воскресенье, 15 октября 2017 г.

«ПЕСНИ РАСЦВЕТА – 30-Е ГОДЫ» (Литературно-музыкальная композиция) Сценарии мероприятий для людей пожилого возраста

Фото из интернета
«ПЕСНИ РАСЦВЕТА – 30-Е ГОДЫ»

(Литературно-музыкальная композиция)

ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса, общительности, двигательной активности.

(Информация из интернета. Лидия Иванова «Советская песня»)


                                                      Содержание / Игра
Фонограммы / реквизит
1
Наступил качественно новый этап советской песенной культуры. Эмоциональные, броские и запоминающиеся песенные мелодии этих лет свидетельствуют о внимательном вслушивании их авторов в массовый музыкальный быт, его настоящее и прошлое.
Примечательная черта данного периода — ярко выраженная самостоятельность авторских песен. Сочинения И. Дунаевского, Дм. и Дан. Покрассов, А. Александрова, В. ЗахароваМ. Блантера и других классиков советской песни отмечены печатью индивидуального дарования.
В эти годы расцветает искусство и мастеров песенного поэтического слова. Стихотворные строки В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, М. Светлова, В. Гусева прекрасно запоминались и подхватывались народом.
«Марш энтузиастов»
2
Магистральная роль темы труда определялась атмосферой времени. Жизнь молодого социалистического государства разворачивалась в напряженных темпах первых пятилеток, заряжая литературу, искусство пафосом трудового подъема.
Дух боевой сплоченности, некогда взрастивший песенные образы революции и гражданской войны, отныне претворен в облике народа-созидателя, строителя новой мирной жизни. На смену суровой революционной патетике в песню приходит бурная энергия коллективизма. Соединившись с образами молодости, она определила типичные черты песенного героя 30-х годов — оптимистичного, исполненного твердой воли и уверенности в собственных силах.
Первой, подлинно массовой в этом ключе явилась «Песня о встречном» Д. Шостаковича — Б. Корнилова.
Этому сочинению суждено было сыграть этапную роль в песенной культуре 30-х годов. Во-первых, она предвосхитила молодежный марш — одну из главных разновидностей массовой песни последующих лет. Во-вторых — открыла историю плодотворного содружества песни и советского кинематографа.
(Песни кинофильмов – тема следующих встреч).
3
«Вспомним песни о профессиях».
Участники по очереди поют по куплету песни о разных профессиях, что были популярны в  начале ХХ века.

4
Среди лучших песен, посвященных теме труда, «Марш энтузиастов» Дунаевского (стихи Д'Актиля), его же «Марш женских бригад» (стихи Лебедева-Кумача), «Зелеными просто­рами» В. Захарова; Участники праздничных демонстраций нередко исполняли «Марш ударных бригад» венгерского композитора-интернационалиста Б. Рейница.
Из песен, посвященных той или иной профессии (их в эти годы написано немало), несомненно, лучшей является «Марш трактористов» Дунаевского — Лебеде­ва-Кумача.
«Марш трактористов»
5
Трудно не заметить, что плакатные краски песен 30-х годов, брызжущие радостью, весельем и торжеством трудовых побед, рисуют быт советских людей в виде некоего идеального сообщества, не подверженного противоречиям и сколько-нибудь серьезным трудностям.
Реальная жизнь страны — со всеми сложностями экономических переустройств, жесткими обстоя­тельствами коллективизации сельского хозяйства, репрессиями и лагерями, тяжестью проявлений культа личности — была далеко не столь безоблачной, какой представала во множестве гимнов и маршей.
И все же было бы несправедливым воспринимать песни этого времени как средство безоговорочной идеализации действительности. Ведь они передавали реальную атмосферу массо­вого энтузиазма. Для миллионов людей труда идеалы мирного созидания являлись революционным заветом, твердой нрав­ственной опорой и залогом счастливого будущего.
Отсюда — оптимизм массовой песни, славящей радость труда и искрен­нюю веру народа в торжество справедливости. Эти чувства и настроения с особенной силой обобщали в себе песенные обра­зы, пришедшие из кинофильмов.
6
Собственное слово сказал Дунаевский и в области пионерской песни, к которой принадлежит «Эх, хорошо» (стихи Лебе­дева-Кумача), занявшая на многие годы прочное место в кон­цертной практике детских хоровых коллективов.
«Эх, хорошо» 
7
«Сложим строку из песни сами».
Участникам игры раздаются карточки  со словами из песни. Задача игроков догадаться – к какой песне относятся эти слова и встать в ряд так, чтобы получилась строчка из песни («Песни о Щорсе»).
 «Песня о Щорсе»
Карточки со словами из «Песни о Щорсе»
8
Песни-воспоминания о гражданской войне занимают особое место в песенной панораме 30-х годов. Вместе с памятью о бы­лом в них зарождалась идея преемственности поколений, полу­чившая активное развитие в советской гражданственной песне последующих десятилетий. Од­на из популярных баллад — «Партизан Железняк» М. Блантера на стихи М. Голодного.
«Партизан Железняк» 
9
Обращение к героике прошлого повлекло за собой стиль баллады, то есть песни с сюжетным началом, ведущей повество­вание от лица рассказчика. События гражданской войны пре­ломляются здесь через образы героев, овеянные ореолом суро­вой и мужественной романтики.
О разнообразии этих красок свидетельствуют знаменитые «Каховка» (Дунаев­ский—М. Светлов) и «Орленок» (В. Белый—Я. Шведов). Каж­дая из песен ярко индивидуальна.
«Каховка» 

«Картинка-подсказка».
На пяти картинках изображены: солнце, граната, орёл, перо, число 16. Надо отгадать – к какой песне относятся эти иллюстрации. («Орлёнок»).
 «Орлёнок»
Карточки с картинками
10
«Песня о Каховке» — это баллада о фронтовом товари­ществе, обращение к другу боевых лет. Здесь использованы ин­тонации жалостливой солдатской песни «Умер бедняга в боль­нице военной».
«Орленок» — драматическое повествование о том, как вели на расстрел юного красноармейца.
«Орленок» 
11
В основу балладных песен ложились типичные для военных времен и вместе с тем символические ситуации. Как, например, прощание юноши и девушки, уезжающих воевать в разные стороны света — из песни «Прощание» («Дан приказ ему на запад...») Дм. и Дан. Покрассов на стихи М. Исаковского.
«Прощание»
12
Героику гражданской войны воскрешает другая широкоизвестная песня братьев Покрассов «По военной дороге» (стихи А. Суркова).

«По военной дороге» 
13
Песни-воспоминания о гражданской войне нередко причис­ляют к оборонной теме. Они будили народную память о боевом прошлом, помогая тем самым воспитывать в новых поколениях готовность к защите своей отчизны.
14
Широкое распространение оборонных песен связано с тревожной атмосферой предвоенного периода. Все более очевидной становится угроза фашистского вторжения. Следствием напряженных ситуаций на рубежах страны становятся бои на Дальнем Востоке (у озера Хасан), война с белофиннами (1938—1939).
 Оборонные песни, объединенные идеей защиты Родины, говорили о готовности советских людей дать отпор любому враждебному посягательству.
 На «переднем крае» этого направления оказалось творчество родоначальников советской военной песни композиторов Дан. и Дм. Покрассов. Всеобщее признание принесли им песни «Если завтра война» (стихи Ле­бедева-Кумача), «То не тучи, грозовые облака» (стихи Суркова).
«То не тучи, грозовые облака» 
«Если завтра война» 
15
«Хоровое пение».
Звучит песня «Спят курганы тёмные». Все хором подпевают. Песня смолкает и все продолжают петь молча. По сигналу все продолжают петь громко. Включается звук фонограммы. Действие повторяется. Все справились?
 «Спят курганы тёмные»
16
Известной была в эти годы и «Дальневосточная» Ю. Милютина — В. Винникова.
«Дальневосточная» 
17
Лирическое начало, заметно окрасившее песни военного со­держания, особенно сказывалось на группе «казачьих» песен. Ярчайшим их представителем становится «Полюшко-поле» Книппера — Гусева.
«Полюшко-поле»
18
Пес­ни о Советской Армии ведут свое начало из красноармейской тематики времен гражданской войны. Их обширный пласт со­ставляет песенную летопись исторического пути первой в мире Армии рабочих и крестьян.
Ведущая роль в пропаганде воин­ской песни принадлежит Краснознаменному ансамблю песни и пляски Советской Армии (позднее дважды Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. Александро­ва). С этим коллективом на протяжении почти полутора деся­тилетий было связано творчество его организатора и бессменно­го руководителя Александра Васильевича Александрова (1883—1946).
Приступив к работе в Ансамбле, Александров много сил от­дает популяризации и обработке русских народных песен, а также песенного фольклора революции и гражданской войны.
В 30-е годы появляется ряд собственных песен Александро­ва, написанных специально для Ансамбля. Темой повествования служит красноармейский эпос гражданской войны, а также про­славление Красной Армии. Все они принадлежат к различным типам походно-строевых маршей. Так, мелодический стиль «Эшелонной» (стихи О. Колычева) тяготеет к старому солдат­скому фольклору.
«Эшелонная» 
19
Ин­тонационно близка революционным песням лирическая «Забай­кальская» (стихи С. Алымова).
Бойкая частушечная дробь рас­сыпана в песне «Бейте с неба, самолеты» (стихи Алымова).
Важная сфера в творчестве Александрова - торжественные хоровые песни-гимны. Созданный композитором в довоенные годы «Гимн партии большевиков» впоследствии стал основой Гимна Совет­ского Союза (1944).
«Бейте с неба, самолеты»
20
Во все времена песни пели не только патриотические, не всегда «правильные». Полюбившиеся песни (слова или мелодии) приобретали множество вариантов. Как, например: песня «Кирпичики» - «Песня о кир­пичном заводе» Е. Кручинина (слова П. Германа) или «Шахта № 3» пользовались немалой популярностью и имела десятки, если не сотни вариантов-переделок.
На прошлой встрече вы танцевали под эту песню в исполнении Н.Бабкиной, песня звучала чуть ли не озорной (в стиле Бабкиной).
Можете снова потанцевать почти под эту же песню в исполнении Лины и Алексея Колгана.

«Кирпичики» (2 варианта)
21
О колхозной деревне и сельскую лирику я приглашаю вас спеть на следующей встрече.


ПРИЛОЖЕНИЕ:
«Песня о Щорсе»

ШЁЛ

ШЁЛ


ОТРЯД

ПОД


ПО

КРАСНЫМ


БЕРЕГУ

ЗНАМЕНЕМ


ШЁЛ

КОМАНДИР


ИЗДАЛЕКА

ПОЛКА



 Несколько сценариев Вы можете найти в рубрике «Сценарии СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ» http://qoo.by/U0Y

Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v
Несколько сценариев разнообразной тематики в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание на моём блоге в рубриках:    
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 
  И в других рубриках.

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy


Комментариев нет:

Отправить комментарий