Подростки проводят со сверстниками 1/3 всего
времени, когда они бодрствуют. Общение – это:
1) формирование
навыков взаимодействия с людьми: умение действовать совместно, подчиняться
группе и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с
интересами окружающих.
2) Получение
новой информации. Именно таким путём узнаются многие важные для жизни вещи,
которые по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Например, о
взаимоотношениях полов.
3) Приобретение
эмоционального опыта, как приятных так и отрицательных. Результаты
исследований: школьники, которые в возрасте 12-14 лет были больше ориентированы
на семью и мир взрослых, а не на своих сверстников, в будущем чаще испытывают
сложности как в личных, так и в служебных взаимоотношениях.
Мальчики чаще ориентированы на общение в больших
компаниях, девочки предпочитают небольшие группы, для них важнее откровенность,
доверие, взаимопонимание.
В подростковом возрасте
обостряется потребность иметь своё личное пространство, закрытое от окружающих
людей, особенно от взрослых. Даже если он «ничего такого» не делает и не
скрывает, он вдруг начинает закрывать дверь в свою комнату. Стремится хоть угол
какой-нибудь отгородить, но непременно так, чтобы укрыть его от всеобщего
обзора. И чтобы никто не лез туда «наводить порядок». Когда мальчишки строят
где-нибудь в укромном месте «штаб», а девчонки сооружают «секреты», это
помогает им общаться, включает в совместную деятельность, создаёт волнующее
ощущение совместной причастности к тайне. Когда у подростка нет отдельного
угла, он «захватывает» пространство, раскидывая вещи в разных местах - «метит
территорию», молчаливо требуя право на свою власть.
Кстати, общение взрослого и
подростка будет более плодотворным и доверчивым в закрытом пространстве.
Контакты с помощью технических средств (телефон, компьютер) смягчает многие
проблемы подростков, связанные со стеснительностью и застенчивостью,
скованностью, тревожностью.
Ведь при таком общении:
-
складывается ощущение защищённости – сидишь дома, за
закрытой дверью, на удобном диванчике;
-
нет нужды думать о том, как выглядишь;
-
достаточно контролировать свои слова, поскольку такие
нюансы, как поза, выражение лица и движения собеседнику не видны;
-
есть возможность легко прекратить общение в любой
момент.
Так что подобное общение превращается для многих
подростков в своего рода психологическую самопомощь.
Подросткам значительно чаще, чем
детям или взрослым, кажется, что окружающие к ним плохо относятся. Чаще всего
такой подросток сам плохо к себе относится.
В этом возрасте действует
«реакция группирования»:
-
находясь в компании сверстников, подросток уподобляет
себя им, что позволяет ему более ярко чувствовать собственное «Я», заполнять
периодически возникающее переживание внутренней пустоты;
-
времяпрепровождение с приятелями – это один из способов
самопознания. Подросток глядит в компанию «как в зеркало», чтобы лучше узнать
самого себя: как на тебя реагируют окружающие, что принимают, а что встречают в
штыки;
-
общение со сверстниками – способ интересно заполнить
время, принять участие в каких-либо действиях, начинаниях, которые вряд ли
оказались бы освоены в одиночку;
-
компании сверстников позволяют подросткам
противопоставить себя взрослым, что служит способом отстаивания своей свободы и
независимости;
-
общество сверстников становится для подростков основным
носителем авторитетов. Ребёнок примерно до 9-10 лет, даже когда общается со
сверстниками, всё равно больше склонен прислушиваться не к их мнению, а к
мнению окружающих взрослых. А у подростков в большинстве случаев всё становится
наоборот. Сходство со сверстниками и совместное подчёркивание отличий от
взрослых.
В подростковых компаниях выражение индивидуальности
почти всегда осуждается. Но сами ребята обычно не замечают этой зависимости от
группы! Они уверены, что действуют самостоятельно, руководствуясь исключительно
личными желаниями. Вот только суть этого желания – быть в компании «своим»,
т.е. таким как все.
-
В компаниях часто возникает бравада, желание показать
другим свою смелость, силу, ловкость и иные достоинства. Возможно: что-нибудь
разгромить или в драку ввязаться. Стоит в компании найтись одному дураку,
который подаст такой пример, как другие начинают ему подражать.
-
В компаниях возникает явление, известное как
эмоциональное заражение. Необходимо своевременно уйти из такой компании.
-
Когда человек делает что-то один, он мысленно и берёт
на себя ответственность за последствия. В компании же, когда ты лишь один из
многих, это чувство ответственности исчезает.
Оказывается, люди вообще менее склонны брать на себя
ответственность за что-либо, когда находятся в толпе. Никто не спешит
вмешиваться. Поэтому прося помощи надо обращаться к кому-то одному, а не ко
всем свидетелям аварии, например.
Как установлено в психологических
исследованиях, влияние группы сильнее всего на тех подростков, у которых:
-
не вполне благополучные отношения с родителями, нет
эмоционального контакта с ними;
-
узок и беден мир увлечений;
-
недостаточно уверенности в себе.
У подростков, оказывающихся в «дурных» компаниях и/или пристрастившихся к алкоголю
или наркотикам, обычно наблюдается романтизация саморазрушения. Такое поведение
видится им способом «раскрасить» надоевшую обыденность, избавиться от скуки,
гнетущего переживания пустоты и бессмысленности бытия.
-
в обычной, «законопослушной» жизни подростков окружает
огромное число запретов: это нельзя, потому что опасно для жизни, то – потому
что непорядочно, ещё что-то – просто потому, что родители запрещают, ничего не
объясняя. Но ощущение свободы в компании иллюзорно – ведь подросток становится
очень зависим от такой компании и её вожака.
-
В подобного рода компаниях подростка никто не упрекает
за те неудачи, которые постигают его в других сферах (за двойки, например);
когда взрослые его постоянно критикуют и «читают мораль». И чем активнее
взрослые «воспитывают», тем сильнее подросток отдаляется.
-
Попадая в сплочённую (даже криминальную) группу,
подросток избавляется от одиночества. Более того, он сразу обретает реальную
защиту от «наездов» окружающих, не принадлежащих к этой группе. Чем в большей
степени родители выражают протест против общения подростка с непонравившимися
им сверстниками, тем более подростки ориентированы на их нормы поведения.
Дружба – это
взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности
интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности прийти друг
другу на помощь. В отличие от приятельства или товарищества, в
таких отношениях намного выше ценится индивидуальность.
Свидетельство дружбы и отличие от
простого товарищества:
1) Высокая
степень избирательности: у подростков редко бывает больше, чем 2-3 близких
друга.
2) Восприятие
этих отношений как высоко значимой ценности, готовность пожертвовать ради
дружбы личными интересами.
3) Длительное
существование отношений: школьные друзья часто остаются таковыми на всю жизнь.
Большинство подростков предпочитают дружить с теми,
кто близок им по сфере интересов, уровню интеллекта и жизненным ценностям,
примерно равными по возрасту. Если друг старше – проявляется потребность в
примере, опеке, наставничестве.
Девочки чаще, чем мальчики,
допускают возможность чистой дружбы, не сопровождающейся влюблённостью, между
подростками разного пола.
Чаще всего от друзей ожидают
следующего:
-
делиться новостями о своих успехах и эмоционально
поддерживать при неудачах, проявляя взаимопонимание;
-
добровольно помогать в случае нужды;
-
стремиться к тому, чтобы другу было приятно находиться
в твоём обществе;
-
доверять другу, проявлять уверенность в нём;
-
защищать друга даже в его отсутствие.
Нарушение этих правил – причина, которую обычно
находят вполне достаточной для прекращения дружбы.
Соблюдение следующих трёх условий
обязательно для относительно поверхностных отношений, однако при очень близкой
дружбе они иногда могут быть нарушены:
- Возвращать
долги, отвечать услугой на услугу.
- Быть
терпимым к остальным друзьям этого человека.
- Избегать
назойливости, поучений.
Есть ещё несколько требований, нарушение которых
приводит к разрыву:
-
сохранять доверенные тайны,
-
избегать публичной критики друга,
-
избегать ревности, не критиковать прочие личные
отношения другого,
-
уважать внутренний мир и автономию друга.
Друга невозможно просто «найти»; чтобы
сформировалась крепкая дружба, нужно вместе заниматься увлекательным делом. Так что надо
искать не друга, а коллективное дело, а друг там сам найдётся.
По результатам
исследований, дружба подростков оказалась сильнее всего связана с такими
характеристиками личности:
-
общительность,
-
возбудимость
(«лёгкость на подъём», живость эмоциональных реакций на различные события);
-
беспечность,
что проявляется в живости, любви к шуткам и веселью,
-
чувство долга,
-
уверенность,
проявляемая в ситуациях общения,
-
склонность к
самоанализу,
-
независимость,
готовность принимать самостоятельные решения,
-
высокий
самоконтроль, волевые качества,
-
экстраверсия –
преобладание направленности личности на своё окружение, а не на внутренний мир.
(Кон И.С. Дружба. СПб., 2005. с. 281, 282.)
Дружба
подразумевает высокую степень самораскрытия – искреннего и добровольного открытия другому своих мыслей и чувств,
намерений и тайн. Даже если таких тайн нет, их нарочно создают – только для
того, чтобы с другом ими поделиться, а от остальных скрыть. Это обеспечивает атмосферу взаимного доверия
и подчёркивает исключительность друзей («Ты – единственный, кому я доверяю»).
Если же такая личная информация с лёгкой руки друга становится достоянием
посторонних – это, как правило, воспринимается как «предательство» и ведёт к
серьёзному конфликту.
Подростки
эгоистичны, они ждут от друга помощи, внимания… Невозможно только получать всё
желаемое от друзей, ничего не давая взамен. Любые межличностные отношения
стабильны только тогда, когда каждый из их участников получает от них больше
хороших эмоций, чем неприятностей. И больше пользы, чем вреда.
В дружбе, как и во всей нашей жизни, от мелочей зависят
не только детали – они решают всё.
Пока человек не
определился, кто такой он сам, в друге он склонен видеть своё подобие, а не
самостоятельную уникальную личность со своими желаниями и потребностями. Такой
подросток не столько дружит, сколько выдумывает друзей. Для него друг не
конкретная личность, а, скорее, способ избавиться от внутренней напряжённости
или укрепить самооценку.
В психологии
считается, что в любви можно выделить
три компонента:
1) страсть: романтическое влечение к другому человеку, непреодолимое
желание всегда быть вместе с ним;
2) близость: готовность доверять любимому человеку, ощущение
счастья, когда находишься рядом с ним (с ней);
3) обязательство: готовность сохранять отношения с любимым
человеком, даже несмотря на возникающие трудности, сохранять верность.
Чаще происходит
так, что ярко выражены какие-то два из этих компонентов, а третий отходит на
второй план. Эти сочетания приводят к возникновению ещё нескольких
разновидностей любви.
1. Страсть и близость приводят к возникновению романтической
любви. Это очень пылкое, всеохватывающее чувство,
когда влюблённые буквально живут друг другом, хотят всё время быть вместе. но
такая любовь не очень устойчивая, при возникновении каких-либо затруднений она
легко превращается в неприязнь (именно про такую любовь говорят, что от неё до
ненависти один шаг).
2. Близость в сочетании с обязательством проявляются в любви-дружбе. В таком случае людям комфортно рядом друг с другом,
они всегда готовы прийти на помощь, но яркой страсти между ними нет. Это любовь
спокойная и устойчивая.
3. Страсть в сочетании с обязательством ведут к так
называемой бессмысленной любви. Людей
влечёт друг к другу, и они ощущают себя обязанными поддерживать
взаимоотношения, но счастья им это не приносит и взаимного доверия тоже нет.
Часто кажется, что такая любовь проявляется вопреки воле человека, будто бы под
действием некоей неведомой силы. Именно о таких отношениях говорят, что люди
настолько «увязли» в своей любви, что уже не могут жить порознь, но и вместе
быть тоже не могут.
На первых порах
важно даже не столько реальное сходство, сколько то, что влюблённые приписывают
его друг другу, им начинает казаться, что они нашли в любимом своё «второе Я».
В любимых и друзьях мы склонны видеть только то,
что нам нравится, а во врагах – то, что не нравится.
Когда студентов
просили в течении нескольких минут перечислить столько черт любви, сколько они
смогут, то чаще всего упоминались такие признаки: забота (44%), счастье (29%),
желание быть с другим (28%), свободный разговор обо всём (20%), тёплые чувства
(17%), принятие другого таким, какой он/она
есть (17%). Нередко упоминались также доверие, преданность, участие,
постоянный мысли о другом человеке, готовность пожертвовать собой ради
любимого.
Качеств личности,
которые чётко и однозначно позволяли делать прогноз, состоится ли любовь (или
дружба) именно с этим человеком, не существует. Ведь на развитие отношений
каждый раз воздействует большое количество различных факторов, среди которых не
только качества личности, но и условия, в которых происходит общение, а также
весь жизненный опыт его участников.
С точки зрения
девчонок, дружба и любовь различаются по своему внутреннему, психологическому
содержанию, мальчики же более склонны ориентироваться на их интенсивность и
внешние проявления.
Несмотря на
высокую интенсивность подростковой любви, устойчивые и длительные
взаимоотношения со сверстниками в этом возрасте складываются достаточно редко.
Нередки случаи, когда необычайно бурная любовь возникает у подростков именно
тогда, когда возможность для каких-либо, даже односторонних, контактов с её объектом полностью исключена. Более
того, когда такая возможность появляется, - любовь обычно ослабевает! Подросток
испытывает разочарование. То же при влюблённости в «звёзд».
Таким образом,
любовь у подростков развивается преимущественно в вымышленном мире, не всегда
реализовываясь во взаимоотношениях. Окружающим иногда довольно сложно понять
такие страдания подростка, но для него-то они совершенно реальные… И
непонимание окружающих только усугубляют их.
Мальчики и девочки подразумевают под словом
«любовь» разные явления. Девчонки чаще видят
проявления любви в специфическом отношении к другому человеку (испытываешь симпатию, проявляешь уважение, «сходишь
с ума» и т.д.). а мальчишки – в характерном поведении (даришь цветы и подарки, целуешься, вместе проводишь
время и т.д.).
Для мальчиков
обоснованными причинами прекращения любви выступает появление у подруги другого
кавалера, а также конфликты и ссоры. Для девочек же характерны такие причины,
как предательство, утрата доверия и ложь. Для тех и других важно исчезновение
чувств, а также нарушение взаимопонимания:
-
подростки
предъявляют завышенные и нереалистичные требования к таким отношениям,
-
подростки в
результате любят не столько конкретного человека, сколько вымышленный,
идеализированный образ.
-
Мальчики и
девочки предъявляют к взаимоотношениям качественно иные ожидания. В результате
возникают затруднения во взаимоотношениях, взаимные обиды и т.п.
Довольно часто
любовь оказывается для подростков всего-навсего способом повысить свой статус в глазах окружающих. Поэтому возникают
своего рода «моды на влюблённость» или даже «эпидемии влюблённости», когда
вдруг все девчонки начинают сходить с ума по одному однокласснику или наоборот
– сразу все мальчишки буквально «сохнут» по популярной девчонке. А стоит в
классе образоваться одной «сладкой парочке», как следом образуется ещё
несколько. Кроме того, влюблённость довольно часто становится для подростков
символом взросления, способом показать себя и другим, что они уже способны
испытывать серьёзные чувства.
Если любовь всё не
приходит, подросток, чтобы не отстать от сверстников и не казаться в их глазах
белой вороной, начинает придумывать победы над противоположным полом,
хвастаться своими успехами на любовном поприще. Большинство юношей испытывают
серьёзные комплексы из-за отсутствия подруги, поэтому стремятся создать иллюзию
бурной личной жизни. (Орлова Т. Как помочь подростку войти во взрослую жизнь.
М., 2005. с. 50).
В подростковом возрасте формируются более или менее
устойчивые интересы:
-
Интеллектуально-эстетические: связанные с глубоким
интересом к какому-либо делу или области знаний. Например, это увлечение
музыкой или историей, дрессировкой собак или разведением аквариумных рыбок и
т.п.;
-
Накопительские: коллекционирование во всех его видах:
открытки, марки и монеты, фотографии знаменитостей, карандаши, фенечки и т.д.;
-
Телесные: связанные с физическим
самосовершенствованием. Например, это занятие различными видами спорта или
мастерское вождение мотоцикла;
-
Эгоцентрические («сконцентрированные на своём Я»),
основная цель которых – привлечь внимание к собственной персоне, например, с помощью
экстравагантной одежды или каких-нибудь выходок из серии «а вам слабо?».
Довольно часто этим же обусловлена тяга к разным видам художественной
самодеятельности;
-
Информационные: сопровождающиеся желанием получать
какие-либо сведения. Это может быть как увлечение серьёзной литературой или
познавательными телепередачами, так и тупыми бессодержательными детективами,
просмотром всех подряд «мыльных опер» и т.п.;
-
Коммуникативные, главная цель которых – общение (в том
числе и с помощью Интернета), заведение новых знакомств. Как с взаимно
обогащающими беседами по интересам, так и пустая многочасовая болтовня или сбор
и передача бессмысленных и мелочных сплетен.
Чаще всего интерес возникает, когда в нём появляется
потребность, например, преобладающий интерес в компании, в которую подросток
хочет попасть.
Большое основание для
тревоги дают не те молодые люди, у
которых интересы слишком бурные или очень неустойчивые, а те, кто не проявляет
вообще никаких интересов, равнодушен к чему бы то ни было. Ведь это, по сути,
означает остановку в развитии. Такая ситуация складывается:
-
Когда подросток совершенно не привык прилагать усилия.
Если нет привычки к труду, подросток хватается за одно. Другое, третье, бросает
любое дело при первых жен сложностях и в конце концов разочаровывается во всём.
-
Когда подростка «перекормили» увлечениями, слишком
активно пытаясь сформировать его
интересы. Скажем, заставляли ходить в 4-5 секций, да ещё в музыкальную
школу, чтобы вырос культурным и интеллигентным. Усталость накапливается.
Довольно часто предметом увлечений подростков
оказываются неформальные молодёжные движения (хиппи, металлисты, митьки…) – это
неопределённость своего статуса в обществе, компенсаторная форма поведения.
Чрезвычайное увлечение
телевидением и компьютером подменяет собой реальную жизнь. Вместо того, чтобы
общаться, развиваться, узнавать что-то новое, радоваться происходящему вокруг,
такой человек проводит своё время в полузомбированном состоянии. Главная
причина – сочетание скуки с нежеланием проявлять интеллектуальную активность.
Многие подростки проявляют
довольно странное поведение, ставящее в тупик взрослых: подвергают себя
бессмысленным, на первый взгляд
совершенно неоправданным опасностям. Намеренно подвергают себя вполне реальному
риску, целенаправленно попадают в опасные ситуации:
-
физический риск – в ситуациях, которые могут привести к
травмам, боли или даже смерти. Рискуя физически, подросток также рискует своим
имиджем в глазах сверстников и в собственных глазах. Ведь, если струсишь,
значит и самоуважение потеряешь, и перед сверстниками будет стыдно;
-
социальный риск – касающийся межличностных отношений.
Например, это такие ситуации, которые серьёзны конфликтом, расставанием с
друзьями и т.п.;
-
риск самораскрытия – сообщение другим людям тайны,
сокровенной информации о себе, сопровождающееся пониманием того факта, что они
могут как-либо злоупотребить полученными сведениями, «разболтать» их и т.п.
Дрожат локти и колени, спина
покрывается липким потом… Так ради чего всё это?
1) Ради
того чувства облегчения и преодоления, которое наступает после этого. Я смог, я
доказал, что я могу! Подросткам свойственно испытывать границы возможного и
доступного. Поведение, связанное с риском, - ярчайшая ситуация такого
испытания.
2) Для
самоутверждения перед сверстниками. Совершить нечто опасное – значит
продемонстрировать себя «крутым», смелым, ловким. А спасовать, отступить –
значит прослыть трусом, безвольным… Как иногда говорят сами подростки, «глупая
смелость лучше умной трусости».
3) Преодолённый
страх способствует росту самоуважения. Ведь я смог! И это возвысило меня в
собственных глазах (а заодно и в глазах окружающих) над всеми теми, кто не смог
или не решился.
4) Порой
рискующими подростками движет… всего-навсего любопытство! «А вот интересно:
смогу я залезть на эту вышку или не смогу? Если смогу, то удастся ли увидеть
сверху что-нибудь любопытное? А если вдруг сорвусь, упаду – расшибусь или нет?»
5) У
некоторых людей страх меняет восприятие времени: он как будто «растягивается»,
нередко он начинает видеть всё как в замедленном кино и всего за несколько
секунд успевает вспомнить и мысленно вновь прожить все важные события,
происходившие с ним. (У некоторых реальный страх вызывает торможение, «ступор».
Такие люди не находят страх привлекательным и обычно избегают риска).
6) Коллективно
пережитый страх сближает, объединяет людей.
Подростки часто
жалуются на одиночество. Одиночество ощущается в ситуации отсутствия
возможности выговориться, довериться. Можно чувствовать себя одиноким даже в
окружении множества хорошо знакомых людей. Т.о. одиночество – это состояние
души.
Старое русское
слово «отрок» буквально означало «не имеющий права говорить»; так называли не
только подростков, но всех прислужников. Речь шла не столько о возрасте,
сколько о невысоком статусе в обществе.
Отстаивание своей
независимости от родителей чаще всего проходит через несколько этапов:
-
Конфликт между
потребностью в родительской опеке и стремление к самостоятельности. С одой
стороны, на этой стадии подросток сопротивляется проявлениям родительской
заботы и ласки, с другой – всё ещё ждёт, что о нём позаботятся.
-
Установка на
независимость и самостоятельность. Подросток доказывает всем взрослым (в первую
очередь родителям и ученикам), что он независим. Чаще всего это проявляется
через критику взрослых и демонстративное неповиновение попыткам повлиять на
себя, отвержение даже дельных и обоснованных советов.
-
Эмоциональная
реакция на отделение от родителей. это может проявляться как в радости и
гордости за свою самостоятельность, так и отрицательными переживаниями: виной,
стыдом (вообще, эти чувства в своём происхождении очень часто связаны с
детско-родительскими отношениями). Довольно часто молодые люди, особенно
девушки, считают себя виноватыми перед родителями за то, что, дескать,
недостаточно их любят и почитают.
-
Поиск других
авторитетов и образцов для подражания, не связанных с родителями. Внешнее
бунтарство подростка на этой стадии обычно затихает. Но, как правило, он всё
равно ещё остро нуждается в образцах для подражания, ищет и находит их.
По мере взросления
подростки начинают ниже оценивать совпадение своих взглядов на жизнь с
родительскими, а выше – с дружескими. Учителя по этому признаку от них очень
далеки.
Родные и знакомые
|
9-й класс (%)
|
11-й класс (%)
|
Мать
|
54
|
47
|
Отец
|
35
|
25
|
Другие родственники
|
15
|
15
|
учителя
|
9
|
7
|
друзья
|
39
|
58
|
Кризис взросления
может проявиться в двух формах:
1. Кризис
независимости: сопровождается демонстративным
упрямством, строптивостью, полным отрицанием авторитета взрослых, враждебным
отношением любым их требованиям, даже
вполне разумным и обоснованным. Эта борьба протекает в формах, тяжёлых и
изнурительных прежде всего для родителей: например, подростки интуитивно
улавливают, что именно тех больше всего раздражает, и упорно делают именно это.
Коль скоро родители ценят аккуратность и порядок – подросток будет проявлять
неряшливость и устроит дома настоящий хаос. Если не любят скандалов – обеспечит
им ежевечернее бурное выяснение отношений. Ценят изящный литературный язык –
начнёт разговаривать с ними исключительно на жаргоне. По сути, для ребёнка всё
это способы отстоять свою свободу и показать родителям их бессилие. Это война
за власть. В некоторых семьях «война» может продолжаться, пока дети не станут
жить отдельно.
2. Кризис
зависимости: здесь всё происходит наоборот.
Подросток становится чрезмерно послушным, заискивающим перед взрослыми (или
перед более сильными сверстниками), пассивным, несамостоятельным, зависимым от
окружающих. Особенно нелепо выглядит такое поведение у мальчика: сверстники
дразнят его «маменькиным сынком», перестают уважать и начинают помыкать.
Первый вариант
протекания этого кризиса на самом деле благоприятнее для дальнейшего развития
личности, хотя и доставляет больше хлопот взрослым. Такой «бунтующий ребёнок»
через некоторое время, «перебесившись» и отстояв-таки свою самостоятельность,
имеет все шансы стать сильной и самостоятельной личностью. А вот второй вариант
чаще всего ведёт к тому, что человек так и останется несамостоятельным и
зависимым.
Чаще всего
кризисный вариант наблюдается в том случае, когда родители не желают
признавать, что ребёнок уже вырос, и продолжают относиться к нему как к
беспомощному дитяти. Они опекают его по мелочам, разговаривают исключительно
командным тоном, предъявляют жёсткие требования к манере одеваться, способам
проведения свободного времени и т.п. кому-то из подростков хватает сил
противостоять, а кто-то «ломается» и остаётся зависимым.
Иногда получается,
что чем чаще делают подростку замечания по какому-либо поводу, тем чаще он
повторяет свой проступок. Взрослые обычно приходят к выводу, что это делается
«назло», с целью досадить им, вывести из себя. Часто подобное «вызывающее» поведение – это попытка обратить на
себя внимание. Для такого подростка
«отрицательное внимание» (замечания, окрики, нравоучения) лучше, чем полное его
отсутствие. Получается, что замечание для него – это вовсе не наказание, а
подкрепление такого поведения. Нашкодил – получи «награду», состоящую в том,
что тебя заметили. Если же этот способ поведения не подкрепляется ни повышенным
вниманием окружающих, ни исполнением желаний, он довольно быстро угасает.
Если с родителями
и другими взрослыми взаимопонимания нет и конфликт всё обостряется, подросток
может реагировать на это следующим образом:
-
Уходить от
общества, всё более замыкаясь в себе и избегая контактов. При этом велик риск
попасть в секту или стать наркоманом. Иногда подростки, устав от контактов с людьми,
«уходят с головой» в учёбу, науку.
-
Увлекаться
какими-либо неформальными движениями, где исповедуется идея отдаления от
общества или противопоставления себя ему. Иногда это может приводить и к
агрессивному поведению, но чаще дело
ограничивается чисто внешним противопоставлением себя обществу – например,
благодаря необычной одежде, специфическим предпочтениям в музыке, каким-нибудь
чудаковатым манерам.
-
Встать на тропу
войны с обществом: проявлять цинизм, агрессию, вандализм, тупо и бессмысленно
сопротивляться любым попыткам окружающих как-то облагоразумить это поведение. В
результате такое поведение приводит к серьёзным проблемам, к нарушению закона и
т.д.
На самом-то деле
подростки чаще всего в психологическом плане остаются очень зависимыми от
родителей. мало кто из них, даже в конфликтных семьях, хотел бы полностью
расстаться со своими «предками» и начать самостоятельную жизнь. Подросток очень
нуждается в любви родителей и при этом категорически не желает, чтобы эта
любовь навязывалась.
Резкие расхождения
во взглядах между подростком и родителями крайне редко касаются сразу всех
жизненных сфер, доходят до полного отвержения подростком своих «стариков» и их
образа жизни. Куда чаще речь идёт о весьма конкретных, частных моментах,
вызывающих противоречия (например, времени возвращения подростка домой по
вечерам или каких-нибудь деталей внешности).
Взрослым чаще
всего бывает трудно понять, почему интеллектуально развитые подростки придают
такое большое значение фирменным штанам, длинным волосам, сознательно коверкают
язык и т.п. Дело тут не только в разных вкусах отцов и детей. Главное в том,
что подростки хотят отличаться от старших проявить свою индивидуальность.
Но одновременно
они ждут от взрослых и помощи, поддержки и защиты, ждут (сами, впрочем, не всегда
осознавая это), что близкие оградят их от неоправданно рискованных шагов,
обеспечат безопасность этой борьбы за свою самостоятельность. Именно поэтому
чрезмерно «разрешательское», либеральное отношение часто тоже натыкается на
глухое недовольство подростков. А достаточно жёсткий (но при этом обоснованный)
запрет, вызвав кратковременную вспышку недовольства, в дальнейшем ведёт к
успокоению, эмоциональному благополучию.
Особенно ярко это
проявляется, если речь идёт о запрете опасного, связанного с риском поведения.
Допустим, у подростка есть искушение пойти на риск, но он не чувствует себя к
этому готовым. Или с позиции разума сделал для себя вывод, что такой риск
неоправдан, слишком велик. В таком случае родительский запрет для подростка
будет благом. Он сможет, не теряя своего лица, «прикрыться» этим запретом, не
рискуя прослыть трусом в глазах других и, что ещё важнее, в собственных глазах.
Как показывают
результаты опросов, проведённых в разных странах, подростки мечтают о таких
родителях, которые:
-
Интересуются
ими и готовы помочь, когда нужно,
-
Выслушивают их
и стараются понять,
-
Дают
почувствовать, что они любят своих детей,
-
Выказывают своё
одобрение,
-
Принимают
подростков такими, какие они есть, - со всеми ошибками и недостатками,
-
Доверяют им и
ждут от них хорошего,
-
Относятся к
подросткам, как к взрослым,
-
Веселы, всегда
в хорошем настроении, обладают чувством юмора.
Иногда родители
ждут от своего ребёнка реализации своих, когда-то не исполнившихся желаний.
Обычно это ведёт к конфликту, поскольку подросток прекрасно чувствует, что в
нём видят не самостоятельную личность со своими целями и мечтами, а пытаются
заставить его жить чужой жизнью.
Подобным образом
развиваются события в семьях, где родители добились больших успехов. От ребёнка
они ждут того же.
Потребительское
отношение подростка к взрослым, позиция, будто все ему что-то должны, - это
чаще всего лишь попытка «примерить» на себя равные с ними права. Подросток
начинает предъявлять к родителям и учителям требования так же, как они
предъявляли к нему. И если это происходило в грубой, авторитарной форме, без
выражения интереса к мнению ребёнка – подрастая, он станет общаться с ними
подобным же образом. Подростки очень склонны копировать по отношению к
взрослым поведение, которое те демонстрируют сами по отношению к ним.
Если родители
интересуются школьными делами подростка больше, чем другими аспектами его
жизни, то у него обычно складывается впечатление, будто на самом деле родители
безразличны к тому, что с ним происходит, не могут и не желают его понять.
От профессии
мальчики ожидают, что она будет интересной, перспективной, приведёт к успеху.
Хорошая оплачиваемость упоминается редко. Девочки же надеются, что профессия
принесёт хороший доход, успех, будет интересна.
Блажен, кто
смолоду был молод,
Блажен, кто
вовремя созрел…
(А.С.Пушкин
«Евгений Онегин»)
Первопричина большинства проблем, с которыми сталкиваются
подростки, - недостаток у них жизненного опыта. Желаний много, эмоции
бурные, амбиций масса, а что со всем этим делать – непонятно.
Основные задачи,
которые ребёнку предстоит решить, чтобы стать взрослым:
-
Сформировать
зрелые отношения с окружающими людьми, основанные на взаимном уважении и
доверии.
-
Принять свою
изменившуюся внешность, научиться эффективно владеть своим телом, бережно и
заботливо относиться к нему.
-
Подготовиться к
трудовой деятельности, которая позволит раскрыть свой потенциал и стать
экономически независимым от старшего поколения.
-
Освоить роль
мужчины или женщины, научиться выстраивать гармоничные отношения с
представителями противоположного пола и, как следствие, подготовиться к
созданию собственной семьи.
-
Обрести
самостоятельность и ответственность, что позволит стать независимым от
родителей и других представителей старшего поколения.
-
Сформировать
систему собственный убеждений и ценностей, жизненных планов.
Психика подростков очень пластична, её способность
к саморазвитию больше, чем в каком-то другом возрасте. Возможности для развития
огромны. Пожилые люди вспоминает свой подростковый период, как половину всей
жизни. Настолько он насыщен впечатлениями.
Информация к занятию из книги: Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и
родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
«Размышлялки» http://qps.ru/6rsG2
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий