четверг, 28 сентября 2017 г.

ЖЕСТЫ, ПОЗЫ, ЗВУКИ, ЗАПАХИ – ПОМОЩНИКИ В ОБЩЕНИИ

ЖЕСТЫ, ПОЗЫ, ЗВУКИ, ЗАПАХИ – ПОМОЩНИКИ В ОБЩЕНИИ

ЖЕСТЫ

Обычно в разговоре мы очень редко не сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки. Особенно богатой жестикуляцией отличаются итальянцы и французы, которые полагаются на свои руки, когда нужно решительно подтвердить слова или придать беседе более непринуждённый характер. 


Когда француз хочет о чём-то сказать, что это – верх изысканности, утончённости, он, соединив кончики трёх пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. И с другой стороны, если француз потирает указательным пальцем основание  носа, он предупреждает: «Здесь что-то нечисто», «Осторожней», «Этим людям нельзя доверять».

В других культурах жестам также придаётся большое значение. Например,  палец, указывающий на другого человека, воспринимается как более агрессивный жест, чем раскрытые и обращённые к нему ладони. Покачивание головой, наклон её к плечу или в сторону собеседника всегда считаются признаками интереса. Помещённые же на бёдра руки чаще всего выражают чувство власти и доминирования.

Даже простое рукопожатие несёт определённую информацию о собеседнике. Если у человека слабое рукопожатие, то можно сделать вывод о слабости его характера. Правда, следует отметить, что если у человека артрит суставов руки, то для предохранения руки от боли он будет использовать слабое рукопожатие. Нередко представители профессий, требующих точных и тонких движений рук – художники, музыканты, хирурги, - предпочитают не обмениваться рукопожатиями. Если же они вынуждены это делать, то пользуются лёгким, щадящим рукопожатием.

Рукопожатие, помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие – отголосок древней традиции – показатель безоружности.
Чарльз Дарвин также считал, что проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего давнего прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она означает удовольствие или доброжелательность.

Югославский учёный Р. Волос на основе изучения около сотни русских жестов предложил такую классификацию:
-          К первой группе он относит так называемые «я-жесты», выражающие внутренне состояние человека. Это, например, жест, выражающий забывчивость, - лёгкий удар пальцами по лбу; недоумение или незнание – пожимание плечами; облизывание губ языком  - удовольствие или его предвосхищение.
-          Ко второй группе отнесены «жесты-усилители». Это, к примеру, классическое потирание щепотью, пальцами, когда нет или не хватает денег, не менее известное почёсывание затылка или за ухом.
-          Особую группу составляют «количественные» жесты, которые у нас частично усваиваются, когда дети играют в «каравай» -  «вот такой вышины», «вот такой ширины»… Или всем известный жест, сопровождающий рассказы об успехах в рыбной ловле. Мы, считая на пальцах, загибаем внутрь кулака, начиная с мизинца. В Западной Европе  - человек разгибает пальцы из сжатого кулака.
-          Интересной оказалась группа «он-жесты», которая выражает отношение к другому человеку. Например, характерное вращение пальцем около виска означает, что умственные способности кого-то оцениваются не очень высоко.
-          В особые группы выделены «жесты защиты», «жесты-эпитеты», «жесты-выключатели словесной речи» (сюда относятся приглашающие движения рукой, заговорщическое или кокетливое подмигивание) и т.д.
Важно научиться управлять своими руками, ведь по «поведению» рук можно судить о душевном состоянии их владельца и о его умении владеть собой.

ПОЗА

Свои чувства мы можем выражать телодвижениями. Например, человек выражает по отношению к другому большую открытость, если стоит к нему лицом, а не боком. Неприязнь у сидящего человека проявляется в напряжении тела, и, наоборот, расслабление тела и наклон вперёд выражает симпатию. В обыденном сознании сложилось, например, мнение, что люди высокомерные чаще наклоняют корпус назад, выпячивают грудь, отбрасывая голову назад. Подхалим весь наклоняется вперёд, взгляд заискивающий, хотя в уголках глаз едва заметен хитрый смех, на лице подобострастная улыбка.

Поза нередко выдаёт истинное состояние больше, чем выражение его лица.  Как мы стоим, как идём, как сидим, в какой позе засыпаем – всё является источником дополнительной информации.

Дело в том, что человека с раннего детства обычно учат владеть своим лицом при выражении каких-либо чувств, но не обращают внимания на положение его тела, но именно поза рассказывает нам о настоящих переживаниях людей и истинном отношении их к окружающим. Некоторые сидят, наклонившись слегка вперёд, тем самым выражая внимание и сосредоточенность, а другие – облокотились на спинку стула и положили ногу на ногу, всем своим видом показывая, что объяснения учительницы или ответы учеников им неинтересны.

Вспомните, как птицы нахохливаются. Обычно они делают так, чтобы выглядеть больше, крупнее, чем на самом деле, когда дерутся или ухаживают за самочкой. Люди также используют похожую позу «руки на пояс» с той же целью, т.е. чтобы стать крупнее.

Поза «руки на пояс» - один из наиболее характерных жестов, используемых человеком для передачи агрессивного настроения.. некоторые исследователи обозначают этот жест как «готовность» к чему-либо. Эта поза называется также стойкой «пробивалы» - имеется в виду целенаправленный человек, принимающий такую позу в случае, когда он готов добиваться своей цели. Мужчины часто используют этот жест в присутствии женщин, чтобы продемонстрировать своё превосходство.

А теперь обратите внимание, как сидят ваши одноклассницы. Если ученица предпочитает сидеть на краешке стула, сжав колени, то она очень активна, жизнерадостна, непоседлива; хватается за всё, не доводя начатое до конца.
Положение крест-накрест в области колен, ноги, выдвинутые вперёд, руки, лежащие на коленях, характеризуют тип эгоистичных, самодовольных, самовлюблённых девушек, которые стараются привлечь к себе внимание и стремятся показать себя умнее других во всех вопросах. Такие натуры отличаются чрезмерным любопытством.

Вытянутые вперёд ноги, одна чуть впереди другой, «говорят» о неустойчивом, неуживчивом характере. Те, кто предпочитают такую позу, считают, что они знают всё, и лишь в исключительных случаях признают свои ошибки.

Американский психиатр Самуэль Дэнкель установил зависимость между позой, в которой спит человек, и его характером. Тех, кто спит «калачиком», он называет «бутонами»; это люди, подсознательно не желающие расставаться со своим детством. Они испытывают потребность в покровительстве человека с сильным характером; избегают ответственности и равно подвержены хорошему и дурному влиянию. Это чувствительные, импульсивные натуры, руководствующиеся в своих поступках более минутным настроением, чем здравым смыслом.

Те, кто спят на животе, подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок, не терпят неожиданностей, расчётливы, предусмотрительны. Любят навязывать своё мнение, командовать, руководить.

Те, кто спят на спине, заложив руки за голову, общительны, сердечны и добры. Они знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них и не бороться с ними. Это люди светлого ума, они дружески настроены к окружающим и принимают мир и людей такими, каковы они есть. С такими людьми легко общаться, они без труда входят в любую компанию, не конфликтуют на работе и дома. Спящие на спине в детстве были любимцами своих родителей. Их можно назвать баловнями судьбы.

Таким образом, что бы ни делал человек – спал, сидел, стоял или шёл, поза позволяет узнать о нём и его состоянии много интересного.

ЗВУКИ И ЗАПАХИ
Не менее важное значение для процесса коммуникации имеет акустическая система, к которой относят качество голоса (тембр, высоту, тональность, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые собеседниками.

Темп речи может быть очень медленный, немного замедленный, быстрый, очень быстрый. От темпа речи может зависеть то, как тебя будут слушать окружающие. «Пустое слово сыплется, как горох из решета, - насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью», - так говорил о темпе речи известный режиссёр К.С. Станиславский.

Норман Миллер и его коллеги из университета Северной Калифорнии обнаружили, что ощущение правдивости возрастает, когда человек говорит быстро. Жители Лос-Анджелеса и его окрестностей, слушавшие записи речей на такую, например, тему, как «Опасность употребления кофе», оценивали тех, кто говорил быстро (около 190 слов в минуту), как более объективных, интеллигентных и эрудированных, чем те, кто говорил медленно (около 110 слов в минуту). Они также сочли быстро произнесённые сообщения более убедительными. То же происходит с восприятием рекламы.
Фактически нормальная скорость речи в 140-150 слов в минуту.

Тон речи – это окраска голоса, с которой произносится высказывание и которая помогает человеку лучше передать свои мысли и чувства. Тон может даже изменить содержание речи, придать ему противоположный смысл. Попробуйте, например, произнести слова «да» и «нет» разным тоном (весело, грустно, удивлённо, возмущённо, зло) и вы сами почувствуете разницу.

Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапления в речь – паузы, покашливания, смех, плач и т.д. Голоса различаются по способности оказывать влияние на других. Поэтому различают голоса невзрачные, обычные, не привлекающие нашего внимания. Есть голоса, сразу привлекающие нас, мы затихаем, прислушиваемся к ним, надолго запоминаем.

Голос также является выразителем наших чувств. По громкости речь сильно изменяется: от очень тихой, тихой, тише, чем обычно, до громкой, очень громкой, до крика. Когда человек говорит очень громко или очень тихо, слушать неприятно – плохо слышно и трудно понять. Спокойный и солидный голос снимает напряжение и пробуждает интерес, а «взвинченная», быстрая и громкая речь может восприниматься как признак резкости и агрессивности. Тихим голосом обычно разговаривают люди робкие, неуверенные в себе. Плохое впечатление оставляет человек, явно декламирующий в ходе разговора ранее заученные фразы. К таким окружающие нередко относятся с недоверием.

Учёные, изучающие науку паралингвистику, т.е. исследующие такие качества голоса, как тембр, темп, высота, громкость, интонации и их влияние на коммуникацию, выделяют следующие характеристики устной речи:
1.   Эмоционально-эстетические особенности показывают отношение человека к предмету разговора. Мы всегда безошибочно даём понять собеседнику, приятно или нет нам беседовать о чём-то.

2.   Биофизические отличия позволяют нам определить пол, возраст, темперамент, внутреннее состояние человека. Эксперты, прослушивая запись разговора, могут определить возраст говорящего с точностью до одного года. Кроме того, данная система даёт возможность оценить состояние здоровья человека. Причём выделяют не только временное расстройство здоровья, например, по хрипоте – простуду, но и диагностируют длительные, хронические болезни.

3.   Индивидуально-личностные показатели отличают одного человека от другого. Благодаря этим характеристикам вы без труда узнаёте голос знакомого человека по телефону, даже если он не представился вам. Пародисты, копируя чью-нибудь речь, опираются именно на эти признаки.

4.   Социально-профессиональная система показателей связана с положением человека в обществе, с его профессией. Недаром мы замечаем: «Говорит как начальник» или «Что ты всех поучаешь как учитель». Голос может подсказать, что человек думает о себе. Так, если он преисполнен чувства собственного достоинства, гордости за своё дело, то речь у него будет ритмичной, размеренной, с правильными, законченными фразами.

5.   Национально-социальные характеристики голоса выдают по акценту представителей разных стран: вьетнамца, украинца, эстонца и др. Даже если мы никогда не учили языка, мы сможем отличить, скажем, немца от грузина. Эта характеристика непроизвольна и формируется ещё в глубоком детстве. Даже зная язык в совершенстве, от неё трудно избавиться. Сюда же можно отнести различия в речи городских и сельских жителей.

Должное внимание следует уделить также таким коммуникативным навыкам, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание – или внимательное молчание – применяется в ситуации, когда цель общения  со стороны говорящего – «излияние души», эмоциональная разрядка.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определённых проблем. В данном случае обратная связь даётся слушающим в речевой форме через следующие приёмы: задавание вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами, изложение промежуточных выводов.

Каждый человек обладает индивидуальным запахом. Недаром собака уверенно идёт по следу преступника, не путая этот след со множеством других. Отстирать бельё, чтобы оно полностью утратило запах хозяина, практически невозможно. Здесь мы имеем дело с ольфакторной системой – системой запахов.

Запахи всегда использовали в различных сферах жизни – сначала подсознательно, потом – осознавая их власть. Ещё в древности из поколения в поколение передавались семейные реликвии, хранящие запах предков. Матери и девушки подкладывали уходящим воевать варежки или свитера. Считалось, что запах родного дома или близкого человека имел свойство оберегать мужчин, помогал им выстоять в трудную минуту. В африканских племенах до сих пор от матери к дочери передаются секреты ароматов, с помощью которых женщина, насильно выданная за нелюбимого, заставляла его отказаться от себя. Имеются также ароматы, наоборот, привораживающие любимого.

Традиция отдушивать постельное бельё лавандой существует издавна. Простыни и пододеяльники становятся от неё душистее. Но, как выяснилось недавно, дело не только в этом. По заключению американских ароматерапевтов, лаванда способна снимать чувства подозрительности и тревоги.

Информация к занятию из книги: Рогов Е.И. Психология общения.  Часть 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.


Часть 3.

К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.

Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2
«Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий