В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. и эмоциональный - самоотношение, самооценка и т.д.
Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение , интегрируя их в рамках «Я-концепции», адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.
Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки может быть использован тест «Автопортрет». История автопортрета исходит к пиктографическому письму. Когда необходимо было передать сообщение о себе, своих действиях, рисовали свой портрет, который узнавался другими при расшифровывании подобных сообщений.
В живописи и графике автопортрет как жанр занимает особое место, имеет длительную эволюцию и разнообразие форм. С художественной точки зрения основа работы над автопортретом – осмысление художником своего духовного склада, постижение своего характера, своих привязанностей и склонностей, своих привязанностей и склонностей, своих достоинств и недостатков, своих воззрений на мир, человека, природу. Это долговременный процесс, он имеет свои законы развития, богатство и разнообразие форм.
Автопортрет проецируется на изобразительную плоскость сквозь самокритичность, а момент, когда художник приступает к созданию автопортрета, является итогом самопознания, а не началом его. В психологическом смысле автопортрет создает магию мультипликации личности, а в случаях двух, трех и более произведений дает возможность проследить и линию судьбы.
Развитие автопортрета как жанра связано, с одной стороны, с усилением личностного начала, углублением самосознания, своей значительности и самоценности, а с другой – с невиданным расширением и усложнением личности в связи с окружающим миром, развитием и обострением чувства сопричастности ко всему происходящему, тягой к осмыслению важнейших закономерностей бытия, пронизавшего собственный жизненный опыт.
По определению, автопортрет – это изображение человека, созданное им самим.
Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать. В данном контексте автопортрет понимается не как жанр живописи и графики, а как одно из графических заданий, поэтому данный термин здесь используется условно, в кавычках.
Широкое распространение тест получил за рубежом, опыт использования в нашей стране незначителен. Хотя в тесте «Рисунок семьи» испытуемые почти всегда выполняют собственное изображение, оно в большей степени анализируется в сравнении с другими членами семьи, а не само по себе как автопортрет.
Интерпретация 1.Тест «Автопортрет» адаптирован Р.Бернсом (США, институт человеческого развития, г.Сиэтл), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. Р.Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете, следующим образом.
ГОЛОВА. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.
ГЛАЗА. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявления озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.
УШИ, НОС. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.
РОТ. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.
РУКИ. Руки символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки – амбициозность, сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и неадекватности.
НОГИ. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие - подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.
Интерпретация 2 (интегративно-оценочная). Авторы Потемкина О.Ф., Романова Е.С.
Цель: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.
Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размеры 10х15см.
Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».
При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.
1. Эстетическое изображение – выполняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.
2. Схематическое изображение – в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль или анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители по И.П.Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По – видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
3. Реалистическое изображение – выполненное с более тщательными подробностями, т.е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.
4. Метафорическое изображение – человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией и воображением, творческими способностями и чувством юмора.
5. «Автопортрет в интерьере» – изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д. По-видимому к такому изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.
6. Эмоциональный автопортрет – человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такому роду рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположной той, которая изображается, например, грустный человек часто рисует веселое лицо и т.д.
7. Изображение позы или движения – человек изображает себя в период совершения, какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п.
8. Изображение автопортрета со спины – вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т.д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.
Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала.
Способы обработки данного теста могут быть самые различные – от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.
Для обработки этого теста разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.
Обработка теста “ Автопортрет “
1. Изображение в виде одного лица
2. Изображение в виде бюста
3. Изображение в полный рост
4. Изображение профиля
5. Изображение анфас
6. Схематическое изображение
7. Реалистическое изображение
8. Метаморфозное изображение
9. Автопортрет в интерьере
10. Более одного изображения- 2,3 и т.д.
11. Автопортрет на фоне пейзажа
12. Автопортрет в декоративной рамке
13. Автопортрет в эмоциональном состоянии
14. Автопортрет в виде литературного персонажа
15. Автопортрет, выполненный в виде движущегося изображения
16. Автопортрет с предметом в руках
17. Размер изображения в кв. см.
18. Высота изображения
19. Степень сходства изображения с оригиналом по шкале 1,2,3
20. Степень нажима, толщины линий 1,2,3
21. Наличие штриховки1,2,3
22. Эмоциональная выразительность изображения 1,2,3
23. Степень прорисовки лица
• Наличие глаз
• Наличие носа
• Наличие рта
• Наличие бровей
• Наличие ресниц и т. д.
На основании схемы обработки мы получаем возможность сравнить индивидуальные и групповые данные выполнения теста, а также сопоставить полученные данные по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.) Результаты, блин, приведенные в таблице позволяют выявить нормативные данные.
ТАБЛИЦА 1. Соотношение выделяемых признаков изображения в тесте «Автопортрет» (из 500 человек в %)
Выделяемый признак Частота встречаемости признака (%)
1. Схематическое изображение в полный рост 5
2. Схематическое изображение в виде лица 5
3. Реалистическое изображение лица анфас 31
4. Реалистическое изображение в полный рост 12
5. Реалистическое изображение в полный рост с предметом 9
6. Портрет в интерьере 4
7. Сюжетное изображение 2
8. Метафорическое изображение 10
9. Реалистическое изображение в виде бюста 15
10. Реалистическое изображение лица в профиль 7
Материал, полученный в тесте “ Автопортрет”, можно также упорядочить по схеме Рида:
• Перечисляющий рисунок-изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один - мыслительный экстраверт.
• Органический рисунок – на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т.д. – мыслительный интроверт.
• Гаптический рисунок – изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни “болит зуб “, “болит голова” и т.д. – сенсорный интроверт.
• Эмфатический рисунок – изображение себя в какой–либо эмоциональной атмосфере, идущей извне – сенсорный экстраверт.
• Декоративный рисунок – изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора – сенсорный экстраверт.
• Имажинарный рисунок – изображение себя в виде какого – либо персонажа из литературно – художественного произведения, а также созданного в собственном воображении – эмоциональный интроверт.
• Ритмический рисунок – изображение, в котором подчеркивается движение, т.е. изображение движущегося человека - идущего, бегущего по лестнице и т. д. – интуитивный экстраверт.
• Структурный рисунок – изображение себя “ как есть “ : голова, руки, ноги и т.д., может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост – интуитивный интроверт.
Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения. Однако уже на этом предварительном этапе можно воспользоваться весьма авторитетной психологической типологией К. Юнга.
Краткое описание психологической типологии К. Юнга.
Экстравертированный мыслительный тип - перечисляющий рисунок- изображение нескольких предметов, знаков, которые не связаны общим сюжетом, т.е. простое перечисление. Рассудочные люди, действующие исходя из интеллектуально обдуманных мотивов с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от традиций, воспитания, образования.
Мышление их позитивно, ведет к новым фактам или общим концепциям разрозненного материала. Суждение обычно синтетическое. Как правило, накопление эмпирических данных ” не прерывается “ до конца, а объяснение сводится к некой общей интеллектуальной формуле, где все зависит от широты данной формулы. Если она широка, то это реформатор, общественный обвинитель, очиститель нравов, проповедник серьезных нововведений; если узка, то может стать брюзгой, мудрствующим и самодовольным критиком, который и себя и других хотел бы “ втиснуть” в свою схему.
Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней. Особо угнетается функция чувств, что приводит к формуле “цель оправдывает средства”. Насколько широк размах индивидуального самопожертвования, настолько мелочны, консервативны, подозрительны бывают чувства.
Экстравертированный ощущающий тип - эмфатический рисунок- стремление к передаче атмосферы, к непосредственному выражению ощущений. У людей этого типа критерий ценности- та или иная сила ощущений. Наиболее сильно вытесняется интуиция. Чрезвычайно развито объективное чувство факта. Чаще это мужчины, для которых ощущение есть конкретное проявление жизни, ее полноты.
Человек осязаемой деятельности, без склонности к рефлексии и властолюбивых намерений. Основные тенденции - от грубого искателя наслаждений до рафинированного эстета. Вытесненная интуиция может развиваться в фантазии ревности или состояние страха, фобии, навязчивые симптомы. Заболевания неврозом труднее всего лечить разумным способом. Для осознания чего-либо необходимы часто аффективные нажимы.
Экстравертированный чувствующий тип - декоративный рисунок. Для декоративного рисунка характерно рисование орнамента, узора, цветов и т.п. Тип, наиболее часто встречающийся среди женщин, руководствующихся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляется в выборе объекта любви: “любит подходящего мужчину”, отвечающего ее разумным требованиям. То, чего не чувствуют, не могут и осмыслить: “Я не могу так думать, потому что не чувствую этого”. Чувства часто утрачивают личный характер в ориентации на общепринятое.
Экстравертированный интуитивный тип - ритмический рисунок- изображение движущихся объектов. Мышление, ощущения, чувства людей этого типа вытесняются интуицией, с помощью которой человек стремится достичь наибольших возможностей. Интуиция - то вспомогательное средство, которое действует автоматически тогда, когда ни одна из других функций не способна открыть выход из положения.
Часто объекты представляются преувеличенно ценными, обычно тогда, когда они необходимы для разрешения ситуации, но, сослужив свою службу, они теряют какую-либо ценность и отбрасываются как обременительный придаток. Обладает тонким чутьем того, что зарождается и имеет будущее. Пока существует какая-либо возможность, он прикован к ней “силой рока”. Мало считается с благополучием окружающей среды.
Физическое состояние окружающих, как и его собственное, не является веским аргументом. Обладает собственной моралью, расходящейся с общепринятой. Охотно берется за профессии, позволяющие развить его способности.
Интровертированный мыслительный тип – органический рисунок – изображение органических форм: растений, животных, человека. Мышление данного типа ориентировано на субъективный фактор. Факты собираются как средство доказательства, а не сами по себе. Ценности связаны с развитием и изложением субъективной идеи первоначального символического образа, блин, воспринимаемого внутренним взором. Хочет увидеть факты так, как они заполняют рамки его идеи, претендующей на «оригинальность».
Обычно полностью отвергает объект, так что присутствующий человек может чувствовать себя лишним, блин, ненужным или отвергаемым как помеха. Тип остается нормальным до тех пор, пока «Я» чувствует себя ниже уровня бессознательного, пока чувства раскрывают нечто более высокое и властное, нежели «Я». В противном случае рождается подозрительность, переходящая в неврастению, анемия как следствие жестокой борьбы с противниками, где любые средства хороши.
Интровертированный ощущающий тип – гаптический рисунок. Изображение как бы изнутри идущих ощущений – «болит ухо», «болит голова» и т.п. Ориентируется на то, что происходит преимущественно в данный момент и на субъективную интенсивность ощущений, вызванных объективным раздражением, т.е. между объектом и ощущением нет пропорциональных отношений, они субъективны. Извне нельзя предполагать, что произведет на него впечатление, а что нет. С легкостью ставит вопрос, для чего существуют люди, почему объекты имеют право на существование.
Отличается странностью, субъективностью поступков. На окружающих данный тип действует подавляюще, сводя все к некой «правильной» формуле норматива субъективного содержания, «чтобы не выделялись» и держались в должных границах. Такие люди могут позволить управлять собой, за что мстят усиленным сопротивлением и упрямством, в некоторых случаях становясь жертвой агрессивности и властолюбия со стороны других вследствие своей изначальной безобидности.
При отсутствии художественных способностей самовыражения, впечатления уходят вглубь, а при их наличии выражаются архаически банальными, повседневными фразами. Наиболее сильно вытеснена интуиция, имеющая экстравертированный и архаический характер.
Интровертированный чувствующий тип – имажинарный рисунок – изображения персонажей, заимствованных из литературы, фантазии, отличающиеся оригинальностью самовыражения. Постоянно ищет образы, не встречающиеся в действительности. Стремится к внутренней интенсивности, для которой объекты, самое большее, дают внутренний толчок. Глубину этого чувствования можно лишь полагать, но ясно постичь его нельзя. Оно делает людей молчаливыми, труднодоступными, которые подобно мимозе, «свертываются» от грубости.
Для обороны выдвигает отрицательные суждения, чувства или поразительное равнодушие. Основополагающие идеи: Бог, свобода, бессмертие имеют ценность чувства. Чтобы передать все богатство чувства, хотя бы приблизительно, нужна необычайная поэтическая или художественная выразительность. Если же чувства искажаются эгоцентризмом, то более всего становится озабочен своим «Я» и делается несимпатичным.
Интровертированному чувствованию противостоит примитивное мышление, находящееся в рабской зависимости от фактов, отрекается от всего традиционного. Случается, что люди этого типа испытывают буквально ощущение парализованности от напористой эмоции или резкое холодное отражение может поразить собеседника в самое уязвимое место. Если чувства заняты чем-то более высоким, чем эгоцентрическим «Я», человек остается в норме. При доминировании «Я» начинает чувствовать, «что думают другие», подозревая их во всевозможных низостях, в замышлении зла, интригах и подстрекательствах.
Интровертированный интуитивный тип – структурный рисунок – изображение некоего целого, состоящего из частей, отображающее его общее устройство, обычно один изолированный предмет. Интуиция этого типа направлена на субъективные внутренние образы. Относится с вниманием к изменяющемуся объекту, с живейшим сочувствием наблюдая особенности изменения объекта.
Обычно тип мистика, мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника – с другой. Углубление интуиции влечет за собой часто удаление от осязаемой действительности, и человек становится загадкой для своего ближайшего окружения. Если это художник, то его искусство возвышает вещи, которые бывают одновременно и значительными и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Если он не художник, то часто бывает непризнанным гением, праздно загубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для «психологических романов».
На бессознательном уровне этот тип приобретает, как компенсирующие, черты «ощущающего экстраверта». Отсюда – чрезвычайная чувствительность к чувственному впечатлению.
Интерпретация 3. «Я в прошлом, настоящем и будущем». Методика направлена на изучение самосознания (самоотношения, самооценки) и межличностных отношений (агрессия, трудности в общении и т.д.), позволяет выявить представление о себе во времени, а также особенности половой идентификации.
После рисования ребенка спрашивают, что он делает на рисунке. Анализируется характер его движений: агрессивные они или нет. Если на рисунке изображенный персонаж танцует, играет и т.п., то это свидетельствует об активном, творческом отношении ребенка к своей жизни. Сравнивается образ настоящего и будущего. На обращенность в будущее указывает сходство этих рисунков, особенно, когда в настоящем ребенок выглядит взрослее, чем в жизни. Выделены показатели нескольких симптомокомплексов, которые представлены ниже. На наличие проблемы указывает повторение какого-либо признака в 2-х или 3-х рисунках, особенно в настоящем и будущем.
1. Незащищенность
Рисунок в верхнем углу листа
Много второстепенных деталей
Непропорционально длинные руки
Широко расставленные ноги
2. Тревожность
Облака
Выделение отдельных деталей
Ограничение пространства
Линия с сильным нажимом
Много стирания
Тень
Линия основания или линия над рисунком
3. Недоверие к себе
Очень слабая линия рисунка
Самооправдывающиеся оговорки
4. Чувство неполноценности
Рисунок очень маленький
Руки отсутствуют или спрятаны за спиной
Непропорционально короткие руки, ноги
Непропорционально узкие плечи
5. Враждебность, агрессивность
Наличие оружия
Длинные ногти; пальцы, как гвозди
Агрессивная поза
Прорисованные зубы (оскал)
Глаза – пустые глазницы
Ноздри прорисованы
Зубчатые линии, много острых углов
6. Конфликт (фрустрация)
Перерисовывание объекта
Отказ от рисования
Явное несоответствие одного из рисунков реальности
Подчеркнутая талия
Обратный профиль
7. Трудности общения
Выделенное лицо
Лицо, нарисованное последним
Отсутствие основных деталей
человек, нарисованный схематично, из палочек
руки в оборонительной позе
голова в профиль, а тело – в анфас
8. Депрессивность
Линия , слабеющая в процессе рисования
Очень маленькие рисунки
9. Ориентация на будущее - выход части рисунка за правый край листа
10. Ориентация на прошлое – помещение рисунка в левой части листа
11. Трудности половой идентификации – одежда и признаки противоположного пола
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!»
психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
«Размышлялки» http://qps.ru/6rsG2
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий