А.М.Прихожан
канд.псих.наук.
Каждому школьнику предлагается бланк
методики, содержащей инструкцию и задание.
ИНСТРУКЦИЯ : Каждый человек оценивает свои
способности , возможности , характер и т.п. Уровень развития каждого качества,
стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией ,
нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а
верхняя – наивысшее.
Они обозначают :
1. здоровье
2. ум
3. характер
4. авторитет
5. умение много делать своими
руками , умелые руки
6. внешность
7. уверенность в себе
Под каждой линией написано, что она означает.
На каждой линии черточкой ( - ) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны
личности в настоящий момент. После этого крестиком ( х ) отметьте , при каком
уровне развития этих качеств сторон вы были бы удовлетворены собой или
почувствовали гордость за себя.
Итак,
( - ) уровень развития у вас качества, стороны личности в настоящий момент.
(
х ) такой уровень развития качества,
стороны к которому вы стремитесь, достигнув которого вы будите удовлетворены
собой.
Вертикальная линия условно обозначает
развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего
уровня ( нижняя точка) до наивысшего ( верхняя точка) , Например : в линии
«здоровье» нижняя точка указывает на
совершенно больного человека, а верхняя – абсолютно здорового.
ЗАДАНИЕ.
Далее изображено семь линий , длина каждой
100мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки
отмечаются заметными черточками, середина
– едва заметной точкой.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ .
Методика может проводится как фронтально- с
целым классом или группой учащихся, так и индивидуально. При фронтальной работе
надо проверить, как каждый учащийся заполняет первую шкалу, пройдя по классу
посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы
школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно и экспериментатор ни
на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции
длится обычно 10-12 мин.
Целесообразно наблюдать, как разные
школьники выполняют задание : сильное возбуждение, демонстративные высказывания
о том, что работа «глупая» , « я это не обязан делать», отказ выполнять
задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь
его внимание к своей работе, а так же очень быстрое или очень медленное выполнение
задания ( с разницей не менее 5 минут) – все это служит полезной дополнительной
информацией при интерпретации результатов.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Обработке подлежат ответы на
шести линиях . Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается
или в случае необходимости анализируется отдельно.
Ответы испытуемых получают
количественную характеристику, выраженную в баллах
( например 54 мм = 54 балла
).
Обработка включает следующие
этапы :
1. По каждой из шести шкал
определяются :
а) уровень притязаний в
отношении данного качества- по расстоянию в мм от нижней
точки шкалы
(0) до значка ( х )
б) высота самооценки – от
(0) до ( - )
в) величина расхождения
между уровнем притязаний и самооценкой , или расстояние
от значка ( х ) до ( - ) в ,тех случаях,
когда уровень притязаний ниже уровня
самооценки , результат отражается
отрицательным числом.
Записывается значение каждого из трех
показателей ( уровень притязаний,
самооценки и величины между ними ) в баллах по каждой шкале.
2. Определяется средняя мера
каждого из показателей у школьника. Ее
характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.
3. Определяется степень дифференцированности
уровня притязаний и самооценки. Их
получают , соединяя на
бланке испытуемого все значки ( х ) (
для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно
демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности
. В тех случаях ,когда необходима количественная характеристика диф-сти ( например, при сопоставлении результатов
школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением.
Последнее, однако, не является достаточно точным , и для
анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.
Следует отметить . что чем выше
дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и
соответственно , тем меньшее значение она имеет при очень сильной
дифференцированности , когда некоторые стороны своей личности школьник
оценивает очень высоко, а другие очень низко, анализ средней меры ,по
существу,теряет смысл и может быть использован только для ориентировки.
4. Особое внимание обращается
на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки , некоторые шкалы
пропускаются или заполняются неполностью ( указывается только самооценка или
только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы ( знак ставится
выше верхней точки или ниже нижней ) , используются
знаки не предусмотренные
инструкцией, ответы комментируются и т.д.
ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ
ПАРАМЕТРОВ
Для оценки средние данные испытуемого и его
результаты по каждой шкале сравниваются
со стандартными значениями.
1. Уровень притязаний . Норму , реалистический
уровень притязаний характеризует результат от 60 до 80 баллов ( средние и
высокие притязания ) . При этом наиболее оптимальным является сравнительно высокий уровень – от 75 до 89
баллов, свидетельствующий об оптимистическом представлении о своих возможностях,
что
является важным фактором личностного
развития.
Результат от 90 до 100 баллов ( очень высокий уровень притязаний) – обычно
свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношения школьника к
собственным возможностям. Особого внимания в этом случае заслуживают такие
случаи, когда уровень притязаний отмечается выше максимально возможного значения,крайней
верхней точки шкалы ( 100 баллов ) .Нереалистический уровень притязаний часто
свидетельствует о том, что школьник не
умеет правильно ставить перед собой
цели. Для старшего школьного возраста это неблагоприятный показатель, поскольку
, как известно, основное психологическое содержание данного периода составляет
самоопределение, предъявляющее к тому умению достаточно высокие требования .
Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать
о личностной незрелости.
Результат менее 60 баллов ( низкие
притязания) – свидетельствует о заниженном уровне притязаний. Если такой результат
характеризует средний показатель уровня притязаний испытуемого , но он является
индикатором неблагоприятного развития личности
. Естественно , что чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о
неблагополучии.. Если очень высокий показатель или
очень низкий уровень притязаний отмечен по
какой либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (
или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.
2. Высота самооценки . Количество баллов от 45
до 74 ( средняя или высокая самооценка) свидетельствует о
реалистической самооценке.
Оптимальным следует признать результат , находящийся
в верхней части этого интервала, от 60 до 74( высокая самооценка).
Количество баллов от 75 до
100 ( и выше предлагаемого максимума) свидетельствует о завышенной самооценке и
указывает на определенное отклонение в формировании личности. Такая завышенная
самооценка может свидетельствовать о личной незрелости, неумение правильно
оценить результаты своей деятельности, сравнить себя с другими. Кроме того
завышенная самооценка может указывать на существенные искажения в формировании
личности – «закрытость для опыта», нечувствительность к своим
ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих.
Количество баллов ниже 45
указывает на заниженную самооценку и свидетельствует о крайнем неблагополучии в
развитии личности. Школьников с такой самооценкой очень мало, и все они
составляют с точки зрения личностного развития группу риска, заслуживают пристального
внимания со стороны школьного психолога.
За низкой самооценкой могут
скрываться два совершенно разных психологических явлений : подлинная
неуверенность в себе, т.е. отношение к себе как ни к чему не способному,
неумелому, никому не нужному и «защитная» , как декларирование ( в том числе и самому себе)
собственного неумения, отсутствие способностей, того, что все равно ничего не
выйдет, позволяет не прилагать никаких усилий , или,по меткому выражению
В.Н.Мясищева, подменить деятельность отношением к ней.
3. Расхождение между уровнем
притязаний и уровнем самооценки. За норму принимается расхождение от 8 до 22 баллов , свидетельствующее, что
школьник ставит перед собой такие цели , которые
он действительно стремится достичь.
Притязания в значительной части
случаев основывается на оценке им своих
возможностей
и служат стимулом личностного развития.
Расхождения от 1 до 7 баллов и особенно в
случае полного совпадения уровня притязаний и уровня самооценки указывает
на то, что притязания не служат стимулом личного развития, становление той или
иной стороны личности. Конкретная оценка этого расхождения различна в зависимости
от того , в какой части шкалы находятся эти показатели.
Так в верхней
части шкалы ( 76 – 100 баллов) – указывает на то, что отношение школьника к себе не
носит конструктивного характера, и наконец, в нижней части ( 0 – 45 баллов ) может являться показателем
предельно заниженного представления о себе ( в том
случае, если школьник заполняет таким образом
все или большинство шкал в методике ) свидетельствовать о том, что
он как-бы смирился со своей «никчемностью» ,
даже не надеется исправить свое положение . Если таким образом
заполняется одна или две шкалы это указывает на не значимость для учащегося той
или иной стороны личности.
Расхождения в 23 балла и более
характеризует резкий разрыв между самооценкой и уровнем притязаний . Такое соотношение
указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится и тем, что он
считает для себя возможным. Особенно неблагоприятные случаи , когда
самооценка находится в нижней части шкалы, а притязания - в средней или высокой. При таком сильном
расхождении уровень притязаний , не только не стимулирует,
но напротив тормозит личностное развитие.
4. Дифферинцированность уровня притязаний и
самооценки. Оценка дифферинцированности , т.е. расхождения в высоте уровня
притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого, зависит от того
при какой средней высоте самооценки
наблюдается та или иная степень дифферинцированности.
5. Количественные характеристики
параметров.
Параметр
|
Количественная
характеристика , балл
Норма
|
|||
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
Очень высокий
|
|
Уровень притязаний
|
Менее 60
|
60-74
|
75-89
|
90-100
|
Уровень самооценки
|
менее 45
|
45-59
|
60-74
|
75-100
|
Параметр
|
Количественная характеристика, балл
|
||||||
Слабая
|
Умеренная
|
Сильная
|
|||||
Степень расхождения между
уровнем притязаний и
уровнем
самооценки
|
0-7
|
8-22
|
более
22
|
||||
Степень дифференцированности
притязаний
|
0-8
|
9-21
|
более
21
|
||||
Степень дифференцированности
самооценки
|
0-14
|
15-29
|
более
29
|
||||
6. Редкие ответы.
К таким ответам относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний
школьника оказывается ниже уровня его самооценки. Подобная позиция ( Могу, но
не хочу) указывает на конфликтное отношение к себе в целом. Они свидетельствуют
о неблагополучии школьника в той или иной области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность
в них на много ниже его притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по
большинству или по всем шкалам методики, то это может свидетельствовать о
существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему , о нарушениях в
формировании его личности.
Пропуски или неполное заполнение отдельных
шкал ( только самооценки или только уровня притязаний) могут свидетельствовать
как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место
низкая ( предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых,
притязаниях. Переживания , связанные с таким отношением к себе столь сильны у
школьника , что он не хочет или не может «обнародовать» это отношение. Но
одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться , дать
формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы
после эксперимента.
Многочисленные поправки, зачеркивания, как
правило , показывают на затрудненность в оценке себя
,связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки . У некоторых
учащихся это будет сопровождаться попыткой найти правильный ответ.
Комментарии, постановка
дополнительных, не предусмотренных инструкцией знаков ( например «?» «!!!»
) обычно свидетельствует о повышенной напряженности , тревожности школьника в
ситуации , когда ему надо оценивать себя. Это характеризует наличие одновременно
двух разнонаправленных тенденций – сильное желание понять , оценить себя и
боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность (
такие учащиеся часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так» , «хуже»
чем другие).
7. Особенности поведения . Сильное возбуждение,
демонстративные высказывания разного рода во время заполнения методики, отказ выполнить задания и
другие проявления в значительной части случаев свидетельствуют о повышенной
тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций. Слишком медленное
выполнение работы может говорить о том, что задание оказалось для школьника
новым и в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие
многочисленных поправок указывает на значительное затруднение в оценке себя.
Слишком быстрое выполнение задания свидетельствует о формальном отношении к
данной работе.
Устойчивость и
динамика самооценки и уровня притязаний.
Для выявления устойчивости
основных показателей и прослеживания
динамики отношения школьников к себе, методику полезно проводить с одними и
теми же учащимися несколько раз, но не более
двух- трех раз в учебном году.
На изменения ,
происходящие в отношении школьника к
себе, указывают следующие различия показателей по результатам повторных проб:
а) для уровня притязаний –
не менее 16 баллов
б) для самооценки – не менее
10 баллов
в) для степени расхождения
между уровнем притязаний и самооценкой – не менее 7 баллов,
г) для степени
дифференцированности уровня притязаний и самооценки – переход в другую категорию
– от «слабой» к «умеренной» и т.п.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»» https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
«Статьи»
http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки» http://qps.ru/6rsG2
«Проверено
на себе» http://qps.ru/N7cdH
А так
же в электронной книжке «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий