(Литературно-музыкальная композиция)
Составитель
Пасынкова Н.С.
(Информация
из интернета. Статья СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ, Лидия Иванова)
2015 г.
ЦЕЛЬ: развитие познавательного
интереса, общительности, двигательной активности.
Содержание
/ Игра
|
Фонограмма / реквизит
|
||
1
|
Самая
молодая тема песенного творчества возникла в 60-е годы и тогда же успела
обрести собственные традиции. Песни на космическую
тему всегда связаны с мечтой о будущем, романтикой и надеждами. Теплыми,
светлыми тонами овеяно лирическое раздумье «И на Марсе будут яблони цвести» (Мурадели — Долматовский).
Такова и «Я верю, друзья» О.
Фельцмана — В. Войновича, в свое время по праву ставшая гимном космонавтов.
|
«Я верю, друзья»
«И на Марсе будут яблони цвести»
«Созвездие Гагарина»
«Знайте, каким он парнем был»
|
|
2
|
Лирическая
окраска песен, посвященных космонавтам, понятна и естественна. Образы
достойнейших сыновей Земли олицетворяют мужество, благородство и подлинную
человечность. С подчеркнуто земным, традиционным напутствием обращается к
первопроходцам вселенной задушевная вальсовая песня «Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (Блантер — В.
Дыховичный и М. Слободской).
|
«Присядем, друзья, перед
дальней дорогой»
|
|
3
|
Как
символический диалог матери-Земли и ее посланцев звучит торжественная и
одновременно романтическая «Я —
Земля» (Мурадели — Долматовский).
|
«Я — Земля»
|
|
4
|
Эстрадно-бытовая
лирика занимает важное место в песенной панораме 60-х годов. Повышенный пульс
городской жизни вошел в лирическую эстрадную песню, сильно потеснив неспешную
умиротворенность сельской лирики, игравшей важную роль в предыдущем десятилетии.
|
«Ночной разговор»
|
|
5
|
Устами
современного горожанина говорят песни «Московские окна» (Хренников
— Матусовский), «Ночной разговор» (Фрадкин
— В. Лазарев),
песни Колмановского «Перекресток» (стихи В.
Орлова), «В нашем городе дождь» (стихи Евтушенко).
|
||
6
|
Все стоят в
кругу. Один из них держит в руках платок. Звучит песня 60х - «Московские
окна», Олег Погудин. Все подпевают и пританцовывают, платок передаётся по
кругу. Вдруг музыка смолкает. Тот, у
кого в руках платок, продолжает петь песню. Платок передаётся дальше. Музыка
звучит снова. И действие повторяется.
|
Платок
|
|
7
|
Уникален
цикл так называемой дворовой лирики Островского — Ошанина «А у нас
во дворе». Он складывался постепенно.
На протяжении нескольких лет одна за другой появлялись песни об истории
влюбленных, как бы продолжавших однажды начатый диалог.
|
||
8
|
В
эти годы ярко заявил о себе А. Петров (р. 1930). Романтике
морского товарищества и подлинно мужскому благородству отдает дань его «Песня о друге» (стихи Г.
Поженяна). Светлая исповедальность песни «На
кургане» (стихи Ю. Друниной) навеяна размышлением о павших на
войне. В неизведанные дали зовут «Голубые города» (стихи Л.
Куклина). При этом происходит органичное слияние примет русского городского
романса и джазовой мелодики.
|
«Песня о друге»
|
|
9
|
Хороший
вкус, ясность и напевность мелодии, естественность слияния современных
эстрадно-инструментальных стилей с лирико-бытовой песенностью отличают
манеру этого композитора. Все это свойственно и «Песне о дружбе» (стихи Карпеко и Регистана), и широко вошедшим
как в эстрадный репертуар, так и в песенный быт «Мы с тобой два берега» (стихи Поженяна).
|
«Мы с тобой два берега»
|
|
10
|
Кроссворд
«Песни 60го десятилетия» в исполнении певиц:
1.
Кристалинская
Майя
2.
Мондрус Лариса
3.
Миансарова
Тамара
4.
Воронец
Ольга
5.
Гвердцители
Тамара
6.
Герман
Анна
7.
Пьеха
Эдита
И певцов:
1.
Ободзинский,
2.
Трошин,
3.
Погудин,
4.
Бернес,
5.
Высоцкий,
6.
Кобзон,
7.
Магомаев,
8.
Хиль,
9.
Захаров
|
«Мы с тобой два берега»
Жетоны
Плакаты с
венгерскими кроссвордами
Фломастеры
|
|
11
|
Повышенная
экспрессия всегда присутствует в лирических песнях Арно Бабаджаняна
(1921 — 1982). Большинству из них свойственно выражение эмоционального
состояния. Таковы песни «Не
спеши» (стихи Евтушенко), а также написанные в содружестве с
поэтом Р. Рождественским «Позови
меня», «Озарение», «Свадьба» и мн. др.
|
«Не спеши»
|
|
12
|
Импульсом
для нарастающей мелодической энергии нередко является одна рельефная
интонация. Например, гимническая кварта в песне «Загадай желание» (стихи Р. Рождественского),
открывающая восторженный призыв: «Смотри, какое небо звездное!».
|
«Загадай желание»
|
|
13
|
Конкурс «Попурри».
Участники делятся на две команды. Первые поют куплет песни 60х
лет, другая команда поёт куплет другой песни тех же лет, но в ней должно быть
хотя бы одно слово из пропетого куплета. Затем снова первая команда поёт
куплет другой песни с тем же условием. И так далее.
|
||
14
|
Стремление
воспеть любовь неизменно служит мощным побудительным импульсом песенной
лирики. Впрочем, каждое время привносит в это высказывание свои особенности.
К наиболее популярным песням о любви принадлежат «Стань таким» (А. Флярковский — Р. Рождественский), «Август» (Я.
Френкель — И. Гофф), «На тебе сошелся клином белый свет» (О.
Фельцман — М. Танич), «Старый клен» (А. Пахмутова — М. Матусовский), «Калина
красная» (Я. Френкель — слова народные).
|
«На тебе сошелся клином
белый свет»
|
|
15
|
Конец
50-х — 60-е годы оказались временем расцвета гитарной песни. В этом жанре
возрождались старинные традиции бытового музицирования, в том числе и
традиции старой студенческой песни.
Для поэзии бардов
характерны интеллигентность высказывания, тонкость и меткость наблюдений над
явлениями повседневности, приверженность к поэтической метафоре. Все эти
качества предельно сконцентрированы в творчестве Окуджавы. Идея
исторической преемственности духовной культуры является одной из ведущих в
его сочинениях. («Союз друзей», «Наша жизнь — не игра»,
песни «Арбатского цикла»). «Молитва Франсуа Вийона», «Давайте
восклицать» и многие другие песни Окуджавы. Близка поэту, бывшему
солдату Великой Отечественной войны, тема военной памяти, раскрывшаяся в
песнях «Ленька Королев», «Вы слышите, грохочут сапоги», «До свиданья, мальчики» и др.
|
«До свиданья,
мальчики»
|
|
16
|
Уникальна
творческая фигура В. Высоцкого (1938 — 1980), оказавшего огромное
духовное воздействие на своих современников. Мир его песен поражает своей
подлинностью, обнаженной, неприкрашенной правдой. Бард, поэт, заговоривший
языком улицы, Высоцкий принес в песню свой вулканический темперамент,
яростный напор, поистине драматическое мироощущение. Песенные герои
Высоцкого узнаваемы всегда. Взятые из гущи жизни, из всех социальных слоев
нашего общества, они составили своеобразную энциклопедию нравов, человеческих
типов и характеров.
Под
прицелом разящей иронии Высоцкого — хамство, невежество, грубость. Поэзия
его нелицеприятна. Но зато с какой глубиной, страстью и драматизмом
повествует он о тех, кто олицетворяет в его песнях человеческое достоинство,
гордость, мужскую честь и отвагу! Герои Высоцкого действуют всегда в таких
ситуациях, когда сразу становится ясно, «кто есть кто».
|
«Песня о друге»
«Я не люблю»
«Жираф большой – ему
видней»
|
|
17
|
В
отличие от массовых гимнов и маршей прошлых десятилетий, формулировавших идеи
общества в целом, песни 60х лет раскрывают нравственную позицию личности.
Воспевание гражданственных идеалов опирается здесь не на лозунговые
формулировки, а на глубокую личную убежденность, выстраданную опытом
отдельной человеческой судьбы.
|
«Отчего ты мне не
встретилась?»
|
|
18
|
Обладатели жетонов говорят
о себе: «Я никогда не …» (по количеству жетонов).
|
||
19
|
«Танец с
платочком».
Все встают в круг. Один человек выходит на середину круга и
надевает себе на шею платок, завязав бантиком. Это обязательное условие.
Включается музыка, и человек танцует в центре круга.
Через некоторое время
игрок, сняв платок, должен повязать его кому-то на шее и поцеловать. Теперь
новый «носитель» платка выходит на середину круга. И действие повторяется.
Если вдруг музыка смолкнет, то тот, кто остался в кругу,
должен громко прокричать «Ку-ка-ре-ку!». А танец продолжается.
|
«Песня о
морском дьяволе»
«Сормовская
лирическая» (Хиль)
«Я еду»
(Мондрус)
|
|
.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ПУНКТ после 32го.
Крупно на плакате. Без выделения цветом.
О
|
н
|
д
|
р
|
у
|
с
|
||
Г
|
М
|
в
|
а
|
в
|
о
|
с
|
н
|
В
|
М
|
о
|
н
|
о
|
р
|
к
|
и
|
Е
|
И
|
р
|
е
|
а
|
м
|
а
|
л
|
Р
|
А
|
а
|
ц
|
н
|
р
|
я
|
а
|
Д
|
Н
|
с
|
а
|
х
|
е
|
с
|
т
|
ц
|
И
|
п
|
ь
|
е
|
г
|
и
|
|
т
|
е
|
л
|
и
|
к
|
р
|
||
о
|
б
|
о
|
д
|
х
|
р
|
е
|
б
|
с
|
н
|
и
|
з
|
и
|
н
|
е
|
с
|
к
|
м
|
ь
|
л
|
н
|
в
|
ы
|
|
и
|
а
|
з
|
о
|
в
|
и
|
н
|
с
|
й
|
г
|
а
|
р
|
у
|
д
|
о
|
о
|
м
|
о
|
х
|
а
|
г
|
к
|
з
|
ц
|
а
|
т
|
р
|
п
|
о
|
о
|
б
|
к
|
е
|
в
|
о
|
ш
|
и
|
н
|
й
|
и
|
Список из 35 сценариев в
программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев
в электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v
Несколько сценариев разнообразной
тематики в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по
ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти
электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание на моём блоге в рубриках:
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий