(Литературно-музыкальная композиция)
Составитель Пасынкова Н.С.
Составитель Пасынкова Н.С.
2015 г.
ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса, общительности, двигательной активности.
Содержание
|
Фонограмма
| |||
1
|
Советская песня предстает как богатый мир образов и тем, чутко восприимчивый к запросам времени. Она известна в облике массовой, бытовой, эстрадной, во множестве жанровых разновидностей, активно взаимодействующих друг с другом.
|
«Лейся, песня на просторе»
| ||
2
|
Яркими образцами сочного народного юмора предстают шуточно-лирические песни «Провожание», «Вдоль деревни», «И кто его знает». Все они — на стихи М. Исаковского, постоянного соавтора Захарова.
В песне «Вдоль деревни» рассказывается об электричестве, вместе с которым в жизнь колхозников входит свет новой жизни. Праздничное настроение подчеркнуто затейливой вокальной орнаментикой, воспроизводящей эффект лихих гармошечных переборов.
|
«Вдоль деревни»
| ||
3
|
Кстати, в духе гармошечных импровизаций построены инструментальные отыгрыши между куплетами многих песен. Среди них видное место принадлежит песням в стиле лирической частушки — «девичьих страданий». Интонации вздохов, присущие этому стилю, отчетливо слышатся в песне «Провожание».
|
«Провожание».
| ||
«Вопросительные песни».
Вспомнить песни, в которых звучат вопросы.
Подсказка1: в песне вопрос «Каким…?» звучит 3 раза, а «Зачем …?» - 4 раза.
Подсказка 2: в другой песне вопросов ещё больше – и «зачем?», и «чего?», и «Что?», и «кто?» по многу раз.
(Первая песня - «Каким ты был», вторая – «И кто его знает?»). Правильно назвавшие песни получают жетоны.
|
Жетоны
| |||
4
|
Чрезвычайно интересно воплотились «страдания» в популярной песне «И кто его знает». Ее степенная, неторопливо-размеренная мелодия мастерски «разыграна» всплесками вопросительных интонаций.
|
«И кто его знает»
«Каким ты был»
| ||
5
|
Ярким своеобразием отличается песня «Зелеными просторами» — первый молодежный марш, созданный на основе попевочной структуры крестьянских песен.
| |||
6
|
Заметное усиление лирического начала в массовой песне свидетельствует о возросшей демократичности ее музыкального языка. Этот процесс, связанный с приближением песенного творчества к традициям бытовой музыки, затронул фактически все сферы советской песни 30-х годов. Лирические интонации преломляются в маршевых молодежных песнях, в героических, патриотических и т. д.
|
«От людей на деревне не спрятаться»
| ||
«Объяснение без слов».
Пятерым добровольцам на головы надеваются бумажные обручи с картинками (или словами), которые игроки не должны видеть. Они должны жестами и мимикой объяснить друг другу, что изображено у каждого на обруче. Зрители не подсказывают). Когда каждый поймёт, что у него изображено, вся компания, посовещавшись, называет песню, в которой упоминаются данные объекты.
|
Бумажные обручи с картинками или словами из песни «Одинокая гармонь»
| |||
7
|
Совершенно естественно, что возрастающий интерес к лирике поощряет появление собственно лирических песен, то есть тех, что непосредственно повествуют о человеческих чувствах и взаимоотношениях.
|
«Одинокая гармонь»
| ||
8
|
Устойчивой приметой этих лет оказывается массовая лирическая песня, основанная на бытовом мелосе. Ей присущи задушевность, эмоциональная открытость и прямодушие. Чувства влюбленных в этих песнях овеяны чистотой светлого, дружеского взаимопонимания.
|
«Калина красная»
| ||
9
|
Одно из центральных мест в песенной лирике предвоенного времени занимает тема любви девушки и бойца, защитника Родины. Красной нитью проходит она через песни «Чайка» Милютина — Лебедева-Кумача, «Я на подвиг тебя провожала» Богословского — Лебедева-Кумача, «Парень кудрявый» Г. Носова — А. Чуркина.
|
«Я на подвиг тебя провожала»
| ||
10
|
Ярчайшим образцом этой линии является «Катюша» Блантера — Исаковского. Лирико-плясовое начало свободно переплетается здесь с героическим.
| |||
«Песня-перевёртыш».
Будет звучать текст песни, где почти все слова с противоположным значением к оригиналу. Будет звучать и несуразно и немелодично, но надо, заменяя слова на противоположные по смыслу, догадаться – из какой песни текст …
Утро громким лязгом (Вечер тихой песней)
Под горою тонет (Над рекой плывёт)
Близкими закатами тускнеет курорт (Дальними зарницами светится завод)
Где-то перрон стоит искрами углей (Где-то поезд катится точками огня)
Где-то под камушком деды ждут тебя (Где-то под рябинушкой парни ждут меня)
(«Уральская рябинушка»)
Отгадавший получает жетон.
|
Жетоны
| |||
11
|
Понятия о песенной лирике этих лет не могут быть исчерпаны только лишь областью массовой песни. Параллельно существовала область эстрады, где песенные образы были целиком отданы во власть любовного переживания. Таковы «Песня Анюты» и «Сердце, тебе не хочется покоя» Дунаевского — Лебедева-Кумача из кинофильма «Веселые ребята».
|
«Сердце, тебе не хочется покоя»
| ||
12
|
Эстрадная песня формировалась в творчестве представителей джазового искусства — композиторов А. Варламова, А. Цфасмана…
«Разгадай кроссворд».
На плакате венгерский кроссворд с названиями 6ти песен начала ХХ века. Кто увидит название, подходит и фломастером зачёркивает слово, получает жетон.
Подсказки:
1. Эта песня о том, как из деревни уезжает последний гармонист. 9 букв. («Рябинушка»)
2. С помощью этой песни передаётся привет. 6 букв. («Катюша»)
3. Эта песня советует мирным людям всегда иметь что-то на запасном пути. 7 букв. («Каховка»)
4. О том, что всегда весело быть с конной тягой и пулемётом. 7 букв. («Тачанка»)
5. В этой песне совет, как превозмочь горе мыкать. 9 букв. («Кирпичики»)
|
мелодия «Уходит вечер»
Плакат с венгерским кроссвордом, фломастеры
Жетоны
| ||
фокстрот «Неудачное свидание» Цфасмана
| ||||
13
|
Большой успех выпал на долю песен в танцевальных ритмах, — таких, как фокстрот «Неудачное свидание» Цфасмана, танго «Утомленное солнце» Г. Петерсбургского, «Уходит вечер» Варламова, «Записка» Н. Бродского и других, звучавших в исполнении солистов джаз-оркестра.
Танцуем танго «Утомлённое солнце» или вальс «У чёрного моря», или фокстрот «Неудачное свидание».
Обладатели жетонов выходят в центр, получают аплодисменты и выбирают танец: танго или вальс, или фокстрот. При мелодии танца выводят танцевать себе пару. Танцуют все желающие.
На следующей встрече вспомним песни военных лет.
|
танго «Утомленное солнце» Г. Петерсбургского
| ||
Вальс «У чёрного моря»
| ||||
ПРИЛОЖЕНИЕ:
7. «Одинокая гармонь»
Рисунки (картинки) – ОГОНЬ, ДВЕРЬ, ГАРМОНЬ, ВОРОТА, ЯБЛОНЯ В ЦВЕТУ – 5.
12. (Крупно, БЕЗ ВЫДЕЛЕНИЯ ЦВЕТОМ)
Р
|
П
|
И
|
Ч
|
И
| ||
К
|
И
|
А
|
Р
|
К
|
К
|
И
|
А
|
Ч
|
К
|
Я
|
А
|
Т
|
Ю
|
Т
|
А
|
Н
|
Б
|
И
|
Н
|
Ш
|
К
|
А
|
В
|
К
|
А
|
У
|
А
|
Х
|
О
|
А
|
К
|
Ш
|
Информация из статьи Лидии Ивановой "СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ".
Несколько сценариев Вы можете найти в рубрике «Сценарии СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ» http://qoo.by/U0Y
Список из 35 сценариев в
программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев
в электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v
Несколько сценариев разнообразной
тематики в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по
ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти
электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание на моём блоге в рубриках:
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий