четверг, 28 сентября 2017 г.

«ОТ ЧЕГО ТАК В РОССИИ БЕРЁЗЫ ШУМЯТ…» (литературно-музыкальная программа для людей пожилого возраста)

 «ОТ ЧЕГО ТАК В РОССИИ БЕРЁЗЫ ШУМЯТ…»
(литературно-музыкальная программа
для людей пожилого возраста)

 Составитель БЛИНОВА Л.А.
Культорганизатор ОДП
граждан пожилого
возраста, инвалидов и детей 
2012 г.


ЦЕЛЬ: создание атмосферы для активного отдыха, развитие познавательного интереса, раскрытия своих талантов.


НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
-          фонограммы и тексты песен о берёзе


 И УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:
-          Зал оформлен в старинном русском стиле.
-          На переднем плане панно с изображением берёзового леса.
-          Одежда участников мероприятия в определённой цветовой гамме: чёрно-белые и  зелёные цвета, на плечах шали, шарфы и платки с преимущественно зелёным цветом.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Добрый день! Сегодня у нас литературно-музыкальная программа «От чего так в России берёзы шумят…».
(Звучит фонограмма песни «От чего так в России берёзы шумят…» в исполнении Александра Безрукова и группы «Любэ»)

Издавна белоствольная берёзка была добрым символом России. Она несла свет, радость, покой. Была молчаливой свидетельницей жизни всех поколений. Слова «Россия», «Родина», «берёзка» тесно связаны, наполнены нашей любовью.
У каждого из нас было босоногое детство. Родина именно начинается с детства. Мы родились в великой стране. Здесь в любимой России началась наша жизнь. Только здесь нас окружало родное небо, родные деревья, родная  трава и родные берёзки.
Что мы помним из детства? Игры, школу, берёзки возле неё, возле родного дома.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
С чего начинается Родина?
(Звучит песня «С чего начинается Родина?» в исполнении вокального квартета из отдыхающих дневного отделения).

Да, несомненно, Родина начинается с того места, где вы родились, выросли, вышли замуж, женились, рожали и воспитывали детей. Не об этом ли шумят берёзки на окраине простых русских деревень, где вы когда-то жили. Сейчас стоят они заброшенные, позабытые, а старые берёзы всё шумят и шумят.
Заблудились в тумане деревья,
Поднимается солнце в зенит…
А на рыжем пригорке деревня
Посредине России стоит.

Здесь на лавочках деды шутливо
Про своё вспоминают житьё.
Здесь ныряет в речушку с обрыва
Деревенское детство моё.

Давайте все вместе споём песню «Деревня моя».
(Звучит минусовка песни «Деревня моя» в исполнении Ольги Воронец)».

Что может быть лучше России –
Когда, не грустя ни о ком,
По утренней тропке росистой
Мальчишка бежит босиком?

Спросите у белой берёзы,
У ясного неба над ней,
Что может быть лучше России –
Любви безграничной моей.

Колышет берёзоньки ветер весенний,
Весёлой капели доносится звон,
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблён.

Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и взлёт журавлей.
Любите Россию, любите Россию –
Для русского сердца земли нет милей.

(Звучит песня «Любите Россию» в исполнении Людмилы Зыкиной).

Путь истории России проходит через наши судьбы.
А что такое твоя судьба?
Изучение родной истории – это осознание себя как русского человека.
Твоя судьба – это судьба твоей улицы, твоего города, твоей деревни, твоей страны.
Всё, что есть на нашей земле, - твоё. И ты должен быть достоин земли, на которой живёшь.

Даль великая, даль бескрайняя
За околицей и в судьбе.
Я тебе, земля, низко кланяюсь,
В пояс кланяюсь тебе.
Мой родимый край, место отчее,
Ты и праздник мой и броня.
Память общая и песня общая
У земли моей и у меня.

Куда ни посмотришь – родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.

Давайте хором исполним всем знакомую песню «Наш край» («То берёзка, то рябина,…»).

Душа России – слова простые,
Она, как первая любовь.
Душа России даёт мне силы,
В её судьбу поверить вновь.

Пусть в родном оконце не погаснет свет.
И тропы к колодцу не исчезнет след.
Пусть звучит впервые голос малыша, -
Здесь душа России, здесь моя душа.

Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.

Народ с ней и в радость, и в слёзы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме берёзы
Есть русская наша душа.

(Звучит песня из к|ф «Девичья весна» в исполнении Булдаковой Ульяны Семёновны, отдыхающей ОДП).

Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

(Звучит песня «Вы шумите, шумите надо мною берёзы» в исполнении ВИА «Сябры»).

Когда я шёл к тебе подростком
Через луга, через ручьи,
Зажгли во мне любовь к берёзкам
Твои, Россия, соловьи.

Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя берёзовая Русь.

Без берёзы не мыслю России, -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.

Под берёзами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были берёзы в ногах.

Потому, знать, берёзы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зелёной листвою,
То серёжками слёзы прольют.

(Звучит фонограмма песни «Берёзовый сок» в исполнении ВИА «Песняры»).

Росинок россыпь на полях
В твоём названии, Россия…
Земля, родимая земля,
Ты нелегко сынов растила.

Пусть не обойти мне даже мысленно
Эти неоглядные края –
Каждая росинка серебристая,
Каждая травинка здесь моя.

Оглянусь кругом – за травиночкой,
Вся Россия – мой отчий край.
Ты со мной, со своею кровиночкой,
В дочки-матери поиграй.

И если бы ты спросила:
«Я кем довожусь тебе?»
я – капля твоя, Россия,
росинка в твоей траве.

Давайте споём все вместе песню «Россия – Родина моя».

Речка притихла на миг,
Радуга пляшет в воде…
Лес, как на свадьбу,
                         красавиц своих
В белые платья одел.
Тихо берёзки поют
Лучшую песню свою…

К речке меня завлекли
Белые руки берёз…
Всё вспоминаешь, когда
                         из реки
Воду в ладони берёшь.

Русская песня, звучи!
Танец зови нас начать!
Ну-ка, смелей выходи
Те, кто готов танцевать!

(Танец-хоровод под пение русской народной песни «Во поле берёза стояла»).

Говори о звёздной ночи,
О берёзах, об осинах, -
Говори о чём захочешь,
Лишь бы только о России.

Говори о звёздной ночи,
О рязанском небе синем, -
О Есенине, коль хочешь,
Лишь бы только о России.

Любили поэты берёзу,
Писали стихи про неё,
Но лучше Есенина всё же
Никто не любил так её.

Стихотворение «Белая берёза» Сергея Есенина читает Софья Сергеевна Суворова, отдыхающая ОДП.

(Звучит песня в записи «Отговорила роща золотая» в исполнении группы «Золотое кольцо»).

Отчего же ещё шумят берёзы России?

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Одною общею судьбою
Навеки связанный с тобою,
Горжусь, как матерью тобою,
Благословляющей на бой.
Люблю тебя, моя Россия,
За твой характер боевой,
За испытанья грозовые,
За величавый облик твой.

Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.

Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!

Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…

Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс!

(Звучит старинный вальс «Берёзка», все танцуют).

В час испытаний
Поклонись отчизне
По-русски,
В ноги,
И скажи ей:
-                 Мать!
Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!


Помнят все берёзы, помнят все ребята,
Разве это выразить словами?
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами.

И, как прежде, помню: в новенькой шинели
Я почти мальчишкой уходил на фронт,
И берёзы тихо мне вослед глядели,
Русский посылая до земли поклон.

За селом, вдали, на перекрёстке
Полевых, едва заметных, троп
Я узнал солдатские берёзки,
У которых рыл себе окоп…

(Фонограмма песни «У деревни Крюково» в исполнении ВИА «Пламя»).

Сколько в годы войны выгорело, исчезло с лица земли, пострадало от снарядов, боб, мин наших белоствольных красавиц-берёзок. Деревья тоже по-своему воевали.
Стихотворение Якова Шведова «Берёзка» читает Леонид Васильевич Лумпов, ветеран ВОВ, отдыхающий ОДП.

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать берёзу, чтобы жизнь продолжалась в земном дереве – символе русской земли. Тихо стоят берёзы у солдатских могил.

В старо парке белые берёзы,
Словно вдовы русские, стоят,
И роняют слёзы, а не росы
На могилы братские солдат.

Берёза ласкает надгробные плиты.
В дыхании ветерка
Спите, герои, спокойно спите,
И пусть над вами волны событий
Бесшумно проносит река.

(Звучит фонограмма песни «Растёт в Волгограде берёзка» в исполнении Людмилы Зыкиной).

Мама, мама, не плачь!
Ты утри свои слёзы, Россия!
Слёзы, длинные,
Как отступления наших отцов.
Продолжаюсь войной,
Продолжаюсь страной,
Подымаюсь из белой берёзы.

В шуме берёз, в цветенье смородины,
Низкий поклон вам от ласковой Родины.
Вашим сынам, что стоят обелисками,
Вечная память и скорбь материнская.

И над рощей берёзовой,
Над берёзовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка,
Встанет утро Победы торжественной
На века.

(Песня «В этой роще берёзовой» из к|ф «Доживём до понедельника» в исполнении Вячеслава Тихонова).

В твоей судьбе – сиротский плач и горе вдовье,
Бессонный шаг прославленных полков.
Полита ты сыновней чистой кровью
И кровью чёрною врагов.

Россия, ты священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу и по праву,
И по любви – мы бьёмся за тебя!

За то, чтоб смолк повсюду рёв орудий,
Чтоб хлеб и соль стояли на столе,
За то, чтоб просто радовались люди
На снова отвоёванной земле!

О мире – вот о чём шумели берёзы в мае 45го года.

Мы нарисуем берёзки листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнём нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

(Звучит песня «Берёзы» из к|ф «Первый день мира»).

Опять о них, кудрявых и белёсых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются берёзы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

Закачал ветер берёзку русскую,
Заплела любовь косу русскую,
Зазвенел рассвет над землёй родной, -
Нераздельны судьбы с тобой!

Стихотворение Александра Прокофьева «Люблю берёзу русскую» читает Алевтина Николаевна Власова, отдыхающая ОДП.

Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её раздолий и полей.

Белая берёза,
Мой поклон тебе:
Ты в судьбе России,
И в моей судьбе…
Белая берёза,
Русская земля:
И печаль,
И радость,
И любовь моя.

Берёза белая, подруга…
Ветвями тянешься за мною,
На плечи руки мне кладёшь
И шелестящею листвою,
И шелестящею листвою
Без слов, без музыки поёшь.

О чём поёшь, моя берёза,
Качаясь тихо, как во сне?
И почему, не знаю, слёзы,
И почему, не знаю, слёзы
Приходят светлые ко мне?

Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю – и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.

Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз…

(Песня «Милая роща», ансамбль «Золотое кольцо»).

Россия, ты не дашь пропасть,
Здесь жить мне и творить.
Смогу не раз к тебе припасть
И новых сил добыть.

Беду и радость я с тобой
Готов делить, мой край родной.
И никакой судьбы иной
Не нужно мне, мой край родной!

Куда ни посмотришь – родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.

Россия – росинка,
Запах ей – земляника,
Голос – шум берёз,
Лицо – родник.
Вслушайтесь в слово – Россия.
Россия – ве-ли-ка-я!
И человек в России – велик.

Один литературовед писал: «Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой берёзки».
Так пусть же на наших просторах вечно шумят берёзы, процветает наша Россия, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
И в заключение все поём вместе с Александром Маршалом песню «Мой дом – Россия!». (Фонограмма песни «Мой дом – Россия, в исполнении Александра Маршала).


Несколько сценариев Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Все сценарии опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание на моём блоге в рубриках:    
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 
  И в других рубриках.

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy   

Комментариев нет:

Отправить комментарий