воскресенье, 24 сентября 2017 г.

Какие поступки считать хорошими и благородными, а какие - нет

Какие поступки считать хорошими и благородными, а какие - нет, и на что при этом ориентироваться? Что такое справедливость, честность, порядочность? С психологической точки зрения МОРАЛЬ – это убеждения о допустимости и недопустимости различных видов поведения, мыслей, чувств. Она включает такие способности:
-          Различать, что правильно, а что неправильно, какое поведение является допустимым, а какое – нет;
-          Управлять своими действиями на основе этого различия. Морален и порядочен не тот, кто умеет красиво рассуждать, «что такое хорошо и что такое плохо», а тот, кто на основе этих рассуждений ещё и ведёт себя соответствующим образом;
-          Реагировать на соблюдение либо нарушение моральных норм, испытывая гордость или, наоборот, вину и стыд (именно это реагирование называется СОВЕСТЬЮ). И, естественно, руководствуясь этим в своём поведении.

Оказывается, что по мере взросления суждения о том, что правильно. А что нет, меняются вполне определённым образом, проходя в своём развитии несколько уровней.

На первом, низшем, уровне развития вывод о том, допустимо ли какое-то поведение, делается на основе того, накажут за него или нет. Так рассуждают маленькие дети.

На чуть более высоком, втором уровне человек в принятии решения о допустимости какого-либо поведения ориентируется на возможность получить за него похвалу, вознаграждение. Допустимым и нужным считается то поведение, которое будет одобрено, даст возможность получить награду. На этом уровне рассуждают почти половина младших подростков 11 лет, но к 15-16 годам таковых остаётся не больше 15%.

На третьем уровне развития в качестве порядочного и морального поведения рассматривается то, что позволяет сделать приятно окружающим людям, принести им пользу. На этом уровне люди руководствуются нравственным правилом «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Подобным образом рассуждают о справедливости большинство (около 60%) подростков и около 40% взрослых.

На четвёртом уровне развития в качестве допустимого поведения рассматривается то, что соответствует правилам, законам, традициям. Среди подростков так рассуждают 10-20%, но среди взрослых – 55-60%.

Наконец, на пятом уровне выводы о том, какое поведение считать допустимым, а какое – нет, делаются на основе обобщённого представления о справедливости, с опорой на систему общечеловеческих ценностей. Люди начинают судить о поступках не с позиции их соответствия законам, а с позиции нравственности, которую определяют, опираясь на свои жизненные ценности. «Да, воровать  нельзя. Но нельзя осуждать и тех, кто во время ленинградской блокады крал хлеб, чтобы спасти от голодной смерти своих детей. Ведь жизнь ребёнка – это высшая ценность для родителя, любые законы и представления о порядочности отступают перед ней на второй план». Так рассуждают всего несколько процентов подростков, да и среди взрослых лишь 10-15%. Если бы так рассуждали все – не исключено, что это поставило бы под угрозу существование общества, поскольку эти самые «общечеловеческие ценности» каждый понимает по-своему.

Есть ещё одно важное различие между суждениями детей и взрослых о порядочности и справедливости. Дети судят об этом, думая в первую очередь о тех последствиях, к которым привело поведение. В взрослые – о том, какими намерениями оно вызвано. Кто заслуживает более строгого наказания: тот ребёнок, который разбил 5 чашек, помогая маме мыть посуду, или тот, кто разбил всего 1 чашку, когда без разрешения полез в сервант за вареньем? Дети обычно считают, что первый: ведь он учинил куда больший разгром. Взрослые же обвиняют второго: с их точки зрения, дело не в том, чего и сколько он в конечном счёте расколошматил, а в том, чем он при этом руководствовался: стремлением помочь или сделать что-то вопреки запрету.

Психологи констатируют, что практически все люди считают себя порядочными и моральными вне зависимости от того, каково их реальное поведение. Ведь крайне редко кто считает себя аморальным, подлым и непорядочным.

