а люди с высоким лбом имеют большое пространство для мозга и т.д. Эксперименты Гордона Олпорта показали, что испытуемые видели в пожилых и полных мужчинах людей надёжных, уверенных в себе, а владельцев улыбающихся лиц воспринимали как умных и доброжелательных людей.
Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномистика (от греч. Physis - природа, gnomon – знающий) – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определённому типу людей. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляя его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного.
Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость; нос, как у льва, - важность; волосы тонкие, как шерсть коз, овец и зайцев, - робость, волосы жёсткие, как у львов и кабанов, - храбрость.
Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным путём познания человека изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д. Так, о гениальности Гёте, по мнению Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует его нос, который «знаменует продуктивность, вкус и любовь – словом, поэзию».
А Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твёрдости характера; расслабленные губы – признаку обладания «женскими» чертами характера (мягкость, любезность), и чем больше – тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт). Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, светлой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр.
Характерные черты человека проявляются не только в мимике его рта, но и в речи. Человек раскрывается как в содержании речи, т.е. в том, о чём преимущественно он говорит, так и в форме речи, в том, как он говорит.
Однако самым важным показателем характера считались глаза человека. Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости.
Л.Н. Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, - это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеётся без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».
В настоящее время под эти чисто беллетристические факты пытаются подвести научные доказательства. Американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характера и примерно 10 тыс. детей доказали, что дети с тёмными глазами обладают большей жизненной инициативой и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. У взрослых возможны некоторые отклонения.
Авторы утверждают, что люди с тёмно-голубыми глазами весьма настойчивы, но имеют склонность к сентиментальности. Они легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бывают капризны, иногда их поступки непредсказуемы.
Люди с тёмно-серым цветом глаз – упрямы и смелы, они настойчивы и добиваются всего, несмотря на различные трудности; бывают вспыльчивы и злопамятны; ревнивы, большей частью однолюбы.
Те, кто обладают тёмно-карими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы; влюбчивы, но не очень постоянны; общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми. Нередко поступают опрометчиво, после чего мучаются раскаянием.
Обладатели светло-карих глаз застенчивы, склонны к уединению, мечтательны, тяжело переносят нанесённую им обиду. Трудолюбивы, старательны, на них можно положиться – они не подведут.
Синие глаза свидетельствуют о романтических наклонностях, но в то же время и об эгоизме и высоком самомнении. Синеглазые легко поддаются порывам, но быстро остывают. Их несомненно положительная черта – правдивость.
Что же касается людей с зелёными и серо-зелёными глазами, то, как уверяют Дж. Глайв и Э. Клери, в большинстве случаев они имеют сильную волю, решительны и неукоснительно идут к своей цели. Они отличаются постоянством; бывают жёсткими и несговорчивыми.
Наиболее яркое, отчётливое представление о человеке можно получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Идея и внешний её образ тесно связаны между собой. Именно поэтому движения музыкантов красивы, гармоничны, а люди слабоумные обычно неловки в своих движениях. Боязливые же люди, как считают Андре и Гастон Дюрвили, французские психологи начала ХХ в., выдают себя нестройными жестами.
Это вызвано «безрассудными страхами, которые вихрем носятся в их умах. Так же беспорядочно жестикулируют их брови, лоб, губы, руки, ноги. Если они захотят сказать что-нибудь, то не могут из-за заикания. Для них характерно сломать стул, сесть на чью-нибудь шляпу, пролить чай и пр.».
Наиболее популярны, живучи и далеко не всегда верны этнические стереотипы – образы типичных представителей определённых наций. Стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, педантичности немцев, легкомыслии французов, эксцентричности итальянцев.
Также велика живучесть профессиональных стереотипов. Мы, не работая в данных сферах, не задумываясь, говорим о дисциплинированности военного, точности математика, строгости прокурора, сердечности медсестры. Каждая профессия имеет свой штамп. Хотя при этом внутри каждой профессии есть самые совершенно разные люди.
Действительно, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая человеком, чем меньше поле проявления его активности, тем больше сфера образования стереотипов.
Важно, что ожидания, формирующиеся у учителя по отношению к ребёнку, начинают определять его реальные достижения. Под влиянием таких ожиданий формируется самовосприятие ребёнка. Например, в исследованиях было также показано, что дети, носящие имя, которое нравится учителю, обладают более позитивным внутренним отношением к себе по сравнению с детьми, носящими имена, не принимаемые педагогом. Имя может влиять и на ожидания учителя, связанные с успехами в учёбе данного ребёнка.
В педагогической практике наблюдаются следующие проявления стереотипов оценки учащихся. Прежде всего стереотипы проявляются в отношении их ответов. «Хороших» учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. «Плохим» ученикам педагог посредством жестов и фраз с самого начала даёт понять, что ничего хорошего он от них не ждёт.
Возникает парадокс: объективно на опрос «плохих» учеников педагог затрачивает меньше времени, чем на опрос «хороших», однако сам учитель, подверженный «стереотипу ожидания», субъективно воспринимает ситуацию как обратную и искренне считает, что тратит основную долю учебного времени на отстающих.
Стереотип сказывается и на характере помощи при ответах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает «хорошим», чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убеждён, что вытягивает именно плохого ученика. Внешне стереотип порождает характерные высказывания в адрес успешных и неуспешных учащихся. Плохих педагог критикует больше и резче с использованием обобщений типа «Ты в своём репертуаре», «Опять не выучил», «Другого от тебя не ожидали» и пр.
Поскольку нам обычно нравятся люди, которых мы считаем на нас похожими, и не нравятся те, кого мы воспринимаем как непохожих, то естественным результатом будет внутригрупповой фаворитизм. При этом мы считаем нашу группу гораздо лучше всех остальных.
Мы начинаем смотреть на окружающий мир через «очки-профессию», «очки-возраст», «очки-хобби», «очки-местожительство» и пр. Длительное занятие одной и той же деятельностью, нахождение в одной и той же ситуации делает эту маску-очки практически неотторжимой, она не снимается ни в каких ситуациях.
Плохое и хорошее настроение может усиливать стереотипы относительно «других». При плохом самочувствии мы воспринимаем людей и события в более негативном свете. Но даже позитивные эмоции могут вмешиваться в процесс мышления, приводя к тому, что мы воспринимаем людей из других групп более похожими друг на друга, чем это есть на самом деле.
Информация к занятию из книги: Рогов Е.И. Психология общения. Часть 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.
Часть 5.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
«Размышлялки» http://qps.ru/6rsG2
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий