(Литературно-музыкальная композиция)
ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса,
общительности, двигательной активности.
Содержание
/ Игра
|
Фонограмма / Реквизит
|
||
1
|
В 70-е годы заметно расширился спектр доверяемых
песне человеческих переживаний. На передний план выступают моменты,
отражающие потребность человека в самопознании, осмыслении опыта прожитых
лет, отношений личности с окружающим миром.
С особенной настойчивостью
подчеркивается в песне мысль о взаимосвязи времен — близкого или далекого
прошлого с настоящим. Не случайно песенная панорама 70-х годов буквально
пронизана темой памяти. Сказывалось влияние литературы и искусства
современности, поднимавших эту тему с остротой наболевших нравственных
проблем. Многие из них выступают в ореоле революционной романтики.
Таковы «Товарищ» (композитор О.
Иванов обратился к стихам А. Прокофьева, написанным в 20-е годы).
|
«Товарищ»
|
|
2
|
Память как опора и чуткий ориентир сознания,
стремящегося постичь связь поколений и судеб, — такой предстает она в песнях
70-х годов. Об этом свидетельствуют песенные образы, основанные на перекличке
времен. Как пример - «Погоня» Я.
Френкеля — Р. Рождественского (из кинофильма «Новые приключения
Неуловимых»).
|
«Погоня»
|
|
3
|
Повышенный эмоциональный тонус
отличает песни-баллады. Их герои — родом из революции и гражданской войны. В
устах этих героев революционные идеалы звучат позывными мужества, чести,
долга. Экспрессия и динамическая устремленность свойственны песне Пахмутовой
— Добронравова «И вновь продолжается бой».
|
|
|
4
|
В медленном маршеобразном движении
разворачивается монолог «Товарищ
Песня» (И. Шамо — Р. Рождественский). Яркий образ найден поэтом:
слово «товарищ», обращенное к памяти, сердцу, времени, призывает их стать
свидетелями и союзниками в борьбе за правду. Отрывок из комсомольской баллады «Там, вдали за рекой», звучащий во вступлении, задает эмоциональный тон.
|
«Товарищ Песня»
|
|
5
|
«Белые и чёрные слова»
Все стоят или сидят в кругу. Один из участников держит мячик.
Поёт строчку из песни или куплет, в котором есть «белые» слова: белый, белое,
белеет и т.п. Пропев строчку, бросает кому-либо мячик. Тот должен спеть
строчку из песни с «чёрными» словами: чёрный, чернеет и т.п. Кидает мяч
следующему, тот поёт строчку с «белыми» словами и так слова чередуются:
«белые» - «чёрные». И так пока не закончится фантазия, или пока не пропоют
все участники.
|
Мячик
|
|
6
|
Своеобразную страницу составили
песни про сверстников — представителей одного поколения. Показательно, что
зарождение этой песенной разновидности (у истоков ее, напомним, стоит
написанный еще в начале 50-х годов «Школьный
вальс» Дунаевского
— Матусовского.
|
||
7
|
Содержание популярной песни 60-х
годов «Мальчишки» Островского
— Шаферана совпало с утверждением в нашей жизни традиции встреч бывших
одноклассников.
|
«Мальчишки»
|
|
8
|
О том, как сама жизнь предъявляет
экзамен на зрелость бывшим выпускникам, говорят «Обычная история» (Саульский — Шаферан), «Там, вдали за
рекой» (Бабаджанян — М. Пляцковский), «Молодо-зелено» (С. Томин —
Шаферан) и многие другие песни этих лет. Как правило, им присущ
ностальгический характер.
|
«Обычная история»
|
|
9
|
Острый
эмоциональный накал внесла в эту тему песня «Как молоды мы были» (Пахмутова — Добронравов).
Пронзительная грусть неизбежного расставания с молодостью озарена здесь
верой в истинность юношеских идеалов.
|
«Как молоды мы были»
|
|
10
|
«Нарисуй
портрет!»
Все встают
лицом в круг. Им на спину крепится лист А4 и выдаётся фломастер. Все
поворачиваются в затылок друг другу. Под фонограмму «Я тебя рисую», Яак Йоала,
все пританцовывают, идут по кругу и на листке идущего впереди рисуют портрет.
Музыка смолкает и вновь продолжается, все разворачиваются и рисуют на спине
другого - впереди идущего. По
окончании песни листы снимаются, обмен мнениями о таланте художников.
|
Альбомные
листы – 15-20,
Фломастеры,
столько же
Трек:
«Я тебя
рисую», Яак Йоала
|
|
11
|
В
песнях-воспоминаниях о Великой Отечественной войне память пролегла через
несколько мирных десятилетий. Мысли и чувства, властвующие на встречах бывших
фронтовиков. Торжество празднований Дня Победы, соединенное с болью и
горечью утрат поколения 40-х годов. Все это отчетливо слышно в песнях «Нам нужна одна победа» (слова и
музыка Окуджавы), «На всю оставшуюся жизнь» (Баснер —
слова Б. Бахтина и Н. Фоменко), «Бери шинель» (В. Левашов —
Окуджава).
|
«Нам нужна одна победа»
|
|
12
|
К
военным судьбам рядовых фронтовиков, каких в те годы были миллионы, обращены
повести «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Безымянный солдат»
А. Рыбакова, «Обелиск» В. Быкова и многие другие произведения
«военной прозы» последних десятилетий. Они посвящались памяти солдат и
офицеров, павших безымянными на поле боев, как принято было говорить в
войну, «местного значения». Эпизоды именно таких боев воскрешают песни,
созданные в 70-е годы. Это негромкий рассказ о гибели взвода, маленький
реквием в ясных мажорных красках «У
деревни Крюково» (Фрадкин — Островой). Или драматический
монолог «Горячий снег» (Пахмутова — М. Львов).
|
«У деревни Крюково»
|
|
13
|
Мысль
о неповторимости каждой жизни, отданной за Победу, заостренная военной
прозой и кинематографом современности, красной нитью прошла и через песню.
Одним из самых ярких ее воплощений стал образ безымянного солдата в
песне Фрадкина и Р. Рождественского «За того парня». Тема памяти раскрыта в ней через монолог нашего
молодого современника.
«Я сегодня до зари встану» - От начала до конца песня насыщена
неослабевающим напряжением. Примечательно, однако же, что мелодия не содержит
ни одного из тех оборотов, которые присущи героической песенности.
|
«За того парня»
(«Я сегодня до зари встану»)
|
|
14
|
В
сотнях песен времен Великой Отечественной войны повторяется слово «победа».
Сколько же понадобилось испытаний и дорог, чтобы обрести право писать это
слово с большой буквы. Именно таким предстает оно в песне «День
Победы» Д.
Тухманова на стихи Харитонова.
Ее огромную популярность можно объяснить на редкость
удачным совпадением традиции и новаторства, всегда отличающим
песни-открытия. Композитор так рассказывает о ее замысле: «...захотелось
сделать эту песню в жанре старинного русского марша, ибо именно такую музыку
разносили духовые оркестры, когда в сорок первом провожали на вокзальных
перронах бойцов, когда в сорок пятом их встречали... Наверное, по всей стране
звучали тогда старинные марши, вальсы... Думаю, что именно эти ассоциации,
заложенные в песне, и вызывают к ней особые чувства...».
«День
Победы» — это марш-воспоминание, соединивший в себе черты традиционных
российских духовых маршей с чертами современных песен-монологов.
|
||
15
|
«Ассоциация в названии песни».
1)
В названии этой песни – представитель растительного
мира, и его название образовано из двух понятий: чёрный и зловредное
насекомое, очень кусачее осенью. («Черёмуха»)
2)
В названии следующей песни – з слова: первое – дерево,
плоды и цветы которого часто
упоминаются в песнях и весной, и зимой, и осенью и в августе, третье слово
характеризует сезонное состояние этого дерева. («Яблони в цвету»)
3)
В названии этой песни – жалоба на невыносимое
физическое? страдание то ли тела, то ли души. («Больно мне, больно»)
4)
В названии этой песни отражено понятие, когда нельзя
посягать на не своё начало совместной жизни. («Чужая свадьба»)
5)
В названии – понятие возраста и сооружения, где берут
своё начало все хлебо-булочные изделия. («Старая мельница»)
6)
В названии подсказка-совет – если хочешь что-то узнать
о своей милой, обратись за помощью к деревьям. («Я спросил у тополя»)
7)
В названии - ласковое слово, то ли ягода, то ли птица…
(«Малиновка»)
8)
В названии звучит сожаление, укоризна – негоже
сдерживать свои эмоции и желания, надо бы их озвучивать для взаимопонимания.
(«Хочешь, но молчишь»)
|
Жетоны
«Черёмуха»
«Яблони в цвету»
«Больно мне, больно»
«Чужая свадьба»
«Старая мельница»
«Я спросил у тополя»
«Малиновка»
«Хочешь, но молчишь»
|
|
16
|
Лирико-патриотические
монологи вслед за многими песнями 60-х годов воспевают родину в поэтических
символах.
Одна из лучших и
популярнейших песен 70-годов — «Березовый сок» (Баснер
— Матусовский). Ее поэтический образ, пронизанный глубокой нежностью и
печалью, построен на тонко найденной параллели: живительная сила,
поднимающаяся от земли, корней — и слезы берез.
|
||
17
|
Об истоках всеобщего и вместе с
тем такого сокровенного чувства, каким является патриотизм, говорит и другая,
широко известная песня — «Гляжу в
озера синие», прозвучавшая музыкально-поэтической эмблемой в
телевизионном сериале «Тени исчезают в полдень». Ее авторы —
композитор Л. Афанасьев и поэт Шаферан.
|
«Гляжу в озера синие»
|
|
18
|
«Беловежская
пуща» (Пахмутова —
Добронравов) поет не только о любовании земной красотой. Наполненная чувством
пронзительной тревоги, она призывает к гуманности, к защите всего живого. Это
сочинение является, в сущности, первым песенным отзывом на экологические
тревоги современности. Необычен ее жанровый облик, несущий сочетание
лирического гимна и молитвы.
Близость
к народно-песенной основе обнаруживает мелодический язык песен «Я люблю
тебя, Россия» (Тухманов — М. Ножкин), «Родина моя» (Б.
Терентьев — Евтушенко), «Я люблю свою землю» (Е. Птичкин —
Харитонов), пополнившие страницы патриотической лирики.
|
||
19
|
Обладатели жетонов делятся
своим мнением: я не люблю, когда…
|
||
20
|
Ретродискотека.
«Малиновка», трек 15е.
ВИА «Самоцветы» «Лето»,
«Молодо-зелено»
Сергей Беликов ВИА «Пламя»
«Розовые розы»
|
||
Продолжение следует. На
следующей встрече – будем снова вспоминать песни 70-х лет.
|
|||
Список из 35 сценариев в
программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев
в электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v
Несколько сценариев разнообразной
тематики в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по
ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти
электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание на моём блоге в рубриках:
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Спасибо огромное за такой титанический, но очень нужный труд. Пользуюсь и очень нравится. Еще раз СПАСИБО!
ОтветитьУдалитьОчень приятно - бальзам на душу. Заходите ещё.
ОтветитьУдалить