понедельник, 30 января 2017 г.

Искусство похвалы

ИСКУССТВО   ПОХВАЛЫ
      
Психологи говорят: «Если вы не знаете, за что похвалить ребёнка, придумайте!» И это правильно. Ведь грамотная похвала – лучшее лекарство для души и для тела. Важно лишь научиться произноить слова одобрения в нужный момент.

      
Часто ли мы задумываемся над тем, что такое похвала? К сожалению, не очень. И напрасно. Психологи считают, что признавать собственные достижения полезно для здоровья. Даже шутка есть такая: «Сам себя не похвалишь, считай, день прошёл зря». Дети нуждаются в похвале не меньше, а то и больше взрослых. Но проблема в том, что далеко не каждый ребёнок будет петь себе дифирамбы – он ждёт этого от мамы и с папой. Потому, если вы хотите, чтобы чадо выросло умным и сильным, здоровым и успешным, не забывайте его поощрять! Правда, делать это нужно грамотно, ведь похвала как лекарство. Важно правильно рассчитать дозировку и время использования.

Шесть заповедей хороших мам и пап
      
1 Похвала должна звучать искренне. Это первая, и главная, заповедь в хвалебном искусстве. Казалось бы, несложно произнести: «Мишка, ну какой же ты молодец!» или «У меня дочка такая умница!». Но это только на первый взгляд. Ведь порой головой понимаешь, что вроде бы надо одобрить, подбодрить чадо, а в душе недоумеваешь: за что? Ну оделся сын не за полчаса, а за десять минут, ну помыла дочка за собой чашку – это подвиг, что ли? 

Однако мы судим о детских действиях с позиции взрослого, начисто забывая о том, что элементарные, на наш взгляд, вещи ребёнку простыми не кажутся. Подумайте, сколько усилий нужно приложить грудничку, чтобы перевернуться со спинки на животик, сесть, взять игрушку, а затем ложку, встать на ножки и т.д. Так же и с четырёх-пятилетним ребёнком. Для него титанический труд – читать по слогам, складывать два плюс два, рассовывать свои игрушки по полкам и т.д. 

Мы же, слыша, как он спотыкается, читая «Мама мыла раму», или, видя, как, убираясь, складывает грязные носки вместе с новым плюшевым медведем, уверены, что наш отпрыск - непроходимый тупица и бездарь. Хочется накричать на него или даже отпустить подзатыльник, но этого делать ни в коем случае нельзя! Можно только хвалить, причём опять-таки искренне. За каждый шаг, за каждые полшага. И даже если порой он будет «пробуксовывать» или съезжать назад, ничего страшного – это нормальный процесс обучения. Иначе тяга к знаниям улетучится навсегда.
      
Чтобы сохранить спокойствие и оптимизм, психологи советуют родителям садиться за занятия с юным «школяром» в хорошем расположении духа. Порадуйте себя чем-нибудь перед уроками: сходите в магазин и купите новую губную помаду, посмотрите любимый фильм, наконец, съешьте что-нибудь вкусненькое. Ровное, спокойное настроение – залог вашей объективности. 

Вам проще будет разглядеть зерно среди плёвел, рассмотреть ту самую ровненькую буковку между ужасных закорючек (и надо не ругать за закорючки, а хвалить за хорошо написанную букву!), услышать без ошибок прочитанное слово. Если же у вас сейчас в личной или профессиональной сфере чёрная полоса, постарайтесь найти человека, который заменит вас во время занятий.
     
 2 Хвалите исключительно по делу. Казалось бы, с этим всё ясно: достиг чего-то, выполнил нечто – получи порцию похвалы. Однако как рассчитать ту самую порцию и когда ею «кормить»? Психологи считают, что, если ребёнок в чём-то талантлив, поощрять его следует осторожно, поскольку достижение, доставшееся ему так же легко и естественно, как вдох, - только половина достижения. Перехваленный гений может ненароком зазнаться и впоследствии ему будет больно и трудно спускаться с небес на землю.
      
Но давайте от теории перейдём к практике. Скажем, у вашего ребёнка явные художественные способности. Спору нет, это прекрасно. Но произнося похвалу очередному его шедевру, мягко дайте понять, что далеко не всё зависит от таланта, многому ещё нужно учиться, например аккуратности, трудолюбию и т.д. Почаще ходите с ребёнком в музеи, чтобы он осознал: есть мастера, существенно превосходящие его в этом виде искусства.
      
3 Не прибегайте к похвале-сравнению – это опасная практика. Пользуйтесь ею только в крайнем случае, стараясь уравновешивать достоинства сравниваемых детей. Скажем, если у вас несколько детей и старший то и дело норовит ехидничать по поводу младших, напомните своему первенцу, что у него когда-то тоже всё выходило плохо и медленно. 

Полезно также хвалить младших за их достижения на лазах у старшего, чтобы тот проникся вашим отношением к их успехам. Ведь дети нередко копируют поведение взрослых и неосознанно стремятся им подражать. А старшего хвалите на глазах у малышей, чтобы те старались в будущем повторить его достижения.
      
В том случае, когда ребёнок начинает сравнивать свои успехи с достижениями сверстников (в свою пользу), не спешите сразу принимать его сторону. Предположим, ваш сын гордо заявляет: «Мне поставили пятёрку за контрольную, одному-единственному в классе!» Обязательно скажите, что вы за него очень рады. Вы гордитесь, что он такой усидчивый, внимательный, быстро схватывает. Но потом напомните, как накануне вы вместе с ним провели весь вечер за учебниками. Возможно, у других ребят родители были заняты и не смогли им помочь как следует подготовиться? Значит, его успех в какой-то мере и ваш.
      
Если же прорыв ребёнка – его собственное достижение и он в общем-то обосновано пытается превознести себя над сверстниками, после похвалы напомните ему, что у других ребят есть иные достоинства, которых нет у него. Скажем, ваш ребёнок победил в районной олимпиаде по английскому. Это повод, чтобы устроить маленький семейный праздник. Но не повод, чтобы дразнить Петрова за то, что у того по английскому тройки и двойки. Ведь Петрова приняли в престижную футбольную команду, а ваш ребёнок к спорту, мягко говоря, равнодушен.
      
Похвала тем более нужна, если сын или дочь считают себя в чём-то хуже сверстников. Подумайте, в какой области он смог бы проявить себя – в танцах, музыке или, например, боксе. Это помогло бы ему обрести уверенность в собственных силах. И не забывайте хвалить ребёнка за его труд, за попытки догнать и перегнать сверстников. Объясните ему, что у всех способности разные, но бесталанных людей не бывает. Просто нужно помочь талантам «проснуться», а это ему по силам.
      
4 Не перехвалите! Безусловно, все мы уверены, что наш ребёнок – самый лучший. Но кто-то при этом старается быть объективным, а кто-то требует признания превосходства своего чада от каждого встречного-поперечного. Вот и получается, что в последнем случае ребёнка расхваливают все подряд. Однако всё должно быть в меру, даже похвала. Иначе она обесценится, перестанет восприниматься как поощрение. В нашем распоряжении останется лишь материальный стимул, а это не всегда оправданно и полезно. 
      
Вторая опасность пострашнее. Не секрет, что некоторые люди попадают в самую настоящую психологическую зависимость от похвалы, как от наркотика. И когда рядом нет мамы с папой, нашёптывающих, что их ребёнок – самый замечательный на свете, а окружающим не до похвал, маленький человек испытывает сильный стресс. К тому же он может проникнуться чувством превосходства над другими, что запросто приведёт к эгоцентризму. Если же родители, испугавшись таких «побочных эффектов», бросятся в другую крайность, прекратив хвалить ребёнка вообще, он может стать нервным, капризным, подозрительным.
      
5 Недохваливать детей тоже опасно. Особенно внимательными в этом смысле нужно быть к робким и застенчивым детям, а также к тем, у кого уже начал по каким-то причинам формироваться комплекс неполноценности.
      
Так уж сложилось, что подавляющее большинство людей в той или иной степени зависимо от мнения окружающих. А для ребёнка одобрение или порицание родителей – мерило их любви. Скажем, нерешительный, но вполне способный или даже талантливый ребёнок нуждается в большей порции словесного одобрения со стороны мамы и папы, чем малыш средних способностей, но уверенный в себе.
      
Родители же смотрят на это под другим углом: не возникает проблем с чадом, и хорошо. Учится нормально, ведёт себя прилично, значит, справляется и соответствует «норме». Чего лишний раз приставать к нему с телячьими нежностями? И невдомёк таким взрослым, что дети воспринимают подобную политику родителей как наказание: «Не хвалят, значит, я недостаточно хорош, мало старался». В результате дети из кожи вон лезут, лишь бы добиться одобрения. И ощущают моральный комфорт лишь в те редкие моменты, когда родители наконец-то высказывают своё одобрение.
      
Опасность заключается в том, что недохваленные в детстве чада могут и во взрослой жизни всеми способами добиваться поощрения от мужа, свекрови, коллег, соседей. Они будут пытаться задобрить окружающих, чтобы показать свою «хорошесть». Если же похвалы не последует, они тут же поставят на себе клеймо: «Меня никто не любит!» Остаётся лишь посочувствовать тем, кто вынужден будет каждый раз петь в их адрес дифирамбы. Как, впрочем, и самим недохваленным, ведь они по-настоящему страдают. 
      
6 Думайте, как построить фразу. Никому из нас не придёт в голову заявить годовалому малышу нечто вроде: «Я получил огромное моральное и эстетическое наслаждение, наблюдая за тем, как ты рисуешь!» Но и сюсюканье, уменьшительно-ласкательные слова типа «Зайчонок мой», «Молодчинка!», особенно если ваш ребёнок уже подросток, тоже вредны. Одобрения в них он не слышит, ему ясно одно: родители до сих пор считают его маленьким!
      
Поэтому постарайтесь подбирать для похвалы слова, соответствующие возрасту вашего чада. Для того чтобы правильно построить диалог с подростком, старайтесь вслушиваться в те слова, которые он употребляет. Пусть они вас иногда коробят, но это тот язык, который ребёнок понимает не только головой, но и сердцем. 

Нет ничего ужасного в том, что в один прекрасный день вы вместо дежурного «Ты у меня молодец!», выдадите нечто вроде: «Супер!», «Просто отпад!» (или как там он предпочитает выражаться?). Правда, подростку, воспитанному в лучших классических традициях, подобные выражения вряд ли понравятся. Выберите что-то более нейтральное. Ну а малыши будут в восторге от похвалы вроде: «Ты у меня самый умный, мой сладкий!»
     
А вообще, не забывайте, что есть универсальная фраза, которую понимают все от года до ста лет: «Я тобой горжусь!» И если внутри вас всё протестует как против молодёжного сленга, так и против сюсюканья, почаще произносите хотя бы её. Результат не заставит себя долго ждать.    
ДАЁШЬ ГРАМОТНОСТЬ!
      
Если вы считаете, что вам не за что, ну абсолютно не за что хвалить ребёнка – в математике он «проездом», с русским вообще полный кошмар, попробуйте подтянуть с ним ненавистные предметы. Но если с той же математикой всё более-менее ясно: объясните ему формулу и способ решения задачи, то с русским сложнее. Если нет врождённой грамотности, откуда её взять? Между тем эту проблему можно решить, уверены психологи. А именно?

Приучите ребёнка читать вслух, причём медленно, по слогам. Проговаривая слова так же, как они написаны, в сознании чада не возникает путаницы.

Имейте ввиду, что у всех людей разный тип восприятия. У кого-то развита зрительная память, кто-то больше полагается на слух, кто-то – на ощущения. Удивительно, но всё это играет большое значение даже тогда, когда ребёнок просто переписывает текст с доски или из учебника. 

Слухоориентированные дети напишут вместо «корова» «карова», потому что так слышится. 

Кинестетики и вовсе могут допустить нелепые ошибки, перепутав «стол» со «слоном» (при произношении язык упирается в одно и тоже место). Поэтому психологи предлагают универсальный рецепт – пусть ребёнок переписывает текст, зажав... язык. Тогда он переключится на зрительное восприятие.

Наконец, не стоит забывать про то, что повторение – мать учения. Словарные слова крепко «засядут» в голове, если чадо хотя бы раз в неделю будет их перечитывать.

Методика «Пословицы»
Внимательно прочитайте каждую пословицу и оцените степень согласия с её содержанием по следующей шкале:
1 балл – согласен в очень незначительной степени;
2 балла – частично согласен;
3 балла – в общем согласен;
4 балла - почти полностью согласен; 
5 баллов – совершенно согласен.

1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна; б) стыд не дым, глаза не выест.
2. а) не хлебом единым жив человек; б) живётся, у кого денежка ведётся.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чём не тужит; 
    б) где счастье плодится, там зависть родится.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать; 
    б) людское счастье, что вода в бредне.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает; б) бережёного Бог бережёт.
6. а) всяк сам своего счастья кузнец; б) бьётся как рыба об лёд.
7. а) добрая слава лучше богатства; б) уши выше лба не растут.
8. а) мир не без добрых людей; б) на наш век дураков хватит.
9. а) что в людях живёт, то и нас не минет; 
    б) живу как живётся, а не как люди хотят. 
10. а) всякий за себя отвечает; б) моя хата с краю, я ничего не знаю.
11. а) сам пропадай, а товарищи выручай;
      б) делай людям добро, да себе без беды.
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей; 
      б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода.
13. а) ученье- свет, а неученье – тьма; б) много будешь знать, скоро состаришься.
14. а) без труда нет добра; от трудов праведных не наживёшь палат каменных.
15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;
      б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет.

Тест «Ваш творческий потенциал»
Выберите один из трёх имеющихся к каждому вопросу вариантов ответа.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
А) да; Б) нет, он и так достаточно хорош; В) да, но только кое в чём.
2. Вы сами можете участвовать в значительных изменениях окружающей вас среды:
А) да в большинстве случаев; Б) нет; В) да, в некоторых случаях.
3. Верно ли, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс, в сфере вашей деятельности:
А) да; Б) да, в некоторой степени; В) в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете принципиально что-то изменить:
А) да, наверняка; Б) маловероятно; В) возможно.
5. Когда вы предпринимаете какое-то действие, уверены ли вы, что осуществите своё начинание:
А) да; Б) часто сомневаюсь; В) нет.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
А) да, известность всегда привлекает; Б) неизвестное вас совсем не интересует; В) всё зависит от характера дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нём совершенства:
А) да; Б) удовлетворитесь, тем, чего добились; В) да, если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нём всё:
А) да; Б) нет, вы хотите научиться только самому основному; 
В) нет, вы хотите удовлетворить только своё любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
А) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу; 
Б) махнёте рукой на эту затею, т.к. понимаете, что она не реальна; 
В) продолжите делать своё дело.
10.По-вашему, профессию надо выбирать исходя из:
А) своих возможностей и дальнейших перспектив для себя;
Б) стабильности, значимости профессии, потребности в ней; 
В) преимуществ, которые она обеспечит.
11.Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
А) да; Б) нет, боитесь сбиться с пути; В) да, но только там, где местность понравилась.
12.Сразу же после какой-то беседы можете ли вы вспомнить всё, что говорилось:
А) да, без труда; Б) чаще вспомнить не можете; В) запомните только то, что вас интересует.
13.Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его без ошибок:
А) да, без затруднений; Б) да, если это слово легко запомнить; В) да, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
А) оставаться наедине и поразмыслить; Б) находиться в компании; В) вам безразлично.
15. Вы занимаетесь каким-либо делом. Решаете прекратить это занятие когда:
А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено; Б) вы более-менее довольны; В) вам ещё не удалось всё сделать.
16. Когда вы одни, то:
А) любите мечтать о каких-то абстрактных вещах; 
Б) пытаетесь найти себе конкретное занятие; 
В) любите помечтать о вещах, которые связаны с вашей учёбой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то станете думать о ней:
А) независимо от того, где и с кем вы находитесь; 
Б) вы можете делать это только наедине; 
В) только там где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
А) можете отказаться от неё, если выслушаете убедительные аргументы оппонента; 
Б) остаётесь при своём мнении, какие бы аргументы не выслушали; 
В) измените своё мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Другие статьи  на моём блоге в рубриках:    
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
«Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 
«Самопознание»   http://qps.ru/qTVSu
И в других рубриках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий