(Литературно-музыкальная композиция)
ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса,
общительности, двигательной активности.
Содержание
|
Фонограмма
|
||
1.
|
Пока
что время не произвело своего отбора, и еще рано говорить о страницах,
прочно вписанных в песенную классику 80-ми годами. Какие из песен этого
времени окажутся по прошествии многих лет подлинным знаком своей
современности? Какие запомнятся и какие забудутся? Это покажет будущее.
|
«Дорога без конца»
|
|
2.
|
Прежде
всего, следует сказать о том общем, что имеет песенная культура 80-х годов с
предыдущими десятилетиями. Оно отчетливо выражено в песнях духовно-этического
порядка — о самосознании человека, о соотнесении внутреннего мира личности с
миром окружающим.
Наиболее
ярко выражена эта линия в лирических песнях «Осенняя элегия» (Саульский — Л. Завальнюк), «Дорога без конца» (С. Баневич —
Т. Калинина), юношеской «Прекрасное
далеко»(Е. Крылатов — Ю. Энтин).
|
«Осенняя элегия»
|
|
3.
|
Рядом
с ними — песни о любви, о мудрости приятия жизни и — что приходит в песню
только сейчас — об осознании неизбежности утрат.
«Любовь
и разлука» (Шварц — Окуджава), «Ищу тебя» (Зацепин —
Дербенев), «Последняя поэма» (Рыбников на стихи Р. Тагора в
переводе А. Адалис), «А на
прощанье я скажу...» (Петров — Ахмадулина), — все они, пришедшие с
киноэкрана, являются лучшими образцами лирики 80-х годов.
|
«А на прощанье я скажу...»
|
|
4.
|
Получила
продолжение начатая еще в конце 50-х и в 60-х годах лирическая тема «малой
родины» — родных мест, из которых берут свои истоки человеческие судьбы.
К
ним принадлежит ряд песен композитора и исполнителя Ю.
Антонова (наибольшую популярность получила «Под крышей дома твоего» — стихи Пляцковского).
|
«Под крышей дома твоего»
|
|
5.
|
Характерны
своим ностальгическим тоном песни, которые можно причислить к современной,
привлекающей изысканностью интерпретации городского романса, такие,
как «Тверской бульвар» (Т. Ефимов — М. Любезнов), «Чистые пруды» (Тухманов — Л.
Фадеев), «Вальс-бостон» (музыка и стихи А. Розенбаума).
|
«Чистые пруды»
|
|
6.
|
«Зацифрованные песни».
Игроки делятся на две команды. Командам выдаются листы бумаги
и фломастеры.
Задание такое: команда, вспоминает какую-либо песню, в которой
фигурируют цифры, и пишет на листке крупно число из песни, показывает другой
команде. Другая команда должна отгадать
и пропеть куплет или строчку из песни с написанными цифрами. Команда
отгадавшая песню, пишет на листке число из «своей» песни. И так команды
чередуются. Например: «Миллион алых роз», «Один раз в год сады цветут», «Нас
оставалось только двое из восемнадцати ребят», «Письмо из 45-го», …
|
листы бумаги
и фломастеры
|
|
7.
|
Преемственность
гражданственной лирики 80-х годов по отношению к предыдущим двум
десятилетиям выразилась в песнях-воспоминаниях о войне. Теперь, спустя вот
уже сорок лет, они поют о тех, кто остался навечно молодым — о невернувшихся
с полей сражений.
Таковы «Письмо из сорок пятого» (Лученок
— М. Ясень), «Если б не было войны» (Минков — Шаферан), «Довоенный
вальс» (П. Аедоницкий — Ф. Лаубе) и др.
|
«Письмо из сорок
пятого»
|
|
8.
|
В
стиле ретро звучит воспоминание о послевоенной поре «Танго для всех» (Журбин — В. Шленский).
|
«Танго для всех»
|
|
9.
|
Трудно
не заметить фактического отсутствия в 80-е годы по-настоящему ярких и запоминающихся
песен, посвященных общегражданским темам. Избыток патетики высокопарных
лозунгов в песнях, призванных отождествить собою идеалы патриотизма,
гражданственные убеждения, в конце концов вызвали острое отчуждение
слушательских кругов. Парадно-торжественный тон потерял доверие общества, получившего право открыто говорить о
накопившихся в нем противоречиях.
|
«Прекрасное далеко»
|
|
10.
|
«Найди
место».
В ряд ставят
стулья на расстоянии ширины стула, сиденьями поочерёдно в разные стороны.
Игроки садятся
на стулья. Звучит песня Вячеслава Добрынина «Колдовское озеро».
Водящий с
длинной палкой в руке начинает обходить сидящих на стульях. Если около
кого-то он стукнет палкой об пол, этот играющий должен встать со стула и пойти следом за водящим. Так водящий
ходит вокруг стульев, стучит то тут, то там, пока все не окажутся на
ногах. Водящий начинает удаляться от
стульев, ходит кругами, змейкой; остальные всё за ним повторяют. Вдруг
водящий дважды стучит по полу. Это сигнал к тому, чтобы все немедленно заняли
свои места. Сам водящий старается занять место первым. Теперь водит тот, кому
не досталось места. Звучит другая песня «Ламбада» в исполнении Сергея Минаева,
и игра продолжается. Дополнительно:
Ирина Аллегрова «Младший лейтенант»
|
После обзора:
«Колдовское
озеро»,
«Ламбада»,
«Младший
лейтенант»
|
|
11.
|
Наиболее
активной в смысле обращения к социально-общественным проблемам оказалась
рок-музыка. В творчестве ее представителей слышится искреннее стремление сказать
правду о себе и своем времени.
|
«Гляжусь в тебя как в
зеркало»
|
|
12.
|
Образная
сфера рок-текстов призвана подтвердить настойчиво отстаиваемое молодыми
людьми право на самостоятельность суждений. Ими ставятся под сомнение готовые
рецепты удобного существования, высказывается протест против
приспособленчества, спекуляции лозунгом и прописными истинами. Отсюда —
особенности обликов и стиля высказывания, избранных разными группами.
|
«Синий иней»
|
|
13.
|
Поэтические
тексты, используемые в рок-музыке, далеко не всегда соответствуют в художественном
отношении глубине поднимаемых социальных проблем. Тем не менее, образная
сфера отечественного рока значительно расширила диапазон привлекаемых в
песню коллизий.
|
«Миллион алых роз»
|
|
14.
|
«Артист
и публика» — новая и успевшая широко распространиться тема эстрадной
песенной лирики. Начало ее, восходящее к середине 70-х годов, было положено
исполнительским творчеством певицы А. Пугачевой. Многим запомнилась ее
блистательная интерпретация песни болгарского композитора Э.
Димитрова «Арлекино».
|
«Арлекино»
|
|
15.
|
В
последующие годы специально для Пугачевой композитор Р. Паулс пишет
песни «Маэстро» (стихи Резника), «На бис» (стихи А.
Вознесенского).
|
«Маэстро»
|
|
16.
|
С
тех пор тема исповеди артиста перед публикой красной нитью проходит через
творчество этой певицы. Привлекает она также и многих других авторов и
певцов.
|
«На бис»
|
|
17.
|
В
русле психологизации песенного образа еще одна распространенная в 80-е годы
тема — зеркальное отражение. Человек, вглядывающийся в себя со стороны,
существует во многих песнях, различных по настроению и жанровому решению.
Как, например, в песне «Гляжусь в тебя как в зеркало» Антонова,
в остроироничной «Комнате смеха» (Т. Ефимов — Д. Усманов) или
элегической «Песенке без конца» (Колмановский
— Шаферан).
|
«Песенке без конца»
|
|
18.
|
«Внимательный танец».
Все, стоя в
кругу, пританцовывают и внимательно слушают песню «Песенка без конца» в
исполнении Валентины Толкуновой. Услышав слова:
- зеркало,
зеркала, у зеркала - качаем головой от плеча к плечу;
- время –
хлопаем в ладоши;
- ход, идёт –
шаги вправо по кругу.
|
«Песенка без
конца»
|
|
19.
|
Наблюдается
еще одна новая тенденция. Привлечение в песню литературных героев, знаменитых
имен или имен нарицательных.
Здесь
проглядывает стремление авторов выйти за пределы будничного — к
эксцентричности, карнавальности, причудливому.
Так,
песенными персонажами становятся Баба-яга, Али-баба, Шерлок Холмс и
Чарли Чаплин, Синдбад-мореход, Ариадна, Мастер и Маргарита и т. д.
Делается это по-разному. В одних случаях с достаточной долей художественного
вкуса и меры. Порою — лишь в угоду моде.
|
«Ален Делон»
|
|
20.
|
В
80-е годы значительно выросло число музыкантов, объединивших функции автора
музыки (часто и слов) и певца-исполнителя. К ним относятся И. Николаев,
В. Кузьмин, И. Муромов, А. Барыкин, В. Малежик, Ю. Лоза.
|
«Яблоки на снегу»
|
|
21
|
На
протяжении всего десятилетия неизменной популярностью пользуется имя Р.
Паулса. Разносторонний музыкант, автор сочинений в самых различных
музыкальных жанрах — мюзикл, хоровая музыка, эстрадно-инструментальная
музыка, джазовые пьесы — Паулс является признанным мастером шлягерной песни («На бис», «Маэстро», «Наш
город», «Листья желтые», «Миллион алых роз», «Старинные часы», «Еще не
вечер», «Вернисаж» и мн. др.).
|
«Листья желтые»
|
|
22
|
«Путаница».
На плакате написано название песни, которая сейчас прозвучит,
но буквы переставлены. Так что мы
услышим и станцуем?
НВАААДЛ (Лаванда).
ЛАРЕЗОК (Зеркало).
ЭЭСТРОМА (Маэстро)
|
Плакаты со
словами,
«Лаванда»,
«Зеркало»,
«Маэстро»
|
|
23
|
Среди
самых популярных песен 80-х годов назовем «Айсберг» (И. Николаев —
Л. Козлова), «Лаванда» (В.
Матецкий — М. Шабров), «Букет» (А. Барыкин — Н. Рубцов), «Яблоки на снегу»(Муромов — А.
Дементьев).
|
«Лаванда»
|
|
24
|
В
начале 80-х годов тему космоса продолжила «Трава у дома» (В. Мигуля — А. Поперечный), написанная с
ориентацией на стилистику вокально-инструментальных групп.
|
«Трава у дома»
|
|
25
|
Есть
такая старая поговорка: «Песня сама себя окажет». Точнее не выразить.
По-разному складываются песенные судьбы. Принято говорить, что их вершит
само Время. Что ж! Время — это жизнь и люди. Песни живут среди людей.
Приходят к нам из нашей жизни. Из наших надежд, тревог, мечтаний. Это мы
передаем их новым поколениям, а они рассказывают о нас. Какими были, какими
хотим быть, какие есть. Меняются времена, сменяют друг друга песни. Лучшие
из них обретают долгую и счастливую судьбу.
|
«Старинные часы»
|
|
26
|
«Танцуют все!».
|
«Я готов
целовать песок»,
«Белые розы»,
«Синий иней», «Яблоки на снегу»
|
Список из 35 сценариев в
программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев
в электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v
Несколько сценариев разнообразной
тематики в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по
ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти
электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание на моём блоге в рубриках:
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий