Интеллектуальная познавательная игра
“Следствие ведут знатоки” (по историческим фактам)
ЗАДАЧИ:
1. Знакомство детей с историческими фактами.
2. Развитие умения анализировать и сопоставлять.
3. Развитие интереса к истории вообще и к исторической литературе.
4. Развитие коллективизма, чувства справедливости, уважения к другому мнению.
Для детей среднего и старшего школьного возраста.
Продолжительность 40-50 минут.
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- Карточки с вопросами (вопросы могут быть объединены по сходным темам и разделены на туры).
- Листы бумаги.
- Ручки.
- Доска ученическая или табло.
УСЛОВИЯ ИГРЫ:
- Участники игры делятся на малые команды по 3-5 человек.
- Выбирается капитан.
- Команде даётся название.
- Капитану выдаются листы бумаги, ручка или фломастер.
- На доске или табло пишутся имена или фамилии участников игры по командам.
- Зачитывается вопрос на историческую тему.
- Время на обсуждение ответа – 10 секунд.
- По истечении времени капитан пишет на листе ответ и показывает всем участникам игры.
- Капитан говорит имя того, кто дал правильный ответ.
- На доске или на табло у фамилии или имени давшего правильный ответ (в каждой команде) ставится 1 балл.
- По окончании игры подсчитываются баллы каждого участника и команды в целом.
- Набравшие большее количество баллов отмечаются грамотами и призами.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
"СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ"
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПИЗОДЫ:
1. Механические часы изобрели в Северном полушарии. Направление перемещения стрелок - по кругу, слева - направо. Кто так придумал?
(Часовая стрелка движется по направлению тени в солнечных часах в Северном полушарии).
2. Странным делом занимались в Древнем Египте: сердцевину многолетнего растения папируса резали на тонкие продольные полосы, которые укладывали на доску, смоченную илистой нильской водой, а сверху, поперёк, накладывали другой слой продольных полосок. Вода высыхала, и липкий ил склеивал полоски. Потом их снова смачивали водой, отбивали молотками, разглаживали раковинами или слоновыми бивнями, клали под пресс и высушивали. Что изготовляли древние египтяне? (Бумагу).
3. Когда схватили французского пирата Сюркуфа, и он предстал перед королевским судом, то на вопрос о месте хранения сокровищ он ответил, что возил их на своём корабле. Корабль был обыскан сверху донизу, но каюты, палубы, трюмы были пусты. Не было золота ни в пушках, ни в бочках с порохом.
И только в наше время его смогли обнаружить. Где? Ваши версии.
(Отлиты из золота якоря).
4. Во время правления Петра 1 все въезжающие в Москву и Петербург обязаны были платить налог... камнями. Крестьяне должны были привозить по три камня величиной с гусиное яйцо. Камни складывали в специально отведённых местах у полицейских будок. Для чего Петру 1 камни?
(Для строительства мостовых).
5. Много столетий назад в одном из дворцов китайского императора были установлены ворота, сделанные из магнитного железняка. Для чего?
(Если человек прятал под плащом кинжал, то магнитный материал притягивал к себе металлический предмет, и человек, пытаясь удержать оружие, привлекал к себе внимание стражей).
6. Римский император Нерон садился в небольшую деревянную бочку, наполненную водой, в которую запускали рыб, испускавших электрические разряды. Когда рыбы касались тела императора, возникал электрический разряд. Для чего это было нужно императору?
( Лечение ревматизма - прототип физиолечения).
7. Когда в 323 году до н.э. в Вавилоне неожиданно умер Александр Македонский, то, чтобы доставить останки великого полководца в Грецию, его залили природным веществом.
Бритты, заготавливая мясо впрок, не вялили и не солили его, а окунали в это вещество.
Суданцы кипятили мясо в этом веществе, а в Бирме умершего в долгий дождливый сезон, сохраняли в этом веществе до наступления сухого сезона, чтобы затем предать сожжению. Какое природное вещество применялось? (Мёд).
8. "След белого" - так назвали растение североамериканские индейцы, потому что семена этого растения, пристав вместе с грязью к обуви переселенцев из Европы, пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где ступала нога белых пришельцев, вырастало это неприхотливое растение: листья не ломаются, даже если на них наступит нога человека или наедет колесо повозки.
Народные названия - "порезник", "чирьевая трава" - даны растению за способность заживлять раны и порезы, вытягивать фурункулы. О каком растении эта история?
(Подорожник).
9. В христианской мифологии это растение связывают с горючими слезами Богородицы, когда она стояла у креста распятого сына. На месте падения слёз вырастали нежные беззащитные цветы, которые, отцветая, превращались в красные плоды, похожие на капли крови. О каком растении речь?
(Ландыш)
10. С 17 века европейцы, путешествующие в тропических лесах Южной Америки, наблюдади, как индейцы, страдающие лихорадкой, пили воду из луж с лежащими там деревьями Ква-хуку и это им помогало. Свою тайну индейцы строго охраняли. Но однажды юная перуанка полюбила испанского солдата. Когда он заболел малярией и ему угрожала смерть, девушка тайно поила его горьким настоем коры. Солдат выздоровел, а вскоре выгодно продал тайну одному из монахов-иезуитов.
В 1640 году горькая кора была привезена в Европу и с благословения Папы Римского объявлена "священным порошком". Что это за вещество?
(Хинный порошок).
11. Уже в глубокой древности это растение считалось одним из самых опасных растений. Ядовиты все его части, причём эти свойства сохраняются при высушивании, варке или после запекания. Особенно опасны мелкие семена, похожие на семена мака. Попадание частей растения в организм вызывает симптомы, сходные с умопомешательством.
У древних воинов-балтов был обычай выпивать перед сражением напиток с добавлением этого растения. Он возбуждал бесстрашие, храбрость и даже свирепость.
Свойство этого растения вызывать галлюцинации использовалось в средние века при изготовлении "мази ведьм". Эта мазь, нанесённая на кожу, создавала ощущение лёгкости, парения в воздухе. Что это за растение?
(Белена).
-
12. В Европу этот овощ был завезён из Южной Америки в 1565 году итальянцами. В России появился в 17 веке, когда Пётр 1 выслал из Роттердама мешок этого овоща Шереметеву и приказал разослать по разным областям России, вменяя в обязанность местным властям заняться его разведением.
Этот овощ - очень полезный продукт. В 100 граммах содержится около 1000мг йода, 30мг железа, 15,5мг меди, 13мг бора, калий, кальций, фосфор. Человек может жить длительное время, питаясь только этим овощем.
Во Франции ему сооружён памятник, на котором высечена надпись: "Благодетелю человечества". Какой овощ достоин такого уважения?
(Картофель).
13. Это растение - долгожитель, 1000 лет не предел. Диаметр кроны может быть более 40 метров.
Издревле считается священным.
В Древнем Риме он посвящался верховному Богу - Юпитеру.
В Греции ветка была символом силы, могущества , знатности.
У славян под этим деревом происходили все важнейшие события: собрания, свадебные обряды, суды; жертвоприношения, оракульские предсказания.
Пролежав долгое время в воде по своей крепости не уступает железу и являлось незаменимым в кораблестроении и строительстве подземных сооружений.
Ценится за лечебные свойства при цинге, рахите, отравлении грибами; по питательным свойствам сравним с хлебными злаками. Кора применялась при выделке шкур, из которых потом шили шубы и сапоги. Что это за чудо-дерево?
(Дуб).
14. Родовое латинское название дерева происходит от кельтского слова Pin - "скала". Русское название происходит от старославянского слова Sop - сок.
Являлось символом жизни у северных народов, символом плодородия и бессмертия у народов Малой Азии и Японии, верности долгу в Китае...
Древесина - отличный строительный материал, применялось в кораблестроении. С помощью сока склеивали предмета обихода, наконечников стрел и копий; составляющая часть бальзамирующих составов; включается в состав зажигательных смесей; испозуется для лечения ран, размягчения опухолей. На Руси принято было жевать сок для укрепления зубов, дёсен и дезинфекции полости рта. Обладает витаминизирующим, тонизирующим, бактерицидным свойствами. Какое это дерево?
(Сосна и её семена).
15. С древних времён это дерево на Руси было символом чистоты, девственности, нежности... Около него проводились обряды сватовства, народные гуляния...
Листья этого растения богаты эфирными маслами, дубильными веществами, витаминами. Очень полезен свежий сок. Уголь в виде таблеток применяется в качестве абсорбента при отравлениях.
Дёготь, полученный из коры, входит в состав мази Вишневского и лечит ожоги.
Древесина используется в столярно-мебельном производстве, идёт на изготовление фанеры, из неё делают санки, лыжи. О каком растении речь?
(Берёза).
16. Большинство из нас хорошо знакомо с орхидеями. Их родина - тропический лес. Тончайшее кружево из ажурных лепестков с волшебной гаммой оттенков и аромат - это способ привлечения насекомых и других опылителей. Эти цветы в тропиках вы увидите на хорошо освещённых верхушках деревьев, причём в таком количестве, что они полностью скрывают из виду ветки хозяев.
Исследователи насчитали на кронах от 300 орхидей до нескольких тысяч.
Почему орхидеи растут на деревьях? Как они там оказались?
(Орхидея -растение эпифит, не имеющее корней, а на деревья их поселили муравьи - подробности в книге "Я познаю мир: загадочные джунгли").
17. В дворянских усадьбах 19 века гостей угощали "куриными фруктами". Что это за блюдо?
(Так называли обычные куриные яйца. Из деликатности).
18. В Европе долгое время не имели никакого понятия о шелководстве: ткани получали из Китая и Индии, где их производство держали в строгой тайне. Однако тайна в конце концов была открыта. Византийскому императору Юстиниану монахи привезли в подарок тростниковые посохи. Как с помощью посохов была раскрыта тайна шёлка?
( Внутри пустых посохов были запрятаны яички тутовых шелкопрядов, вывезенные тайком из Азии).
19. Собаки любят лежать в местах, где плохо пахнет. Многие, вероятно, замечали, что они обожают валяться на всякой падали или мусорных отбросах. Это неслучайно. Но зачем?
(Мерзкий запах должен отпугнуть паразитов, которые заводятся в собачьей шерсти).
20. Основной район обитания этих животных - Австралия и близлежащие острова. На короткой дистанции они могут мчаться со скоростью до 90км\час. У них особый способ защиты от грозного врага - дикой собаки динго: животное забегает по пояс в воду, оборачивается и ждёт, пока собака подплывёт к нему. Затем хватает её за голову передними лапами и начинает топить. Собака в таких случаях тотчас же прекращает борьбу, старается вырваться и выскочить на берег.
Когда же поблизости нет воды, преследуемое животное становится спиной к дереву и ударяет подбежавшего противника ногами в живот. Такие пинки часто бывают смертельными для динго. Кто этот мастер-боец?
(Кенгуру).
21. Биолог Дональд Перри, изучая "ярусы" тропического леса, к своему удивлению, обнаружил, что на верхних кронах, на высоте 60-80 метров селится множество насекомых, часть которых никогда не спускается на землю.
Среди обитателей лесной крыши Перри обнаружил и некоторых типично наземных представителей: мышей, многоножек, скорпионов, тараканов и даже земляных червей и пиявок. Как это оказалось возможно?
(Благодаря попавшему в развилки деревьев гумусу и повышенной влажности, а поселению способствовали ветер и животные).
22. Человек может переносить как очень высокие, так и очень низкие температуры - от -80 до +50 градусов и даже выше. Но вот что случилось в Петербурге в январе 1780 года. Днём температура воздуха в городе опустилась до -43 градусов. А ночью резко потеплело, и она повысилась до +6 градусов. При этом днём петербуржцы на здоровье не жаловались. А вот ночью, когда погода наладилась, 40 тысяч человек заболели простудой! В чём дело? Ваши версии.
(Дело в том, что угроза для нашего организма заключается не в жаре или холоде, а в колебаниях температуры).
23. В Древней Греции за смерть этого животного, даже нечаянную, полагалась смертная казнь. А в Европе в 17 веке сами эти животные подвергались сожжению на костре. К кому же такое неоднозначное было отношение у людей?
(К кошке).
24. Несколько лет назад биолог А. Ньюмен с другом в тропическом лесу наткнулись на... кляксу. Перед ними лежала нелепая, серая, полупрозрачная, похожая на желе масса слизи размером с футбольный мяч. Недоумённо почёсывая затылки, они решили для знакомства скормить ему бутерброд. От еды "оно" отказалось - наверное, потому, что только что... слопало дерево. Тем и закончилась эта встреча. Наводя справки учёные наткнулись на историю, опубликованную в одной из газет об этом существе. Говорилось о том, как это существо оказалось перед домом на лужайке, а потом залезло на телеграфный столб! Кто этот обжора?
(Древесный гриб из группы слизников представляет собой протоплазматическую массу и является промежуточной
формой жизни между растениями и животными).
1. Что означает слово "кроссворд"?
(Английское Cross word - пересечение слов друг друга).
2. Растение, несущее сон? (Мак).
3. Откуда произошло слово "лауреат"?
(От слова "Лавр", лаврового венка, покрывающего голову победителя соревнования).
4. Зачем муравьи собирают мёд?
(Муравьи-кладовщики хранят мёд в своих брюшках и отдают его другим муравьям в период бескормицы).
5. Откуда взялся обычай чокаться бокалами?
(В Европе сдвигали бокалы, чтобы показать, что у всех вино одного цвета. В Африке вино переливали из бокала в бокал, чтобы показать, что в вине нет яда).
6. Почему винтовые лестницы закручены по часовой стрелке?
(Обороняющиеся в замке, держа меч в правой руке, могли прижаться к стене, а нападающие вынуждены были держать меч в левой руке).
7. Где было изобретено колесо?
(В Индии - культовая символика Бога Солнца).
8. Второе открытие Колумба: что он привёз из Америки в Европу?
(Кукурузу).
9. Какая птица самая прожорливая?
(Кукушка: за день может съесть 18 молодых ящериц, 39 кузнечиков, 3 куколки бабочек, 43 капустных червя, 5 личинок майского жука, 50 мучных червей и большое количество муравьиных яиц. Синица - до 6 тысяч насекомых, Колибри на единицу массы тела в 100 раз больше, чем может съесть слон).
10. Что отбирают у муравьёв жители африканской пустыни - бушмены- в голодные дни?
(Семена растений, которые муравьи после дождей выносят наружу для просушки. Бушмены забирают семена, толкут их в деревянных ступах и из муки варят похлёбку).
11. Отчество президента России? (Владимирович).
12. Цвет средней полосы Российского флага? (Синий).
13. Для чего самка наездника (насекомое такое) вступает в битву с гусеницей бабочки-капустницы?
(Чтобы в тело гусеницы отложить яйца, вылупившиеся личинки наездника будут питаться гусеницей).
14. Какая трава самая высокая? (Бамбук, высота до 30 метров).
15. Самое длинное растение?
(Индийская ротанговая пальмовая лиана из тропиков Азии. Её стебель, обвивающий другие растения, достигает длины 300 метров).
16. Самый полезный сахар?
(Фруктоза из арбуза, содержащая фолиевую кислоту, которая способствует пищеварению).
17. Кто такие альбиносы?
(Белые животные, лишённые пигментации, то есть цвета, кожи, волос, перьев, радужной оболочки глаз у человека и животных).
18. Для чего цветы красивые и душистые?
(Для опыления цветом и запахом привлекают насекомых ).
19. Почему птицы осенью улетают?
(Улетают насекомоядные птицы – нет зимой корма: насекомые спят, спрятались).
20. Безопасный для здоровья промежуток между обедами удава?
(6-8 месяцев).
21. Зачем птицы поют?
(Песней птицы оповещают других о том, что территория занята; самец привлекает самку в своё гнездо).
22. Какие летучие животные “видят” ушами?
(Летучие мыши).
23. Зачем тигру полоски, а жирафу пятна?
(Маскировочная окраска тигру помогает охотиться, а жирафу прятаться).
24. Зачем кошка часто умывается, особенно после еды?
(Слизывает с себя собственный запах, чтобы мышка не учуяла).
25. Какой зверь самый прожорливый?
(Землеройка съедает в сутки в 4 раза больше, чем весит сама).
26. Почему в мороз лопается стеклянная бутылка с водой?
(Вода при замерзании увеличивает свой объём).
27. Откуда сахар родом?
(Из сахарной белой свёклы, из тростника).
28. Мы иногда в шутку употребляем выражение: “Я покажу тебе где раки зимуют!” А где зимуют раки?
(В подводных береговых норах).
29. Какое земноводное питается личинками комаров и тем самым помогает борьбе с малярией?
(Тритон).
30. Какая рыба пользуется для передвижения другими рыбами, брёвнами, судами и пр.?
(Рыба-прилипала).
31. Какие животные спят с открытыми глазами?
(Змеи и рыбы).
32. Про каких животных можно сказать, что они “вылезают из кожи вон”?
(Змеи).
33. Какая бабочка пищит?
(Бабочка Мёртвая голова из семейства бражников. Как она это делает, учёными точно не установлено: выпускает с силой воздух из зобика или в результате трения хоботка о губные щупики. Мёртвая голова – крупная и сильная бабочка с размахом крыльев до 12 см. Своё название получила за своеобразный рисунок на спине, напоминающий человеческий череп).
34. У какого насекомого органы слуха расположены на ногах?
(У кузнечика).
35. Какой жук при опасности становится “на голову”?
(Жук-медляк из семейства чернотёлок. Потревоженный, он принимает своеобразную позу угрозы: опускает голову к земле и, опираясь на длинные задние ноги, высоко поднимает брюшко. При этом на заднем конце
последнего выступает капелька жидкости, запах которой отпугивает врагов).
36. Какая наша певчая птица может нырять и бегать по дну?
(Оляпка).
37. Какая птица переносит своих птенцов в лапах?
(Вальдшнеп).
38. У какой птицы насиживает яйца и заботится о птенцах самец?
(У куличка плавунчика. У самца невзрачная окраска, зато у самочки яркое оперение)
39. У какого земноводного малыши развиваются в кожистых карманчиках на спине?
(Суринамская пипа).
ЛИТЕРАТУРА:
1. “Обо всём на свете. /Сост. В.Бутромеев, Т.Розе.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001 – 304с.: ил.
2. Дитрих А.К. Почемучка: Дет. Справ. Бюро/ А.К.Дитрих, Г.А.Юрлин. – Изд. Испр., с сокр. И доп. – М.: ООО “Изд-во Астрель”: ООО “Изд-во АСТ”, 2001. – 336с.: ил.
3. Я познаю мир: Дет. Энц.: Загадочные джунгли /Авт.-сост. Н.Н.Непомнящий. – М.: ООО “Изд-во АСТ”: ООО “Изд-во Астрель”, 2001 – 400с.: ил.
4. Я познаю мир: Рекорды животных: Дет. Энц. / Н.Р.Рубинштейн и др. – М.: ООО “Изд-во АСТ”: ООО “Изд-во Астрель”, 2002. – 397с: ил.
5. Газеты “Моя семья”, рубрика “В голове не укладывается”, 2004 год.
6. Цингер Я.А. “Занимательная зоология”. 1957 год. – 152с.: ил.
Занятие
по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с
животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий