среда, 27 сентября 2017 г.

КАК МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

КАК МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Механизмы внешнего восприятия других людей можно разделить на три группы: во-первых, познания  и понимания людьми других (идентификация, эмпатия, аттракция); во-вторых, познание самого себя (рефлексия); в-третьих, механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведение партнёра по общению (каузальная атрибуция). 


Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнёра по общению. Поэтому, когда окружающие нас неправильно понимают, мы говорим им: «Побывали бы вы на моём месте!». 

Тем самым мы приглашаем их «включить»  психологические механизмы идентификации. Подобные выражения есть у разных народов. Например, индейцы выражают эту же мысль следующими словами: «Чтобы понять человека, нужно семь лун проходить в его мокасинах». Идентификация с другим даёт возможность понять его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

Идентификация тесно связана с другим близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатию также можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идёт об эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому, а не о рациональном осмыслении его проблем. Переживание человека не остаётся незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания (взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, соучастие) являются одной из важнейших характеристик личности. 

Эмпатия является основой содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого. В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого, например, близкого друга, родственника. Люди, не способные к этому, как правило, оказываются в изоляции.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. 

Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, много повидавшие на своём веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем, скажем, подросток. 

Но взглянуть на вещи чьими-то глазами – не означает полного отождествления себя с этим человеком. Если мы ставим себя на место другого, это значит, что мы ведём себя так же, как обычно ведёт себя этот другой. В случае проявления эмпатии мы просто принимаем к сведению особенности его поступков и привычек, относимся к ним с сочувствием, но поступать можем совсем по-иному.

Формы эмпатии зависят от типа и характера межличностных отношений. Так, с когнитивной эмпатией мы встречаемся в тех случаях, когда в процесс общения включены интеллектуальные компоненты, и мы пытаемся сопереживать партнёру, сравнивая его поведение со своим или находя аналогичные ситуации в своей прошлой жизни. Эмоциональная эмпатия основана на подражании чувствам и реакциям собеседника. 

Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия обычно характерна для отношений с близкими людьми. При этом мы не только мыслим (воспринимаем, понимаем), не только чувствуем (сопереживаем), но и действуем (помогаем делом). Поэтому можно звать на помощь или рыдать рядом с человеком, пострадавшим в аварии, а можно начать немедленно оказывать ему первую медицинскую помощь; можно порадоваться празднику в семье знакомых, а можно прийти и помочь им в подготовке к приёму гостей.

Эта высшая форма эмпатии – действенная – характеризует нравственную сущность человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности человека. Надо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к любым воздействиям взрослых, поэтому крайне важно, чтобы воспитатель, показывая пример, сам был эмоционально отзывчив на переживания ребёнка и окружающих, умел вовремя оказать им эмоционально действенную поддержку.

В том случае, когда познание партнёра по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции. Аттракция (дословно – привлекать, притягивать) представляет собой форму познания  другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Палитра этих чувств чрезвычайно разнообразна: от простой симпатии до глубокой любви. 

Причиной возникновения положительных чувств партнёров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель междугородного автобуса скорее поймёт проблемы водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мотоциклиста в раскрашенной кожаной куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.

Для того чтобы правильно понять партнёра по общению, надо знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. Способность человека представлять то, как он воспринимается партнёром по общению, получила название рефлексии. Понятие «рефлексия» возникло очень давно. Ещё Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагироваться от всего внешнего, телесного. 

Но здесь добавляется ещё и выяснение того, как другие знают и понимают рефлексирующего, его личные особенности, умственные способности и эмоциональные реакции. При этом наше внимание как бы переносится с партнёра на нас самих и происходит как бы своеобразное  удвоение зеркальных отражений друг друга. С учётом рефлексии и взаимного отображения партнёров в общении участвуют уже не двое, а как бы шесть человек:
«Я», каким я являюсь в действительности;
«Я», каким я вижу самого себя;
«Я», каким меня видит партнёр по общению.
Соответственно эти же три позиции можно обнаружить и у партнёра по общению.

Когда одна группа людей стремится понять, как она оценивается другими, то рефлексия называется групповой. Данное умение особенно важно для руководства предприятиями, политических партий, так как от этого будет зависеть их авторитет. Именно для этого социологические службы проводят многочисленные опросы общественного мнения. Лишь учитывая его, можно строить дальнейшие планы, видеть перспективу.   (Рогов Е.И. «Психология общения») 


ОБЪЯСНЯЕМ ПОВЕДЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ
Особенно нас интересует то, что заставляет окружающих действовать тем или иным образом, т.е. мотивы, внутренние пружины поведения. Ведь зная их, можно предсказать дальнейшие поступки вашего партнёра. Однако мы часто находимся в условиях дефицита информации и, не зная истинных причин поведения других, начинаем приписывать им самые разнообразные мотивы, причины. В их основе может лежать сходство поведения воспринимаемого лица с каким-то другим известным образцом или анализ собственных мотивов, проявляющихся в аналогичной ситуации.

Нередко эти приписанные причины негативны, глубоко обидны и могут полностью разрушить сложившиеся отношения. Старшеклассница, идущая к однокласснику, чтобы передать домашнее задание, может представляться обывателю девицей, имеющей намерение найти жениха; человек, купивший большой дом на честно заработанные деньги, - жуликом, обманывающим государство и окружающих; учёный, защитивший диссертацию, - карьеристом. 

Конечно, может быть и положительное приписывание. Например, вернувшаяся с работы мама, обнаружив полностью убранную квартиру, думает, что её дочка наконец-то взялась за ум и решила помочь ей. Хотя на самом деле, пока родителей не было дома, дочь устроила в квартире буйную вечеринку и теперь пытается скрыть её следы. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется казуальной атрибуцией, которая, как мы видели, бывает положительной и отрицательной.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои привычные, любимые способы или схемы причинности, то есть привычные объяснения чужого поведения. Так, для одних характерна  личностная атрибуция.  Такие люди в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку, но только не себе. Другие же привыкли к обстоятельственной атрибуции. Они винят обстоятельства, не стремясь выяснить конкретного виновника. Третьи используют стимульную атрибуцию: человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

Атрибуция также бывает  внутренней и внешней. Пытаясь определить черты личности другого человека, мы можем искать причину его поведения либо в его внутренних склонностях, либо, наоборот, в элементах ситуации, в которой он оказался.

Например, успех школьницы на экзамене мы можем приписать либо её умственным способностям, старательности и упорной работе, либо тому факту, что экзамен был лёгким или что во время экзамена она сумела воспользоваться шпаргалкой. Ссору между влюблёнными можно объяснить либо дурным характером одного из них, либо происками и сплетнями недоброжелателей, строящих им различные козни. Совершённое преступление можно приписать либо «злобной» или «агрессивной» личности преступника, либо той ситуации, что заставила его отстаивать свои интересы. Жизнь обездоленных людей можно объяснить либо нехваткой у них «таланта» или духа предпринимательства, либо социальной средой и неравными шансами на успех.

Изучая процесс каузальной атрибуции, психологи установили различные закономерности. Вспомните, как вы объяснили родителям, почему получили плохую или хорошую отметку в школе. Здесь может быть множество различных случаев. Однако можно согласиться с учёными в том, что причину успеха люди обычно приписывают себе, а неудачи – обстоятельствам. Мало найдётся таких людей, которые бы честно признались: «Да, я виноват».

Характер и вид приписывания будет зависеть также и от того, какую роль выполнял человек, каково его личное участие в обсуждаемом событии.  Если мы наблюдаем за тем, как любимая команда проигрывает очередной матч, то обычно ищем причины в самих игроках или тренере. Но если нам самим приходится выйти на площадку в составе этой команды, то мы находим совсем другие объяснения своего проигрыша. Эта закономерность касается и других обстоятельств: оценка события будет различна в случаях, если человек был участником (соучастником) или наблюдателем. Причём общая тенденция состоит в том, что чем более значимо для нас событие, тем скорее мы склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной. 

Положительное поведение  членов «чужой» группы чаще всего не замечается. Например, если девочка из твоей группы: «Катя всегда поможет на контрольной»; если она же в другой группе: «Катя позволила кому-то заглянуть в свою тетрадь».

Информация к занятию из книги: Рогов Е.И. Психология общения.  Часть 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

Часть 6.

К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.

Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2
«Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz


Комментариев нет:

Отправить комментарий