ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
В данной методике рассматриваются
графические проективные тесты для психологической диагностики ребенка. Тесты «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) и
«Кинетический рисунок семьи» (КРС) являются удобными для практического
использования по нескольким причинам: они информативны, при повторении могут
показать динамику психического состояния, кроме того рисование – привычная
деятельность для детей.
Особенно помогает хорошему контакту с ребенком тест ДДЧ,
поэтому его можно успешно применять во время первой консультации. Кроме того,
сам процесс рисования, при условии сопутствующего одобрения со стороны психолога, имеет важное психокоррекционное значение и может в какой-то мере способствовать
снятию тревожности по отношению к взрослому и т.п. Тест ДДЧ особенно целесообразно
применять в начале психологической
консультации, потому что он сможет показать, какова основная проблема
консультируемого ребенка :эмоциональная
или в сфере интеллектуального развития ребенка.
Детальную интерпретацию
теста ДДЧ первым разработал американский психолог Дж. Бак. Проективные
особенности этого теста обусловлены
неопределенностью предъявляемого стимула.
Слова «дом, дерево, человек »– знакомы каждому, но они не специфичны, и
поэтому при выполнении задания
испытуемый вынужден проецировать
свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него.
Кроме того, сами
стимульные слова «дом, дерево, человек», не только являются названиями классов объектов, но и
несут определенные эмоциональные нагрузки. Поэтому эмоциональная реакция ребенка во время
рисования или после него, в процессе беседы, чаще всего представляет личностно значимую реакцию на
отношение, желание, чувство или объект, прямо или символично присутствующие в рисунке. Считается, что
рисунок дома, дерева или человека – это
своеобразный автопортрет
рисующего человека , т.к. в своем рисунке те черты объектов он
представляет, которые в той или иной мере значения значимы для него.
Для выполнения
теста ДДЧ ребенку предлагается бумага, простой
карандаш, ластик. Стандартный лист для
рисования складывается пополам. На
первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «ДОМ», на второй и третьей в
вертикальной позиции каждого листа
сверху – соответственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», на четвертой - имя и
фамилия испытуемого, дата
проведения исследования. Для рисования используется простой карандаш 2м, т.к. при
употреблении этого карандаша лучше всего видны изменения в силе нажима.
Инструкция для
ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, как можно
лучше дом, дерево, человека». На все
уточняющие вопросы испытуемого
следует отвечать, что он может
рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую
информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо
непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд
вопросов о его рисунках. Вопрос обычно начинается с рисунка человека. Например
спрашивается, кого он нарисовал, возраст нарисованного мальчика или девочки,
что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-нибудь из знакомых.
Качественный анализ
рисунков производится с учетом их формальных
и содержательных аспектов.
Информативными формальными признаками считаются, например, положение рисунка на
листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка или отдельных частей, выделение отдельных деталей.
Содержательные аспекты включают в
себя особенности, движение и настроение
нарисованного объекта.
Для анализа рисунка
используется три аспекта оценки – детали рисунка, их пропорции и перспектива.
Считается, что детали рисунка представляют сознание и заинтересованность
человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем
рисунке, какие детали имеют для него
личную значимость двумя способами: позитивным (если во время работы над
рисунком ребенок подчеркивает, или стирает
некоторые детали рисунка, а также
если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали
рисуемых объектов).
Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей,
может отражать некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но
интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в
сотрудничестве с рисующими, т.к. символическое значение деталей часто
бывает индивидуальным. Например,
отсутствие таких основных деталей
рисунка человека как рот или глаза может указывать на определенные трудности в человеческом
общении или его отрицание. Возможно в рисунке и отражение физических особенностей, доставляющих неприятности
переживаний.
Пропорции рисунка
иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций
или отношений, которые непосредственно или символически представлены в
рисунке.Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному
пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой.
Например, очень маленький рисунок может показать чувство неадекватности
субъекта в его психологическом окружении или желание выйти из ситуации.
Считается, что перспектива показывает более сложное отношение человека к окружающей его
психологической действительности и окружению. При оценке перспективы внимание
обращается на положение рисунка на месте по отношению к зрителю (взгляд сверху
или снизу), взаимное расположение
отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта. Например, человек
нарисованный в движении (бегущий, танцующий, играющий), чаще всего показывает активное, творческое отношение
ребенка к своей жизни.
Для количественной
оценки теста общепринятые качественные показатели были сгруппированы в
следующие симптомкомплексы:
1. Незащищенность.
2. Чувство вины.
3. Тревожность.
4. Недоверие к себе.
5. Чувство неполноценности.
6. Враждебность.
7. Конфликт
(фрустракция)
8. Трудности в общении.
9. Депрессивность.
Каждый симптомкомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель
отсутствует, ставится 0 во всех случаях, присутствие некоторых
признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так наличие облака на одном рисунке – 1 балл, на двух – 2 балла, а
на всех трех – 3 балла (симптомкомплекс «тревожность»).
При наличии большинства
признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в
интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например,
отсутствие основных деталей лица (глаз, носа или рта симптомокомплекс
«трудности в общении») - 2 балла, факт
изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл.
Выраженность симптомкомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного
симптомокомплекса.
Интерпретировать рисунки
дома, дерева и человека можно только тогда, когда ребенок их нарисовал в
стандартной тестовой ситуации. При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить
из целостности всех рисунков. Наличие
только одного признака не свидетельствует о наличии определенной
психологической особенности. Иногда возникшие гипотезы интерпретации можно
проверять в беседе с ребенком.
Подростку очень интересно и самому узнать, что о
нем говорят его рисунки. Психолог должен строитель беседу так, чтобы какая-либо
характеристика не стала существенным, могущим негативно повлиять на дальнейшее
формирование характера подростка. Избегая явной оценки выявленных психологических особенностей, можно
наметить возможные пути самовоспитания ребенка.
Если ребенок рисует заметно хуже, чем большинство
его сверстников, если на рисунках плохая перспектива, неадекватные пропорции,
отсутствуют основные детали рисуемых объектов, если качество плохое во всех рисунках, то можно
думать о возможном умственном отставании
в развитии. В таком случае дальнейшее исследование следует направить на
выявление интеллектуальных особенностей ребенка.
Если среди рисунков только
один выделяется плохим качеством, то можно предположить, что он вызывает
наиболее яркую эмоциональную реакцию рисующего. Когда по рисункам выявляется
яркая выраженность нескольких симптомокомплексов, можно предполагать, что для
данного ребенка важнее эмоциональных проблем. Конечно часто бывает, что
личностные и эмоциональные проблемы могут возникнуть вследствие невозможности
соответствовать нужному интеллектуальному уровню. Это тоже обычно проецируется
в рисунках. Рисунки теста ДДЧ могут и показывать наличие органической
дисфункции ЦНС. Существует пять показателей органического поражения ЦНС:
1
Двойные
линии в рисунке.
2
Несоединенные
между собой линии.
3
Сильный
уклон нарисованной фигуры.
4
Очень
большая голова.
5
Голова
неадекватно выделена на рисунке человека.
Присутствие более трех признаков дает
основание предполагать, что у
рисовавшего может быть органическое поражение ЦНС. Эта проблема очень важна при психологической диагностике
неуспевающих младших школьников. Но нужно иметь ввиду, что наличие органической
дисфункции ЦНС еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто
это может проявляться как локальные затруднения в определенных сферах
интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах.
Такие дети,
например, могут скорее уставать, быть
менее внимательными. Эти особенности
требуют особенного внимания к
организации их учебного процесса в школе и дома. Иногда встречаются дети со слабо выраженными формами
дислекции или дизграфии, которым трудно
научиться читать или писать, но некоторые легко преодолевают эти
трудности, когда их обучают с помощью специальных адекватных методов.
Необходимо помнить, что перед началом
теста вы должны быть уверены в положительном отношении к вам ребенка.Старайтесь
избегать ситуации оценивания продуктов его творчества, должны быть максимально
подчеркнутая доброжелательность по отношению к данному ребенку, полное его
принятие даже в случае агрессии.
Перед первым занятием психолог должен объяснить цель и возможные результаты совместной работы с
ребенком, довести до его сведения, что о
результатах работы и о содержании бесед никому не будет известно, и, конечно
это условие необходимо строго выполнять. Следует избегать нравоучительной
оценки деятельности ребенка. Психолог оценивает поведение ребенка и результаты
его творческой деятельности как проявление личности, старается понять
внутренние конфликты этой личности, ищет пути
конструктивного решения.
СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ
ТЕСТА
«ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК»
Симпто-мокомплес
|
№ пп
|
Симптом
|
Балл
|
Неза-щищен-
ность
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
|
Рисунок в самом центре листа
Рисунок в верхнем углу
листа
Дом, дерево – с самого края
Рисунок внизу листа
Много встроенных деталей
Дерево на горе
Очень подчеркнутые корни
Непропорционально длинные руки
Широко расставленные ноги
Другие возможные признаки
|
0,1,2
0,1,2
0,1,2
0,1,2
0,1,2
0,1
0,1
0,1
0,1
|
Тревож-ность
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
|
Облака
Выделение отдельных деталей
Ограничение пространства
Штриховка
Линия с сильным нажимом
Много стирания
Мертвое дерево, больной человек
Подчеркнутая линия основания
Толстая линия фундамента дома
Интенсивно затушеванные волосы
Другие возможные признаки
|
0,1,2,3
0,1
0,1,2,3
0,1,2,3
0,1
0,1,2
0,2
0,1,2,3
0,2
0,1
|
Недоверие к себе
|
1
2
3
4
5
6
7
|
Очень слабая линия рисунка
Дом с края листа
Слабая линия ствола
Одномерное дерево
Очень маленькая дверь
Самооправдывающие оговорки во время рисования прикрывания рисунка
рукой
Другие возможные признаки
|
0,2
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
|
Чувство непол-ноцен-
ности
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
|
Рисунок очень маленький
Отсутствуют руки, ноги
Руки за спиной
Непропорционально короткие руки
Непропорционально узкие плечи
Непропорционально большая система веток
Непропорционально крупные двумерные листья
Дерево умершее от гниения
Другие возможные признаки
|
0,1,2,3
0,2
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
|
Враждеб-ность
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
|
Отсутствие окон
Дверь – замочная скважина
Очень большое дерево
Дерево с краю листа
Обратный профиль дерева, человека
Ветки двух изменений как пальцы
Глаза – пустые глазницы
Длинные пальцы
Оскал, видны зубы
Агрессивная поза человека
Другие возможные признаки
|
0,2
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
0,2
0,2
0,1
0,2
|
Конф-
фликт-ность
фру-
страция
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
|
Ограничение пространства
Перспективы снизу /взгляд червя/
Перерисовывание объекта
Отказ рисовать какой-либо
предмет
Дерево на 2 дерева
Явное несоответствие качества одного из рисунков
Противоречивость рисунка и высказывания
Подчеркнутая талия
Отсутствие трубы на крыше
Другие возможные признаки
|
0,1,2,3
0,1,2,3
0,2
0,2
0,2
0,2
0,1
0,1
0,1
|
Трудности
общения
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
|
Отсутствие двери
Очень маленькая дверь
Отсутствие окон
Окна без рам
Излишне закрытые окна
Выделенное лицо
Лицо, нарисованное последним
Отсутствие основных деталей лица
Человек нарисованный схематично из палочек
Дом. человек в профиль
Руки в оборонительной позиции
Высказывание об одиноком человеке, которого нарисовал
Дверь без ручки
Другие возможные признаки
|
0,2
0,1
0,2
0,1
0,1
0,1
0,1
0,2
0,2
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
|
Депрес-сивность
|
1
2
3
4
5
6
7
|
Помещение рисунка в самый низ листа
Вид дерева или дома сверху
Линия основания, идущая вниз
Линия, слабеющая в процессе рисования
Сильная усталость после рисования
Очень маленькие рисунки
Другие возможные признаки
|
0,1,2,3
0,1
0,1
0,2
0,2
0,2
|
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!»
психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
«Размышлялки» http://qps.ru/6rsG2
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий