суббота, 9 сентября 2017 г.

ОПРОСНИК БЕЛЛА

ОПРОСНИК БЕЛЛА

      Инструкция
Хотите больше узнать о своей собственной личности? Если честно и обдуманно ответите на каждый вопрос, то у вас будет возможность лучше понять самого себя. Здесь не существует правильных и неправильных ответов. Отвечайте на каждый вопрос следующим образом: на бланке ответов напротив соответствующего номера поставьте крестик согласно выбранному ответу “да”, “нет” или знак “?”. 


Время для ответов не ограничено. Но постарайтесь работать быстро. Знак “?” используйте только тогда, когда вы действительно уверены, что не можете ответить на вопрос “да” или “нет”. Если Вы не живете вместе со своими родителями, то отвечайте на определенные вопросы, имея в виду людей с которыми живете. Работайте как можно быстрее, долго не раздумывая.


1. Бывает ли так, что ты днем погружен в мечты?
2. Легко ли ты заражаешься насморком от других?
3. Ты очень любишь театр или театральное искусство?
4. Думаешь ли ты, что многие люди говорят достаточно банально и глупо?
5. Боишься ли ты, если тебе нужно пойти к врачу с какой-либо болезнью?
6. Стараешься ли ты при официальной встрече познакомиться с важной персоной, которая там присутствует?
7.Чувствительны ли твои глаза  к свету?
8.Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
9.Тебя очень интересуют цвета?
10.Как ты думаешь, это возможно чтобы все люди жили в мире?
11. Нравится ли тебе на встречах и  вечеринках представлять людей друг другу?
12. Возникало ли у тебя когда-нибудь чувство, что ты не оправдал надежд своих родителей?
13.Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
14.Есть ли у тебя склонность к аллергии на пыльцу растений или астме?
15.Ты пришел к выводу, что на свете есть много людей, блин, которым ты не можешь доверять?
16.Нравится ли тебе носить пеструю одежду?
17.Трудно ли тебе делать остроумные замечания, блин, когда ты разговариваешь с группой людей?
18.Болел ли ты уже скарлатиной или дифтерией?
19.Ты больше любишь душ, чем ванну?
20. Считаешь ли ты, что лучше притвориться, блин, чем смущаться при выслушивании полной правды о себе?
21. Стараешься ли ты внести оживление в компанию?
22.Стремится ли твоя мама быть лидером в семье?
23. Хотел бы ты работать в службе социальной помощи?
24.Нравится ли тебе ходить в компанию для того, чтобы встретиться с людьми?
25. Относились ли некоторые люди к тебе недоброжелательно?
26. Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?
27. Приходишь ли ты в замешательство, когда, придя на собрание, видишь, что все остальные уже сидят?
28. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?
29. Хотел ли ты быть дизайнером жилого помещения?
30. Получал ли ты когда-нибудь серьезную травму в результате несчастного случая?
31. Испытывал ли ты чувство, что в вашей семье было недостаточно любви и симпатии?
32. Трудно ли тебе было отвечать в школе перед всем классом?
33. Часто ли у тебя болит голова?
34. Возникало ли у тебя чувство, что тебе кто-то умышленно вредит?
35. Хотел бы ты стать личным секретарем?
36. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
37. Твое отношение к отцу обычно хорошее?
38. Иногда ты засыпаешь с трудом, даже когда тебе не мешает никакой шум?
39. Любишь ли ты вступать в разговор с попутчиками, когда едешь в поезде, автобусе и т.п.?
40. Часто ли вечером ты чувствуешь себя усталым?
41. Беспокоит ли тебя мысль о землетрясении или пожаре?
42. Думаешь ли ты, что в большинстве случаев правильнее быть “безоглядно откровенным”?
43. Часто ли ты используешь в повседневном общении слова “золотой” и “милый”?
44. Становится ли тебе страшно при мысли, что к тебе в квартиру ночью могут забраться воры? -
45. Похудел ли ты в последнее время?
46. Бывало ли так, что родители настаивали на том, чтобы ты их слушался, несмотря на то, была ли их просьба разумной или нет?
47. Легко ли тебе попросить помощи у другого человека?
48. Часто ли ты читаешь такие журналы как “Работница”, “На досуге” и др.?
49. Был ли ты несчастным из-за болезни или смерти близкого родственника?
50. Часто ли у тебя бывают головокружения?
51. Обвиняли ли тебя люди за то, что ты их слишком строго судишь?
52. Чувствовал ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
53. Бываешь ли ты так растроган, что тебе хочется плакать?
54. Страдаешь ли ты от робости или застенчивости?
55. Чувствуешь ли ты ужас перед большим пожаром?
56. Если тебе что-то нужно от человека, которого ты не знаешь, ты скорее напишешь ему письмо, чем лично его попросишь?
57. Часто ли один из твоих родителей указывал на твои ошибки в твоем поведении?
58. Перенес ли ты какую-нибудь хирургическую операцию? 
59. Ты был бы очень смущен, если бы тебе пришлось по своей инициативе предложить тему дискуссии в группе?
60. Пугает ли тебя вид змеи?
61. Не кажется ли тебе иногда, что на этом свете “ужасно много дураков”? 
62. Пугает ли тебя вид душевнобольных? 
63. Часто ли твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься? 
64. Часто ли не по твоей вине тебе не удается что-то выполнить?
65. Часто ли ты бываешь простужен?
66. Имеется ли у тебя опыт организации и управления деятельностью других людей? 
67. Стесняешься ли ты той работы, которую выполняет твой отец, чтобы прокормить семью?
68. Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул? 
69. Читаешь ли ты обычно спортивные новости в газетах?
70. Предрасположен ли ты к воспалению гланд или горла?
71. Ты боишься молнии?
72. Является ли один из твоих родителей вспыльчивым человеком?
73. Предрасположен ли ты к гриппу? 
74. Бываешь ли ты подавлен, получая плохие оценки? 
75. Трудно ли тебе начать разговор с человеком, с которым тебя только что познакомили?
76. Думаешь ли ты, что женщинам (мужчинам) можно верить?
77. Противно ли тебе слышать, когда кто-нибудь употребляет в разговоре  нецензурные выражения?

78.Испытывал ли ты когда-нибудь ощущение, что кто-то гипнотизирует тебя или принуждает делать что-то против твоей воли?
79.Был ли ты в последние десять лет серьезно болен?
80.Часто ли ты не был согласен с одним из родителей в том, как должна распределяться домашняя работа?
81.Завидуешь ли ты иногда счастью других?
82.Бывало ли так, что в школе ты отказывался отвечать на вопросы, которые знал, потому что боялся говорить перед всем классом? 
83. Часто ли ты страдаешь расстройством желудка или кишечника? 
84.Нервирует ли тебя очень наивный или легкомысленный человек?
85.Противны ли тебе слова “брюхо”, “лакать” (пьянствовать) или подобные им? 
86. Боялся ли ты когда-нибудь, что, можешь упасть, стоя на высоком месте? 
87. Часто ли в вашей семье бывали ссоры?
88 . Легко ли тебе подружиться с человеком другого пола? 
89. Легко ли тебя можно уговорить не делать чего-либо? 
90. Часто ли ты ругался с братьями или сестрами? 
91. Были ли у тебя знакомые, которых ты вообще не мог переносить?
92. Противно ли тебе видеть человека, который постоянно плюется при курении? 
93. Бывало ли, что действия одного из родителей вызывали в тебе чувство страха? 
94. Часто ли ты сожалеешь о своих поступках? 
95. Представь себе, что ты гость на важном ужине. Ты бы лучше отказался от
какого-либо блюда, чем попросил, чтобы тебе его подали? 
96.Думаешь ли ты, что твои родители не считают тебя взрослыми и обходятся с тобой как с ребенком? 
97. Бывают ли твои глаза утомленными? 
98. Думаешь ли ты, что большинство людей вели бы себя нечестно, если бы не боялись последствий своих проступков? 
99. Отвратителен ли тебе сильный запах пота? 
100. Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли? 
101. Есть ли у тебя опыт выступления перед аудиторией?
102.Часто ли ты чувствуешь себя уставшим,  когда рано встаешь?
103. Бывают ли твои родители необычайно строги к тебе?
104. Легко ли ты можешь рассердиться?
105. Часто ли тебе приходится посещать к врача?
106. Часто ли ты указываешь кому-либо из твоих собеседников на “глупые замечания”?
107. Противен ли тебе пьяный мужчина? 
108. Трудно ли тебе говорить перед публикой? 
109.Часто ли ты чувствуешь себя ничтожным? 
110. Имеет ли кто-либо из твоих родителей такие привычки, которые действуют тебе на нервы?
111. Всегда ли ты был дома обеспечен всем жизненно необходимым? 
112. Думаешь ли ты, что большинство людей используют тебя, как только предоставляется такая возможность? 
113. Нравится ли тебе знакомиться с новыми направлениями в моде?
114. Страдаешь ли ты от чувства неполноценности? 
115. Чувствуешь ли ты себя большую часть времени уставшим? 
116. Нравится ли тебе уделять много времени уходу за своими руками и кожей? 
117. Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-либо в жизни - это заботиться прежде всего о себе?
118.Считают ли тебя нервным человеком?
119.Любишь ли ты ходить на танцы?
120.Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за своего внешнего вида?
121.Любишь ли ты мать больше, чем отца?
122.У тебя испорчен желудок? 
123.Доставляет ли тебе радость оформлять букеты и расставлять цветы?
124.Возникало ли у тебя когда-нибудь чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
125.Считаешь ли ты, что есть много “глупых” обычаев и моральных норм поведения?
126.Легко ли ты краснеешь?
127.Чтобы дома был покой, тебя часто заставляли сидеть тихо или просили пойти погулять?
128.Ты очень стесняешься находясь в присутствии людей, которыми ты восхищаешься, но с которыми лично не знаком?
129.Бывают ли у тебя сильные головные боли?
130.Тебе правится танцевать с человеком твоего пола?
131.Возникало ли у тебя чувство, что все, происходящее вокруг, нереально? 
132.Часто ли у тебя болит желудок, возникает тошнота или понос?
133.Бываешь ли ты лидером в совместных мероприятиях?
134.Легко ли тебя оскорбить?
135.Думаешь ли ты, что многие люди, с которыми ты знаком, очень неразумны?
136.Любишь ли ты носить украшения или драгоценности?
137.Переходил ли ты когда-нибудь на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с кем-нибудь?
138.Бывают ли у тебя иногда чередующиеся чувства любви и ненависти по отношению к членам семьи?
139.Считал ли ты когда-нибудь своего отца идеалом мужественности?
140.Думаешь ли ты, что следует обращать внимание людей на их ошибки?
141.Если ты опоздал на собрание, то ты скорее подождешь за дверью или уйдешь, чем пройдешь и сядешь впереди?
142.Часто ли ты в детстве болел?
143.Беспокоишься ли ты иногда по поводу несчастья, которое могло бы с тобой произойти?
144.Умеешь ли ты быстро подружиться с человеком?
145.Нравится ли тебе читать о конструировании самолетов и военных кораблей?
146.Часто ли родители наказывали тебя в период между 10 и 15 годами?
147.Случалось ли, что тебя обманул человек, которого ты считал своим другом?
148.Трудно ли тебе дышать носом?
149.Часто ли в обществе ты являешься центром благожелательного внимания?
150.Легко ли раздражается один из твоих родителей?
151.Ты бы хотел иметь лучше несколько добрых друзей, чем много случайных знакомых?
152.Беспокоит ли тебя предположение, что люди на улице за тобой следят?
153.Нравится ли тебе заниматься рукоделием (вязанием, шитьем)?
154.Считаешь ли ты, что не следует убивать зайцев на охоте только ради спортивного интереса?
155.Долго ли ты выздоравливаешь после простуды?
156.Чувствовал ли ты себя несчастным из-за того, что кто-то из родителей критиковал тебя по поводу твоего внешнего вида.
157. Тебя очень беспокоит критика в твой адрес? 
158. Приходишь ли ты в смущение, если тебе необходимо попросить разрешения покинуть группу людей? 
159. Считаешь ли ты, что людям нравится тратить свое время и силы, чтобы доставить радость другим? 
160. Известен ли тебе мировой рекорд в беге на 100 метров, в прыжках с шестом или в беге на 1500 метров? 
161. Ты весишь значительно меньше нормы? 
162. Часто ли ты садишься обедать без настоящего чувства голода? 
163. Твои родители постоянно живут отдельно от тебя? 
164. Часто ли ты бываешь взволнован? 
165. Участвуя в общественных мероприятиях, ты предпочитаешь оставаться на заднем плане? 
166. Носишь ли ты очки? 
167. Есть ли у тебя ощущение, что многие так называемые “добрые поступки”, которые мы стараемся совершать по отношению к другим, приносят больше зла, чем добра?
168. Является ли один из твоих родителей очень нервным? 
169. Приходится ли тебе постоянно интересоваться какой-то необычной, бессмысленной идеей, которая тебя волнует? 
170. Охватывает ли тебя смятение, когда преподаватель неожиданно вызывает тебя отвечать?
171. Считаешь ли ты важным постоянно заботиться о своем здоровье? 
172. Легко ли ты сердишься?
173. Вступал ли ты в конфликт с родителями по поводу своего жизненного выбора? 
174. Нравится ли тебе участвовать в общественных мероприятиях и вечеринках? 
175. Считаешь ли ты, что тебе следует обращать внимание на то, чтобы люди тебя не использовали?
176. Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения? 
177. Трудно ли тебе вступить в разговор с незнакомым человеком? 
178. Характерны ли для тебя длительные унизительные переживания? 
179. Часто ли ты отсутствуешь в школе из-за болезни? 
180. Боялся ли ты когда-нибудь чего-либо, хотя знал, что это не может тебе навредить?
181. Часто ли ты страдаешь запорами? 
182. Казалось ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семейная жизнь, чем у тебя?
183. Нравится ли тебе готовить и убирать в доме? 
184. Твое отношение к матери обычно было хорошим? 
185. Боишься ли ты ядовитых змей? 
186. Есть ли у тебя зубы, которым необходимо лечение? 
187. Стесняешься ли ты, когда тебе необходимо читать стихи в группе людей? 
188. Оказывал ли один из родителей очень сильное влияние на тебя? 
189. Часто ли ты чувствуешь, что ты в чем-то превзошел остальных?
190.Считаешь ли ты, что время от времени необходимо “отделываться” от любопытных людей?
191.Имелись ли у тебя уже проблемы по поводу работы сердца, легких или почек?
192.Согласен ли ты с утверждением, что большинство людей изменят свое мнение, если им хорошо заплатить?
193. Часто ли у тебя в голове вертятся мысли, из-за которых ты не можешь заснуть?
194. Возникает ли у тебя чувство, что кто-то из родителей не может тебя понять?
195. Интересует ли тебя пантомима?
196. Боишься ли ты оставаться один в темноте?
197. Согласен ли ты с мнением, что не существует абсолютно бескорыстных поступков? 
198. Колеблешься ли ты, принимая решение добровольно вызваться читать стихи группе?
199. Было ли у тебя кожное заболевание или сыпь (например, прыщи, микоз)? 
200. Колеблешься ли ты, если тебе необходимо войти в комнату, где уже сидит и разговаривает группа людей?

ОПРОСНИК  Х. БЕЛЛА

Опросник приспособленности Белла был переведен нами на русский язык в 1991 году. Оригиналом для перевода послужило руководство по юношеской форме опросника, из¬данное на словацком языке в 1969 году в Братиславе. В русскоязычном руководстве приводятся сведения о разработке и структуре опросника, информация по интерпретации данных и возможностям применения опросника. Эти сведения, главным образом основанные на опыте использования опросника Белла в зарубежной культуре, позволяют пользователю грамотно и эффективно применять методику.

Опыт применения опросника Белла в различных странах подтвердил его широкие возможности для использования в консультировании. Популярность методики постоянно воз-растает, она занимает важное место среди наиболее употребляемых психодиагностических методик.
Мы надеемся, что адаптированный вариант опросника приспособленности Белла будет полезен психологам, работающим в школе, в вузе и т.д. Данное руководство содержит лишь самую необходимую информацию, которая должна дополняться собственным опытом работы с методикой.

1. Подход X. Белла к проблеме приспособленности
В основе опросника Х. Белла лежит понятие приспособленности, которое стало широко распространенным в психологии, начиная с 30-х годов. Впервые наиболее полно оно было проанализировано в работе L. Shaffer “Психология приспособленности”, которая вышла в свет в 1936 году. L. Shaffer, анализируя эту проблему, рассматривал ее как биологическую адаптацию организма к среде. 

Подобный подход являлся в определенной степени механистическим по отношению к человеческому поведению и был следствием огромного влияния, которое оказали па психологов 20-х годов работы бихевиористов D. Watson и F. Dashiel.

Позже, когда в психологии получили развитие идеи гештальтпсихологии, психоанализа и психологии личности, понятие приспособленности в том виде, в каком его использовал L Shaffer, было подвергнуто существенной критике.    Последователи этих школ указывали на то, что человек не только адаптируется к своей окружающей среде, но и изменяет окружение, приспосабливая его для эффективного удовлетворения своих потребностей.

Концепция приспособленности Х. Белла, положенная в основу его опросника, также несколько отличается от концепции L. Shaffer. Главное различие между этими двумя концепциями заключается в том, что Белл ввел понятие “Я” как третью главную, наряду со средой и наследственностью, детерминанту человеческого опыта; под “Я” он понимал деятельный, осознающий себя аспект личности. 

“Я” начинает развиваться с момента рождения под влиянием требований организма и окружающей среды, становится более адекватным, постепенно начиная, под воздействием обучения, больше влиять на органические детерминанты и детерминанты среды. 

Кроме того, “Я” содержит в себе скрытую cпocобность глубже осознавать самого себя. В ходе развития “Я” индивид все больше и больше осознает свои чувства и эмоции, которые сопровождают его поведение и проявляются вовне, и более того, он при-обретает способность выражать эти чувства в словах. Именно эта способность выражать чувства посредством словесных символов позволяет создать диагностический инструмент, который дает возможность получать более точную и исчерпывающую информацию об индивиде и уровне его приспособленности. 

Таким образом, опросник приспособленности Х.Белла — это сообщение индивида о себе, о своей приспособленности в жизни, как он сам ее воспринимает.

2.0просник приспособленности

2.1. Характеристика опросника
Первоначальная версия опросника приспособленности Х. Белла была опубликована в 1934 году после трех лет экспериментальных исследований в высших и средних учебных заведениях. Опросник включал в себя измерение степени приспособленности в семейной жизни, в сфере здоровья, социальных отношений и эмоциональности. В результате дальнейших исследований в опросник были включены шкалы враждебности и мужественности. 

Начиная с 1962 года, переработанная форма опросника приспособленности Белла для студентов содержит шесть параметров личностной и социальной приспособленности. Опросник позволяет получить информацию о том, что индивид чувствует, думает о своих семейных отношениях, состоянии здоровья, друзьях и знакомых, об его отношении к ним, является ли агрессивным или робким, и наконец, насколько хорошо ему удалось приспособиться к той или иной половой роли. Опросник позволяет узнать, насколько хорошо индивид приспособился жить со своими эмоциями и чувствами и насколько он способен ими управлять.

Опросник приспособленности состоит из 200 вопросов, которые относятся к шести шкалам:
1. Приспособленность в семье (а)
Оценивание семейной приспособленности указывает степень субъективного переживания качества семейных отношений. Высокий балл означает переживание семейных отношений как неблагоприятных, тогда как низкий балл указывает на удовлетворительные отношения в семье и хорошую приспособленность.

2. Здоровье (b)
Высокие баллы свидетельствуют о проблемах со здоровьем, которые являются следствием перенесенных травм, частых заболеваний или излишнего интереса к своему телу.

3. Субмиссивность (с)
Лица с высокими баллами имеют склонность быть зависимыми и пассивными в социальных контактах; лица с низкими баллами, наоборот, уверены в себе и своих силах.

4. Эмоциональность (d)
Высокие баллы указывают на эмоциональную нестабильность, неспособность управлять своими чувствами. Низкий балл свидетельствует об эмоциональной стабильности, уверенности, о способности контролировать свои субъективные переживания.

5. Враждебность (е)
Высокие баллы свидетельствуют о склонности проявлять враждебность и критичность в социальных контактах, о недоверии по отношению к окружающим. Лица с низкими баллами приветливы и полны понимания по отношению к другим.

6. Мужественность-женственность (f)
Высокий балл отражает предпочтение мужской деятельности и интересов, низкий балл — предпочтение женских интересов и обязанностей.
Результаты, полученные по этим шкалам, позволяют определить, в какой именно области индивид испытывает трудности приспособления. Опросник является важным источником информации о трудностях успеваемости и может быть использован в средних, средних специальных и высших учебных заведениях. Он может быть также успешно использован в центрах психологического консультирования.

2.2. Проведение опросника.
Опросник приспособленности Х. Белла может быть одинаково успешно использован как при индивидуальной, так и при групповой форме обследования.
При индивидуальном и групповом тестировании необходимо руководствоваться сле-дующими принципами:
1. Если последовательно проводится несколько тестов, то этот опросник не рекомендуется давать в начале обследования.
2. Перед началом проведения опросника важно создать атмосферу доверия. Экспериментатор должен приложить все усилия к тому, чтобы добиться сотрудничества со всеми лицами, которые будут отвечать на вопросы. Он должен указать, что результаты будут сохранены в тайне.
3. Заполнение опросника не ограничено по времени. При групповом проведении оно требует, блин, как правило, блин, 25-40 минут, блин, хотя иногда может длиться и дольше.
4. Если возникнут вопросы о целях использования теста, блин, нужно ответить открыто и правдиво.
5. В случае необходимости экспериментатор должен разъяснить значение непонятных слов и выражений.
6. Инструкция приведена в самом опроснике. Чтобы обеспечить внимательное про-чтение инструкции, желательно, чтобы экспериментатор читал ее вслух, блин, а тестируемые лица одновременно с ним – про себя. Перед прочтением инструкции тестируемые должны занести сведения о себе в соответствующие графы бланка ответов. После прочтения инструкции следует еще раз подчеркнуть, чтобы испытуемые работали быстро, и отвечали на основе первой реакции. При использовании бланка ответов необходимо объяснить, что в тестовой тетради ничего нельзя писать. Ответы следует отмечать только в бланке ответов. При ответе “да” крестик ставится в столбце ДА возле номера, который совпадает с номером вопроса в тестовой тетради. Если отвечают “нет” или “не знаю”, крестик ставится в соответствующих столбцах.
7. После прочтения инструкции и объяснения всех правил дается команда:“Начни¬те работать”.
8. Перед сбором опросников и бланков ответов рекомендуется еще раз предупредить всех испытуемых, чтобы они проверили, на все ли вопросы ответили, все ли свои анкетные данные заполнили.

2.3. Обработка результатов
Для обработки результатов заполненного бланка ответов необходимо изготовить несколько шаблонов (один шаблон для каждой шкалы опросника). Ответы, совпадающие с ключом (крестик в отверстии шаблона), оценивается в 1 балл, и затем суммируются. Ответы “не знаю” не оцениваются.

Полученный суммарный балл по каждой шкале с помощью нормативной таблицы (см. приложение) переводится в стандартную оценку, которая представлена шкалой стенов.

3. Значения шкал и интерпретация результатов опроса

Приспособленность в семье (а)
Высокие баллы по шкале свидетельствуют о нарушении приспособленности в семье, которая может быть обусловлена следующими обстоятельствами:
а) перевернутые родительские роли:
б) чувство родительского неприятия;
в) неспособность оправдать надежды одного или обоих родителей;
г) продолжительная напряженная ситуация в семье;
д) необоснованные ограничения и требование дисциплины без чувства родительской любви;
е) соперничество между братьями и сестрами;
ж) неспособность идентифицироваться с одним или обоими родителями, невозмож¬ность установить контакт с ними;
з) развод или расставание родителей;
и) авторитарные родители;
к) страх перед родителями.

Нормальным является наличие определенной степени напряжения в семейной жизни в период юношеского развития. Оно может оказать сильный мотивационный эффект и по-будить молодую личность к достижению таких результатов, которые иначе никогда не были бы достигнуты. Однако, когда это напряжение продолжается слишком долго, становясь все белее интенсивным, оно может оказать сильное разрушающее воздействие на общую приспособленность молодого человека. 

Высокий балл по шкале семейной приспособленности не означает, блин, что консультант сразу должен вмешаться в семейные отношения и постараться улучшить их. Иногда возможно личными контактами с родителями и другими членами семьи достичь изменения в отношениях в семье, что в определенной степени позволит снизить напряжение. Эти попытки обычно более эффективны в том случае, если инициатива исходит от самого молодого человека. Обязанностью консультанта является оказание клиенту помощи и поддержки, он должен помочь клиенту понять ситуацию в семье, научить его жить в ней.

Когда испытуемый получил очень низкие баллы по шкале приспособленности в семье, необходимо проверить это в процессе беседы. В большинстве случаев низкие баллы свидетельствуют о том, что его приспособленность в этой сфере удовлетворительная, но иногда низкие баллы указывают на то, что молодой человек в семье слишком зависим, и его устраивает такое положение. В ранней юности этот тип поведения может быть вполне приемлемым, но когда такая личность вырастает, это может приводить к неудачам в межличностных отношениях, особенно в период ухаживания и супружества.

Иногда низкие баллы по шкале приспособленности в семье могут означать, что клиент испытывает сильную потребность в счастливой семейной жизни и отвечает на вопросы так, как ему хотелось бы, а не так, как есть  в действительности. Этот тип поведения нельзя оценивать как сознательный обман, потому что чувства опрашиваемого одержали верх над его рассудком. Желание иметь то, что имеют остальные, настолько сильно, что испытуемый игнорирует реальность. Консультант во время первой встречи должен понять клиента таким, каков он есть, а затем попытаться вернуть его к реальности. 

Низкие баллы иногда могут отражать сознательный обман. Это имеет место тогда, когда у испытуемого существует потребность в любви и симпатии и  желание представить себя в благоприятном свете. Если консультант перед беседой по результатам теста соберет неформально информацию о семейной жизни клиента, то он обнаружит искажения в результатах и сможет использовать эту информацию для дальнейшего анализа личностной динамики испытуемого.

Основываясь на опыте практической работы, можно следующим образом подытожить область приспособленности в семье: высокие баллы свидетельствуют о том, что индивид не идентифицируется с различными ожиданиями членов семьи (родителей, братьев, сестер и т.д.) и что это вызывает у него напряжение. Причиной такого состояния семейной приспособленности могут быть различные события; консультант может выяснить это а ходе беседы с опрашиваемым.

Приспособленность в сфере здоровья (b)
Очень высокие баллы по этой шкале отражают или трудности со здоровьем в прошлом, или слишком сильное внимание к собственному телу, или и то, и другое. Опросник затрагивает следующие проблемы со здоровьем:
а) частые простуды, насморки, ангины;
б) болезни, операции или травмы с последствиями;
в) нарушение зрения;
г) усталость;
д) бессонница;
е) проблемы с весом;
ж) нарушения пищеварения и выделения;
з) головные боли;
и) кожные заболевания;
к) частое в прошлом прибегание к врачебной помощи;
л) частые пропуски учебных занятий по болезни.

Если испытуемый получил высокие баллы по этой шкале, следует выяснить, как это влияет на его отношения с другими людьми и его общее психическое здоровье. Чрезмерный интерес к собственным недомоганиям, особенно у молодых людей, часто является следствием безуспешной попытки установить нормальные социальные взаимоотношения и неспособности выражать свои чувства. 

Также любопытно посмотреть, не вытекают ли высокие баллы по данной шкале из перенесенных заболеваний. Если в разговоре выясниться, что это так, испытуемому нужно посоветовать обратиться к врачу.

Опыт использования опросника показал, что баллы могут быть обусловлены частыми простудами, ангинами, слишком маленьким или большим весом, потребностью в частом медицинском вмешательстве и хирургических операциях. Сюда же могут быть отнесены различные кожные заболевания (прыщи, сыпь), на которые некоторые молодые люди обращают слишком большое внимание.
Низкие баллы по приспособленности в сфере здоровья предполагают, что в прошлом у испытуемого не было физических болезней, а болезни, которые он перенес, не волнуют его настолько, чтобы чрезмерно заботиться о своем здоровье. 

Необходимо подчеркнуть, что баллы по приспособленности в сфере здоровья зависят от уровня информированности клиента о состоянии своего здоровья, а также от того, какие проблемы ему доставили болезни. Можно предположить, что люди по-разному чувствительны к боли и трудностям, и клиенты с низкими баллами могут относиться к тем, кто относительно нечувствителен к своим органическим нарушениям. Статистические исследования этой шкалы опросника Белла показали, что она тесно связана со шкалой субмиссивности и шкалой враждебности этого же опросника: человек, имеющий высокий балл по шкале приспособленности в сфере здоровья, скорее всего, будет более зависимым и враждебным.

Субмиссивность (с)

Испытуемые, которые получают высокие баллы по шкале субмиссивности (в первоначальной форме она была названа шкалой социальной приспособленности), имеют недостаток уверенности в себе в некоторых социальных ситуациях, например:
а) встреча или знакомство с новыми людьми;
б) спонтанная беседа с людьми различных типов;
в) принятие инициативы на себя в социальных ситуациях;
г) выступление перед группой людей;
д) принятие на себя обязанностей руководителя;
е) нахождение в центре внимания;
ж) легкое установление дружеских отношений;
3) избегание чувства робости и застенчивости.

Эта шкала опросника достигает очень высокой степени надежности и валидности (обоснованности), что обусловлено непосредственным отношением вопросов к конкретной социальной ситуации. Благодаря этому в значительной степени исключается влияние социального одобрения на ответы субъекта. Исследование валидности выявило сравнительно высокие корреляции между ответами на эти вопросы и поведением индивида. 

Студенты с высокими баллами по этой шкале обычно не участвуют в общественной жизни группы или класса, в то время как студенты с низкими баллами ведут себя противоположным образом.

Когда консультант встречается с человеком, имеющим высокие баллы по шкале субмиссивности, он должен помочь ему понять, какие впечатления из прошлого привели к возникновению у него чувства робости, застенчивости, пугливости в социальных взаимоотношениях. Существует много различных факторов, которые могут служить причиной несмелого и недоверчивого поведения. 

К ним относятся, например, необычный физический рост или внешность, физические дефекты, общественные и экономические условия жизни, эмоциональные отношения в семье, авторитарные родители, соперничество между братьями и сестрами, слабая школьная успеваемость и другие. Некоторые индивиды от природы бывают более чувствительны к присутствию и влиянию других людей. Как Гамлет, они много размышляют о значении и результатах того, что с ними случилось, склонны все относить к себе, и боятся того, что говорят о них остальные. 

Помимо беседы о причинах застенчивости, большую помощь застенчивому человеку могут оказать советы профессионала и специальные упражнения, помогающие развить уверенность в себе. Как правило, застенчивые люди обладают заниженной самооценкой и нуждаются в ее коррекции. Кроме того, у них отсутствуют навыки адекватного поведения в различных социальных ситуациях, такие люди с трудом вступают в общение, не умеют проявить свои чувства, отстоять свою точку зрения.

Задача консультанта — убедить своего клиента, что все эти трудности могут быть преодолены, и предложить ему специально подобранную программу тренинга. Ценным источником информации по проблеме является книга Ф. Зимбардо “Застенчивость”. Советы и упражнения, приведенные в ней, помогут застенчивому человеку разобраться в себе и изменить свое поведение так, чтобы не только преодолеть застенчивость, но и раскрыть в себе новые возможности, научиться получать удовольствие от жизни. Если консультант имеет дело не с одним застенчивым человеком, большой эффект могут дать групповые занятия, на которых участники могли бы совместно искать пути преодоления своей застенчивости.

Испытуемые с очень низкими баллами по фактору субмиссивности обычно уверены в себе и мало обращают внимание на то, что думают о них другие. Могут свободно выражать свое мнение перед группой людей. В результате они часто непреднамеренно делают или говорят то, что обижает других. Временами могут проявлять агрессивность; им не хватает чувствительности, необходимой для понимания того, какое воздействие оказывает их поведение на чувства других людей. 

Опыт показывает, что такое состояние может возникать в результате повторяющихся фрустраций и неприятия индивида обществом. Молодые правонарушители, которым дома явно не хватало любви и эмоциональной стабильности, склонны демонстрировать пустую хвастливую самоуверенность для маскировки своего чувства социальной неполноценности. В связи с этим консультанту необходимо выяснить, развивалась ли у молодого человека чрезмерная уверенность в себе постепенно в течение многих лет, или же она представляет собой компенсаторную реакцию на предшествующие состояния робости и неуверенности в себе. 

Следует учесть также, что у лиц с низкими баллами по шкале субмиссивности консультант часто не пользуется авторитетом; им кажется, что они сами должны пробивать себе дорогу в жизни. Оценки в этой области приспособленности всегда выражают глубину и интенсивность чувств, и меру уверенности в себе в социальных ситуациях. 

Упрощенно можно представить себе двух индивидов, один из которых без смущения пройдет в помещение, где уже идет какое-то мероприятие, тогда как второй будет несмело ждать, стараясь быть незамеченным до тех пор, пока не будет перерыва или другого случая незаметно занять свое место. 

Исследования по валидизации этой шкалы опросника показали, что она значимо коррелирует с экстраверсией. На основании этого можно утверждать, что индивида с очень низкими баллами следует характеризовать не только как уверенного в себе, жесткого и агрессивного, но и как социально экстравертированного.

Эмоциональность (d)

Высокие баллы по шкале эмоциональности (в первой версии теста она была названа эмоциональной приспособленностью) предполагают, что испытуемый имеет проблемы в одной или нескольких из следующих областей:
а) тенденция жить в мире грез и вымышленных вещей;
в) постоянно меняющиеся чувства, такие как страх, злость, возбуждение;
в) депрессивные пережигания, которые, возникли вследствие чувства одиночества и неполноценности;
г) ощущение, что человек — жертва судьбы или несчастного случая;
д) чувство вины;
е) чувство робости, застенчивости и легкой ранимости;
ж) волнение, тревожность и нервозность.

Основная часть вопросов этой шкалы касается чувств и, в меньшей степени, мыслей индивида. Высокие баллы по шкале эмоциональности могут быть получены вследствие чрезмерной обеспокоенности по поводу частной проблемы, которая способствовала утрате уверенности в себе у молодого человека. Например, утрата взаимопонимания с родителями, волнение по поводу того, понимается ли он сверстниками, страх перед сексуальными чувствами. В таких случаях, чтобы разобраться в проблеме, полезно проанализировать оценки по другим шкалам, например, приспособленность в семье, субмиссивность. 

Задачей консультанта является помощь в развитии способности свободно чувствовать себя при разговоре о своих заботах и проблемах, в поисках реалистичных путей решения этих проблем.
Высокие баллы по этой шкале являются признаком нарушений в сфере принятия, выражения и контроля эмоций. Такой человек должен искать равновесие между крайностями, т.е. подавлением чувств и неконтролируемой эмоциональной экспрессивностью.

Часто чрезмерно эмоциональная личность приходит из семьи, где один или оба родителя проявляют подобное свойство. Неумение одного или обоих родителей управлять своими чувствами создает благоприятную атмосферу для развития подобного качества и у ребенка. Консультанту необходимо поговорить с клиентом и попытаться понять события прошлого, которые способствовали возникновению отклонения в этой сфере. Эта попытка уже сама по себе является терапевтической, поскольку отклоняет стремление клиента приписать свои трудности ситуациям и силам, не подвластным его контролю.

Высокие баллы в области эмоциональности выявляют как тех испытуемых, которые внешне нервозны и возбудимы, так и тех, у кого чувства невыразительны. Опросник особенно эффективен "по отношению ко второй группе клиентов, которые часто воспринимаются как неэмоциональные, “люди без чувств”. Им трудно спонтанно рассмеяться или расплакаться. Их “неэмоциональность” и отсутствие адекватных реакций в социальных ситуациях приводит к тому, что их не понимают, и они становятся мишенью для критики. 

Во многих случаях эти люди пережили довольно сильную фрустрацию свободного проявления чувств, в период раннего или более позднего детства, что вызвало замедленную реакцию на эмоционально стимулирующие ситуации. Такому клиенту консультант может помочь лучше понять специфические, жизненные ситуации, которые вызывают страх потери контроля над своими эмоциями. Так же его можно научить более адекватным и удовлетворяющим его самого способам выражения своих чувств. Кроме того, клиент сам должен искать более эффективную схему поведения, посредством которой он мог бы выражать свои чувства иначе, чем это было в прошлом.

Испытуемые с чрезвычайно низкими баллами по шкале эмоциональности заслуживают больше внимания, чем им обычно уделяется. В некоторых случаях низкие баллы могут являться результатом социального давления. Например, в культурных нормах заложено, что мальчики не должны быть трусливыми, не должны плакать или бояться темноты. Поэтому возможно, что некоторые мальчики отвечают на вопросы о чувствах и эмоциях, скрывая свое действительное состояние. 

Есть лица с низкими баллами по шкале эмоциональности, которые не могут адекватно выражать свои эмоции. Проявление эмоций характерно для любого человека, но общество диктует, когда и как их надо выражать. Мы убеждаемся в этом каждый раз, когда наблюдаем человека, который, производя хорошее впечатление, не может адекватно принять похвалу, смеется в неподходящий момент, не может подавить склонность к плачу, не умеет контролировать проявления своей симпатии и восторга и в целом демонстрирует неспособность реагировать спонтанно в большинстве эмоциональных ситуаций.

Консультант должен подумать о том, какой опыт нужен такой личности, чтобы она развила способность более эффективно реагировать на ряд эмоциональных ситуаций. На некоторых положительное влияние оказывает возможность сравнения своих эмоциональных реакций с реакциями окружающих. Кроме того, можно побудить клиента участвовать в деятельности, которая позволит научится выражать свои чувства соответствующим образом в различных жизненных ситуациях.

Враждебность (е)

Вопросы этой шкалы отражают следующие мнения и чувства, возникающие в меж-личностных отношениях:
а) чувство, что люди в целом глупы, тупы, скучны, банальны, легковерны;
б) мнение, что нельзя доверять даже друзьям из опасения, что тебя могут обмануть;
в) чувство, что люди тебя не понимают;
г) мнение, что говорить правду — глупость, и что лучше притворяться;
д) мнение, что людей надо ругать и критиковать;
е) мнение, что остальные люди чувствуют, когда их не любишь и осуждаешь;
ж) мнение, что только страх перед наказанием удерживает людей от совершения зла и что каждого можно чем-либо подкупить;
з) мнение, что если сам не позаботишься о себе, то никто другой тебе не поможет 
и) мнение, что альтруизм, в сущности, эгоистичен;
к) мнение, что наши убеждения и моральные традиции бессмысленны;
л) чувство повышенной зависимости от остальных людей.

Высокие баллы по этой шкале ставят перед консультантом серьезную задачу. Уже то, что о консультанте говорят как о человеке, который помогает людям, может побудить агрессивную личность к выражению негативной позиции по отношению к консультанту. Американский психиатр Г.С.Салливен  утверждает, что любезное обращение с агрессивной личностью лишь повышает ее агрессивность, потому что она никогда не научится реагировать адекватно на любезность и “милое” поведение, которое производит на нее впечатление угрозы. 

Консультант должен знать о том, что от испытуемого, который имеет высокие баллы по шкале враждебности можно ожидать агрессивную реакцию. Если консультант хочет помочь такому человеку, он сам должен быть достаточно эмоционально зрелым. Ему необходимо, когда он станет объектом агрессии, не отвечать тем же, а посвятить себя клиенту и не отвергать его. Если консультанту это удастся, то, возможно, клиент придет к выводу, что ему не следует обороняться от людей при помощи своей агрессии. 

Еще одной проблемой для консультанта является агрессивная личность, которая чрезмерно подозрительна по отношению к мотивам поведения других людей. При работе с таким клиентом консультанту следует быть крайне осторожным и не говорить никому о трудностях клиента без его согласия. Так же он должен избегать малейших попыток вмешательства в среду обследуемой личности, даже из самых лучших побуждений.

Хотя интеркорреляция между субмиссивностью и враждебностью низка, консультант может встретиться с такими личностями, которые замкнуты и робки и одновременно критично настроены и враждебны по отношению к людям. Такая комбинация является результатом серьезного нарушения в приспособленности. Враждебный индивид с агрессивным отношением к людям будет вызывать значительную фрустрацию и напряжение у других людей, с чувствами которых он грубо обходится, но он обладает большей возможностью реабилитации и личностного роста, нежели робкий человек, который проявляет враждебность по отношению к людям. 

Клиент второго типа часто замыкается в мире фантазий, где тайно наказывает вымышленных врагов и в этом находит удовлетворение, которого он не получает в реальной жизни. Другой способ поведения — маскировка своих чувств нервозными усмешками, наивной учтивостью и чрезмерной вежливостью. Такой человек часто неверно воспринимается как доброжелательный и любезный, но со временем “фальшивый фасад”, которым он прикрывает глубокое чувство враждебности и собственной неполноценности, обычно обнаруживается. Враждебность, как правило, проявляется в опроснике, но некоторые испытуемые раскрывают смысл и направленность вопросов и могут намеренно искажать ответы.

Среди испытуемые с низкими баллами по шкале враждебности — лица, которые дома обычно имели теплые, признательные и ласковые отношения между членами семьи, где родители проявляли уважение и симпатий ко всем людям. Такие лица обычно имеют широкий круг общения, чувствуют себя уверенно в межличностных отношениях. Иногда они могут выглядеть немного наивными.

Шкала враждебности обладает более низкой надежностью по сравнению с первыми четырьмя шкалами опросника Белла. В силу этого высокие баллы по данной шкале следует интерпретировать только после глубокого их анализа и выяснения конкретных причин, лежащих в основе такой оценки.

Мужественность - женственность (f)

Вопросы этой шкалы обнаруживают значительные различия в ответах между мужчинами и женщинами. Вопросы касаются следующих областей:
а) явления вызывающие страх, например, землетрясение, пожар, психически боль¬ные люди, ограбление;
б) отдых, например, спорт, чтение, танцы, театр;
в) грубые и вульгарные действия, которые вызывают отвращение;
г) профессии, которые специфичны для мужчин и женщин;
д) пристрастное отношение к одежде и украшениям;
е) привычка использовать определенные выражения;
ж) жестокость по отношению к животным.

Высокие баллы у представителей обоих полов указывают на предпочтение мужской деятельности, низкие – на предпочтение женских видов деятельности. Большинство мужчин, имеющих высокий балл по этой шкале опросника, это те, кто в раннем или более позднем возрасте успешно идентифицировался с каким-либо мужчиной. Объектом идентификации обычно является отец, но нередко им бывает старший брат, учитель, руководитель молодежной организации, тренер, сосед, дядя. 

Идентификация ведет к желанию участвовать в деятельности ее объекта и уважать его. В то же время представление юноши о себе: он видит, как постепенно становится таким же, как человек, которым он восхищается, и начинает думать о себе как о представителе мужского пола. Иногда такая идентификация может достигаться и без участия какого-либо мужчины, если чуткая мать способна дать сыну образцы мужских обязанностей.

Высокие баллы могут быть у мальчиков, которые не идентифицировались ни с каким мужчиной и сильно чувствуют необходимость этого, но, отвечая на вопросы, стремятся показаться такими, какими они хотели бы быть. Другие мальчики, которые достаточно идентифицировались с каким-нибудь мужчиной в процессе взросления, но которым по каким-то соображениям запрещалось выступать в типично мужских ролях, могут компенсировать этот недостаток, создавая преувеличенный образ своей мужественности в ответах на вопросы. Эти отклонения и очевидные противоречия в шкале подчеркивают необходимость получения дополнительной информации из собеседования и других источников, что поможет лучше понять тестовые оценки. 

“Невалидные” тестовые баллы (т.е. полученные вследствие искаженных ответов), о которых мы упоминали, не должны интерпретироваться как фальсификация со стороны испытуемого, а скорее как попытка получить признательность среди сверстников и создать хорошее впечатление о себе. Поведение клиента является неадекватным если он удовлетворен лишь только желанием быть мужественным и не использует каждую возмож-ность, которая ему предоставляется, чтобы научиться мужским обязанностям (быть мужчиной на деле). Консультант должен постараться обнаружить степень соответствия между оценкой испытуемого в баллах и его ежедневными обязанностями.

Низкие баллы по шкале мужественности-женственности свидетельствуют о том, что в раннем и более позднем возрасте существовало. какое-то препятствие для формирования принципов и обязанностей, типичных для мальчиков. Другими словами, низкие баллы предполагают тенденцию со стороны мальчика идентифицироваться с лицами, которые имели склонность к деятельности, более типичной для женщин, чем для мужчин.

С информацией, полученной при анализе шкалы “мужественность-женственность”, нужно обращаться очень осторожно. При обсуждении тестовых результатов с молодым чело-веком или его родителями легко могут возникнуть недоразумения. Консультант должен знать способ, которым обучаются мужским обязанностям в раннем или более позднем возрасте, он должен избегать предположения, что результаты обусловлены наследственностью или не-правильным функционированием эндокринных желез. 

Консультант также должен осознавать, что отклоняющиеся баллы по шкале мужественности-женственности в любом тесте не являются свидетельством отклонений в сексуальном поведении. Гласное значение шкалы, заключается в том, что она дает дополнительную информацию о личностных факторах. Учащиеся средних школ, мальчики с низкими баллами, которые не проявляют никакой тревожности по другим шкалам, не демонстрируют недостаток уверенности в себе, не должны быть в центре внимания консультанта, особенно тогда, когда они успешно приспосабливаются к школьной среде. 

То, что они, может быть, не интересуются атлетикой или дискотекой, не является патологией, если у них есть другие интересы, как, например, успеваемость  в школе, музыка, литературное творчество, ботаника или другие занятия более характерные для женщин.

С точки зрения консультирования, если мальчик имеет низкие баллы по данной шкале, то консультант должен направить профессиональные планы мальчика на такие сферы деятельности, где не ставится упор на мужскую агрессивность Обязанностью консультанта является убедить родителей, что изучение музыки, актерского мастерства или искусства подходит и для мальчика. 

Низкие баллы иногда могут быть связаны с определенной степенью зависимости или пассивности, которая, особенно в сочетании с высокой субмиссивностью, настолько важна, что должна вызвать интерес консультанта. Такие клиенты нуждаются в более тщательном обследовании. Задачей консультанта по отношению к испытуемым, которые чувствуют себя неприятно из-за своей женственности и опасаются, что она может иметь гу-бительные последствия для них, является побуждение их к откровенному разговору и к подробному рассказу о своих опасениях. В большинстве случаев можно убедите юношу, что его чувства нормальны и носят временный характер. Своим дружеским убеждением консультант дает молодому человеку большую уверенность в себе.

В некоторых случаях консультант не считает приемлемым дать информацию о результатах теста испытуемому или его родителям. Он оставляет эту информацию для себя как вспомогательный материал в воспитательной или коррекционной работе и стремиться при помощи нее лучше понять клиента. Если клиенту неприятно говорить  на эту тему, то консультант должен избегать этого до тех пор, пока тот не станет более доверчив и не приобретет способность руководить своими чувствами. Разумеется, если испытуемый осознает свои проблемы, разговора с ним не следует избегать.

Если девочка получит высокие баллы по этой шкале, то это указывает на ее стремление участвовать в мужской деятельности и до определенной степени  идентифицироваться с обязанностями мужчин. В получении высоких баллов также отражается неприятие обязанностей матери и предпочтение позиции отца или старшего брата. На девочку, которая не приспособилась к общепринятым представлениям об обязанностях женщины в обществе, это общество оказывает значительное давление. 

Необходимо отметить, что предпочтение обязанностей и позиций противоположного пола никак не сказывается на биологической способности девушки стать матерью. Однако это влияет на ее выбор мужа, профессии и вида отдыха. Поэтому, если консультант интересуется планированием воспитательной работы или выбором профессии, он должен иметь в виду этот факт.

Девочки, которые получают низкие баллы, очень хорошо отождествляют себя с женщинами и рады заняться типично женскими обязанностями. В отношениях с противоположным полом они редко испытывают фрустрации. Часто их притягивают агрессивные представительницы их собственного пола, и они легко начинают с ними дружить. Часто чрезмерно зависимы от других лиц, и имеют обычно гораздо большее желание создать семью и иметь детей, чем готовиться к собственному жизненному пути.

Таким образом, можно сказать, что баллы по шкале характеризуют предпочтение тех сфер интересов и деятельности, которые можно обозначить как мужские или женские. При этом мужские сферы интересов характеризуются, условно говоря, “грубостью”, а женские — “нежностью”. Так, например, индивиды с высокими баллами по данной шкале легче выносят такие взгляды на жизнь, которые у других вызывают протест и неприятие, они более спокойно относятся к вульгарности, не питают слабость к моде, скорее интересуются спортивными достижениями и т.п. Индивиды с низкими баллами, наоборот, имеют пристрастие к моде, украшениям, приготовлению пищи и уборке, чувствуют отвращение к грубости и в речи часто употребляют нежные слова.

4. Стратегия интерпретации профиля

Одним из преимуществ многошкального теста является то, что испытуемые получают разные комбинации высоких и низких баллов, что расширяет возможности для содержательной интерпретации. В руководстве невозможно перечислить все комбинации баллов, которые могут возникнуть, поэтому консультант должен хорошо изучить значение оценок по отдельным шкалам и потом составить представление о полученных клиентом комбинациях. Например, высокая субмиссивность в сочетании с высокой эмоциональностью должна интерпретироваться иначе, чем высокая субмиссивность в сочетании с низкой эмоциональностью.

Очень полезно, если при интерпретации используются результаты других психологи-ческих методик. Для более глубокого понимания тестовых баллов и выявления возможных искажений многое может дать беседа с клиентом. Не следует начинать ее с общих вопросов типа “Счастлива ли твоя семейная жизнь?” (в случае уточнения балла по шкале “а”). Как показывает опыт, на такие вопросы клиенты могут отвечать, руководствуясь не реальным по-ложением дел, а своими желаниями (например, желанием, чтобы в семье было все хорошо). Поэтому такие вопросы ничего не дадут консультанту для понимания проблемы. 

Завязать искренний разговор будет легче, если использовать конкретные вопросы. В отношении шкалы “а” это могут быть вопросы типа: “Чувствуешь ли ты иногда, что родители в тебе обманывались?”, “Чувствуешь ли ты иногда, что в семье не хватает истинной любви и симпатии?”, “Есть ли у кого-либо из твоих родителей привычки, которые тебя раздражают?”, “Часто ли ты чувствуешь, что один из твоих родителей тебя не понимает?”.

Для уточнения баллов по шкале приспособленности в сфере здоровья наибольшую информацию могут дать вопросы: “Часто ли ты чувствуешь себя усталым?”, “Часто ли у тебя болит голова?”, “Часто ли ты вынужден обращаться к врачу?”, “Легко ли ты простужаешься и заражаешься от других людей?”, “Часто ли ты отсутствуешь в школе по болезни?”. По шкале эмоциональности вопросы, побуждающие студента к разговору, следующие: “Часто ли ты днем погружен в мечты?”, “Часто ли ты чувствуешь себя ни на что не годным?”, “Легко ли ты теряешься?”.

В отношении враждебности особенно важны следующие вопросы: “Пришел ли ты к выводу, что в этом мире много людей, которым нельзя доверять?”, “Обвиняли ли тебя в том, что ты относишься к людям слишком критично?”, “Было ли так, что тебя обманул человек, которого ты считал своим другом?”, “Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?”, “Считаешь ли ты, что единственно правильный способ поведения - думать только о себе?”. 

Отдельные вопросы в собеседовании нужно использовать очень осторожно. Консультант должен быть готов преодолеть напряжение, которое вызывают у клиента эти вопросы. Аксиомой в консультировании является то, что консультант не должен задавать таких вопросов, которые могут вызвать неуправляемую реакцию. Вопросы, касающиеся родителей, сексуальных проблем, гнева, страха и ненависти могут вызвать в памяти случаи, которые клиент в течение нескольких лет подавлял. Отдельные вопросы могут вызвать напряжение, и указать на неизбежность того, что начинать заниматься с клиентом следует лишь тогда, когда он перестанет думать о проблеме слишком эмоционально и начнет лучше владеть своими чувствами.

5. Искажения ответов

Если есть подозрение, что испытуемый отвечал неискренне, беседа с ним может дать консультанту ценную информацию для правильного понимания полученных баллов. В данном случае нельзя заранее рекомендовать какие-то конкретные вопросы, беседа должна носить характер неформального разговора, в котором клиент рассказывает о своей жизни. 

Подозрение в неискренности может возникнуть, например, если испытуемый — так называемый “хитрец”, который считает сильной стороной своей личности способность обманывать других. Он лжет и при заполнении опросников. Его ответы представляют консультанту интересный материал для разговора. 

Равнодушная личность, которой наскучила жизнь, а также эмоционально подавленная личность также может получить недостоверные баллы. Такой человек не дает себя спровоцировать чувственной стороной вопросов и поэтому дает искаженную картину своей эмоциональной жизни. 

Ввести консультанта в заблуждение могут и баллы психотика, который в раннем и более позднем детстве был вынужден подавлять свои истинные чувства, чтобы избежать наказания. Если консультант умело интерпретирует расхождение между полученными баллами и реальным поведением клиента, то он может и в случае недостоверного профиля получить ценную информацию о динамике личности. Каждый профиль, в котором все баллы близки к крайним полюсам шкал, должен тщательно проверяться в собеседовании и сравниваться с характеристиками учителей или какой-либо другой объективной информацией. 

Стремление “показаться хорошим”, т.е. получить низкие баллы с помощью обмана, встречается, естественно, чаще чем обратная ситуация. Стремление казаться плохим, выглядеть более неприспособленным  чем есть на самом деле, бывает иногда признаком стремления клиента получить помощь консультанта, произвести впечатление на него.

6. Информирование о результатах тестирования

Предоставлять информацию о результатах тестирования следует тогда, когда консультант уже получил достаточные сведения об испытуемом, его окружении, его состоянии в данный момент и планах на будущее. Эти сведения позволяют консультанту скорректировать полученные клиентом баллы. Кроме того, что очень важно, к моменту ознакомления клиента с результатами теста консультант должен установить с ним хороший эмоциональный контакт и решить, какой способ подачи результатов наиболее подходит для данного клиента.

Если необходимо ознакомить родителей учащегося с результатами его тестирования, желательно узнать как можно больше об отношениях в семье перед тем, как приступить к беседе по тестовому профилю. Иногда родитель приходит  в школу с целью получить информацию о своем ребенке и использовать ее для решения семейного конфликта с позиции силы. В таких случаях консультант должен быть особенно осторожным; он может даже отказать в предоставлении информации по тесту,  чтобы ее не могли неверно использовать по отношению к учащемуся. 

Подростки в среднем школьном возрасте находятся в процессе освобождения от семейной зависимости и стремятся добиться принятия и признания со стороны сверстников. Если родитель не понимает потребностей ребенка, он может обратиться в школу за информацией, которая помогла бы ему удержать родительское влияние. 

Тестовые данные и то, в какой форме они предоставляются родителям, могут затруднить молодому человеку освобождение от чрезмерной опеки и получение адекватного статуса среди сверстников. Когда результаты тестирования предоставляются учащимся, или их родителям, консультант должен иметь в своем распоряжении стандартизированные тестовые данные о способностях учащегося и его интересах. Также консультант должен знать как можно больше об учебной работе молодого человека и его адаптации к учебному заведению. 

Опросник предоставляет лишь ограниченное количество информации о целостной личности индивида. Необходимо дополнить результаты, полученные из опросника, при помощи других методов оценивания личности и сопоставить полученные данные. Например, опросник может выявить, что какой-то ученик более замкнут по сравнению с остальными ребятами того же возраста и пола. 

Если мы просто сообщим ему этот факт, вряд ли это будет иметь для него большое значение, поскольку он и сам это чувствует. Но если консультант сопоставит эти данные со способностями учащегося, его школьными результатами, профессиональными интересами, которые были установлены при помощи специальных тестов, то он сможет помочь учащемуся преодолеть робость, осознать, что он сам может с ней справиться.

Результаты, полученные при помощи опросника Белла, как показывает опыт, имеют и более широкое применение, особенно в повседневной работе учителей и преподавателей. Они позволяют получить важную информацию о каждом учащемся и использовать ее на практике. Данные опросника вскрывают многие трудности о процессе социализации личности, содействуют более объективному пониманию возможных трудностей студента и помогают создать такие условия, которые позволяют студенту эти трудности преодолеть. 

Информация, полученная при помощи опросника, позволяет педагогам и воспитателям оказывать более адекватное педагогическое воздействие, которое делает более эффективной всю педагогическую деятельность по индивидуализации и активизации конкретного испытуемого. Оптимальное использование полученных результатов, конечно, предполагает высокий профессионализм психолога. Легче всего применять методику в том школьном классе, где классный руководитель и остальные учителя имеют хорошие отношения с учащимися и понимают их личные проблемы. 

В таком случае опыт классного руководителя может подтвердить полученную с помощью теста информацию, с другой стороны, эта информация может объяснить причины проблем конкретного ученика, наличие которых учитель предполагал, но не мог объяснить. Объяснение причин трудностей учащихся и опыт учителя умножают эффект полученной информации. Можно предположить, что таким образом психолог находит в классном руководителе сотрудника в консультировании и пропагандиста в необходимости использовать профессиональные психологические службы в школе. Приведенные выше описания позволяют очертить возможности использования опросника в работе психолога в школе и вузе. Для этих специалистов опросник приспособленности Белла может быть одним из основных диагностических инструментов.

7. Стандартизация опросника

Опросник приспособленности был переведен на русский язык двумя психологами независимо друг от друга. Затем с помощью экспертных оценок была составлена русскоязычная форма опросника. Стандартизация проводилась на выборке школьников старших классов, а также на выборке студентов вузов города Ярославля. Возрастной диапазон от 15 до 23 лет. Половые различия учитывались при составлении норм.
В процессе адаптации опросник прошел все этапы психометрической проверки. В результате ее была подтверждена обоснованность пунктов русскоязычного варианта опросника, надежность и валидность шкал.

Ключи для опросника приспособленности
A
B
c
d
E
f
да
нет
да
нет
да
нет
да
нет
да
нет
да
нет
8
111
2

17
6
1

4
10
19
3
12
139
7

27
11
5

15
76
69
9
22
184
14

32
21
13

20
159
145
16
26

18

54
24
28

25

160
23
31

30

56
39
41

34


29
46

33

59
47
53

36


35
49

38

75
66
60

42


43
52

40

82
88
64

51


44
57

45

95
101
71

61


48
63

50

108
119
74

68


55
67

58

128
133
78

84


62
72

65

137
144
81

91


77
80

70

141
149
86

98


85
87

73

151
174
89

106


92
90

79

158

94

112


99
93

83

165

100

117


107
96

97

170

104

124


113
103

102

177

109

125


116
110

105

187

114

135


123
121

115

198

118

140


130
127

122

200

120

147


136
138

129



126

167


153
146

132



131

175


154
150

142



134

189


183
163

148



143

190


185
168

155



152

192


195
173

161



157

197



182

162



164





188

166



169





194

171



172







179



176







181



178







186



180







191



193







199



196













Нормативные таблицы
П.о
a
b
c
d
e
f
П.о.
a
b
c
d
e
f
0
1
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
1
1.       
2
2
1
2
1
1
1.       
1
1
2
1
1
1
2.       
2
2
1
2
1
1
2.       
2
1
2
1
2
1
3.       
3
3
2
3
2
1
3.       
2
2
3
2
2
2
4.
3
3
2
3
2
1
4.       
2
2
3
2
2
2
5.
3
4
3
4
3
1
5.       
3
3
3
2
3
3
6.
4
4
3
4
3
1
6.       
3
3
3
3
3
4
7.
4
5
3
4
3
1
7.       
3
4
4
3
4
4
8.
4
5
4
5
4
1
8.       
4
4
4
3
4
5
9.
5
6
4
5
4
1
9.       
4
5
4
4
4
5
10.
5
6
4
5
5
2
10.   
4
5
4
4
5
6
11.
5
7
4
6
5
2
11.   
5
6
5
4
5
6
12.
6
7
5
6
6
3
12.   
5
6
5
4
6
7
13.
6
8
5
7
6
3
13.   
5
7
5
5
6
7
14.
6
8
6
7
6
3
14.   
6
7
5
5
7
8
15.
7
9
6
7
7
4
15.   
6
8
6
5
7
8
16.
7
9
6
8
7
4
16.   
6
8
6
6
7
9
17.
7
10
7
8
8
5
17.   
7
9
6
6
8
9
18.
8
10
7
8
8
5
18.   
7
9
7
6
8
10
19.
8
10
7
9
8
6
19.   
7
9
7
7
9
10
20.
9
10
8
9
9
6
20.   
8
10
7
7
9
10
21.
9
10
8
10
9
7
21.   
8
10
7
7
9
10
22.
9
10
8
10
10
7
22.   
8
10
8
8
10
10
23.
10
10
9
10
10
8
23.   
9
10
8
8
10
10
24.
10
10
9
10
10
8
24.   
9
10
8
8
10
10
25.
10
10
9
10
10
8
25.   
9
10
8
9
10
10
26.
10
10
10
10
10
9
26.   
10
10
9
9
10
10
27.
10
10
10
10
10
9
27.   
10
10
9
9
10
10
28.
10
10
10
10
10
10
28.   
10
10
9
10
10
10
29.
10
10
10
10
10
10
29.   
10
10
10
10
10
10

К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.
Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz
Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2
«Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz



Комментариев нет:

Отправить комментарий