(Литературно-музыкальная композиция)
ЦЕЛЬ: развитие познавательного
интереса, общительности, двигательной активности.
(Информация из интернета. Лидия Иванова "Советская песня")
Содержание
/ Игра
|
Фонограмма /реквизит
|
||
1
|
Следующий этап советской песенной культуры —
небольшой по протяженности, но чрезвычайно напряженный и значительный. Он
определился временем Великой Отечественной войны. В эти годы песня — самый
распространенный жанр советской музыки. Песня становится духовным оружием
фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет
в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества
этих лет — защита Родины.
|
«Песня смелых»
|
|
2
|
В
самом начале войны жанровый облик героико-патриотических песен тяготеет
преимущественно к походно-строевым маршам и гимнам. Таковы «До свиданья, города и хаты» Блантера — Исаковского, «Песня защитников Москвы» Мокроусова
— Суркова, «Песня смелых» Белого
— Суркова и многие другие, воспевшие мужество и доблесть советского
солдата.
|
«Песня защитников Москвы»
|
|
3
|
Крутой
поворот песни навстречу военной действительности произошел уже в июньские дни
1941 года. Откликнувшись на лозунг «Песня — фронту», композиторы и поэты
мобилизуют свои творческие усилия. Песни пишутся в считанные дни и даже
часы. Нередко это было так: сначала в одной или нескольких газетах печатались
новые стихи, а вскоре композиторами сочинялась музыка. Среди созданных таким
образом песен — лирико-героическая, концертного плана «Прощание» Т. Хренникова — Ф.
Кравченко.
|
«Прощание славянки»
|
|
4
|
«Священная война» по праву считается песенной эмблемой Великой
Отечественной войны. Впервые исполненная Краснознаменным ансамблем
песни и пляски Советской Армии, она была подхвачена многочисленными
солдатскими хорами, ансамблями, духовыми оркестрами. Множество раз она
напутствовала бойцов, уходивших на фронт, а затем шла вместе с ними дорогами
войны.
|
«Священная война»
|
|
5
|
Многие
из военных песен предназначались специально для различных родов войск.
Нередко они были написаны непосредственно по заданию военного командования,
а также при прохождении композиторами и поэтами воинской службы в рядах
армии и флота, во время фронтовых командировок.
Морской
китель с гордостью носили поэт Лебедев-Кумач, композиторы-североморцы Б. Терентьев и Е. Жарковский,
служивший на черноморском флоте Б. Мокроусов.
Одна
из известных воинских песен — «Морская гвардия» Милютина —
Лебедева-Кумача — подлинно художественное произведение, вышедшее за
рамки прикладного жанра походного марша.
Атмосферу
флотской среды военного времени воссоздает песня «Это в бой идут матросы»
Терентьева — Н. Флерова и множество других, посвященных морякам.
В
духе морской романтики — суровый вальс — песня «Прощайте, скалистые горы» (Жарковский — Н. Букин).
|
«Прощайте, скалистые
горы»
|
|
6
|
Зачастую песни шли по следам горячих
событий. Их темы черпались из сообщений печати, подсказывались участниками и
очевидцами боевых эпизодов. Сюжетной основой для черноморской баллады «Заветный камень» (1943)
послужила матросская легенда. Композитор Мокроусов и поэт
Жаров узнали о ней из документального очерка.
|
«Заветный камень»
|
|
«Угадай
песню».
1)
Какую
песню называют Солдатской колыбельной? («Соловьи»).
2)
Какой
герой войны не дарит цветов девчатам? («Алёша»).
3)
Какая
песня военной поры в наше время должна быть запрещена, как пропаганда
курения? («Давай закурим»).
4)
В
какой песне звучит призыв к выпивке? («Давно мы дома не были»).
5)
Популярнейшая
песня военной поры, исполненная в фильме 1974 года «В бой идут одни старики».
(«Смуглянка»).
6)
Суровый
тихий край, охраняемый на границе броневым батальоном. («Три танкиста»).
|
«Соловьи»
«Алёша»
«Давай закурим»
«Давно мы
дома не были» «Смуглянка»
«Три
танкиста»
|
||
7
|
В
героико-патриотических песнях нашла выражение тема партизанской борьбы.
Лучшей из них признана «Ой,
туманы мои, растуманы» Захарова
и Исаковского, воплотившая поэзию
народного сказа.
Образ туманов олицетворяет
здесь народные бедствия. Мелодия дышит суровым, сосредоточенным мужеством.
|
||
8
|
Эпический строй присущ и другой
песне, посвященной партизанам. Это «Шумел
сурово брянский лес» С. Каца — А. Софронова, одна из популярных
песен о войне.
|
«Шумел сурово брянский лес»
|
|
9
|
«Песня о Днепре» М.
Фрадкина — Е. Долматовского — один из самых величественных песенных
образов войны, рожденный поэтической параллелью — человек и природа. Могучая
сила реки выступает олицетворением силы и гнева. В медленном маршеобразном
движении мелодии явственно проступают черты протяжных украинских дум.
|
«Песня о Днепре»
|
|
10
|
Патриотические темы развиваются
также в песнях, посвященных защите важных военных рубежей, родных городов. К
лучшим из них принадлежит лирико-героический гимн «Моя Москва» Дунаевского на слова С. Аграняна и М.
Лисянского. Эта песня, созданная в 1942 году, осталась самым ярким сочинением
Дунаевского в военный период.
|
«Моя Москва»
|
|
11
|
Военная пора выдвинула на
передний план яркое лирическое дарование композитора В. Соловьева-Седого.
На протяжении военных лет в
песнях Соловьева-Седого главенствует тема фронтовой дружбы. Первая из них
— «Вечер на рейде» (стихи А. Чуркина) написана в 1941 году.
В один из тогда еще тихих
ленинградских вечеров, работая на погрузке в порту, композитор задумал песню
о моряках, покидающих родной город. Слова «Прощай, любимый город» возникли у него сами собой. Взяв эти
слова за основу, Чуркин написал стихи.
Задумчивая, исполненная
благородства мелодия носит элегический характер.
|
||
«Прощай, любимый город»
|
|||
«Поём с
клубком». (На внимание и развитие памяти)
Все сидят в
кругу. Первый, обладатель клубка, поёт первую строчку песни «Синий платочек».
При последнем слове бросает клубок любому из круга. Тот, поймав клубок, поёт
следующую строку и бросает клубок другому участнику игры. И так, пока каждый
не поёт по одной строчке.
Последний из певцов бросает клубок
тому, от кого получил клубок. Тот поёт следующую строку из песни и кидает
клубок тому, от которого он получил клубок. И так далее. Таким образом,
паутина должна быть распутана.
|
Клубок
«Синий
платочек»
|
||
12
|
Композитор
Соловьев-Седой и поэт Фатьянов связаны тесными узами совместного
творчества. Лишь в годы войны (с 1942 года) ими написаны десятки песен о
фронтовом товариществе, о том, что дорого для сердец, объединенных суровыми
военными буднями.
Тесный
круг боевых друзей, поверяющих друг другу свои заветные думы, — это и есть
«коллективный лирический герой», многогранно раскрывшийся в песнях
Соловьева-Седого на слова Фатьянова и ряда других поэтов, в числе которых
были Исаковский, Чуркин, Гусев и А. Прокофьев.
О
том, что неотъемлемым качеством такого героя является щедрый юмор, свидетельствует
целый ряд шуточно-лирических песен Соловьева-Седого, таких, как «На солнечной поляночке», «Как
за Камой за рекой», «Ничего не говорила» и другие. Веселая шутка, которой
бойцы часто ободряли друг друга, помогала им пережить тяготы военных
испытаний и горечь разлуки с близкими. Как здесь не вспомнить
неунывающего Василия Тёркина, героя знаменитой поэмы А.
Твардовского!
|
«На солнечной поляночке»
|
|
13
|
Прежде всего, необходимо напомнить,
что круг песен фронтового быта не исчерпывается сочинениями военного
периода. Большое значение в песенном обиходе войны имели популярные песни
довоенного времени, такие, как «Каховка», «Орленок», «Дан приказ ему на запад», «По
военной дороге», «Тачанка» и др.
|
||
14
|
С новой силой зазвучали воскрешающие
боевое прошлое «По долинам и по взгорьям», «Там, вдали за рекой», а также старинные народные «Есть на Волге
утес», «Песня о Ермаке», «Раскинулось море широко», «Варяг».
|
«Раскинулось море широко»
|
|
«Найди свою
певческую команду».
Участникам
игры раздаются карточки со словами из песен. Тот, кому попадёт карточка с
названием песни, находит «слова», которые относятся к его песне, и выводит
себе команду. Команды по очереди поют свои песни.
|
Карточки со
словами из песен «Огонёк» и «Землянка»
|
||
15
|
В массовом народном творчестве
широко бытовал принцип объединения популярных напевов прошлых лет с новыми
текстами, приуроченными к военной повседневности. В мощный фольклорный поток
влились многочисленные варианты «Синего платочка» Петерсбургского.
Существует несколько сотен
текстовых фольклорных вариантов всеми любимой «Катюши».
Огромной
популярностью пользовалась песня «Огонек». Ее история
началась со стихотворения поэта Исаковского, опубликованного в
газете «Правда» весной 1943 года. Многие композиторы — профессиональные
и самодеятельные — предлагали свои варианты напева. Однако в жизни закрепился
лишь один. Кто был его автором — об этом велось много споров — установить так
и не удалось.
|
«Землянка»
|
|
16
|
Заветные страницы в песенной
эпопее войны принадлежат бытовой лирике. Прощания и разлуки, ожидания встреч
с любимыми воедино переплели личное и общее, интимное и гражданственное.
Таковы «Землянка» Листова — Суркова, «Темная
ночь» Богословского — В.
Агатова.
|
||
17
|
Рядом с песнями окопных будней в
музыкально-поэтической летописи войны встали и те, что воспели дела трудового
тыла. К лучшим из них принадлежит обаятельная, излучающая светлое мажорное
сияние «Песня о фонарике» Шостаковича
— Светлова. Ее, несомненно, можно назвать символом оптимизма и душевной
стойкости гражданского населения нашей столицы.
|
«Песня о фонарике»
|
|
«Танец со
стульями».
В зале стоят
стулья по количеству на один меньше, чем участников танца. Звучит музыка, все
танцуют. Музыка смолкает. Все садятся. Кому не хватило стула – выбывает. 1
стул убирается. Снова звучит музыка.
|
«Под
звёздами балканскими».
Стулья.
|
||
18
|
А в каждом северном городе принято
было считать, что это о нем сложена лирико-частушечная песня «Есть на
Севере хороший городок» (Хренников — Гусев). Известность получила также
лирическая песня Н. Будашкина на стихи Г. Акулова «За дальнею околицей». Премьера этой
песни состоялась зимой 1942 года в осаждённом фашистами Ленинграде в
исполнении Зои Рождественской.
|
«За дальнею околицей»
|
|
19
|
Среди авторов самых
популярных песен военной поры почетное место принадлежит композитору Матвею
Исааковичу Блантеру (1903 —1990). В первые дни войны он написал походный
солдатский марш «До свиданья, города и хаты».
|
||
20
|
В середине войны широко
звучит «Моя любимая» на стихи Долматовского. К
высоким образцам песенной классики военных лет принадлежит блантеровский
вальс «В лесу прифронтовом» на
стихи Исаковского, как напоминание о мирной жизни и о далекой любимой.
|
«В лесу прифронтовом»
|
|
21
|
В новогоднюю ночь 1 января 1944
года по радио впервые зазвучал Государственный Гимн Советского Союза. Его авторы — композитор А. В. Александров и
поэты С. Михалков и Г. Эль-Регистан. Музыкальные корни этого торжественного,
монументального сочинения, словно проходя сквозь пласты времен, ведут к
европейским революционным гимнам (прежде всего «Интернационалу»).
|
||
«Случайный
вальс» с платками.
Обладатели
жетонов получают платки и с их помощью приглашают танцевать себе пару самый популярный танец тех лет – вальс.
|
Платки,
«Случайный
вальс»
|
||
22
|
В
песенном наследии Великой Отечественной войны удельный вес лирики огромен.
Потребность в ней возрастала тем больше, чем дальше вели солдата длинные
дороги войны, надолго разлучившие его с отчим домом.
|
«Синий платочек»
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ: ПУНКТ после 15
девушка
|
голос
|
паренёк
|
кусты
|
товарищи
|
глаза
|
крыльца
|
гармонь
|
окошке
|
слеза
|
друзья
|
смола
|
«ОГОНЁК»
|
«ЗЕМЛЯНКА»
|
Список из 35 сценариев в
программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев
в электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v
Несколько сценариев разнообразной
тематики в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по
ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти
электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание на моём блоге в рубриках:
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий