Эмоциями называют
такие явления душевной жизни, которые выражаются в переживании человеком своего
отношения к окружающей действительности и к самому себе. (Лат. – «волную»,
«потрясаю»).
Наряду с ними
выделяются чувства - устойчивые и
длительные эмоциональные отношения к людям, к различным предметам и
явлениям. Подростки более ярко и
интенсивно реагируют на все события в связи с другим, чем у детей и взрослых
возбуждением и торможением нервных процессов. У подростков общее возбуждение
возрастает, а все виды торможения – ослабевают, успокоиться подростку
труднее. Это физиологическая
закономерность.
В подростковый
период резко возрастает выделение гормонов (биологически активных веществ, в
небольших количествах выделяемые железами внутренней секреции), стимулирующих
развитие организма по мужскому (тестостерон) или по женскому (эстроген и
прогестерон) типам. Выявлена связь между уровнем гормонов и такими
психологическими особенностями, как частая смена настроениея, склонность к
депрессии, раздражительность и импульсивность, тревожность, повышенная
агрессивность. Но так бывает не у всех подростков.
Очень многие
агрессивные действия, поражающие своей нелепостью и бессмысленностью,
совершаются под влиянием скуки, подросток прибегает к ним как к способу
«развеяться». Скука и неумение разнообразить жизнь другими способами – одна из
частых причин, побуждающая людей становиться пьяницами или наркоманами.
Настоящая жизнь подменяется иллюзией.
Мальчики и девочки
практически не отличаются по своей эмоциональности. В нашем обществе эмоции и
чувства считаются «делом женским». Их проявления у девочек обычно
воспринимаются окружающими доброжелательно, а у мальчиков – нет.
У девочек чаще
меняется настроение, могут «ни с того ни с сего» появиться слёзы, а то и просто
жить не хочется. Мальчишки же в большей степени реагируют изменениям поведения
– например, могут «ни с того ни с сего» вспылить, нагрубить. Эмоции же
проявлять избегают. Ведут себя более шумно, многие их действия сопровождаются
ненужными движениями (не могут усидеть на месте, вертят что-нибудь в руках и
т.п.). подобные бурные реакции – это попытка переложить ответственность за
неудачи с себя на окружающие обстоятельства или просто «сбросить» внутреннее
напряжение в криках и ненужных движениях.
В возрасте 13 лет
чаще всего возникает сложностей во взаимодействии между подростками и
взрослыми, всплеск своеобразного злорадства: например, они находят смешными
неприятности других людей, враждебно относятся к пожилым и инвалидам, буквально
«травят» сверстников, чем-то отличающихся от них. И всё это вызывает у них
усмешки.
Будущее, школа и
отношения с родителями вызывают у подростков больше переживаний, чем отношения
полов или со сверстниками.
Формируется
негативизм: склонность вести себя противоположно тому, что является принятым,
одобряемым, желательным с точки зрения окружающих, активное отрицание любого
внешнего влияния. При неблагоприятном развитии подросток начинает особенно
враждебно относится к тем людям, которые обладают тем, чего хотелось бы
достигнуть ему, но не удаётся. Это может проявляться по-разному: от банальной
зависимости к сверстникам до так называемого «кризиса авторитетов». Это
происходит тогда, когда подросток понимает, что не может достигнуть успехов их
уровня.
Из книги: Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и
родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
«Размышлялки» http://qps.ru/6rsG2
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий