среда, 25 января 2017 г.

Окружает нас живой мир

 «Окружает нас живой мир»
Занятие по программе "Мир живой природы"

ЦЕЛЬ: формирование у воспитанников чувства сострадания, сопереживания, эмпатии ко всему, что нас окружает.



ЗАДАЧИ:
- актуализировать нравственные аспекты отношений воспитанников к проблемам окружающей среды;
- развитие эмоциональной отзывчивости у детей, желания помочь попавшему в беду (растению, животному, человеку).
- Понимание того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Картинки по ходу текста.

ПЛАН:
1. Земля – живой организм.
2. Растения слышат и понимают.
3. Индивидуальное время.
4. Хищники и жертвы. Жертва ради сильного и развитого.
5. Разнообразие мира не вечно.
6. Красная Книга. Браконьеры.
7. Пожар в лесу. Наши действия.
8. Бездомные кошки и собаки.
9. Всё в наших руках.
10. Разрушение среды, потепление климата. Здоровье. Вымирание.
11. Общественные организации. 
12. Мусор.

 Вот она летит –
Маленькая какая!
Вот она грустит,
В думы свои вникая.
Вот она плывёт,
Зябкой прохладой веет, -
Всё ещё живёт,
Всё ещё людям верит!
Вот она летит,
Солнечно и воздушно,
Вот она глядит
В наши сердца и души.
Вот она плывёт
Сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовёт,
Просит прийти на помощь!
Земля надежду 
Вечную несёт
И смотрит вдаль 
Бессонными глазами.
За нас никто
Планету не спасёт, -
Спасти её
Мы можем только сами!
У нас на всех
Всего одна Земля,
Другой Земли
У нас уже не будет!

Перед вами камень, спил дерева, ветка – что, по-вашему, является живым?
В наше время всё большее количество учёных склоняется к мнению, что Земля – не просто планета, не просто планета, не просто земля и вода – это единый живой организм, который так же как мы, живёт, страдает, испытывает боль и защищается, как может: извержениями вулканов, наводнениями, землетрясениями, всякого рода катаклизмами, массовыми психозами людей – войнами.
Может быть, это несколько похоже на то, как мы избавляемся от паразитов на своём теле?
Земля – это живое существо! И она жертвует собой ради наших жизней (как наша Мать) и страдает, как никто другой, от безумства нашего…

(Картинка 1) Если взглянуть на Землю из космоса или даже с высоты птичьего полёта, то мы видим, что она имеет ту же капиллярную структуру, что и человеческое тело. У Земли, как и у человека, существуют биологически активные точки – акупунктура Земли. Учёные установили, что по структуре океанская вода очень близка лимфе крови человека. И вода, выдавливаемая под большим давлением из камня, тоже близка лимфе. Оказывается, обычный камень имеет капиллярную структуру, и в нём течёт живая вода… Он тоже живой?! А растущие кристаллы?
Земля – живая! Как же ей больно, когда её терзают, режут, бурят, жгут…
Да, все мы живые: люди, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения…

(Картинка 2) Растения не только слышат и понимают музыку: при испытаниях (а это определяется с помощью мощного осциллографа, соединённого с растениями чуткими датчиками) наибольшее «восхищение» растений вызывали звуки индийских ситар, их стебли, прямо-таки, тянулись к источнику звуков. В то же время на рок-музыку и непрерывные барабанные ритмы они отвечали уменьшением размеров листьев и корней, снижением веса и все они отклонялись от источника звуков.

В Кёльнской лаборатории проводились эксперименты по изучению чувствительности растений: в пустой проходной комнате рядом на окне поставили два куста герани с прикреплёнными к листьям датчиками, передающими в соседнее помещение на осциллограф импульсы жизнедеятельности растений.

Через комнату прошло несколько человек. Один из них сломал куст герани. Осциллограф другого выдал резкий всплеск «эмоций».
И когда через некоторое время среди других людей, проходящих через помещение, вошёл «убийца», оставшееся растение, в буквальном смысле, испытало шок, ужас… Это поразило учёных, опыт повторяли много раз, и каждый раз растение «узнавало» обидчика. Но как?

Все мы живём определённое время: жизнь человека – в среднем 70-100 лет, век собаки – лет 20, дерево может дожить до 600 лет, камни, кажется, существуют вечность, а вот мотылёк за 1 наш день успевает прожить целую жизнь: родиться, окрепнуть, оставить потомство…

Все мы живём в определённом времени, для каждого существа оно может быть индивидуальным: для лягушки, вмёрзшей в лёд, - оно одно, для мухи, уснувшей между оконными рамами, - другое, для человека – третье.
Посмотрите: один в 40 лет моложав, подтянут и выглядит на 30, другой – одутловат и обрюзг, словно 60-летний. Когда необходимо, время ускоряет свой бег, как например, при стрессе. При резких сбоях в течении индивидуального времени наступают те явления, которые вызывают летаргический сон или, наоборот, преждевременное старение. 
    

Будучи взрослыми вы ещё прочитаете про уснувших и проснувшихся в гробу, о состояниях летаргического сна, длившихся    по 40 лет и более. Это индивидуальное время замедлило свой бег. При этом, в состоянии летаргического сна (он длится годы) организм человека как будто замирает, лицо его совершенно не меняется, все процессы в организме замедленны, еле ощутимы для высокочувствительных приборов. Однако, после пробуждения человек стареет на глазах, в течение года старея на 10-20 лет, и, как правило, быстро состарившись, человек погибает.

В другом случае, когда время ускоряется, годовалые дети начинают стариться на глазах. Известны случаи, когда люди в 10 лет от роду выглядели глубокими стариками.
Каждый живёт в своём, особом времени, и может быть, камень неподвижен только для нас, а мы живём по сравнению с ним слишком быстро, как мотылёк для нас…

В природе всё взаимосвязано, что бы ни происходило, влияет на окружающий мир, пространство, на нас, людей.
Когда мы видим по телевизору, как лев или волк настигает и затем расправляется с жертвой, нам это кажется жестоким, ужасным, неприятным… Но ведь тот же волк делает это не ради забавы, а чтобы выжить самому, накормить своих малышей… И настичь волку  легче больное, ослабленное животное, здоровые и сильные смогут спастись и затем  принести здоровое и сильное потомство. Так почему, по-вашему, волка называют «санитаром леса»?

В природе так устроено, что постоянно кто-то жертвует ради жизни другого более сильного, развитого существа: животные, поедая растения, разносят семена, помогают этому растению размножаться, причём удобряя экскрементами землю, на которой потом и вырастут те же травы, например.
Об естественном отборе и о взаимозависимости в природе подробнее на следующих занятиях.
Живой мир удивительно разнообразен: сотни, тысячи видов разных растений, насекомых, зверей, микробов…

Всегда считалось, что богата наша Земля, и неисчерпаемы её богатства. 
       
   (Картинки 3-6) 
А человек, высшее творение природы, -  хозяин всего живого и неживого, брал всё, что мог взять, что мог достать, отколупнуть, оторвать… иногда из нужды, но часто просто из азарта, из желания показать свою силу. И долгие века не думал о том, что всегда, всему когда-нибудь бывает конец.

В законе Российской Федерации об охране и использовании животного мира сказано: «Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, не допускаются». – ст. 26. Подобные Законы есть и о растениях и о птицах.

Но всегда были и есть люди, думающие только о себе, им не важно – будет ли существовать через несколько лет какое-либо животное, приносящее им сейчас прибыль. Не важно, что животное никогда никто больше не увидит живым.
Таких людей называют браконьерами, они не только убивают животных, но, выгоняя дичь, устраивают грандиозные лесные пожары, уничтожающие абсолютно всё: зверей, птиц, растения, плодородную почву, посевы…

А если вдруг вам случится оказаться в зоне начинающегося пожара, знаете ли вы, чем вы можете помочь локализовать (ограничить, оградить, потушить) пожар? Даже если вы просто сгребёте с пути огня сухую листву, вы уже замедлите его продвижение, причём ширина защитной полосы должна быть не менее 1-1,5 метров; а если у вас окажется лопата или грабли, да и острый крепкий сук подойдёт, вы можете снять полосу верхнего слоя земли и остановить огонь. 

Кстати наиболее частыми причинами пожаров в лесах являются оставленные без присмотра, не затушенные костры, окурки, стеклянные бутылки. Поэтому, напоминайте вашим родителям, старшим друзьям, что костёр всегда надо тщательно залить водой или засыпать землёй и никогда не разводить кострище вблизи деревьев, сухой травы, а выбрав место для костра (что не везде разрешено делать) окопайте землю по кругу. Небольшой огонь, в том числе и на человека, можно потушить, закрыв его тканью, курткой… Жизнь человека, леса и животных в нём, вероятно, дороже куртки.
(Плакат) А теперь посмотрите: эти животные внесены в «Красную Книгу». Они нуждаются в особо строгой охране. На них запрещена охота, места обитания многих из них объявлены заповедниками.

                  
(Картинки 7-9) Губят живой мир не только браконьеры. Каждый из нас ответственен вот за этих животных – это результат выброса мусора в реки, моря и океаны.

(Картинка 8) Присмотритесь: на этой картинке не просто яма – это шахта по добыче алмазов, а ступени – это дороги, ведущие вниз, по которым едут КАМАЗы. Теперь представьте насколько широка и глубока эта рана на теле Земли! 


(Картинка 9) Здесь мы видим то, что оставляет человек после себя в лесу (в данном случае  при нефтеразведке).  



(Картинка 10) И Земля защищается: пытаясь сбросить нас со своей поверхности, как уже говорилось вначале беседы, землетрясениями, наводнениями, смерчами, ураганами…






Все вы видели на улицах бездомных собак и кошек, отощавших, злых; грязная, свалявшаяся шерсть… Ваши родители запрещают вам прикасаться к ним. Да, это опасно, такие животные могут быть больны и заразны. Но вот откуда они взялись на наших улицах? Почему такие некрасивые?

Да, возможно, такие же, как и вы ребята, однажды очень попросили своих родителей купить или просто принести очень симпатичного, маленького друга, щенка или котёнка. Да, с малышами интересно играть, заботиться о нём, пока он не подрос… Взрослея, зверёныши становятся не забавными, не игривыми, да и просто надоедают; или вас увлекло какое-то другое дело, и вот: щенок или котёнок оказываются одни далеко от дома, а то и в лесу…

А теперь представьте себе, что вы подросли, плохо себя ведёте, чем-то провинились дома… И вот вы оказались… Теперь каждый представьте себе одного, допустим в тапочках, а на улице собирается дождь, холодает, да и есть хочется. А мимо идут, торопятся чужие люди, у которых свои дела, которым некогда, да и не нужны вы им… Вы плачете? Холодно, неуютно, страшно… И котёнок, и щенок испытывают то же самое. Он так же привык спать на тёплой подстилке, есть положенное еже в чашку кушанье, пить молочко. И вдруг ничего нет. А он не умеет, не знает просто, где это всё можно взять. Как поймать мышь или птичку? Вы же его этому не учили. 

Если вы вдруг заблудитесь и заплачете на улице, вас обязательно пожалеют, помогут найти дом… А когда на улице плачет котёнок, скулит щенок, многие ли ему помогут? Жалко? Но жалеть и брать всех животных действительно нельзя, особенно без взрослых, бродячее животное действительно может быть опасным. Не обижайте его! Оно уже и так несчастно, его уже предали однажды. От обитания на помойках, от грязной, испорченной пищи у животного уже и так болит живот, мучают блохи – не добавляйте ему страданий. 

И прежде, чем просить у мамы пушистенького котёнка или щенка, подумайте о том, что очень скоро (звери растут быстрее человека) малыш вырастет, будет большим и, возможно, неуклюжим, неинтересным, и вам захочется от него избавиться. А как он дальше будет жить и где?

В давние времена некий правитель, зажав птицу в кулак, спросил у визиря: «Эта птица жива или мертва?» Визирь смекнул: «Если скажу, что птица мертва, правитель откроет ладонь – и птица взлетит. Если же скажу, что она жива, он стиснет кулак и раздавит её». Поэтому визирь ответил: «О великий государь, судьба этой птицы в Ваших руках».

Наша планета беднеет катастрофически быстро: леса сокращаются, пустыни наступают, почва подвергается эрозии, иссякают некогда огромные запасы нефти, угля, природного газа, на восстановление которых нужны тысячелетия.

Идёт процесс потепления климата планеты – следствие «парникового эффекта», порождённого промышленной деятельностью человека.
Согласно прогнозу учёных в результате таяния вечных льдов к 2030 году начнёт повышаться уровень Мирового океана.
А ещё через 70 лет затопление будет грозить таким городам, как Новый Орлеан, Каир, Шанхай, Лондон, и даже целым странам.

Здоровье обитателей планеты находится в прямой зависимости от здоровья самой планеты.
Загрязнение окружающей среды ведёт к резкому увеличению различных заболеваний и сокращению продолжительности жизни. Умирающая природа несёт людям огромные испытания, болезни и трудности. Всё чаще рождаются уроды и мёртвые дети.

Вода и воздух, отравленные стоками и дымом из промышленных труб, загрязнены настолько местами, что гибнет всё живое. Вскоре под вопросом окажется сама возможность жизни на нашей планете: болезни, деградация, мутации…
Когда-то вымерли мамонты, динозавры… Исчезли даже развитые цивилизации – ацтеки, инки…
Что случилось тогда? А теперь?
      
(Картинка 13)  Во всех странах есть общественные организации, которые борются за охрану окружающей среды, в защиту животных и птиц, против строительства полигонов и вредных производств.
Вы подрастёте и сами будете проектировать и строить заводы, дома, машины…
Для того, чтобы вы поняли, как важно создать машины, заводы, фабрики без вредных выбросов в атмосферу, без разрушения и уничтожения окружающей среды, проводится наша беседа. От вас зависит существование нашей планеты и нашей на ней жизни.

Каждая наша брошенная бумажка, особенно фантики от конфет, шоколадок, жвачек, на которых химическая краска, является убийцей незаметных, но очень нужных и важных для равновесия в природе, существ – маленьких жучков, червячков… Но зато развиваются, размножаются вредные, ядовитые, опасные микробы…

Поэтому, пожалуйста, пожалейте и себя, и многих-многих существ у нас под ногами, не засоряйте улицы, а сделайте доброе дело – подберите кем-то брошенную бумажку, выбросите в урну.  Но не забудьте потом обязательно вымыть руки, потому что уже кто-то отравил наш мир…
И будьте здоровы!

Ребята, какие чувства вызвала у вас информация, которую вы сегодня узнали? 
Узнали ли вы для себя что-то новое, интересное? Что вам больше всего запомнилось, поразило?

ПРОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Почему учёные считают планету Земля живым организмом? (с высоты птичьего полёта видно, что Земля имеет ту же структуру, что и человеческое тело; по структуре океанская вода близка лимфе крови человека…).
2. Что необычного вы сегодня узнали о растениях? (растения чувствуют, слышат и «видят»).
3. Что значит «индивидуальное время»? (у каждого вида животных и,  даже внутри вида, существует своё время – срок жизни различен для разных существ: век человек  - 70-100 лет, век собаки – 15-20 лет, дерево может дожить до 600 лет, а мотылёк – всего несколько часов).
4. Почему волка называют «санитаром леса»? (уничтожает больных и ослабленных животных).
5. Основные причины пожаров? (костры, окурки, стекло, бутылки…).
6. Что нужно сделать, чтобы предотвратить распространение огня от костра? ( предварительно снять дёрн, окопать вокруг кострища, не разводить костёр вблизи деревьев, после залить костёр водой или засыпать землёй).
7. Как вы можете остановить распространение пожара? ( сгрести с пути огня листву, ширина полосу не менее 1 метра, снять полосу  верхнего слоя земли; если очаг огня небольшой можно накрыть курткой или тканью).
8. Причины появления на улицах бродячих животных? (выбрасывают их за ненадобностью; бродячие животные размножаются, увеличивая количество бездомных животных).
9. Какую опасность для природы может нанести простой фантик? (краска, смываемая дождём с обёртки, оказавшись на земле, становится ядом для мелких существ: жучков, червячков, полезных бактерий).
10. Что мы в силах сделать, чтобы не причинять страдание нашей Земле? (не мусорить на улицах, в лесу, не ломать деревья,  не засорять водоёмы…).

После переменки наши старшие ребята покажут нам экологическую сказку, которую они сами написали. Сказка называется «Друзья познаются в беде».
Следующее занятие называется «Белка в авоське». Разговор пойдёт о том, как люди эксплуатируют животных ради забавы.

Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz  И по частям (из-за большого объёма) в  «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий