«ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА»
Упражнение
«Нужны ли конфликты с родителями?»
ЦЕЛЬ: Повысить уровень
мотивации участников в работе по теме «Конфликты». СОДЕРЖАНИЕ: Группа делится
на две подгруппы, одна из них собирает аргументы, доказывающие, что конфликты с
родителями недопустимы, другая – отстаивает позицию: «Конфликты – это двигатель
прогресса, они необходимы в общении с родителями». В течение пяти минут каждая
подгруппа записывает свои аргументы, а затем зачитывает их вслух.
После
этого тренер просит участников команд поменяться ролями и в течение пяти минут
высказывать по очереди по одному аргументу. Например, подгруппа, которая против
конфликтов, высказывает один аргумент в пользу конфликтов и передаёт слово
второй подгруппе. Участники второй подгруппы, в свою очередь, приводят аргумент
против конфликтов, затем снова выступает первая подгруппа и т.д. По истечении
времени тренер останавливает дискуссию.
ОБСУЖДЕНИЕ: А теперь я предлагает вам не
продолжать спор, а сконцентрировать своё внимание на тех трудностях, которые
возникали в процессе выполнения упражнения, и на тех позитивных моментах,
которые имели место.
А на
вопрос о том, что такое конфликты и нужны ли они в объединениях, участникам
будет предложено ответить позже.
Игра:
«Глаза ребёнка – глаза взрослого».
СОДЕРЖАНИЕ: ставятся два стула:
большой – «взрослый» и маленький – «его ребёнок».
Каждый участник получает карточку с
ситуацией. Посидев на двух стульях по очереди, он рассматривает ситуацию с двух
позиций.
СИТУАЦИИ:
1.«Утро.
Семья просыпается. За окном всё бело: выпало много мокрого снега»;
2.
«Выдают дневник с четвертными отметками. У Романа три тройки»;
3. «У
Павлика невысокие родители и сам он очень маленького роста»;
4.
«Наташа – отличница. Учителя хвалят её. Но друзей в школе у неё нет»;
5. «Утро.
Лена идёт умываться и видит, что на лбу вскочил большой прыщ».
Например,
с позиции родителей последняя ситуация заканчивается так: «И мама сказала:
«Помажь его йодом». С позиции подростка: «И Лена быстро выдавила прыщ».
ОБСУЖДЕНИЕ: Хочу вам задать всего лишь один
вопрос: так почему же мы перестаём понимать наших родителей?
Упражнение:
«Звёздные часы познания».
«ЦЕЛЬ:
-
помочь
участникам тренинга набраться смелости, необходимой для того, чтобы учиться
новому;
-
дать
возможность более чётко расставить приоритеты и провести грань между
существенным и несущественным.
ИНСТРУКЦИЯ: Люди способны учиться всю свою
жизнь и могут научиться бесконечно многому. Мы начинаем учиться ещё до своего
рождения. Часто мы учимся, сами того не замечая.
Временами
приобретать новые знания и умения бывает очень приятно, но порой жизнь
преподносит нам тяжёлые уроки, заставляя проходить через обиды и болезни,
катастрофы и кризисы. И нередко, когда всё уже позади, мы начинаем осознавать,
что извлекли полезный опыт из этих тяжёлых событий: стали твёрже стоять на
ногах, научились спокойнее работать и более компетентно принимать решения.
Мы учимся
не только на своих собственных ошибках. Многому можно научиться, наблюдая жизнь
других людей. Среди них есть и те, кто служит нам образцом и примером. Сегодня
мы также имеем возможность поучиться друг у друга.
Я хотела
бы, чтобы каждый из вас взял несколько листов бумаги или тетрадку, которые
понадобятся вам, чтобы составить коллекцию из жизненного опыта других людей. Вы
можете сейчас по очереди подходить друг к другу и обмениваться тетрадями, чтобы
все члены группы записали в каждую из них по одному предложению. Это
предложение должно описывать какой-либо особо примечательный и не потускневший
с годами случай приобретения нового опыта или знаний.
Каждый
должен указать, чему он научился, в каком возрасте и при каких обстоятельствах.
Тот, кто пережил какой-либо важный опыт – «звёздный час», может в компактной
форме передать его другим в качестве примера и стимула для совершенствования. В
конце занятия у каждого члена группы получится небольшая поучительная коллекция.
Я прошу
вас начать и завершить свой список ситуациями, в которых вы сами переживали
«звёздный час».
ОБСУЖДЕНИЕ: каждый зачитывает свою получившуюся
коллекцию.
ВОПРОСЫ: Подумайте, что вы можете извлечь из
вашей новой коллекции?
«Утро.
Семья просыпается. За окном всё бело: выпало много мокрого снега»
|
«Выдают
дневник с четвертными отметками. У Романа три тройки»
|
«У
Павлика невысокие родители и сам он очень маленького роста»
|
«Наташа
– отличница. Учителя хвалят её. Но друзей в школе у неё нет»
|
«Утро.
Лена идёт умываться и видит, что на лбу вскочил большой прыщ»
|
ЦЕЛЬ:
познакомить участников тренинга со способами выхода из конфликтных ситуаций.
Возможно,
после знакомства со своими результатами у вас появится понимание того, в каких
сферах вам необходимо направленное развитие, а где пригодится повышенный
контроль за собственным поведением. Если вы хотите познакомиться с собой
поближе, то ответьте, пожалуйста, максимально честно на вопросы теста.
ИНСТРУКЦИЯ
к тесту:
«Представьте себе, что вы – экзаменатор, оценивающий предлагаемые суждения так,
что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а
совпадающие с вашим личным мнением или ближе к нему – 4 или 5.
Оценка 3
не должна использоваться вовсе.
Оценивается
каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру
«экзамена». За советами обращаться не
рекомендуется».
После
того как вы оцените все пословицы, подсчитайте балы по колонкам.
П: И так, 1 колонка – это люди
«черепашки», 2 – «акулы», 3 – «Медвежонок», 4 – «лиса», 5 – «сова». «Акулы»
чаще используют соревнование или конкуренцию; «черепашки» - уклонение или
избегание; «Медвежата» - приспособление; «лисы» - компромисс; «совы» - сотрудничество.
Полученные
данные не являются конечными и могут изменяться с течением жизни. О характеристиках
данных типов людей, более подробно, вы ознакомитесь сами.
Тест «30
пословиц»
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Тест «30 пословиц»
1.Худой
мир лучше доброй ссоры.
2. Если
не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.
3. Мягко
стелет, да жёстко спать.
4. Рука
руку моет.
5. Ум
хорошо, а два лучше.
6. Из
двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
7. Кто
сильнее, тот и прав.
8. Не
подмажешь – не поедешь.
9. С
паршивой овцы хоть шерсти клок.
10.
Правда то, что умный знает, а не то, о чём все бают.
11. Кто
ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.
12. Слово
«победа» чётко написано только на спинах врагов.
13.
Убивай врагов своей добротой.
14.
Честная сделка не вызывает ссоры.
15. Ни у
кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
16.
Дерись подольше да ума набирайся больше.
17.
Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
18. Добро
слово победит.
19. Ты –
мне, я – тебе.
20.
Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из
истины, которой обладает другой.
21. Кто
спорит – ни гроша не стоит.
22. Кто
не отступает – тот обращает в бегство.
23.
Ласковый телёнок двух маток сосёт.
24. Кто
дарит – друзей наживает.
25.
Вынеси заботы на свет и держи с другим совет.
26.
Лучший способ решить конфликт – избежать его.
27. Семь
раз отмерь, один раз отрежь.
28.
Кротость торжествует над злом.
29. Лучше
синица в руках, чем журавль в небе.
30.
Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.
Интерпретация
«Черепашка». У людей такого
типа – большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители
позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В
спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации
он может изменить вам.
«Акула». Для людей
этого типа главное – их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша
любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» -
надо лишь ограничить её притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он
может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для
коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могут вывести
коллектив из сложной ситуации.
«Медвежонок». Люди этого
типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг
друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в
день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут
полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее
важным оказываются человеческие отношения.
«Лиса». Люди этого типа
всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было
хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в
отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом
«Не обманешь – не проживёшь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не
ценят окружающие.
«Сова». Это честные и
открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться,
уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной
цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.
Упражнение
«Письмо губернатору города».
ЦЕЛЬ:
Отработать техники выхода из конфликтных ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ: Работа проходит в пяти подгруппах. Каждая
подгруппа получает карточку с названиями стиля выхода из конфликта.
Давайте представим такую ситуацию,
губернатор города собирается издать указ о том, что в новогоднюю ночь все
участники сегодняшнего занятия должны будут дежурить на улицах и следить за
порядком, но он ещё не успел издать этот указ, а только думает над его проектом
и хотел бы знать ваше мнение. В связи с этим необходимо написать губернатору
письмо в соответствии с указанным на карточке стилем.
После того как письма готовы, а на это
отводится от 6 до 20 минут, представители подгрупп по очереди зачитывают их, а
остальные участники отгадывают, какой способ выхода из конфликтной ситуации был
использован.
ОБСУЖДЕНИЕ: Участники обсуждают возможности и недостатки
использования каждого стиля выхода из конфликтной ситуации. Что звучало
особенно убедительно в их письмах? Как бы отреагировал губернатор на данные
ответы и почему?
Упражнение
«Девиз».
И
для выполнения данного упражнения необходимо участников тренинга разделить на пары.
ИНСТРУКЦИЯ: Необходимо
сформулировать и записать девиз, характеризующих каждый из стилей поведения в
конфликте. Завершённые работы представляются на суд широкой общественности.
Например,
·
Моя хата с краю (приспособление).
·
Фифти-фифти (компромисс).
·
Не прогоняйте, сам уйду!
(избегание).
·
Сам дурак! (соперничество).
·
Мы – команда! (сотрудничество).
Методика «Определите свой способ реагирования в
конфликте».
С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики
К.Н.Томаса, американского социального психолога, определяются типические
способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько вы
склонны к соперничеству и сотрудничеству в группе, стремитесь к компромиссам,
избегаете конфликтов или, наоборот, стараетесь обострить их.
В опроснике
предлагается 30 пар вариантов поведения в конфликтной ситуации. В каждой паре
надо выбрать один из двух вариантов поведения («а» или «б»). Свой выбор
зафиксируйте знаком «+» (плюс) рядом с соответствующим вариантом поведения.
Долго не задумывайтесь, фиксируйте первое впечатление».
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять
на себя ответственность за решение спорного вопроса;
б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я
стараюсь обратить внимание на то, в чём мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
б) Я пытаюсь уладить его с учётом всех интересов
другого человека и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами
ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь
найти поддержку у другого;
б) Я стараюсь делать всё, чтобы избежать
бесполезной напряжённости.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя;
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с
тем чтобы со временем решить его окончательно;
б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы
добиться другого.
8.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чём
состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9.а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за
каких-то возникших разногласий;
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.а) Я твёрдо стремлюсь добиться своего;
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в
чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом
сохранить наши отношения.
12.а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая
может вызвать споры;
б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при
своём мнении, если он также идёт навстречу.
13.а) Я предлагаю среднюю позицию;
б) Я настаиваю, чтобы всё было сделано по-моему.
14.а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю
о его взглядах;
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество
моих взглядов.
15.а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши
отношения;
б)
Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжения.
16.а) Я стараюсь не
задеть чувств другого;
б)
Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.а) Обычно я
настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать
бесполезной напряжённости.
18.а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему
возможность настоять на своём;
б) Я дам другому возможность остаться при своём
мнении, если он идёт мне навстречу.
19.а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чём
состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы
со временем решить их окончательно.
20.а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и
потерь для нас обоих.
21.а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к
другому;
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению
проблемы.
22.а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится
посередине между моей и другого человека;
б) Я отстаиваю свою позицию.
23.а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить
желания каждого из нас;
б) Иногда предоставляю другим взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
24.а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я
стараюсь идти ему навстречу;
б) Я стараюсь убедить другого в необходимости
компромисса.
25.а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к
аргументам другого.
26.а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы
каждого из нас.
27.а) Зачастую стремлюсь избежать споров;
б) Если это сделает другого человека счастливым, я
дам ему возможность настоять на своём.
28.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти
поддержку у другого.
29.а) Я предлагаю среднюю позицию;
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за
возникших разногласий.
30.а) Я стараюсь не задеть чувств другого;
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы
совместно могли добиться успеха.
По
каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс,
избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с
ключом.
Ключ опросника Томаса
Соперничество:
3а,6б,8а,9б,10а,13б,14б,16б,17а,22б,25а,28а.
Сотрудничество:
2б,5а,8б,11а,14а,19а,20а,21б,23а,26б,28б,30б.
Компромисс:
2а,4а,7б,10б,12б,13а,18б,20б,22а,24б,26а,29а.
Избегание:
1а,5б,7а,9а,12а,15б,17б,19б,21а,23б,27а,29б.
Приспособление:
1б,3б,4б,6а,11б,15а,16а,18а,24а,25б,27б,30а.
СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ
№
|
Стиль
|
Сущность
стратегии
|
Условия эффективного применения
|
Недостатки
|
1
|
Конкуренция
|
Стремление добиться
своего в ущерб другому
|
Исход очень важен. Обладание определённой властью.
Необходимость срочного решения.
|
При поражении – неудовлетворённость; при победе –
чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.
|
2
|
Избегание
|
Уход от ответственности за решения
|
Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение
покоя. Желание выиграть время.
|
Переход конфликта в скрытую форму.
|
3
|
Приспособление
|
Сглаживание разногласий за счёт собственных интересов
|
Предмет разногласия более важен для другого. Желание
сохранить мир. Правда на другой стороне. Отсутствие власти.
|
Вы уступили. Решение откладывается.
|
4
|
Компромисс
|
Поиск решений за счёт взаимных уступок
|
Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет
резерва времени. Другие стили неэффективны.
|
Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта
полностью не устранены.
|
5
|
Сотрудничество
|
Поиск решения, удовлетворяющего всех участников
|
Есть время. Решение важно обеим сторонам. Чёткое
понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения.
|
Временные и энергетические затраты.
Негарантированность успеха.
|
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
|
УКЛОНЕНИЕ
|
СОПЕРНИЧЕСТВО
|
СОТРУДНИЧЕСТВО
|
КОМПРОМИСС
|
Посмотри
на себя, как ты выглядишь!
|
Ты хоть
что-нибудь умеешь делать по-человечески?!
|
Ты
совершенно не умеешь вести себя в обществе!
|
И почему
ты вечно считаешь правой только себя?!
|
Когда
вижу тебя, перехожу улицу, чтобы с тобой не встретиться!
|
Находиться
с тобой в одном помещении – пытка!
|
Надо
учиться сдерживать свои эмоции!
|
Ну что за
манеры?!
|
Дженни Грехем Скотт (1991) считает, что у
каждого человека в зависимости от жизненного опыта есть собственная
классификация трудных в общении людей. Он приводит одну из классификаций,
предложенную Робертом М. Бремсоном, в которую входят такие типы людей, как:
«Паровой каток». Люди
этого типа считают, что все должны уступать им, они убеждены в собственной
правоте. Главная угроза для них – подрыв их имиджа, поэтому они могут вести
себя грубо, бесцеремонно по причине того, что боятся ошибки, после которой
произойдёт подрыв их имиджа.
Поэтому при общении с таким партнёром, если
предмет спора не очень важен для вас, лучше использовать такие способы выхода
из конфликта, как уклонение или приспособление. Уступив такому человеку в
малом, вы поможете ему успокоиться. Если же вы решили бороться за свои права,
желательно дать «паровому катку» выпустить пар, снизит эмоциональное
напряжение. Не перечьте ему в это время.
А затем спокойно и уверенно изложите
свою точку зрения, ни в коем случае не критикуя его подход, иначе вместо
конструктивного решения вы спровоцируете враждебное отношение к себе. Ярость
«парового катка» можно подавить только собственным спокойствием.
«Скрытый
агрессор». Такие люди стремятся причинить нам неприятности с помощью
закулисных махинаций. Причём они вполне убеждены в своей правоте, в том, что именно
они выполняют роль тайного мстителя, что они восстанавливают справедливость.
Иногда их поведение вызвано тем, что они не обладают властью, чтобы действовать
открыто.
При возникновении трудностей общения с подобным «оппонентом» при
возможности лучше уклониться от общения с ним, но в случае необходимости
взаимодействия желательно выявить конкретный факт причинения зла и сказать
такому человеку, что вам известно, что именно он совершил то или иное действие
против вас. Приведите ему доказательства, если он будет оспаривать ваши факты.
Однако сохраняйте при этом спокойствие, не давайте ему повод для агрессивного
нападения.
После того как вы разоблачили его, попытайтесь определить скрытые
причины подобного поведения. Если вы поймёте их, то вам легче будет прийти к
общему решению. Быть может, он считает вас конкурентом, стремится получить то,
что вовсе не нужно для вас (например, должность, внеочередной отпуск).
«Разгневанный ребёнок». Эти
люди не злы по своей природе, но время от времени взрываются подобно детям, у
которых плохое настроение. Как правило, также вспышки бывают спровоцированы
ощущением беспомощности, испугом, что в настоящий момент у них «земля уходит
из-под ног» и они теряют контроль над ситуацией. Будь то родитель, который кричит
на сына-подростка, или начальник, топающий ногами на подчинённого, причина вспышки
может быть одна и та же: «разгневанный ребёнок» боится потерять авторитет,
власть, боится не справиться с ситуацией.
Если у вас нет возможности уклониться от
контакта с таким человеком, то лучше всего в момент вспышки не перечить ему,
дать накричаться, убедить его в том, что вы слушаете его. То есть он должен
быть уверен, что по-прежнему контролирует ситуацию, это его успокоит.
После
вспышки он, скорее всего, будет ощущать дискомфорт, смущение, раскаяние,
поэтому лучше всего не заостряйте внимание на случившемся, не напоминайте и не
упрекайте его в содеянном. Переведите разговор не решение проблемы, не
настаивайте на извинении перед вами, а если извинения последовали без вашей просьбы,
примите их тут же, без анализирования случившегося.
Помогая «разгневанному
ребёнку» вновь почувствовать себя спокойно, уверено, вы тем самым приблизите
обоих к моменту конструктивного решения проблемы.
«Жалобщик». «Жалобщики»,
как правило, охвачены какой-либо идеей и обвиняют всех окружающих. Если
«жалобщик» говорит вам о ком-то другом, можно либо поддакивать, либо возразить
ему. Но лучше сначала просто его выслушать, причём совсем не обязательно соглашаться
с тем, что он говорит. Может, единственное, что ему необходимо, - быть выслушанным,
и вы тем самым возвратите ему ощущение собственной значимости.
Выслушав, используйте
технику резюмирования: изложите кратко суть его жалобы, дайте ему понять, что
вы услышали его слова. Затем лучше всего перевести разговор на другую тему.
Если же он вновь и вновь будет возвращаться к теме своей жалобы, спокойно и
уважительно прервите его, переключите на решение проблемы, а не на её описание.
Можно спросить его: «Что бы вы хотели сделать в данной ситуации?»
Скорее всего,
у «жалобщика» нет готового рецепта, тогда вы спросите: «Чем я могу вам помочь?»
Если и тут ситуация не прояснится, попробуйте вместе с ним придумать, какой
конкретный человек (или люди) может помочь в этой ситуации.
«Молчун». Причины скрытности
таких людей могут быть самыми разными (враждебное отношение, плохое
самочувствие, природная интровертированность и др.), и успех вашего общения
будет зависеть от того, известна ли вам эта причина. Лучше всего с целью выяснения
этого задать «молчуну» несколько открытых вопросов (например: «Что вы думаете
по этому поводу?»).
Но не перегибайте палку: если вопросов будет слишком много,
«молчун» ещё больше может замкнуться, ибо ваш разговор будет похож на допрос.
Причём необходимо учитывать и возможные природные особенности человека: если он
обычно мало разговорчив и медленно действует, то вы, задав ему какой-либо
вопрос, не торопите его с ответом, не подгоняйте (ему необходимо больше времени
для ответа).
Если этот человек заговорил с вами, не старайтесь тут же заполнять
возможные в этом случае паузы в разговоре. Не торопите его, дайте обдумать и
высказать ему всё, что он хочет, в удобном для него темпе. В противном случае
он вряд ли захочет продолжать общение с вами. Главное при взаимодействии с
такими людьми – доброжелательное отношение к ним.
Соблюдайте чувство меры: если вы видите,
что общение с вами тяготит «молчуна», не настаивайте, не вовлекайте его в
разговор против его воли. Возможен вариант, когда вы, размышляя вслух, говорите
о причине молчания партнёра: «Мне кажется, что вы чем-то расстроены…». Однако
такой способ помогает далеко не всегда: если человеку неприятно то, что вы
сказали, или вы ошиблись в своём предположении, он может прекратить общение вовсе.
«Сверхпокладистый».
Когда такие люди встречаются нам, они кажутся приятными во всех
отношениях: поддерживают любую нашу идею, всегда уступают в спорах, стараясь понравиться
всем окружающим. Но, как правило, их слова расходятся с делом: вы полагаетесь
на такого человека, а он в ответственный момент подводит вас, не выполнив того,
что обещал.
Если вы вынуждены общаться с таким человеком, скажите ему, что для
вас самое главное – правдивость. Пусть он обещает сделать для вас только то,
что действительно в его силах. Объясните, что вы будете относиться к нему лучше
не в том случае, когда он соглашается с вами во всём и обещает помочь во всём,
а когда он будет говорить вам правду о том, что думает и что делает. Однако
этот человек должен видеть и с вашей стороны подобное поведение.
ЦЕЛЬ: закрепить понятия,
полученные в ходе мини-лекции.
СОДЕРЖАНИЕ: Группа делится на 6
подгрупп. Тренер выдаёт каждой подгруппе карточку с обозначением одного из
конфликтных типов личности (на одной карточке представлено одно название:
«паровой каток», «разгневанный ребёнок», «молчун», «сверхпокладистый»,
«жалобщик», «скрытый агрессор») и объясняет задание, начиная с ситуации:
«В
одном детском саду воспитатель, собирая детей на прогулку, обнаружила, что
Васины родители, которые обычно привозят ребёнка на машине, забыли надеть ему
рукавички. При этом папа положил ему в шкаф запасные шерстяные носки. Чтобы
руки ребёнка не замёрзли, воспитатель надела Васе на руки носочки. Во время прогулки
неожиданно пришла Васина мама, увидела, что её ребёнку вместо рукавиц надели
носки, и устроила скандал».
Каждой подгруппе надо придумать, что
делала и что говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности,
указанного в карточке, а затем представить, что мама, разговаривая по телефону,
пересказала свои слова и действия подруге. Это разговор и следует передать
группе.
На подготовку упражнения даётся от 7 до
15 минут. Затем каждая подгруппа инсценирует или зачитывает текст телефонного
разговора, а остальные участники определяют тип конфликтной личности.
ОБСУЖДЕНИЕ: Участники делятся
своими впечатлениями и пытаются ответить на вопрос, в каком случае воспитателю
было бы труднее разрешить конфликт, а в каком легче.
Упражнение
«Достойный ответ».
ЦЕЛЬ:
отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ: Все участники сидят в
кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо
замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.
Все слушатели по кругу (по очереди)
произносят записанную на карточке фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого
– достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к
своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый
выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве
«жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
ОБСУЖДЕНИЕ: Тренер спрашивает,
легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное
замечание о себе. А в жизни, как бы он
себя чувствовал?
Тест на оценку уровня
конфликтности личности
ИНСТРУКЦИЯ: «При ответе на вопросы
теста из трёх предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его».
Вопросы
1.
Характерно ли для вас стремление к доминированию, т.е. к тому чтобы подчинить
своей воле других?
а) нет,
б) когда как, в) да.
2. Есть
ли на работе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?
а) да, б)
затрудняюсь ответить, в) нет.
3. Кто вы
в большей степени?
а)
пацифист, б) принципиальный, в) предприимчивый.
4. Как
часто вам приходится выступать с критическим суждениями?
а) часто,
б) периодически, в) редко.
5. Что
для вас было наиболее характерно, если бы вы возглавили новый коллектив?
а)
разработал бы программу работы коллектива на год вперёд и убедил бы коллектив в
его целесообразности;
б) изучил
бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;
в) чаще
бы советовался с людьми.
6. В
случае неудачи, какое состояние для вас наиболее характерно?
а)
пессимизм, б) плохое настроение, в) обида на самого себя.
7.
Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции коллектива?
а) да, б)
скорее всего, да, в) нет.
8.
Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем
промолчать?
а) да, б)
скорее всего, да, в) нет.
9. Из
трёх личных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в
себе?
а)
раздражительность; б) обидчивость; в) нетерпимость критики других.
10. Кто
вы в большей степени?
а)
независимый; б) лидер; в) генератор идей.
11. Каким
человеком считают вас ваши друзья?
а)
экстравагантным; б) оптимистом; в) настойчивым.
12.
Против чего вам чаще всего приходится бороться?
а) с
несправедливостью; б) с бюрократизмом; в) с эгоизмом.
13. Что
для вас наиболее характерно?
а)
недооцениваю свои способности; б) оцениваю свои способности объективно; в)
переоцениваю свои способности.
14. Что
вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего?
а)
излишняя инициативность; б) излишняя критичность; в) излишняя прямолинейность.
Вопросы
|
Оценочные
баллы
ответов
|
Уровни
развития
конфликтности
|
Сумма
баллов
|
1
|
а)1;
б)2; в)3
а)3;
б)2; в)1
а)1;
б)3; в)2
а)3;
б)2; в)1
а)3;
б)2; в)1
а)2;
б)3; в)1
а)3;
б)2; в)1
а)3;
б)2; в)1
а)2;
б)1; в)3
а)3;
б)1; в)2
а)2;
б)1; в)3
а)3;
б)2; в)1
а)3;
б)2; в)1
а)1;
б)2; в)3
|
1 –
очень низкий
2 –
низкий
3 –
ниже среднего
4 –
чуть ниже среднего
5 – средний
6 –
чуть выше среднего
7 –
выше среднего
8 –
высокий
9 –
очень высокий
|
14 – 17
18 – 20
21 – 23
24 – 26
27 – 29
30 – 32
33 – 35
36 – 38
39 - 42
|
2
|
|||
3
|
|||
4
|
|||
5
|
|||
6
|
|||
7
|
|||
8
|
|||
9
|
|||
10
|
|||
11
|
|||
12
|
|||
13
|
|||
14
|
Теста
«Определите уровень своей агрессивности».
(А.Ассингер)
«С
помощью данного теста можно определить, достаточно ли вы корректны в отношениях
с окружающими и легко ли им общаться с вами».
1.
Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного конфликта?
а)
всегда; б) иногда; в) никогда.
2. Как вы
ведёте себя в критической ситуации?
а)
внутренне кипите; б) сохраняете полное спокойствие; в) теряете самообладание.
3. Каким
считают вас друзья?
а)
самоуверенным и завистливым; б) дружелюбным; в) спокойным и независтливым.
4. Как вы
отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
а)
примите с некоторым опасением; б) согласитесь без колебаний; в) откажитесь от
неё ради собственного спокойствия.
5. Как вы
будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмёт с вашего стола
бумагу?
а)
выдадите ему «по первое число»; б) заставите вернуть; в) спросите, не нужно ли
ему ещё что-нибудь.
6. Какими
словами вы бы встретили мужа, если он вернулся с работы позже обычного?
а) «Что
это тебя так задержало?»; б) «Где ты торчишь допоздна?»; в) «Я уже начала
волноваться».
7. Как вы
ведёте себя за рулём автомобиля?
а)
стараетесь ли обогнать машину, которая «показала вам хвост»?
б) вам
всё равно, сколько машин вас обошло.
в)
помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.
8. Какими
вы считаете свои взгляды на жизнь?
а)
сбалансированными; б) легкомысленными; в) крайне жёсткими.
9. Что вы
предпримите, если не всё удаётся?
а)
пытаетесь свалить вину на другого; б) смиряетесь; в) становитесь впредь осторожнее.
10. Как
вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодёжи?
а) «Пора
бы уже запретить им такие развлечения».
б) «Надо
создать им возможность организованно и культурно отдыхать».
в) «И
чего мы столько с ними возимся?»
11. Что
вы ощущаете, если место, которое вы хотели занять, досталось другому?
а) «И
зачем я только на это нервы тратил?»
б)
«Видно, его физиономия шефу приятнее».
в) «Может
быть, мне это удастся в другой раз».
12. Как
вы смотрите страшный фильм?
а)
боитесь; б) скучаете; в) получаете искреннее удовольствие.
13. Если
из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание;
а) будете
нервничать во время заседания; б) попытаетесь вызвать снисходительность
партнёров; в) огорчитесь.
14. Как
вы относитесь к своим спортивным успехам?
а)
обязательно стараетесь выиграть; б) цените удовольствие почувствовать себя
вновь молодым; в) очень сердитесь, если не везёт.
15. Как
вы поступаете, если вас плохо обслужили в ресторане?
а)
стерпите, избегая скандала; б) вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание; в)
отправитесь с жалобой к директору ресторана.
16. Как
вы себя поведёте, если вашего ребёнка обидели в школе?
а)
поговорите с учителем; б) устроите скандал родителям «малолетнего преступника»;
в) посоветуете ребёнку дать сдачи.
17.
Какой, по-вашему, вы человек?
а)
средний; б) самоуверенный; в) пробивной.
18. Что
вы отвечаете подчинённому, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он
начал извиняться перед вами?
а)
«Простите, это моя вина».
б)
«Ничего, пустяки».
в) «А
повнимательней вы быть не можете?!»
19. Как
вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодёжи?
а) «Когда
же, наконец, будут приняты конкретные меры?!»
б) «Надо
бы ввести телесные наказания».
в)
«Нельзя всё валить на молодёжь, виноваты и воспитатели!»
20.
Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное
вы предпочитаете?
а) тигра
или леопарда; б) домашнюю кошку; в) медведя.
Теперь внимательно просмотрите
подчёркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.
Результаты
36 – 44 очка. Вы умеренно
агрессивны, но вполне успешно идёте по жизни, поскольку в вас достаточно
здорового честолюбия и самоуверенности.
45 и более очков. Вы излишне
агрессивны, причём нередко оказываетесь чрезмерно жёстким к другим людям и
неуравновешенным. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов» рассчитывая
на собственные методы, и добиться успеха, жертвуя интересами домашних,
окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей
возможности вы стараетесь их за это наказать.
35 и менее очков. Вы чрезмерно
миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и
возможностях. Это, конечно, не значит, что вы как травинка гнётесь под любым
ветерком… И всё же побольше решительности вам не помешает!
Если по 7-ми и более вопросам вы набрали
по 3 очка и менее чем по 7-ми вопросам – по одному очку, то взрывы вашей
агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы
склонны к непродуманным поступкам и ожесточённым дискуссиям. Вы относитесь к
людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации,
которых вполне могли бы избежать.
Если же по 7-ми и более вопросам вы
получили по одному очку и менее чем по семи вопросам – по 3 очка, то вы
чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессивности, но
вы подавляете их уж слишком тщательно.
«ПАРОВОЙ КАТОК»
|
«СКРЫТЫЙ АГРЕССОР»
|
«РАЗГНЕВАННЫЙ РЕБЁНОК»
|
«ЖАЛОБЩИК»
|
«МОЛЧУН»
|
«СВЕРХПОКЛАДИСТЫЙ»
|
Ты слишком
высокого мнения о себе. Ты ведёшь себя так, как будто ты самый главный здесь.
|
Ты
никогда никому не помогаешь.
|
Когда я
тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
|
Ты
совсем не умеешь красиво одеваться.
|
Почему ты на всех смотришь волком?
|
С тобой нельзя иметь никаких деловых
отношений.
|
Ты
как не от мира сего.
|
У
тебя такой страшный взгляд.
|
С тобой
бесполезно договариваться о чём-либо. Ты всё равно всё забудешь.
|
У тебя
такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.
|
Посмотри, на кого ты похожа!
|
Ты
слишком много болтаешь ерунды.
|
Что ты вечно на всех кричишь?
|
У
тебя полностью отсутствует чувство юмора.
|
Ты слишком плохо воспитана.
|
Упражнение
«Карниз»
ЦЕЛЬ:
укрепление в коллективе доброжелательности, открытости и взаимопомощи.
Участники встают друг за другом,
соприкасаясь плечами и ориентируясь на меловую линию, проведённую психологом.
Он говорит: «Вы находитесь на десятом этажа высотного дома. Эта черта – карниз
высотного дома. Носки ваших туфель – край этого карниза. Один человек из нашей
группы, по желанию, конечно, должен пройти по карнизу и не упасть вниз. Задача
группы – помочь ему в этом. Разрешается поддержка в виде физических контактов,
краткие разговоры. Главное – это пройти по карнизу!»
Затем участник, который «шёл по карнизу
дома», делится впечатлениями: на каких отрезках пути он чувствовал поддержку,
где ему было трудно справиться с игровой задачей и почему. Члены группы также
обмениваются мнениями, почему в одних случаях поддержка была успешной, а в
других – нет. Если произошло «падение» игрока с импровизированного «карниза»,
это также обсуждается в группе.
А теперь
вспомните те ситуации, в которых у вас было такое чувство, как
будто вы выиграли «бой». Теперь вспомните: как чувствовали вы себя через час
после этого? Как чувствовал себя ваш оппонент? Как чувствовали вы себя, когда
снова встретились с этим человеком?
Встреча с____________________________________________________
Анализ. Я чувствовал себя: __________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!»
психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
«Размышлялки» http://qps.ru/6rsG2
|
||
Комментариев нет:
Отправить комментарий