Развитие представлений об авторитетах, достойных подражания, обычно идёт в следующем порядке:
-          В раннем подростковом возрасте это подражание взрослым (родителям, ученикам), ориентация на их ценности и признание авторитета.
-          В разгар подросткового кризиса происходит переориентация на сверстников, поиск авторитетов и объектов для подражания из их числа.
-          Наступление взрослости знаменует отказ от поиска готовых объектов для подражания. Представления о жизненных ценностях и нормах поведения начинают существовать сами по себе, не нуждаясь в «привязке» к конкретным личностям.


Но так происходит при продолжающемся моральном развитии; многие люди, даже повзрослев, «застревают» на предыдущих стадиях. Они не готовы руководствоваться личными суждениями и брать на себя ответственность за поступки, они так и продолжают искать в своём окружении какие-либо авторитетные фигуры и стремятся жить «по их образу и подобию».

Главное психологическое приобретение подросткового возраста – открытие личностью своего внутреннего мира.  Активно развивается самосознание. Обостряется стремление понять себя, узнать как своё сходство с другими людьми, так и отличия от них, собственную уникальность и неповторимость. Активно формируется так называемая Я-концепция – система устойчивых представлений о самом себе.

Образ себя зачастую «высвечивается» в сознании подростка настолько ярко, что ему кажется, будто все окружающие только и делают, что думают о нём. Это явление получило в психологии название «воображаемая аудитория» подростку кажется, будто все за ним наблюдают и критически его оценивают. В результате его реакция на это мнимое внимание окружающих выражается либо в агрессии («чего это они на меня так пялятся?!»), либо в стеснительности («все на меня так странно смотрят… Наверное, со мной что-то не так»).

При восприятии окружающих людей (и самих себя) на первом месте, как правило, оказываются чисто внешние особенности – специфика телосложения, детали облика, одежда и причёска. По мере дальнейшего взросления важность внешних признаков становится всё меньше, а на первое место по значимости выходит характер другого человека, его индивидуальность, выражающаяся в поведении.

Большинство людей, особенно из числа умных, не вполне удовлетворены собой и желают быть лучше, чем они есть. И это вполне нормальное состояние, без которого невозможно саморазвитие.

У подростков появляется желание и возможность заниматься самопознанием собственной личности, выявлять качества, которые отличают её от всех других людей. Это порождает тягу к самоутверждению – стремлению завоёвывать весомый статус и уважение в глазах других людей, проявлять себя именно в тех качествах, которые представляются наиболее ценными.
Взрослые любят утверждать, что молодёжь неадекватно себя оценивает. Но каждый себя оценивает по сравнению с кем-то. и у всех шкала самооценки разная.

Девчушка, украшающая себя, делает это, на самом деле, не для того, чтобы нравиться мальчикам, а главным образом для самоутверждения в глазах других девчонок! Они ведь обращают на макияж или «прикид» подружек куда больше внимания, чем мальчишки. Желание понравиться юношам – это скорее повод, чем реальная причина для прихорашивания. Равно как и парни, «качающие» мускулы, в результате повышают не столько свою популярность у девушек, сколько статус среди себе подобных! Ведь в их компаниях очень часто идёт настоящая «борьба за ранг» по этим критериям (хотя это и не обязательно обсуждается в открытую).

По результатам психологических исследований, низкая самооценка связана с такими проявлениями:
-          Сниженное самоуважение и, как следствие, склонность к агрессивному поведению. Такая агрессия – это реакция «крысы, загнанной в угол». Если у подростка снижено самоуважение, то в любой невинной реплике, взгляде или жесте ему может померещиться угроза в свой адрес. Пытаясь защититься от неё, он сам начинает вести себя враждебно по отношению к любому человеку.
-          Повышенная податливость влиянию. Оказавшись в трудной ситуации, такие люди затрудняются принять самостоятельное решение и склонны без колебаний подчиняться тому, кто ведёт себя более уверенно. Они избегают брать ответственность на себя, а ищут кого-то, кто решит за них, что нужно делать. А этим «кем-то» вполне может оказаться и торговец наркотиками («Кольнись, и все проблемы решатся!»), и сектант-агитатор, и мошенник-«лохотронщик», и любой другой субъект с сомнительными наклонностями.
-          Отсутствие склонности к добрым, благородным поступкам, а также честолюбия, стремления к достижениям. Человек с низкой самооценкой просто не считает себя способным к таким поступкам, в силу чего не очень-то и пытается их совершать. Не по мне это, дескать.

Пониженная самооценка и недостаток самоуважения сопутствуют практически всем формам так называемого девиантного (резко отклоняющегося от принятых в обществе норм) поведения. Как ни странно, когда такие подростки совершают нечто неприемлемое, они начинают лучше принимать самих себя, им становится комфортнее. Ведь их непотребное поведение соответствует низкой самооценке себя, никакого противоречия не возникает.

Очень часто  глубокая неуверенность в себе и тревожность скрываются под маской напускной бравады, нарочитой грубости. Ведущие себя так подростки чаще, чем их сверстники, попадают в различные неприятные истории и оказываются жертвами преступлений, буквально «притягивая» к себе насилие. Почему так происходит? Во-первых, они сами «лезут на рожон» и провоцируют опасные ситуации, проявляя свою неуместную браваду. Во-вторых, преступники прекрасно чувствуют, что за напускной «лихость» таких подростков скрывается глубокая неуверенность, и выбирают своими жертвами именно их, потому что знают, что такая жертва будет лёгкой, не окажет сопротивления.

Как правило, те, кто хорошо относится к себе самому, хорошо относится и к окружающим. Если же самоуважение невысокое, то и к другим начинаешь относиться недоброжелательно и недоверчиво. 

Как показывают исследования, обычно завышенная самооценка встречается у тех подростков, у которых не всё благополучно в отношениях со сверстниками. Их не уважают, считают глупыми, держат в роли «шестёрок», а они в ответ выбирают позицию: «На самом деле я выше всех вас, вместе взятых!» - что позволяет им внутренне отгородиться от связанных с этой ситуацией переживаний.

Нужно учитывать, что за внешними проявлениями, характерными для низкой самооценки, может скрываться и завышенная. Такой человек ничего не берётся делать, потому что очень боится, что у него не получится, - и тогда будет нанесён серьёзный удар по обострённому самолюбию. Выходит, что для него комфортнее ничего не делать и оценивать себя высоко, чем сделать что-то, рискуя встретиться с неудачей, которая вынудит пересмотреть представления о себе.

Тот, кто обладает высокой самооценкой, имеет больше шансов достигнуть успеха. В то же время те, кто оценивает себя слишком высоко («Я лучше, умнее, способнее, успешнее, привлекательнее, чем почти все окружающие»), уже не обладают этими преимуществами. Напротив, они отбирают для себя лишь «элитные» занятия, считая, что всё прочее их недостойно. А их интересы зачастую ограничиваются общением с себе подобными, причём малосодержательным. Складывается эдакая компания единомышленников, считающая себя «элитой», «богемой»и изнывающая под бременем собственной гениальности. Появляются такие отрицательные качества, как заносчивость, неуместная амбициозность, «слепота» к собственным недостаткам. 

Свои успехи носитель высокой самооценки склонен объяснять собственными способностями и усилиями, а неудачи – случайным стечением обстоятельств или предвзятым отношением окружающих. Нередко бывает, что люди, мыслящие подобным образом, начинают «самоутверждаться за счёт других» - подчёркивать своё превосходство над всеми теми, кого они оценивают ниже себя. Общаться с таким собеседником тяжело и неприятно. Как следствие, в конечном итоге он обычно оказывается одиноким. Если оцениваешь себя высоко, из этого ещё не следует, что других нужно оценивать низко и, тем более, при каждом удобном случае демонстрировать это им…

Кто из подростков реально более популярен среди сверстников, то склонен занижать самооценку своей популярности. А кто непопулярен, отвергаем – наоборот, завышать. Тот, кто оценивает себя низко, популярностью не пользуется. Как, впрочем и тот, кого высокое мнение о себе сделало слепым к собственным недостаткам.

Самооценка подростка возрастает в результате нарушения запретов («Я делаю то, что запрещено, - значит я самостоятельный, смелый и вообще уже взрослый!»). с самооценкой тесно связан и уровень притязаний личности – стремление к достижению таких целей, на которые человек считает себя способным. Подросток начинает ориентировать на взрослые цели, предвосхищая положение, которого ещё не достигнул.

Из книги: Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с

К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.

Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2
«Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий