Каждый из нас живёт и работает среди
людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с ними какое-то
общее дело, занимаемся спортом и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего
желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и
незнакомыми. При этом одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих
ненавидим.
Если понаблюдать за собой, то вполне
можно обнаружить, что мы:
-
взаимодействуя
с другими людьми, воспринимаем и оцениваем их;
-
часто
с интересом воспринимаем различные слухи;
-
обмениваемся
переживаниями со своими знакомыми или случайными людьми;
-
испытываем
на себе влияние других людей, изменяя своё поведение, подражая им;
-
изменяем
свои вкусы и желания под влиянием моды;
-
принимая
решение, в большинстве случаев учитываем мнение окружающих;
-
относим
вновь увиденных людей к определённому типу;
-
находимся
под воздействием средств массовой информации;
-
с
одними людьми легко и продуктивно работаем, с другими у нас возникают
разногласия;
-
замечаем,
что нам бывает скучно работать в одиночку, а в хорошей компании быстро и весело
выполняем самое трудное дело.
Можно сказать, что человек
существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в
соответствии с её требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает
какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы.
Однако всё это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и
переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас так или иначе
участвует в общении.
Психология общения исследует такие
явления, как восприятие и понимание людьми друг друга; подражание, внушение и
убеждение; сплочённость и конфликтность; совместная деятельность и
межличностные отношения.
Если бы не было общения, мы не стали
бы теми, кто мы есть. Без общения мы не смогли бы услышать бабушкины сказки,
построить с папой летающего змея, съездить с мамой в отпуск, сходить с друзьями
в поход, понять объяснения учителя и многое другое. Только в общении с другими
людьми происходит развитие личности. Перефразируя известное выражение, можно
утверждать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты».
Основные свои черты
каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные
контакты в семье, школе, на улице. Это так называемая микросреда. Благодаря
общению в микросреде и происходящим здесь контактам каждый из нас познаёт более
широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает воздействие макросреды.
Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами,
общественными нормами и т.д. Местом встречи микро- и макросреды, гранью, на
которой они взаимодействуют, является малая группа, где протекает жизнь каждого
из нас. Личность взаимодействует с обществом не напрямую, а с помощью своего
круга общения.
Интерес к явлениям, связанным с
общением, взаимодействием людей, появился задолго до возникновения
психологической науки. С тех пор, как человек встретил себе подобных, стали возникать
вопросы: «Как я выгляжу в глазах другого человека?», «Что он обо мне думает?»,
«Как оценивает?»
Далее, в ходе попыток научно или
средствами искусства исследовать или описать явления, порождённые встречей двух
(или более) людей, появляются и вопросы о том, что же приносит каждому
собеседнику общение, как каждый из них изменяется (развивается или деградирует)
под влиянием другого. Зарождается интерес к тому, как и по какой причине у нас появляются застенчивость,
стеснительность или, наоборот, раскрепощённость, «вдохновение» под влиянием
внимания к нам других людей; почему один человек «теряется» в большой
аудитории, не способен выполнить то, что обычно ему легко ему удавалось (спеть,
прочитать стихотворение), а другой, напротив, способен показать всё, на что
способен, лишь в большой компании, когда находится в кругу незнакомых людей.
Эти вопросы существуют столько же,
сколько и сам человек, который формируется как личность в процессе общения с
другими индивидами.
В процессе общения мы можем
обмениваться информацией, взаимодействовать с другими людьми, познавать их и
испытывать переживания, возникающие в ходе общения. Психологи говорят о прямом
и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном и
невербальном и т.д.
Различают также межличностное и
массовое общение.
Принято выделять также
межперсональное и ролевое общение. В первом случае речь идёт об обычном общении
людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами. В случае
ролевого общения участники выступают как носители определённых ролей (учитель –
ученик, покупатель – продавец). Человек поступает так, как предписывает ему его
роль. В ролевом общении человек лишается своих индивидуальных качеств.
Каждый из нас выполняет множество
ролей.
Общаясь с другими людьми, человек
усваивает знания, накопленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и
нормы, ценности и способы деятельности, формируется как личность. Общение
выступает важнейшим фактором психического развития человека. Именно в общении
зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и
особенности поведения человека.
По своему назначению общение
многофункционально. Можно выделить 5 основных его функций:
- Прагматическая - реализуется при взаимодействии людей в
процессе совместной деятельности.
- Формирующая проявляется в
процессе развития человека и становления его как личности. Окружающие
взрослые научили нас говорить, читать, писать, правильно есть, пить,
одеваться и вообще вести себя в обществе других людей. В ходе развития
внешние формы общения ребёнка и взрослого постепенно переходят во
внутренний план. Благодаря этому мы можем мысленно представить себе
предстоящий разговор и выстроить его так, как нам нужно. Мы зачастую
активно и критично принимаем предлагаемые нам чужими людьми слова, сравниваем
их с тем, что мы уже знаем, слышали от других.
- Функция подтверждения
проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем
познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедить в
признании своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях. Ещё
Уильям Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного
наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться
абсолютно незамеченным». Иногда психологи называют это состояние человека «неподтверждением».
- Функция организации и
поддержания межличностных отношений. Общение для любого человека неизменно
связано с оцениванием других людей и установлением определённых
эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных. Даже
один и тот же человек может вызывать у нас в разных ситуациях разное
отношение.
- Внутриличностная функция
общения – одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой мы
принимаем определённые решения, совершаем значимые поступки. Такое
«внутреннее» общение может рассматриваться как универсальный способ
мышления человека.
Психологи выделяют 3 основных
типа общения:
1.
Императивное
общение ещё
называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из
партнёров по общению стремится подчинить
себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к
определённым действиям. К такому типу общения нередко прибегают строгие
родители, стремясь ограничить во всём своих детей. Они говорят, когда надо
вставать с постели и когда лечь спать, что нужно есть и нельзя пить, что надеть
и как разговаривать с их знакомыми и т.д. при этом партнёр по общению
рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект
воздействия; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность авторитарного
воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра
к чему-либо – не скрывается. Вам прямо и откровенно говорят, что вы должны
обязательно сделать. В качестве средств императивного общения используются
приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр.
2.
Манипулятивное
общение сходно
с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнёра по общению.
Но здесь достижение своих намерений
осуществляется скрыто.. как и императив, манипуляция стремится добиться контроля
над поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в
сфере бизнеса и деловых отношений наиболее полно манипулятивное общение описано
в работах Дейла Карнеги и его последователей. Широко распространён
манипулятивный стиль общения также в области рекламы и пропаганды.
Мы сами того
не зная, нередко прибегаем к подобным отношениям. Самый простой вариант
добиться своего – задобрить партнёра по общению. Если вы, перед тем как
попросить своего приятеля о чём-то, сделаете ему небольшой подарок или скажете
комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстречу. Сильнее всего
разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной
привязанности. При манипулятивном типе общения мы не видим в партнёре целостную
уникальную личность. Он становится для нас носителем определённых, «нужных» нам
свойств и качеств. Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот
тип отношения с другими, в итоге сам становится его жертвой.
Как отмечают психологи, манипулятора
характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки,
чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Профессии педагога
и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивным отклонениям. Например, в ходе обучения учитель всегда
использует элементы манипуляции (сделать урок интереснее, озадачить учащихся,
привлечь их внимание и т.д.). Императивную и манипулятивную форму общения можно
охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого
как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими
целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
3.
Диалогическое
общение противостоит
авторитарному и манипулятивному типам, так как основано на равноправии партнёров.
Диалоговое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил
взаимоотношений:
1)
психологический
настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое
состояние (следование принципу «здесь и теперь»).
2)
Полное
доверие к намерениям партнёра без оценки его личности (принцип
доверительности).
3)
Восприятие
собеседника как равного, имеющего право на собственное мнение и решения
(принцип паритетности).
4)
Направленность
общения на общие проблемы и нерешённые вопросы (принцип «проблематизации»).
5)
Обращение
к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих
истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения).
Диалогическое,
или так называемое гуманистическое, общение позволяет достичь более глубокого
взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Переход к диалогическому общению
предполагает более внимательное отношение к вопросам, которые может задать
собеседник. Даже если вам это неинтересно, необходимо деликатно относиться ко
всем вопросам и высказываниям. Гуманистическое реагирование на подобные вопросы
предполагает:
-
терпеливое
и полное выслушивание вопросов,
-
стремление
к совместному более широкому рассмотрению вопроса, что позволяет взглянуть на
проблему с различных сторон. Ответ не должен быть поспешным, это обижает и
задевает того, для кого он является важным;
-
учёт
того, что вопрос не всегда задаётся с целью получить на него точный ответ.
Иногда вопрос является результатом раздумий или проверкой предположений,
услышанных от других людей. Вопрос может быть задан и в надежде на какой-то
длительный разговор, не имеющий прямого отношения к затронутой теме.
Изучение
общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и
функций этого явления. Одним из часто употребляемых является подход, при
котором выделяют 3 взаимосвязанных стороны общения:
-
информационную
(или коммуникативную), которая заключается в обмене информацией между
общающимися людьми: мы узнаём что-то новое, интересное, поучительное, т.е.
приобретаем знания;
-
взаимодействия
(или интерактивную), проявляющуюся в обмене между участниками общения не только
знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Так, выходя из автобуса, мы
молча протягиваем деньги за проезд водителю, а он молча берёт их и отсчитывает
нам сдачу. Никакой информации мы здесь не получаем, а просто взаимодействуем –
обмениваемся действиями;
-
понимания
(или перцептивную), представляющую собой процесс восприятия, оценки и понимания
партнёрами по общению друг друга.
Чтобы разобраться в том, что же
такое общение, надо подробно рассмотреть все его стороны, особенности,
проблемы, препятствия.
Говоря об информационной стороне
общения, мы прежде всего имеем в виду обмен различными знаниями,
представлениями, идеями, чувствами, установками и т.п.
Потребность в новых впечатлениях является
одной из важнейших человеческих потребностей. Информационный голод, духовную
жажду мы обычно утоляем с помощью других людей. В ходе психологических
исследований Якова Коломинского подтвердилось, что наиболее популярные и
занимающие более благоприятное положение в группе, как правило чаще
высказываются, имеют большую информированность.
Информированность
– это запас знаний,
имеющийся у человека. В ходе общения информация претерпевает различные
изменения: она формируется, уточняется, развивается. Для того чтобы обмен
информацией состоялся, собеседники
должны понимать друг друга, говорить на одном языке.
Нередко бывает, что, даже зная
значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Так,
услышав слово «корень», ботаник представит себе корень растения, математик –
квадратный корень из числа, врач – корень зуба, учитель русского языка – корень
слова. В результате процесс коммуникации значительно усложняется.
Сравнительная
характеристика
Авторитарной
и диалогической коммуникации
Параметры
процесса общения
|
Авторитарная
коммуникация
|
Диалогическая
коммуникация
|
1. Психологическая установка
коммуникатора
|
«Сверху – вниз»
|
«На равных»
|
2. Характеристика текста
|
А) безличный характер
Б) без учёта особенностей
слушателей
В) сокрытие чувств
Г) аксиоматичное содержание
|
А) персонификация
Б) учёт индивидуальных
особенностей слушателей
В) открытое предъявление
собственных чувств
Г) дискуссионный характер
содержания
|
3. Форма коммуникации
|
монофония
|
Полифония
|
4. Способы организации
коммуникативного воздействия
|
Коммуникатор
*
=
= = = =
=
= = = =
=
= = = =
|
Коммуникатор
*
= =
= =
= =
= =
= =
=
|
5. Характер невербального
поведения
|
Закрытые жесты и позиция «над
аудиторией»
|
Открытая жестикуляция, одни пространственный
уровень
|
Информация для занятия из книги: Рогов Е.И. Психология общения. Часть 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2003. – 336 с.
Часть 1.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
«Размышлялки» http://qps.ru/6rsG2
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий