вторник, 12 сентября 2017 г.

«ПЕСНИ 60-Х ЛЕТ. ЧАСТЬ 1.» (Литературно-музыкальная композиция)

Фото из интернета
«ПЕСНИ 60-Х ЛЕТ. ЧАСТЬ 1.»
(Литературно-музыкальная композиция)

Составитель Пасынкова Н.С.
(Информация из интернета. Статья СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ, Лидия Иванова)
2015 г.

ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса, общительности, двигательной активности.


Содержание / Игра
Фонограмма / реквизит
1
(ПРИ ОБЗОРЕ ПЕСНИ ВОСПРОИЗВОДЯТСЯ ПО ОДНОМУ КУПЛЕТУ.   ПОЛНОСТЬЮ ЗВУЧАТ ПО ЖЕЛАНИЮ СЛУШАТЕЛЕЙ, КОГДА ОНИ ХОТЯТ ПЕТЬ ВМЕТЕ С ИСПОЛНИТЕЛЕМ) 
Подъем советской песни в 60-е годы связан с переменами в духовной атмосфере страны. Это было время вступления челове­чества в космическую эру. Литература и искусство ищут выразительные средства для воплощения современности, отмеченной активным движением научно-технической мысли, возрастанием интеллектуального уровня людей.
 «Песня остается с человеком» (слова С. Острового) — одно из ярких откровений песенной лирики 60-х годов. Не случайно это сочинение стало постоянной музыкальной эмблемой ежегодного песенного телефестиваля.
«Песня остается с человеком»
2
Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС (1956) всколыхнуло общественное сознание, вызвав приток книг, кинофильмов, спектаклей, остро, по-новому ставивших вопросы отношения человека к действительности. Отметен догматический взгляд, приравнивавший людей к винтикам огромного государственного механизма. И художественное творчество всячески заостряет мысль о неповторимости каждой человеческой судьбы.
Следуя ведущим тенденциям литературы и искусства, песня все чаще обращается ко внутреннему миру человека. В песенный жанр проникли образы, раскрывающие духовные идеалы общества через помыслы и чувства отдельной личности. Восприняла песня и подсказанные современным искусством демократизм, исповедальность тона. Теперь она адре­суется не столько ко всем, сколько к каждому человеку в отдельности, высказываясь от имени одного человека.
«Стань таким» 
3
Весьма заметным становится предпочтение, которое авторы песен отдают лирике, как признанному в искусстве средству духовного самовыражения. Не случайно для уточнения жанровых характеристик используются понятия, подчеркивающие личностное начало, такие, как песня-монолог, песня-размышление, песня-признание, песня-мольба и т. п.
«Позови меня»
4
«Соберём название песни!»
Участники получают крупные буквы:
А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Я – 8,
Б, В, Г, Д, Н, П, Р, С, Т, Ш  - 10.
Включается песня «А снег идёт» в исполнении Тамары Миансаровой. Пока звучит песня, игроки с буквами должны встать так, чтобы получилось название песни.
Затем звучат другие песни, так же складываются их названия:
- «Два берега», Майя Кристаллинская,
- «Не спеши», Анна Герман,
- «Ты погоди», Лариса Мондрус,
- «Песня о друге», Владимир Высоцкий.

Буквы:
А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Я – 8,
Б, В, Г, Д, Н, П, Р, С, Т, Ш  - 10

5
Можно с точностью назвать время рождения новой разно­видности, получившей впоследствии название песен-мани­фестов. Это 1958 год. Композитор Э. Колмановский написал песню «Я люблю тебя, жизнь» на стихи К. Ваншенкина. Этот истинно лирический гимн устами обыкновенного человека воспевает то вечное и непреходящее, что существует в повседневном круговороте жизни.
«Я люблю тебя, жизнь»
6
К песням-манифестам близко примыкают песни-баллады. Друг с другом их роднят высокая гражданственная сущность и острый эмоциональный накал, свойственный публицистическому высказыванию. Отличительная примета баллад состоит в том, что они строятся на сюжетной основе, либо воспроизводят конкретную жизненную ситуацию. Активное развитие жанр баллады получил в творчестве О. Фельцмана. К этому жанру принадлежит популярная в 60-е годы песня «Огромное небо», которую Фельцман написал в содружестве с поэтом Р. Рождественским (о подвиге летчиков, ценою собственной жизни сумевших отвести гибель от города).
«Огромное небо»
7
«Прошлое глазами настоящего» — таков замысел баллады  «Красная гвоздика» А. Островского — Ошанина. В песне безошибочно угадываются традиции пролетарских гимнов борьбы.
8
Традиция жизнеутверждающих гимнов, посвященных теме труда (достаточно вспомнить мажорные «Мы — кузнецы» и «Наш паровоз»), получила современную интерпретацию в пес­нях «Руки рабочих» Баснера (стихи Матусовского) и «Мир всем, кто трудится» Баснера и Петрова (слова Матусовского).
«Мир всем, кто трудится»
9
Тема Родины — непреходящая в пе­сенном искусстве. Ее трактовка в эти годы обнаруживает преоб­ладание лирического начала. Появляется много песен об отчем доме, родных улицах, о верной мальчишеской дружбе. Высокое обобщение тех самых слагаемых, что служат залогом патриотиз­ма, несет песня «С чего начинается Родина?» (1966) Баснера — Матусовского.
10
«Покажи песню!»
Игрокам выдаются текст песни из репертуара Аиды Ведищевой, другие не должны видеть, что у соседей. Участники игры по очереди, не говоря ни слова, объясняют – какую песню они представляют.
1.         «Лесной олень». 
2.         «Смешной паренёк».
3.          «Всё равно ты будешь мой».
4.         «Песенка о медведях». Трек – 27
Тексты песен, в исполнении Аиды Ведищевой


11
Повышенную этическую нагрузку обретает вечная образная параллель — человек и природа. В песнях этих лет живет Время, чувство причастности ко всему, что происходит на родной зем­ле. Именно такое чувство роднит человека с его поколением, с поколениями предшествующими и будущими. Вот почему вы­ражение сокровенного наполняется также и общественным смыслом.
Такова «Течет Волга» Фрадкина — Ошанина. Основная идея лирико-эпического образа — жизнь человека на фоне великой русской реки — сконцентрирована в припеве песни. Ощущение необъятности волжских далей передано здесь удивительно точно, со свойственной Фрадкину мелодической щедростью.
12
В песне Я. Френкеля — И. Гофф «Русское поле» первая же фраза задает настроение и определяет характер всего дальней­шего повествования. Так бывает, когда человек хочет рассказать о чем-то очень дорогом его сердцу. Задумавшись, собираясь с мыслями, он повторяет какое-то слово. Необычно долго длится слово «по­ле». Оно здесь — поэтический символ Отчизны, знак нерастор­жимой связи человека с землей, дарящей силу, терпение и доб­роту своим сыновьям
«Русское поле» 
13
Из появившихся в эти годы песен о городах и краях наи­большую популярность завоевали «Песня о Тбилиси» Р. Лагидзе (стихи П. Грузинского, перевод М. Квалиашвили), «Карелия» А. Колкера — К. Рыжова.
«Песня о Тбилиси» 
14
ПЕСНИ О ГОРОДАХ. Разделились на две команды и по очереди вспомните песни о городах: куплет поёт одна команда, потом другая команда поёт другую песню. И так, пока не надоест, или песни кончатся.

15
Почти два десятилетия мирной жизни предшествовали появлению но­вой волны песен-воспоминаний о Великой Отечественной. Пес­ни-воспоминания, призванные сберечь память о прошлом стра­ны, ведут свое начало от баллад 30-х годов, посвященных герои­ке гражданской войны. В 60-е годы тема памяти обретает новые черты. Песни этих лет с особенной силой доносят идею не­расторжимой связи времен, рассказывая о прошлом, которое живет в сегодняшнем дне.
Мужеством и драматизмом наполнена «Баллада о солдате» Соловьева-Седого — Матусовского. Это сочинение послужило началом нового интереса к жанру песни-воспоминания.
«Баллада о солдате»
16
К лучшим из песен военной памяти принадлежит песня Я. Френкеля — Р. Гамзатова (перевод на русский язык Н. Гребнева) «Журавли». Поэтический образ журавлиной стаи символи­зирует идею бессмертия солдат, павших на поле брани. Есть своя особенность в прочтении композитором стихотворения «Журавли». Потребность в сопереживании передается здесь ин­тонациями живой речи, обращенной к кому-то находящемуся рядом.
«Журавли»
17
Среди лирических песен, посвященных памяти не вернувшихся с вой­ны, выделяется песня Эшпая «Москвичи» на слова Е. Виноку­рова («Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой»).
«Москвичи» 
18
На высоком холме болгарского города Пловдива возвышает­ся гранитная фигура юноши-солдата, названного ласковым рус­ским именем Алеша. Поэт Ваншенкин посвятил этому памятни­ку стихи. Позже появилась песня Колмановского.
«Алеша»
19
Суровый «Бухенвальдский набат» (1959) Мурадели — А. Со­болева — эпитафия жертвам второй мировой войны и одновре­менно призыв к интернациональному единению народов.
«Бухенвальдский набат» 
20
В тоне откровенной, искренней беседы по душам решена песня «Хотят ли русские войны» Колмановского — Е. Евтушенко.

«Хотят ли русские войны»
21
Песни о мире выразили важнейшую идею современного гу­манистического искусства — моральную причастность каждого человека к делу сохранения мира. В отличие от гимнов 40-х годов, провозглашающих волю миллионов, песни этих лет гово­рят от имени одного человека. Такова песня «Если бы парни всей земли» (1957) Соловьева-Седого и Долматовского. Это яр­кий символический образ всемирной солидарности.
«Если бы парни всей земли»
22
           Всемирную известность завоевала песня «Пусть всегда будет солнце» Островского — Ошанина. Впервые идею мира провоз­глашала детская мечта: «Пусть всегда...».
23
В ином плане другая песня Островского и Ошанина — «Голос земли». Это неистовая, наполненная экспрессией тревоги     мольба о спасении планеты.
24
Продолжим вспоминать песни 60х лет на следующей встрече.
На прощанье, чтобы вы унесли с собой хорошее настроение, танцы под ваши любимые песни.
Лариса Мондрус «Всё равно ты будешь мой», «Проснись и пой».
Аида Ведищева «Смешной паренёк», «Песенка о медведях».
«Всё равно ты будешь мой», «Проснись и пой»
«Смешной паренёк», «Песенка о медведях»

ПРИЛОЖЕНИЕ:
ПУНКТ 10:
Все равно ты будешь мой

Можешь на любовь не ответить
Обмануть мои сны
Только не забудь, что на свете
Есть еще колдуны

Я тебя давно опоила
Колдовскою травой
Где бы ты ни бегал там
Что бы ты ни делал там
Все равно ты будешь мой
Никуда не денешься
Влюбишься и женишься
Все равно ты будешь мой

Я луне взойти помешаю
Дождь накличу в саду
Только ту, о ком ты мечтаешь
Уведу, уведу

ПРИПЕВ

Над землей звезда загорится
Тронет ветер листву
И решишь ты сам покориться
Моему колдовству

ПРИПЕВ

Белые медведи

Где-то на белом свете, там где всегда мороз
Трутся спиной медведи о земную ось
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря
Трутся об ось медведи, вертится земля

Припев:

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, вертится быстрей земля 2 раза

Крутят они стараясь, вертят земную ось
Что бы влюбленным раньше встретиться пришлось
Что бы однажды утром, раньше на год иль два
Кто-то сказал кому-то главные слова

Припев

В след за весенним ливнем раньше придет рассвет
И для двоих счастливых много много лет
Будут сверкать зарницы, будут ручьи звенеть,
Будет туман клубиться, белый как медведь

Лесной олень
Осенью в дождливый серый день
Проскакал по городу олень.
Он летел над гулкой мостовой
Рыжим лесом пущенной стрелой.

Припев:
Вернись, лесной олень,
По моему хотенью,
Умчи меня, олень,
В свою страну оленью,
Где сосны рвутся в небо,
Где быль живёт и небыль,
Умчи меня туда, лесной олень!

Он бежал, и сильные рога
Задевали тучи-облака.
И казалось, будто бы над ним
Становилось небо голубым.

Припев.

Говорят, чудес на свете нет,
И дождями смыт оленя след.
Только знаю, он ко мне придёт, -
Если веришь, сказка оживёт.

Припев.

Смешной паренек

У нас в переулке, над самой рекой
Жил парень вихрастый и очень смешной.
Сидел под окошком до самой зари
И песенки мне, как ромашки, дарил.
     Про жаркий день, про яркий снег,
     Про ночь, про солнце, про расcвет,
     Про то, что жить нам вечно
     И про любовь, конечно.
Однажды увидев того паренька,
Сказала: «Из песен не свяжешь венка.
Они поэтичны и очень нежны,
Но мне эти песни совсем не нужны."
     Про жаркий день, про яркий снег,
     Про ночь, про солнце, про расcвет,
     Про то, что жить нам вечно
     И про любовь, конечно.
Смешной паренек покраснел до волос
Он песни свои в букете унес
И день стал печален, и мрачен, и тих

Остался от песенок только мотив

Пара-пам-пайру-пара-рам
Пара-пам-пайру-пара-рам
Пара-пам-пайру-пара-рам
Пара-пам-пайру-пара-рам

И дни, словно годы тянулись, пока
Не встретила снова того паренька
"Меня - говорю - хоть ругай и брани
Возьми мое сердце, а песни верни!"

Про жаркий день, про яркий снег,
Про ночь, про солнце, про расcвет,
Про то, что жить нам вечно
И про любовь, конечно.

Пара-пам-пайру-пара-рам
Пара-пам-пайру-пара-рам
Про то, что жить нам вечно
И про любовь,

Аида Ведищева
Песня О Морском Дьяволе


Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно,
Там бы, там бы, там бы, там бы пить вино,
Там, под океаном, мы трезвы или пьяны -
Не видно всё равно!

Эй, моряк, ты слишком долго плавал,
Я тебя успела позабыть!
Мне теперь морской по нраву дьявол,
Его хочу любить!

С якоря сниматься, по местам стоять.
Эй, на румбе, румбе, румбе, так держать.
Дьяволу морскому возьмём бочонок рому,
Ему не устоять!

Эй, моряк, ты слишком долго плавал.
Я тебя успела позабыть!
Мне теперь морской по нраву дьявол,
Его хочу любить!


 Несколько сценариев Вы можете найти в рубрике «Сценарии СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ» http://qoo.by/U0Y

Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v
Несколько сценариев разнообразной тематики в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание на моём блоге в рубриках:    
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 
  И в других рубриках.

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy

Комментариев нет:

Отправить комментарий