(Литературно-музыкальная композиция)
Составитель
Пасынкова Н.С.
2016 г.
ЦЕЛЬ: развитие познавательного
интереса, общительности, двигательной активности.
(Информация - статья из интернета СОВЕТСКАЯ
ПЕСНЯ Лидия Иванова)
Содержание
/ Игра
|
Фонограмма / реквизит
|
||
1
|
Начало
мирного времени вызвало к жизни целый ряд песен о любви. Упоением
разделенного чувства наполнены светлые лиричные
песни Соловьева-Седого «Услышь меня, хорошая» (слова Исаковского), «На лодке» (слова Лебедева-Кумача), Хренникова «Что так сердце растревожено» (слова Матусовского). Возникшие одновременно с
песнями о возвращении фронтовиков (хотя и не связанные с ними сюжетно), они
олицетворяли собой мечту о долгожданной встрече, залогом которой служил
наступивший мир.
|
«Зорька»
«На лодке»
|
|
2
|
Обширный
пласт представлен так называемой сельской лирикой. К ней принадлежат
знаменитые в 50-е годы «Ой, цветет калина» (Дунаевский
— Исаковский), «Лучше нету того цвету» и «Пшеница золотая» Блантера (обе на слова
Исаковского), «Сирень-черемуха» (Милютин —
Софронов), «Уральская рябинушка» (Е. Родыгин — М. Пилипенко).
|
«Замела
метель дороги»
|
|
3
|
Уже
сами по себе названия этих песен говорят об их близости к традициям
народно-песенной лирики, где поэтическая параллель с природой служит завязкой
сюжета. Впрочем, это еще и бытовые зарисовки, которым свойственна
откровенная поэтизация атрибутов вновь обретенной мирной жизни. Так, лексика
песен изобилует упоминаниями «лавочек», «крылечек», «окошек» и т. д.
Устами
парней и девушек из рабочих поселков, молодых сельских жителей говорят «Если б гармошка умела» (Лепин —
Фатьянов), «Провожают гармониста» (Милютин — Долматовский),..
|
«Если б гармошка
умела»
|
|
4
|
«Ходит по полю девчонка» (Фрадкин — Рыленков). Каждая из песен подобного
рода несет характерный мелодический сплав, основанный на переплетении
признаков городской и сельской песенности.
|
«Ходит по полю девчонка»
|
|
5
|
«Танцуем,
прихлопывая».
Все стоят в
кругу, пританцовывая под музыку. И по очереди хлопая в ладоши по одному разу,
передавая действие в одну сторону по кругу.
Когда ведущий хлопнет два раза,
хлопки передаются в другом направлении.
|
«Ходит по
полю девчонка» Э.Хиль - трек 16
|
|
6
|
К
лучшим лирическим песням послевоенного времени принадлежит «Одинокая
гармонь» (стихи Исаковского).
В неспешном развитии мягкой вальсовой мелодии слышатся отзвуки частушечных
страданий.
|
||
7
|
Склонность
к бытовой лирике определила песенный почерк талантливого
композитора Мокроусова. В его мелодиях, интонационно близких традициям
песен городской окраины, разлиты мечтательность и теплота негромких душевных
откровений. Большой популярностью пользовались такие песни Мокроусова,
как «Сормовская лирическая», «Хороши весной в саду цветочки», «На
лавочке», «Назначай поскорее
свидание».
|
«Сормовская лирическая»
|
|
8
|
В
40е-50е годы был широко известен и любим публикой Владимир Нечаев. Годы жизни
28.07.1908-11.04.1969.
Многие лирические песни
стали популярны в его исполнении.
Первый исполнитель ряда песен Б. А. Мокроусова («Сормовская лирическая», «Костры горят далёкие»), В. П. Соловьёва-Седого («Где ж ты, мой сад», «Матросские ночи», «Услышь меня, хорошая»), М. И. Блантера («Моя любимая»), А. Г. Новикова («Далеко-далеко»), Г. С. Милютина («Ленинские горы»). |
«Далеко-далеко»
|
|
9
|
Наряду с обширным сольным репертуаром многие песни Нечаев
исполнял в дуэте с Владимиром Бунчиковым (в 1944-1969 годах), с которым их
называли вокальными братьями. Дуэт имел огромную популярность, много гастролировал.
В их репертуаре много песен Соловьева-Седого, композитора особенно им
близкого: «Давно мы дома не были», «На
солнечной поляночке», «Заздравная», «Звездочка», «Азовская партизанская»;
песни Б. Макроусова, среди них спетая впервые в 1947 году и записанная на
радио «Мы люди большого полета» на стихи А. Фатьянова).
|
«На солнечной поляночке»
|
|
10
|
В отличие от
Бунчикова, который необычайно эффектно и бравурно пел марши, Нечаев исполнял
главным образом лирические песни с нежными мелодиями и мягкими голосовыми
переходами, с большой душевной теплотой, а также с определённым юмором или
лукавством.
Вспоминать
эти песни будем с помощью вопросов – самостоятельная работа: команды получают
одинаковые листы с вопросами и фломастеры. Совещайтесь и отвечайте. Можете
посоревноваться – какая команда быстрее и правильнее справится с заданием. А
после проверите себя, прослушав эти песни.
1) Кем по национальности был «парень
хороший»? (Армянин. Грузин. Русский из Воронежа песня «Парень хороший»)
2) Когда, от чего вся душа пылает и горит? («Когда яблоня цветёт», весна!)
3) Кто во сне вопрошает: «Где же ты,
подруга, яблонька моя?» (боец в песне «Где ж ты, мой сад?»)
4) Кому буйный ветер не даёт открывать
ворота? (Настасье из одноимённой песни)
5) Сколько раз с надеждой надо ждать
любимую – узнаем в песне … («Вьётся вдаль тропа лесная»)
6) Кому обращён вопрос: «Где твоя
улыбка?» («Мишка»)
7) В какой песне звучит возмущение –
зачем дарёный платок использовать вместо занавески?! («Сегодня мне не
весело»)
|
Листы с вопросами
Фломастеры
«Парень хороший»
«Когда яблоня цветёт»
«Где ж ты, мой сад?»
«Ах, Настасья»
«Вьётся вдаль тропа лесная»
«Мишка»
«Сегодня мне
не весело»
|
|
11
|
И вспомним
ещё две песни этих певцов Владимира Нечаева и Владимира Бунчикова.
Догадайтесь по картинкам – на них изображены предметы, относящиеся к тексту
этих песен:
1) Ворота, забор, сад яблоневый,
скамейка, рябина («Вологда»)
2) Свеча, гранёные стаканы, фляжка, ель
(«Горит свечи огарочек»)
|
Листы с картинками
«Вологда»
«Горит свечи
огарочек»
|
|
12
|
Песни
послевоенного периода, песни 50-х лет отражают оптимизм народа, надежду на
светлое будущее, веру в единение всех
народов и мир во всём мире… И в то, что любовь сильнее всего!
А
вы можете потанцевать.
|
«Костры
горят далёкие»
|
|
В
следующий раз мы вспомним песни 60-х лет.
|
|||
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ПУНКТ 10. (2-3 экземпляра)
1) Кем по национальности был «парень
хороший»? (Армянин. Грузин. Русский из Воронежа песня «Парень хороший»)
|
2) Когда, от чего вся душа пылает и горит? («Когда яблоня цветёт», весна!)
|
3) Кто во сне вопрошает: «Где же ты,
подруга, яблонька моя?» (боец в песне «Где ж ты, мой сад?»)
|
4) Кому буйный ветер не даёт открывать
ворота? (Настасье из одноимённой песни)
|
5) Сколько раз с надеждой надо ждать
любимую – узнаем в песне … («Вьётся вдаль тропа лесная»)
|
6) Кому обращён вопрос: «Где твоя
улыбка?» («Мишка»)
|
7) В какой песне звучит возмущение –
зачем дарёный платок использовать вместо занавески?!
|
Список из 35 сценариев в
программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев
в электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v
Несколько сценариев разнообразной
тематики в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по
ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти
электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание на моём блоге в рубриках:
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий