(Из книги Анн Л. «Психологический тренинг с подростками».
СПб: Питер, 2007. Стр. 237)
Цель: изучение определённых личностных свойств, самосознания человека, межличностных отношений.
Личностный дифференциал сформирован путём репрезентативной выборки слов, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры, своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3 классических факторов:
1) оценки;
2) силы;
3) активности.
Инструкция. Дана 21 личностная черта. Вам необходимо оценить себя по отобранным чертам личности, по тому, что, на ваш взгляд, вам наиболее подходит.
Например:
1. О + Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Непривлекательный
3 – максимальное отношение. Нужно подчеркнуть только одну цифру – ту, которая к вам более всего близка.
1. О + Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Непривлекательный
2. С – Слабый 3 2 1 0 1 2 3 + Сильный
3. А + Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 - Молчаливый
4. О – Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 + Добросовестный
5. С + Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 - Уступчивый
6. А – Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 + Открытый
7. О + Добрый 3 2 1 0 1 2 3 - Эгоистичный
8. С – Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 + Независимый
9. А + Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Пассивный
10. О – Чёрствый 3 2 1 0 1 2 3 + Отзывчивый
11. С + Решительный 3 2 1 0 1 2 3 - Нерешительный
12. А – Вялый 3 2 1 0 1 2 3 + Энергичный
13. О + Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 - Несправедливый
14. С – Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 + Напряжённый
15. А + Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 - Спокойный
16. О – Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 + Дружелюбный
17. С + Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 - Неуверенный
18. А – Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 + Общительный
19. О + Честный 3 2 1 0 1 2 3 - Неискренний
20. С – Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 + Самостоятельный
21. А + Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 - Невозмутимый
Обработка полученных данных.
Производится подсчёт суммы числе по каждому фактору (О С А). Фактор имеет знак (-) и (+).
В зависимости от того, какой выбор сделан, требуется вычесть или сложить балл в сумму данного фактора.
Интерпретация факторов личностного дифференциала.
При применении личностного дифференциала для исследования самооценок, значения фактора оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения.
Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определённом смысле удовлетворён собой.
Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение к самому себе, его неудовлетворённость собственным поведением, уровнем достижений, личностными особенностями, на недостаточный уровень самопринятия.
Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
При использовании личностного дифференциала для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) – его отвержению.
Фактор силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, об их осознании самим испытуемым.
Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.
Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельства и оценок.
Особо низкие оценки указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор С выявляет отношения доминирования – подчинения, то, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности.
Положительные (+) значения указывают на высокую активности, общительность, импульсивность:
отрицательные (-) – на интровертированность, определённую пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей других.
При интерпретации данных, полученных с помощью личностного дифференциала, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий