(Литературно-музыкальная композиция)
ЦЕЛЬ: развитие познавательного
интереса, общительности, двигательной активности.
(Информация из интернета. Лидия Иванова «Советская песня»)
Содержание
/ Игра
|
Фонограммы / реквизит
|
||
1
|
Наступил
качественно новый этап советской песенной культуры. Эмоциональные, броские и
запоминающиеся песенные мелодии этих лет свидетельствуют о внимательном
вслушивании их авторов в массовый музыкальный быт, его настоящее и прошлое.
Примечательная
черта данного периода — ярко выраженная самостоятельность авторских песен.
Сочинения И. Дунаевского, Дм. и Дан. Покрассов, А. Александрова, В.
Захарова, М.
Блантера и других классиков
советской песни отмечены печатью индивидуального дарования.
В
эти годы расцветает искусство и мастеров песенного поэтического слова.
Стихотворные строки В. Лебедева-Кумача, М.
Исаковского, М. Светлова, В.
Гусева прекрасно запоминались и подхватывались народом.
|
«Марш энтузиастов»
|
|
2
|
Магистральная
роль темы труда определялась атмосферой времени. Жизнь молодого
социалистического государства разворачивалась в напряженных темпах первых
пятилеток, заряжая литературу, искусство пафосом трудового подъема.
Дух
боевой сплоченности, некогда взрастивший песенные образы революции и
гражданской войны, отныне претворен в облике народа-созидателя, строителя
новой мирной жизни. На смену суровой революционной патетике в песню приходит
бурная энергия коллективизма. Соединившись с образами молодости, она
определила типичные черты песенного героя 30-х годов — оптимистичного,
исполненного твердой воли и уверенности в собственных силах.
Первой,
подлинно массовой в этом ключе явилась «Песня о встречном» Д. Шостаковича — Б. Корнилова.
Этому
сочинению суждено было сыграть этапную роль в песенной культуре 30-х годов.
Во-первых, она предвосхитила молодежный марш — одну из главных разновидностей
массовой песни последующих лет. Во-вторых — открыла историю плодотворного
содружества песни и советского кинематографа.
(Песни кинофильмов – тема
следующих встреч).
|
||
3
|
«Вспомним
песни о профессиях».
Участники по
очереди поют по куплету песни о разных профессиях, что были популярны в начале ХХ века.
|
||
4
|
Среди
лучших песен, посвященных теме труда, «Марш энтузиастов» Дунаевского (стихи
Д'Актиля), его же «Марш женских бригад» (стихи Лебедева-Кумача), «Зелеными просторами» В. Захарова; Участники праздничных демонстраций
нередко исполняли «Марш ударных бригад» венгерского
композитора-интернационалиста Б. Рейница.
Из
песен, посвященных той или иной профессии (их в эти годы написано немало),
несомненно, лучшей является «Марш
трактористов» Дунаевского — Лебедева-Кумача.
|
«Марш трактористов»
|
|
5
|
Трудно
не заметить, что плакатные краски песен 30-х годов, брызжущие радостью,
весельем и торжеством трудовых побед, рисуют быт советских людей в виде
некоего идеального сообщества, не подверженного противоречиям и
сколько-нибудь серьезным трудностям.
Реальная
жизнь страны — со всеми сложностями экономических переустройств, жесткими
обстоятельствами коллективизации сельского хозяйства, репрессиями и
лагерями, тяжестью проявлений культа личности — была далеко не столь
безоблачной, какой представала во множестве гимнов и маршей.
И
все же было бы несправедливым воспринимать песни этого времени как средство
безоговорочной идеализации действительности. Ведь они передавали реальную
атмосферу массового энтузиазма. Для миллионов людей труда идеалы мирного
созидания являлись революционным заветом, твердой нравственной опорой и
залогом счастливого будущего.
Отсюда
— оптимизм массовой песни, славящей радость труда и искреннюю веру народа в
торжество справедливости. Эти чувства и настроения с особенной силой обобщали
в себе песенные образы, пришедшие из кинофильмов.
|
||
6
|
Собственное
слово сказал Дунаевский и в области пионерской песни, к которой
принадлежит «Эх, хорошо» (стихи Лебедева-Кумача),
занявшая на многие годы прочное место в концертной практике детских хоровых
коллективов.
|
«Эх, хорошо»
|
|
7
|
«Сложим
строку из песни сами».
Участникам
игры раздаются карточки со словами из
песни. Задача игроков догадаться – к какой песне относятся эти слова и встать
в ряд так, чтобы получилась строчка из песни («Песни о Щорсе»).
|
«Песня о Щорсе»
Карточки со
словами из «Песни о Щорсе»
|
|
8
|
Песни-воспоминания
о гражданской войне занимают особое место в песенной панораме 30-х годов.
Вместе с памятью о былом в них зарождалась идея преемственности поколений,
получившая активное развитие в советской гражданственной песне последующих
десятилетий. Одна из популярных баллад — «Партизан Железняк» М. Блантера на стихи М. Голодного.
|
«Партизан Железняк»
|
|
9
|
Обращение
к героике прошлого повлекло за собой стиль баллады, то есть песни с сюжетным
началом, ведущей повествование от лица рассказчика. События гражданской
войны преломляются здесь через образы героев, овеянные ореолом суровой и
мужественной романтики.
О
разнообразии этих красок свидетельствуют знаменитые «Каховка» (Дунаевский—М. Светлов) и «Орленок» (В.
Белый—Я. Шведов). Каждая из песен ярко индивидуальна.
|
«Каховка»
|
|
«Картинка-подсказка».
На пяти
картинках изображены: солнце, граната, орёл, перо, число 16. Надо отгадать –
к какой песне относятся эти иллюстрации. («Орлёнок»).
|
«Орлёнок»
Карточки с
картинками
|
||
10
|
«Песня
о Каховке» — это баллада о фронтовом товариществе, обращение к другу
боевых лет. Здесь использованы интонации жалостливой солдатской
песни «Умер бедняга в больнице военной».
«Орленок» — драматическое повествование о том, как вели
на расстрел юного красноармейца.
|
«Орленок»
|
|
11
|
В
основу балладных песен ложились типичные для военных времен и вместе с тем
символические ситуации. Как, например, прощание юноши и девушки, уезжающих
воевать в разные стороны света — из песни «Прощание» («Дан приказ ему на
запад...») Дм. и Дан.
Покрассов на стихи М.
Исаковского.
|
«Прощание»
|
|
12
|
Героику гражданской войны
воскрешает другая широкоизвестная песня братьев Покрассов «По
военной дороге» (стихи А. Суркова).
|
«По военной дороге»
|
|
13
|
Песни-воспоминания
о гражданской войне нередко причисляют к оборонной теме. Они будили народную
память о боевом прошлом, помогая тем самым воспитывать в новых поколениях
готовность к защите своей отчизны.
|
||
14
|
Широкое
распространение оборонных песен связано с тревожной атмосферой предвоенного
периода. Все более очевидной становится угроза фашистского вторжения.
Следствием напряженных ситуаций на рубежах страны становятся бои на Дальнем
Востоке (у озера Хасан), война с белофиннами (1938—1939).
Оборонные песни, объединенные идеей защиты
Родины, говорили о готовности советских людей дать отпор любому враждебному
посягательству.
На «переднем крае» этого направления
оказалось творчество родоначальников советской военной песни
композиторов Дан. и Дм. Покрассов. Всеобщее признание принесли им
песни «Если завтра война» (стихи Лебедева-Кумача), «То не тучи, грозовые облака» (стихи Суркова).
|
«То не тучи, грозовые
облака»
«Если завтра война»
|
|
15
|
«Хоровое
пение».
Звучит песня
«Спят курганы тёмные». Все хором подпевают. Песня смолкает и все продолжают
петь молча. По сигналу все продолжают петь громко. Включается звук
фонограммы. Действие повторяется. Все справились?
|
«Спят курганы тёмные»
|
|
16
|
Известной
была в эти годы и «Дальневосточная» Ю.
Милютина — В. Винникова.
|
«Дальневосточная»
|
|
17
|
Лирическое
начало, заметно окрасившее песни военного содержания, особенно сказывалось
на группе «казачьих» песен. Ярчайшим их представителем становится «Полюшко-поле» Книппера — Гусева.
|
«Полюшко-поле»
|
|
18
|
Песни
о Советской Армии ведут свое начало из красноармейской тематики времен
гражданской войны. Их обширный пласт составляет песенную летопись
исторического пути первой в мире Армии рабочих и крестьян.
Ведущая
роль в пропаганде воинской песни принадлежит Краснознаменному ансамблю
песни и пляски Советской Армии (позднее дважды Краснознаменный Ансамбль песни
и пляски Советской Армии им. А. Александрова). С этим коллективом на
протяжении почти полутора десятилетий было связано творчество его
организатора и бессменного руководителя Александра Васильевича
Александрова (1883—1946).
Приступив
к работе в Ансамбле, Александров много сил отдает популяризации и обработке
русских народных песен, а также песенного фольклора революции и гражданской
войны.
В
30-е годы появляется ряд собственных песен Александрова, написанных
специально для Ансамбля. Темой повествования служит красноармейский эпос
гражданской войны, а также прославление Красной Армии. Все они принадлежат к
различным типам походно-строевых маршей. Так, мелодический стиль «Эшелонной» (стихи О.
Колычева) тяготеет к старому солдатскому фольклору.
|
«Эшелонная»
|
|
19
|
Интонационно
близка революционным песням лирическая «Забайкальская» (стихи С.
Алымова).
Бойкая
частушечная дробь рассыпана в песне «Бейте с неба, самолеты» (стихи Алымова).
Важная
сфера в творчестве Александрова - торжественные хоровые песни-гимны.
Созданный композитором в довоенные годы «Гимн партии большевиков» впоследствии
стал основой Гимна Советского Союза (1944).
|
«Бейте с неба, самолеты»
|
|
20
|
Во
все времена песни пели не только патриотические, не всегда «правильные».
Полюбившиеся песни (слова или мелодии) приобретали множество вариантов. Как,
например: песня «Кирпичики» - «Песня о
кирпичном заводе» Е. Кручинина (слова П. Германа)
или «Шахта № 3» пользовались немалой популярностью и имела десятки,
если не сотни вариантов-переделок.
На
прошлой встрече вы танцевали под эту песню в исполнении Н.Бабкиной, песня
звучала чуть ли не озорной (в стиле Бабкиной).
Можете
снова потанцевать почти под эту же песню в исполнении Лины и Алексея Колгана.
|
«Кирпичики» (2 варианта)
|
|
21
|
О
колхозной деревне и сельскую лирику я приглашаю вас спеть на следующей
встрече.
|
||
ПРИЛОЖЕНИЕ:
«Песня о Щорсе»
ШЁЛ
|
ШЁЛ
|
ОТРЯД
|
ПОД
|
ПО
|
КРАСНЫМ
|
БЕРЕГУ
|
ЗНАМЕНЕМ
|
ШЁЛ
|
КОМАНДИР
|
ИЗДАЛЕКА
|
ПОЛКА
|
Список из 35 сценариев в
программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев
в электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v
Несколько сценариев разнообразной
тематики в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по
ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти
электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание на моём блоге в рубриках:
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий